RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Аль-Кардави: Демократия – это возможность наставлять правителя и поправлять его ошибки

02.10.2008 18:05

Разговор с президентом международного совета мусульманских ученых, одним из самых выдающихся улемов-суннитов современности Юсуфом аль-Кардави записала 9 сентября 2008 года корреспондент газеты «Египтянин сегодня» Рания Бадви

Многоуважаемый шейх, как мне, простой гражданке, «наставлять правителя, призывать его к хорошему и предостерегать от дурного» в условиях нынешнего политического режима и обилия спецслужб? 

Правитель не обладает святостью, он не правит от имени Бога или неба. Правитель представляет народ. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, однажды заметил: «Меня назначили правителем среди вас. Но я не лучше вас. Если увидите, что я прав, поддерживайте меня. Если увидите, что я неправ, лишите меня слова. Повинуйтесь мне до тех пор, пока я повинуюсь Аллаху. Если я ослушаюсь Аллаха, то нет на вас никакого обязательства повиноваться мне!» Омар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если кто из вас увидит во мне отклонения, пусть исправит меня!» А Омар Бен Абдуль-Азиз: «Я только один из вас. Просто Аллах сделал мою ношу тяжелее вашей». Так как народ выбирает правителя, поэтому он и имеет право давать ему наставления и поправлять его, если тот ошибается.

То, о чем вы рассказали, теоретически правильно. Но как я, будучи обычной женщиной, которая не имеет никаких связей, могу довести свои слова и точку зрения до президента? 

Когда я хочу сделать наставления президенту, то делаю это напрямую, если смогу до него добраться, или с трибуны во время пятничной молитвы, или же через СМИ: газеты, журналы, спутниковые телеканалы и т.д.

Когда я говорю о гражданине, я не имею в виду отдельное лицо. Гражданин может довести свое мнение до президента через доступные ему инструменты. Такие действия нужно проводить именно посредством таких инструментов.
Например, в странах Запада, когда президент нарушает конституцию, прибегают к процессу импичмента. Поэтому нам тоже нужен такой механизм, чтобы каждый член парламента смог сделать правильный выбор и чтобы парламент действительно обладал реальной силой. Но когда президент держит парламент под своим диктатом, как это происходит сейчас, то как парламент сможет оправить его в отставку, если он совершит ошибку?!

Как вообще можно этого добиться? 

Пакистан под давлением народа и мирных демонстраций смог отправить своего президента в отставку. Но мы до сих пор не дошли даже до того уровня демократии, каким располагает Пакистан. У нас в стране не было такого президента, который остался бы удовлетворенным одним или двумя президентскими сроками. Каждый хочет править вечно. А когда наступает время уходить, пытается на свое место назначить своего сына. 

А вы не давали наставлений президенту (Хосни Мубарак – прим. перев.) раньше? 

С президентом Мубараком я встретился один раз в своей жизни – во время общественного мероприятия. Вот с эмиром Катара я встречаюсь чаще: наставляю его и высказываю ему свои предложения. Моим наставлением прекратить выносить приговоры о смертной казни в отношении исламистов воспользовался ливийский лидер Муаммар Каддафи. Человека не вернуть. А вдруг его повесили по ошибке?! А при пожизненном заключении у человека есть возможность подумать над своим поведением. Власти, если выяснится, что он невиновен, могут его освободить. Каддафи ответил на мое наставление положительно и на его основе пошел на мир с исламистами. То же самое могу сказать в отношении президента Башара Асада (президент Сирии – прим. перев.). Я часто с трибуны наставляю президентов, бизнесменов, правительства стран. Например, в Катаре я обнаружил, что люди очень часто переплачивают за аренду жилья. И я этой проблеме посвятил несколько своих проповедей, так как я считаю, что это несправедливость, которую чинят богатые люди. 

Какое наставление вы можете сейчас дать президенту Мубараку? 

Главное, я хочу, чтобы он внимал просьбам людей и отказался от намерений продлить свои полномочия как президента, или передать власть сыну. Ему не нужно оставаться президентом страны еще на один срок. Пусть сам народ изберет своего будущего президента. Как и не нужно передавать власть по наследству. Зачем его сыну нести такую опасную ответственность?! Наш господин Омар (второй халиф – прим. перев), да будет доволен им Аллах, когда ему предложили передать после себя власть своему сыну, ответил: «Я считаю, что из семьи Аль-Хаттаб достаточно одного человека, чтобы нести такую ответственность. Я желаю освободиться от этой ответственности, не извлекая из этого для себя ни выгод и не нанеся себе вреда». Зачем президенту Мубараку нести такую ответственность и еще вовлекать в это дело сына?! 

Уважаемый шейх, вы рассматриваете банковские ставки как ростовщичество и, соответственно, запрещаете их. Но как человеку, несведущему в финансовых делах, приумножать свое имущество? 

Единственный выход – либо банк работает по исламским канонам, либо вы идете и сдаете свои деньги в исламский банк. Не только я так считаю. Так полагает большинство ученых, которые считают банковские ставки ростовщичеством, что запрещено. 

Освобождает ли выплата налогов от выплаты закята? 

Если бы Египет был действительно исламским государством, то нужно было бы платить закят, а остальную часть – покрывать налогами. Так как одного закята, размер которого составляет 2,5% от общего объема сбережений и материалов, предназначенных для торговли, недостаточно. Этих средств одних не хватит на строительство дорог, мостов, улиц… Можно высчитать размер закята от общего объема налогов и освободить от налогов. Например, в США и в некоторых европейских странах, людей и организации, которые занимаются благотворительностью, освобождают от налогов. Но в целом закят не освобождает от налогов. Налоги должны изыматься законным путем: их нужно изымать исходя из уровня доходов каждого отдельно взятого гражданина. 

Как-то вы однажды заметили, что в религии есть так называемое «свободное пространство для издания законов». Ученые должны исходя из условий своего времени и среды выносить суждения юридическо-богословского характера (иджтихад – прим. перев.). С другой стороны, это может стать причиной раскола мусульманских улемов относительно того или иного вопроса. 

(ответ на это вопрос Вы получите в следующей публикации)

Перевод: Марат Ахметжанов

Редактор: Галина Хизриева


Полностью это интервью вы можете прочитать согласно ссылке:

http://www.almasry-alyoum.com/article2.aspx?ArticleID=177870

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/4869/">ISLAMRF.RU: Аль-Кардави: Демократия – это возможность наставлять правителя и поправлять его ошибки</a>