RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Так начиналось на Кавказе… О «мусульманском батальоне» на Украине

08.09.2015 14:49

Ответы первого заместителя председателя ДУМ РФ, ответственного секретаря Международного мусульманского форума Дамира Мухетдинова на вопросы редактора Крымского выпуска «Комсомольской правды» Сергея Гуленко относительно инициативы уполномоченного президента Украины по делам крымскотатарского народа Мустафы Джемилева (экс-главы Меджлиса) по созданию на Херсонщине т.н. «мусульманского батальона»:

 

- Как можете прокомментировать заявление Джемилева?

- С одной стороны, к этим словам можно отнестись как к безответственному популизму и демагогии. Насколько я знаю, даже в Киеве далеко не все, и в первую очередь в армии и специальных органах, поддерживают идею т.н. «мусульманского батальона». Скорее, она находит понимание у лидеров радикальных военно-политических формирований, политиков крайнего толка и разного рода политических экспериментаторов, которые уже довели Украину до края гражданской войны и, к слову, ухода Крыма из ее состава.

С другой стороны, если все же здравый смысл не возобладает, а, к сожалению, так в последнее время порой бывает, то идея, конечно, крайне опасна. Не сулит она ничего хорошего никому, в том числе и в первую очередь, крымским татарам и самому Мустафе Джемилеву.    

- Вы лично знакомы с Джемилевым, что можете сказать об этом человеке, его поступках?

- Я с ним лично не знаком. Направления нашей деятельности не пересекались. Я занимаюсь вопросами религиозного созидания в России и по мере возможности на постсоветстком пространстве. Он политический деятель, который изначально выбрал для себя стратегию максимального сближения с теми, кто сейчас находиться у власти в Киеве.

Мы видим российское мусульманство как неотъемлемую составляющую евразийской цивилизации, о чем, кстати, писал сто лет назад великий крымский татарин Исмаил-бей Гаспринский. Джемилев определяет себя как человека не религиозного мировоззрения и образа жизни, как сторонника и проводника либерального, западного проекта.

Российские мусульмане ценят в нем стойкого и принципиального борца с тоталитаризмом, уважают его как патриота и выдающегося сына своего народа, внесшего огромный вклад в его возрождение и возвращение на историческую родину. Джемилев стал живой легендой, человеком-символом длинного и страшного XX в. К сожалению, сейчас, в XXI веке, себя, по моему скромному мнению, найти он уже не смог.

- Как должны правоверные мусульмане реагировать на такие призывы и почему? 

- Я уверен, что вносить религиозную мотивацию в нынешние события на Украине – это страшнейшая ошибка и угроза. Всем очевидно, что проблема лежит в плоскости политики и даже геополитики.  Но мало того, что события в Крыму и в Донбассе порой пытаются представить как межэтническое противостояние, так еще хотят провести линию разлома по конфессиональному признаку. 



Кстати, «мусульманский батальон» не уникален в этом роде. Известно, что один из современных идеологов украинского национализма Дмитро Корчинский создал и курирует батальон «Святой Марии», который под православными лозунгами и хоругвями воюет на Донбассе, считая единоверцев, относящихся к РПЦ МП, отступниками. 



Я напомню, что именно так начинались события на Северном Кавказе. Тогдашние лидеры Чечни во главе с Джохаром Дудаевым тоже на определенном этапе в противостоянии с Москвой стали разыгрывать религиозную карту. К сожалению, нашлись и в Москве силы, кто им подыграл из своих корыстных соображений. В результате конфликт в национальном регионе, каких были десятки на постсоветском пространстве, превратился в то, что мы имеем сегодня, - Имарат Кавказ и «вилаят халифата» ДАИШ. 



Генерал Дудаев и его окружение – были советскими и далекими от религии людьми. Но они осознали мобилизационный потенциал Ислама и поэтому к нему обратились. Чистый национализм не давал им нужного результата. Все это напоминает то, что сейчас происходит с идеей Джемилева о «мусульманских батальонах». 



Задача всех, верующих и атеистов, максимально содействовать урегулированию конфликта на Украине, для чего, прежде всего, надо избегать провокаций и непродуманных популистских шагов, не просто разжигающих войну, но переводящих противостояние на совершенно новый уровень.   

   

- Может ли вообще такой  политик как Джемилев объявлять о создании батальонов на принципах принадлежности людей к исламу?

- К сожалению, в горячке конфликта, или исходя из каких-то сиюминутных политических интересов, многие сегодня прикрываются именем Ислама и используют религию как им угодно в каком угодно качестве, не думая как это сказывается на имидже мусульман и их вере. Яркий пример – ДАИШ в Ираке и Сирии. Но Ислам нацелен на созидание, конструктив, мир и справедливость, а не на войну и конфликты. Эту прописную вещь приходится повторять и повторять.    

- Представляют ли такие формирования на Украине угрозу для российского населения. Ели да, то какую, если нет, то почему?

- Я думаю, что пока говорить о какой-то серьезной угрозе со стороны «мусульманского батальона» населению Крыма или какого-то российского региона не стоит. Речь, как отмечают эксперты, идет максимум о нескольких десятках человек, которые еще не факт, что будут собраны вместе в рамках какого-то отдельного специального подразделения.

Потом будущее т.н. добровольческих батальонов на Украине тоже не однозначно. Очевидно, что власти в Киеве не готовы до бесконечности терпеть такую вооруженную вольницу и опасного конкурента. 

- Насколько вероятно, что в батальон, если он будет создан, действительно пойдут воевать «чеченцы, ингуши, азербайджанцы, узбеки и представители других национальностей», как об этом говорит Джемилев?

- Какие-то отдельные т.н. «этнические мусульмане», проживающие на Украине, возможно захотят вступить. И это будет максимально отработано инициаторами идеи в пропагандистском плане.

Вообще, «мусульманский батальон» - это, в первую очередь, пока пиаровский, пропагандистский, политический проект, не военный. Серьезной боевой единицей он в ближайшее время не станет. Возможно, что и нет такой задачи даже.

- Не выльется ли объявление Джемилевым о создании такого батальона, по сути, к призыву начать джихад? 

- Я думаю, самое опасное будет, если на определенном этапе реализации проекта он выйдет из-под контроля Джемилева и вообще инициаторов идеи. Я имею в виду, если, не приведи Аллах, будут привлечены т.н. «джихадисты» (например, с опытом боевых действий в Сирии и Ираке или на Кавказе), которые со временем перехватят лидерство и вложат в батальон свое понимание и стратегию. Тогда все рискует пойти по «северокавказскому» примеру и стоит ожидать, чего угодно, о чем не может не догадываться Мустафа Джемилев.

Крайне настроенные боевики захотят избавиться от его опеки, а, возможно, и от него самого, прежде чем от кого-либо еще. Он для них – светский демократ, либерал, человек, весьма далекий от их идеалов.

Если такой союз и сложится, то, понятно, что это, если можно так сказать, будет временный брак по холодному расчет с риском самого плачевного исхода для всех сторон.

Поэтому я призываю всех еще и еще раз серьезно подумать перед тем, как делать громкие заявления и использовать религию в политических целях. Не повторяйте ошибок, унесших десятки тысяч жизней, из-за которых и по сей день нет покоя миллионам людей, причем мусульманам в первую очередь.       

IslamRF.Ru
Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/37575/">ISLAMRF.RU: Так начиналось на Кавказе… О «мусульманском батальоне» на Украине</a>