RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Питер Строхшнайдер: введение в немецких университетах исламских дисциплин представляет интерес интеграционной политике страны

02.11.2010 16:53

В будущем в университетах Германии должны быть созданы центры исламоведения. Целью таких центров будет обучение мусульманских богословов. Эрен Гюверчин провел беседу об этих планах с Питером Строхшнайдером, председателем Совета по прикладным и гуманитарным наукам Германии.

 

– Совет по прикладным и гуманитарным наукам Германии призывает создать учебные курсы для имамов и мусульманских священнослужителей в государственных университетах. Вы говорите, что курс "исламоведения" является интеллектуально сложной дисциплиной. В каком смысле?

 

– Понятие «исламские исследования» включает в себя все аспекты мусульманской доктрины. Их анализ  проблематичен как в рамках университетских дисциплин, так и для самой исламской теологии. Проблема в том, что религиозные, интеллектуальные, культурные и языковые различия имеют важное значение для ислама. Поэтому данные различия должны быть рассмотрены с научной точки зрения. Термин «проблема» используется здесь в самом положительном смысле.

 

Наука и научные исследования основываются прежде всего на решении задач интеллектуального характера, на способности ученых усложнять проблемы и запутать друг друга. Введение в немецких университетах исламских дисциплин в качестве официальных представляет интерес не только для интеллектуального самовыражения мусульман, интеграционной политики страны, но и является интеллектуальным, структурно-значимым проектом.

 

– Почему вы используете термин «исламские исследования», а не «исламская теология»? И что насчет "Islamwissenschaften"?

 

– Разница в том, что термин «исламские исследования» в качестве богословской темы, связаны с исламским вероучением, тогда как "Islamwissenschaften" (букв с нем. «исламские науки», название дисциплины, которая преподается в немецких университетах для ознакомления студентов, необязательно мусульман, с исламской культурой и религией в целом –  IslamRF.Ru) – нет. Мы осознаем, что термин "исламские исследования", имеет определенные риски, (например, тот факт, что в английском языке этот термин эквивалентен тому, что мы называем по-немецки "Islamwissenschaften"), но мы стараемся делать между ними различия. Мы сознательно избегаем термина «теология», потому что он исходит из христианской традиции. Но проблема в том, что терминология немецкого языка была сформирована под воздействием христианства или концепций, основанных на традиционном христианстве.

 

"Islamwissenschaften" – это исследования, которые не связаны с вероучением определенной религии, как, например, литературоведение или история. «Исламские исследования» в нашем понимании есть обучение основам вероучения по определенной разработанной программе, как вероучение протестантизма или католицизма.

 

– В целях установления крепкого сотрудничества между государством и мусульманским сообществом Совет по прикладным и гуманитарным наукам Германии предлагает создать при университетах советы экспертов-теологов по исламским исследованиям. Мусульманские объединения также могут быть представлены в этих советах. Однако, некоторые полагают, что мусульмане будут превалировать в данных советах.

 

– Мы знаем об этой проблеме. Действительно, мы в Совете по прикладным и гуманитарным наукам Германии предполагали такое развитие событий с самого начала. Совет не будет устанавливать, кто должен представлять кого, мы только хотим, чтобы принцип стал ясен. А он заключается в том, что все три группы должны быть представлены в советах.

 

Во-первых, это – представители мусульманских объединений. Они не имеют церковного статуса, но пытаются в некоторых случаях получить статус религиозной общины, хотя это всегда спорный вопрос. В то же время, эти объединения представляют значительную часть мусульман в Германии, и мы не можем игнорировать их.

 

Во-вторых, в советах экспертов-теологов по исламским исследованиям должны быть представлены мусульманские видные деятели, потому что большинство мусульман Германии не входят в какие-либо ассоциации или объединения. И, в-третьих, теологи. Это могут быть немцы, наряду с иностранными теологами, так как  церкви также будут участвовать в работе советов.

 

Если бы вы пригласили представителей церкви для участия в аналогичном проекте, то богословы  вошли бы туда автоматически, поскольку все представители церкви изучали богословие. Но мусульманские объединения отличаются от христианских. Отношение, складывающиеся между общиной и богословами у мусульман, отличаются от христианских.

 

Принцип работы советов заключается в том, официальный структуры в стране, где религия отделена от государства, не имеют права вмешиваться в планирование религиозных учебных программ.  Также им не позволено проверять наличие каких-либо возражений, протестов против преподавателей или профессоров. Хотя  согласно нашим сложившимся церковным законам приходы и религиозные общины имеют право высказывать свои возражения. Таким образом, получается, что государство ищет тех, к кому можно обратиться, когда возникнут вопросы в ходе такого сотрудничества. В этих условиях в качестве адресата может выступать только специальный совет, созданный в соответствии с конкретными условиями.

 

– Какие социальные последствия может иметь этот проект в долгосрочной перспективе?

 

– Если все пойдет по плану, а именно, если «исламские исследования» в качестве теологических дисциплин будут развиваться в немецких университетах, тогда они сыграет важную роль в презентации исламских ценностей в Германии. Благодаря этому словарный состав немецкого языка пополнится новыми терминами, обозначающие те или иные аспекты исламского вероучения. Это будет, безусловно, окажет влияние на университетские дисциплины в целом.

 

Кроме того, голоса мусульман получат больше веса в тех сферах жизнедеятельности, в которых пока в данный момент преобладает христианское большинство. Я рассматриваю этот вопрос не столько в плане политики интеграции, а сколько исхожу из социально-политических соображений,  так как считаю этот процесс крайне желательным и необходимым для нашего плюралистического общества.

 

qantara.de

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/14081/">ISLAMRF.RU: Питер Строхшнайдер: введение в немецких университетах исламских дисциплин представляет интерес интеграционной политике страны</a>