RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Шамшадин Керим: мы готовим специалистов в области ханафитского ислама

26.12.2012 16:12

Специальный корреспондент Издательского дома «Медина» Нина Зотова побеседовала с проректором Казахско­египетского исламского университета «Нур» Шамшадином Керимом. Доктор Керим – член специального диссертационного совета при Институте литературы и искусства им. М. Ауезова, он является автором нескольких трудов в сфере арабской филологии, исламоведения, им опубликованы более 100 научных статей. Он принимал участие с докладами в более чем 50 научных конференциях. Многие годы осуществляет преподавательскую, организационную и руководящую деятельности.

 

 

— Расскажите, пожалуйста, каковы цели и задачи Вашего университета?

— Египетский университет исламской культуры «Нур» был создан на основании межправительственного соглашения между Республикой Казахстан и Арабской Республикой Египет. Соглашение было ратифицировано Парламентом нашей республики 2 июля 2003 года и обрело законную силу в соответствии с указом Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева. Университету выдана лицензия Министерства образования и науки Республики Казахстан после прохождения государственной аттестации.

Задачи университета — подготовка квалифицированных кадров исламоведов, религиоведов, преподавателей арабского языка, кадров мусульманских священнослужителей для наших мечетей, преподавателей для медресе, филологов?арабистов. В Казахстане действует 9 медресе — средних профессиональных учебных заведений. Единственный вуз, действующий при Духовном управлении мусульман Казахстана и готовящий специалистов по исламскому направлению — это наш университет. Университет действует в рамках соглашения между правительствами Республики Казахстан и Арабской Республики Египет, подписанного в 2001 году. В период 2004–2011 годов университет «Нур» выпустил 262 специалистов по исламоведению. Из них 163 выпускника работают имамами и наиб­имамами мечетей во всех регионах Казахстана, что составляет 62,2 % всех окончивших университет, и 37 специалистов, т. е. 14,1 % выпускников, преподают в девяти медресе Духовного управления мусульман Казахстана.

Основной задачей университета является подготовка высококвалифицированных специалистов — бакалавров и магистров, глубоко освоивших основы и направления ислама, историю и философию исламской религии, владеющих также современными светскими науками и способных решать актуальные теоретические и практические задачи, стоящие перед обществом.

Деятельность университета проходит по трем основным направлениям, это — учебно­методический процесс, научно­теоретические исследования, духовно­просветительские мероприятия.

Очень важно, что мы готовим кадры по такой специальности, как «исламоведы». В Казахстане эта научная дисциплина по­настоящему находится лишь на стадии становления, поэтому большинство исламоведов выступают также и в качестве историков, социологов, философов, филологов.

Введение специальности «исламоведение» в классификатор специальностей высшего и послевузовского образования позволит сформировать совершенно новое направление в казахстанской гуманитарной науке, начать комплексное исследование ислама в Казахстане и Центрально­Азиатском регионе, выработать методологию ислама в контексте обоснования историко­культурных и цивилизационных особенностей Ислама в нашей республике — как основы формирования духовно­этического согласия в казахстанском обществе.

 

— Как государство содействует подготовке специалистов по исламским направлениям?

— В соответствии с правилами присуждения образовательного гранта для оплаты высшего образования, в 2011 году для подготовки квалифицированных кадров по специальности «исламоведение» Министерством образования и науки Республики Казахстан было выделено 100 грантов, в 2012 году — 128 грантов. Из республиканского бюджета на 2012–2014 годы предусмотрено выделение в 2013 году средств на обеспечение 150 грантов по указанной специальности, на 2014 год предусмотрено выделение 200 грантов. Таким образом, на начало 2014/2015 учебного года большинство студентов, получающих высшее религиозное образование, будут полностью обеспечены государственными грантами. Наши выпускники получают диплом государственного образца.

 

— Совсем недавно в конце ноября этого года в Вашем университете появилось три новых факультета. Расскажите об этом поподробнее.

— По результатам работы попечительского совета, в связи с инициативой египетской стороны, было принято решение о переименовании университета в Казахско­египетский исламский университет «Нур», ранее он назывался Казахско­египетский исламский университет «Нур­Мубарак»

Попечительским советом также были внесены изменения в структуру университета, в частности было принято решение об открытии трех факультетов: «Основы религии и исламское проповедование», «Шариат» и «Арабская филология и исламская цивилизация». На базе нашего университета также будет работать Научно­исследовательский центр имени Абу Ханифы. Задача новых факультетов — более углубленная подготовка исламоведов, религиоведов, преподавателей арабского языка и филологов. Ранее мы также готовили имам­хатыбов. Теперь с появлением факультета «Шариат» студенты будут более глубоко изучать исламское законодательство. Больше внимания будет уделено проповедям. В наше врем проповеди должны соответствовать требованиям современности и при этом опираться на фундаментальные исламские знания.

Для этого у нас есть все возможности. В настоящее время высшее религиозное образование в университете «Нур» получают 638 студентов, которым передают свои знания 53 казахстанских и 17 египетских преподавателей. Среди профессорско­преподавательского состава имеется 21 доктор наук и 16 кандидатов наук. Необходимо отметить, что все специалисты из Египта — доктора наук разной специализации — арабский язык, арабская литература, фикх, корановедческие науки, акыда, исламская философия. Это сотрудники и специалисты таких известных учебных заведений, как «Аль­Азхар», «Айн Шамс», Каирский университет, Александрийский университет и университет «Аль­Миния». Например, заведующий кафедрой арабской филологии — литературовед доктор Абу Рахман Саад. У нас преподается риторика, литературная критика, история арабской литературы. Наши студенты изучают также и английский язык, что весьма важно в наше время. В университете работают «носители языка», что очень важно, и высококлассные специалисты, поэтому студентам из Казахстана нет необходимости ехать за исламскими знаниями в зарубежные государства.

На первом и втором курсах закладывается образовательный фундамент языковой подготовки, что позволяет студентам в дальнейшем на третьем и четвертом курсах самостоятельно работать с источниками на арабском языке.

Отличительная особенность образовательных программ бакалавриата, в том числе и по исламоведению, — это структурное единство типового учебного плана, в котором исламские предметы даются на арабском языке.

В целях повышения качества образования студентов c 2008 года впервые открылась магистратура по специальностям двух иностранных языков (арабский и английский). Уроки в университете ведутся на арабском языке. Для студентов открыта возможность проходить практику, тренинговые курсы, углублять знания по программам магистратуры и докторантуры египетских университетов «Аль­Азхар», «Александрия», «Аль­Миния». Со второго курса лучшие студенты университета отправляются на практику в эти египетские вузы.

У нас обучаются и юноши, и девушки. Студентам­юношам, окончившим курс по специальности «Исламоведение», выдается свидетельство о присвоении им квалификации «бакалавр исламоведения», а девушкам — «преподаватель исламоведения».

 

— Каковы основные критерии приема студентов?

— Мы принимаем студентов на основе типовых правил приема, разработанных министерством образования Республики Казахстан. После введения предмета «исламоведение» в классификатор специальностей высшего и послевузовского образования прием ведется в соответствии с действующим законодательством. Однако, у нас есть и дополнительный творческий экзамен. Здесь мы проводим собеседование со студентами, включающее акыду, знание Корана, основ Ислама. Изучаем взгляды абитуриентов, чтобы не принимать в университет «случайных» людей. Мы работаем строго по ханафитскому направлению. И тут надо подчеркнуть, что основной работой исламоведов и имамов является пропаганда ислама традиционного для Казахстана ханафитского мазхаба, исследование его положений с научной точки зрения и ознакомление с ними мусульманской части населения страны.

Необходимо отметить, что примерно 70 % студентов, поступающих к нам — это представители сельской молодежи из семей с невысоким уровнем доходов.

 

— Какова перспектива развития партнерских отношений с российскими исламскими вузами?

— Мы активно сотрудничаем с Российским исламским университетом (Казань), с которым у нас подписан меморандум о сотрудничестве, предполагающий взаимный обмен опытом, организацию стажировок преподавателей и студентов вузов, проведение семинаров, симпозиумов и конференций. Для нас очень интересен положительный опыт России в области исламского образования, так как Россия, так же как и Казахстан, является светским государством. Особенно интересен для нас действующий в России Фонд поддержки развития исламской культуры, науки и образования, который существенно способствует развитию исламского образования. Мы хотели бы, чтобы у нас была подобная организация. На уровне преподавателей, обмена опытом, посещения научных конференций будем вести сотрудничество с Московским исламским университетом. Естественно, мы хотим наладить сотрудничество и с другими российскими исламскими вузами. Это касается опыта организации педагогического процесса, подготовки литературы.

 

Беседовала Нина Зотова

Газета "Медина аль-Ислам"

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/25585/">ISLAMRF.RU: Шамшадин Керим: мы готовим специалистов в области ханафитского ислама</a>