RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Абд аль-Азиз ат-Тувейджри: Путем партнерства цивилизаций — к прогрессу

06.08.2008 10:02

  23–25 июня в Москве с официальным визитом находился генеральный директор Исламской организации по образованию, науке и культуре (ИСЕСКО) д-р Абд аль-Азиз ат-Тувейджри. ИСЕСКО, которую считают аналогом ЮНЕСКО, была основана в соответствии с решением, принятым на десятой встрече министров иностранных дел стран — членов ОИК в мае 1979 года в Фесе (Марокко). Здесь же спустя три года — в мае 1982 года — состоялось учредительное заседание ИСЕСКО, был принят Устав этой организации.

 

В настоящее время членами ИСЕСКО являются 50 государств. Российская Федерация (с 2007 года), Королевство Таиланд и турецкая часть Кипра являются в ИСЕСКО наблюдателями. Примечательно, что за 26 лет своего существования ИСЕСКО возглавляли всего два человека: с момента основания и до 1991 года генеральным директором был представитель Марокканского Королевства д-р Абд аль-Хади Бу Талиб. С ноября 1991 года и до настоящего времени ИСЕСКО руководит представитель Королевства Саудовская Аравия д-р Абд аль-Азиз Бен Осман ат-Тувейджри. Он является автором таких исследований, как «Будущее арабского языка», «Арабский язык и глобализация» и других.

В ходе июньского визита в Москву, уже третьего по счету, глава ИСЕСКО был принят министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Он провел встречи в мэрии Москвы, в Совете муфтиев России, в Центре арабских и исламских исследований, принял участие в работе международной конференции «Россия и исламский мир», председательствовал на девятом заседании Высшего Совета по образованию и культуре в странах неисламского мира. По итогам визита в Москву между ИСЕСКО и российским Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования подписано соглашение о сотрудничестве. Мы предлагаем вашему вниманию беседу с д-ром Тувейджри.

— Уважаемый генеральный директор, я рада вас вновь приветствовать в Москве. Минуло два года с вашего предыдущего визита в российскую столицу. Как сегодня вы оцениваете сотрудничество между Россией и ИСЕСКО, можно ли уже говорить о каких-то конкретных проектах?

— Прежде всего, вступление Российской Федерации в качестве члена-наблюдателя в ИСЕСКО позволит обеим сторонам предпринимать координированные действия, направленные в первую очередь на помощь мусульманским организациям и структурам в РФ в области образования и культуры на благо мусульман внутри страны. Эти действия нацелены на более широкое знакомство с мусульманской цивилизацией, изучение арабского языка, в том числе и немусульманами, с тем чтобы и они познакомились с истинным Исламом, с достижениями исламской цивилизации, с красотами арабского языка и арабской литературы. Эти усилия мы предпринимаем сейчас вместе с Советом муфтиев России, Центром арабских и исламских исследований, с многочисленными исламскими структурами РФ. Наше взаимодействие будет выражаться в проведении образовательных семинаров, конференций, издании книг, обмене специалистами. Мы надеемся, что в ближайшие годы эта совместная работа расширится, и мы достигнем тех целей, которые перед собой поставили. А цели ясные: упрочение связей между РФ и исламским миром в целом.

— Вы употребляете выражение «исламская цивилизация». На ваш взгляд, она едина?

— Да, она едина, однако каждое общество имеет свои особенности — культурные, социальные. Безусловно, в каждой исламской стране присутствуют черты исламской цивилизации, но есть и свои особенности. И это многообразие, на мой взгляд, — источник силы исламской цивилизации и источник ее богатства. Исламская цивилизация основывается на исламском вероучении, основные принципы которого — уважение человеческой жизни, уважение тех творений, которые были созданы Всевышним на пользу человеку, утверждение добродетели, общечеловеческих ценностей, сотрудничество в добрых делах и благочестии. Все это отличает исламскую цивилизацию. На протяжении веков исламские народы жили так, что именно эти великие ценности их объединяли: религия и духовное развитие. Благодаря своей духовности мусульмане в разные эпохи смогли добиться выдающихся успехов в науке, архитектуре, искусствах. Произведения, созданные мусульманскими мастерами, можно увидеть сегодня во многих музеях мира. Многие ценители-коллекционеры занимаются поиском этих ценных произведений исламского искусства, отдают за них большие деньги. Понятно, что исламская цивилизация обогатила цивилизацию мировую. И сегодня она может сотрудничать с другими цивилизациями для установления справедливого миропорядка, в котором бы ценилось достоинство каждого и уважались бы права всех.

К великому сожалению, в современном мире много несправедливости, порчи, а это приводит к появлению таких явлений, как насилие, экстремизм, терроризм, невежество, которые в свою очередь приводят к тому, что отношения между людьми, народами становятся напряженными, натянутыми. Ислам против всего этого. Ислам, согласно Священному Корану, — это религия милосердия и сострадания. А милосердие не может быть источником бед, мучений и страданий. Милосердие — источник благости, счастья, спокойствия. Поэтому мы выступаем за то, чтобы барьеры и препятствия, разъединяющие людей, пали. Наша задача — разъяснять людям, что Ислам, как и любая другая религия, — это исходный пункт, который поведет человека по правильному пути. Религия упорядочивает жизнь человека и помогает ему обрести счастье, спокойствие, учит жить по-братски с соседом, уважать человеческую личность и строить мир вокруг себя в соответствии с этими правилами.

— Я читала недавно вашу статью, посвященную партнерству цивилизаций. Что вы вкладываете в это понятие? Оно в вашем понимании отличается от понятия «диалог цивилизаций», о котором сейчас много говорят?

— Диалог — это первый шаг к взаимопониманию. Это своего рода вход. Когда за столом переговоров много сторон, то у каждой из них — своя культура, религия, традиция. Чтобы преодолеть разногласия между ними, нужно найти общую платформу, и поиск ведется с помощью диалога. Когда мы добились в результате диалога, а он имеет несколько ступеней, взаимопонимания, можно формировать какой-то союз, начинать партнерские отношения. Объединение — это заключительная точка диалога. То есть, добившись взаимопонимания, нам нужно объединиться, чтобы противостоять любой опасности, угрожающей интересам людей, нашим отношениям, человечеству в целом. Об этом я говорю в своих изысканиях. В них я призываю к тому, чтобы процесс диалога нарастал, расширялся, чтобы он охватывал все новые сферы, чтобы мы пришли к такому уровню взаимопонимания, которое позволит нам стать партнерами.

Я убежден, что этот путь партнерства цивилизаций может привести к установлению нового миропорядка. Мы сможем достичь нового этапа человеческого прогресса, потому что всякая новая ступень человеческого познания приводит и к новой, более высокой ступени в развитии человеческой цивилизации, но на этом пути необходима работа души, воспитание моральных качеств.

— Что может дать российская цивилизация цивилизации исламской?

— Россия — страна с богатейшей историей. Исламская составляющая российской цивилизации — блистательная. Мусульмане, которые веками жили в этой стране, дали высочайшие образцы цивилизационного развития, в том числе и мусульманские народы, сейчас получившие независимость, но раньше входившие в состав СССР. Причем они и сегодня тесно связаны с той большой страной, которая существовала. Поэтому мы призываем сегодня к серьезному партнерству между цивилизациями. В современном мире один полюс, один центр, который старается доминировать над всеми народами и цивилизациями, он стремится осуществить свои цели, не считаясь с правами человека, интересами народов. Это безрассудность, узость мышления. Мы стремимся к установлению баланса, равновесия сил в мире. Только в этом случае можно говорить о подлинном партнерстве цивилизаций.

— Сегодня мы наблюдаем всплеск исламофобии в мире. Как ему противостоять?

— Показывать, что такое истинный Ислам, и не только с помощью слова, но и своим поведением. Я говорю руководителям исламский организаций, которые действуют в странах неисламского мира, что их задача — доносить истину об Исламе при помощи практических дел. Сегодня недостаточно только рассказывать об Исламе. Да, слово может убедить, но если слово расходится с делом, если слово расходится с вашим поведением и образом жизни, то оно бесполезно. Только единство слова и дела может дать истинную картину того, что такое Ислам.

— Ежегодно Организация Исламская Конференция избирает несколько городов на различных континентах в качеств столиц исламской культуры. На ваш взгляд, может ли в будущем какой-то российской город претендовать на то, чтобы стать такой столицей?

— Может, конечно, может. В 2009 году столицей исламской культуры станет столица Азербайджана Баку. Возможно, в будущем мы выберем Казань или какой-то другой город РФ в качестве столицы исламской культуры. Я считаю, что с помощью этой программы — избрания различных городов на различных континентах в качестве столиц исламской культуры — можно познакомить людей с исламской цивилизацией и ее вкладом в мировую цивилизацию.

Беседовала Людмила ЖУКОВСКАЯ

01.07.2008

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/3589/">ISLAMRF.RU: Абд аль-Азиз ат-Тувейджри: Путем партнерства цивилизаций — к прогрессу</a>