Абдал Хаким Мурад: единой формулы взаимодействия ислама и Запада нет
13.09.2011 10:12Британский ученый и мусульманский проповедник шейх Абдал Хаким Мурад (Тим Винтер) считается одной из ключевых фигур мусульманской общины Великобритании. В силу своего происхождения и академических интересов он одинаково хорошо знаком с западной мыслью и исламской традицией, поэтому в интервью с ним часто звучат вопросы о совместимости ислама и западных ценностей. В представленной ниже беседе с корреспондентами ресурса lastprophet.info Абдул Хаким Мурад рассуждает о проблемных аспектах такого взаимодействия на примере Великобритании и США.
- Вы – фактически носитель двух культур. По вашему мнению, могут ли ценности ислама сочетаться с современным образом жизни?
- Прежде всего нужно сказать, что ни ислам, ни современный мир не являются чем-то цельным, единым. Исламский мир представляет собой огромное разнообразие культур, мусульмане живут по-разному, у них разный уровень образования, доходов и так далее. Равно как и современность носит разный характер в Кейптауне, Москве, Теннеси и Париже. Везде все обстоит по-разному в плане образования, экономики, культурных формаций, конфессиональной идентичности. Поэтому не существует унифицированного ответа на вопрос как жить мусульманам в западном обществе. Если бы он был, то у нас не было бы сейчас таких проблем.
На мой взгляд, по причине этой неоднородности где-то мусульманам оказывается легче найти свой путь среди западных ценностей, а где-то, напротив, вопрос религиозной принадлежности сильно политизирован, и поэтому отношения напряженные, присутствует элемент конфронтации.
- Обязательно ли этот процесс сопровождается проявлениями исламофобии?
- Опять же, это зависит от того, где человек находится.
Чаще всего религиозным и этническим меньшинствам не удается избежать проявлений шовинизма, но у него совсем другая природа. В Европе всегда наблюдалась тенденция делать козла отпущения из таких групп, чтобы отвлечь внимание от проблем в культуре титульной нации. В истории много случаев, когда религиозные меньшинства, иногда расовые меньшинства становились жертвами такой политики подмены. И, видимо, теперь эта участь выпала на долю мусульман. Даже в Америке, которая ощущает потребность распространять свое влияние в политической, экономической и даже военной сферах в странах мусульманского мира, что получается с трудом, почти всегда бремя вины за это несут вполне безобидные мусульмане – граждане США.
- Как продвигается строительство мечети в Кембридже и как ее появление повлияет на отношения между мусульманами и немусульманами в Англии?
- В 2008 году был приобретен участок земли для строительства. Это было не просто, поскольку Кембридж как поселение представляет собой историческую ценность. Мы определились с архитектором, одобрен проект. Для нас было принципиально согласовать все детали и проекта с местными жителями, мы консультировались с местной жилищной организацией по каждому этапу реализации проекта, дабы учесть все их пожелания. Это важно, потому что мы хотим, чтобы мечеть стала достоянием не только местных мусульман, но и всех местных жителей. Поэтому при мечети будет разбит парк, который будет открыт для посещения.
Разумеется, внешний облик здания также немаловажен. К процессу разработки проекта мечети было подключено руководство кембриджского университета, представитель которого был включен в состав жюри нашего архитектурного конкурса. На мой взгляд, этот проект можно считать примером совместной работы, в которой задействованы не только мусульмане. Отчасти это стало возможным потому, что жители Кембриджа – люди образованные, люди широких взглядов, которые привыкли к культурному разнообразию, ведь наш город известен на весь мир своим международным университетом.
- Немусульмане проявляют интерес к строительству мечети?
- Весьма, и, должен сказать, они очень благожелательно настроены. Местная жилищная организация довольна проектом здания, на котором мы остановились, ее представители активно участвовали в наших заседаниях и доносили до нас свое видение проекта.
Мечеть будет расположена на ныне заброшенной территории. Альтернативой мечети могли бы стать общежития для студентов университета, но местная жилищная организация сочла их размещение здесь неуместным. Поэтому появление в этой части Кембриджа какой-то архитектурной доминанты, которая привнесет жизнь на этот пустырь, многими немусульманами, равно как и членами общины, воспринимается очень положительно.
- Оказывают ли помощь в строительстве мечети страны мусульманского мира?
- Мы не сотрудничаем с правительствами мусульманских стран.
- А с мусульманскими общинами?
- Мы принимали помощь из Малайзии и стран Персидского залива отчасти по причине политической напряженности, и отчасти из-за того, что объем поступающих пожертвований оказался меньше, чем мы рассчитывали. Мы смогли купить землю, но нам нужно еще 9 миллионов фунтов на само здание. Ввиду ограничения кредита нам предстоит потрудиться для того, чтобы найти деньги, придется привлекать внимание общественности к значимости этого проекта.
- К какому времени планируется завершить строительство мечети?
- Точной даты нет, но наша община так стеснена условиями, что найти место, которое могло бы вместить всех желающих совершить пятничную молитву, нужно как можно скорее.
- Вам не кажется, что на фоне вашей ситуации негативная реакция общественности на строительство мечети Ground Zero в Нью-Йорке выглядит чересчур преувеличенной?
- Нью-Йорк все-таки нельзя сравнивать с Кембриджем. Кембридж – это университетский английский городок со свойственной академической среде умеренностью взглядов и космополитизмом. Нью-Йорк же практически с самого своего основания был местом постоянного соперничества всевозможных этнических групп. Естественно, что ввиду болезненности темы башен-близнецов многие американцы не разделяют для себя ислам, исповедуемый большинством, и радикальный ислам. Поэтому отчасти в такой резко негативной реакции виноваты сами американские мусульмане, которые не приложили достаточных усилий для выстраивания отношений с общественностью, которые не объяснили простым американцам, что существует много трактовок ислама, что идеологи строительства мечети в Манхэттене представляют собой противоположность тем, кто стоит за исполнением терактов в Нью-Йорке.
- В прошлом году праздник Ид аль-Фитр выпал на 11 сентября, очередную годовщину терактов. Тогда было много пересудов о том, стоит ли американским мусульманам вообще праздновать его или же лучше воздержаться от торжеств, чтобы не привлекать к себе внимание. Что, по-вашему, было правильнее?
- К сожалению, сейчас в американском обществе присутствуют весьма влиятельные шовинистически настроенные фигуры, которые разгневаны провалом американского проекта в Афганистане и которые направляют свою ярость на ни в чем не повинных мусульман в американских городах. Я считаю, что нельзя позволять себя запугивать, и мусульманам надо было отмечать праздник, а не давать силам зла повод думать, что мусульман можно заставить отказаться от какого-нибудь из предписаний нашей религии. Ведь стоит только начать, и потом процесс будет уже не остановить.
- Тогда встает вопрос о самопозиционировании мусульман в западном обществе: как сделать это правильно?
- Действенность ислама как религии зависит только от деятельности ее лидеров. Поэтому я считаю, что больше ресурсов нужно затрачивать на подготовку духовных лидеров, деятелей и представителей мусульманских общин – не только в мусульманском мире, но повсеместно. Именно для этого с 2009 года в Кембридже работает мусульманский колледж, к обучению в котором принимаются выпускники медресе, исламских колледжей и университетов. Мы ставим перед собой задачу за год обучения показать студентам подходы к пониманию современного мироустройства и научить их пользоваться этим. Поэтому в рамках программы они изучают политологию, экономику, другие вероучения, историю, философию, историю западной мысли – все это вкупе дает им хороший арсенал, с которым они могут дать ответ вызовам времени. Это в особенности важно для духовных лидеров, которые в том числе должны держать ответ за свою общину перед немусульманами.
- Совсем недавно закончился Рамадан. Каким был этот месяц для вас в этом году?
- Должен отметить, что год от года общая атмосфера Рамадана, действительно, отличается. В этом году в это время в Кембридже было спокойнее, чем обычно, потому что Рамадан выпал на время каникул. Но, слава Всевышнему, у нас прошел ряд хороших встреч, и в целом атмосфера была доброжелательная.
- Мусульмане Великобритании – это представители разных национальностей, выходцы из разных стран. Способствует ли Рамадан росту духа единения среди них?
- Казалось бы, должен способствовать, но зачастую этого как раз не происходит. Отчасти причина в том, что каждый год встает проблема места, откуда мы наблюдаем луну, ведь мы должны начать пост все в один день. Но как правило выходцы из Бангладеша предпочитаю поститься как в Бангладеше, арабы постятся вместе с Египтом или Морокко и так далее. Поэтому вместо того, чтобы просто наблюдать луну там, где мы находимся, мы разделяемся по причине этнического разнообразия.
Кроме того, бывает, что в мечетях доминирует какой-то один культурный стиль, который приходится не по вкусу прихожанам из числа этнических меньшинств. Хвала Всевышнему, в нашей мечети в Кембридже нет преобладающей этнической группы, поэтому у нас не возникают проблемы подобного рода.
- А как быть новообращенным мусульманам?
- Их не так много, и они нигде не концентрируются в достаточно многочисленные группы, которые могли бы претендовать на формирование собственной культуры. Поэтому обычно они следуют традициям и обычаям, преобладающим в мечетях в местных общинах.
- Как, на ваш взгляд, должны проходить ифтары и праздник разговения – с размахом или же все-таки это должны быть скромные торжества?
- Сейчас принято устраивать грандиозные празднества по самым пустяковым поводам. Только на церемонию открытия грядущей олимпиады в Лондоне планируется потратить более 100 миллионов фунтов – и это не считая собственно олимпийских игр, которые за ней последуют. Люди привыкли к тому, что все важные события сопровождаются карнавалом. Если мы хотим с этим тягаться, то тогда, очевидно, нам тоже надо отмечать наши праздники с большой помпой.
Перевод IslamRF.ru