09-01-08 Тенгрианство и Ислам в Казахстане – круглый стол
09.01.2008 18:50
9 января 2008 года в Евразийском университете Алматы прошел Круглый стол «Возрождение Тенгрианства в Казахстане: кому это нужно?». Организатор - Союз мусульман Казахстана, председатель которого Мурат Телибеков сказал вступительное слово и представил участников. Обсуждение велось на казахском и русском языках.
Первым выступил абаевед Жабыл Шоймбет, рассказавший о своей идейной борьбе с рядом идеологов, по его мнению, подрывающих Ислам изнутри: «есть деятели, приписывающие Абаю и Шакриму увлечение различными буддийскими течениями, а литератор Ауэзхан Кодар, возрождая Тенгрианство, очерняет Ислам, приписывая ему терроризм».
Ректор Центрально-Азиасткого университета Макаш
Татимов, поддержав критику в адрес Ауэзхана Кодара, пояснил что у казахов,
несомненно, пережитки Тенгрианства сохранились, но они не противопоставляются
Исламу. Он поделился впечатлениями от поездки в Японию, где наряду с Буддизмом
существует Синтоизм, согласно учению которого Император Японии - это сын Неба,
то есть Тенгри.
Президент Академии юридических наук Казахстана Узбекулы Сакен резко осудил выступления в СМИ Ауэзхана Кодара за его «агрессивную пропаганду Тенгрианства в ущерб традиционного казахстанского Ислама ханафитского толка, самого миролюбивого и широкого». При этом он выразил признательность за лирику Ауэзхана Кодара, сказав, что «как поэт он прекрасен».
Салтанат Сакен из газеты «Жас Алаш» привёл в пример 38 главу из «Слов назидания» Абая, где великий казах завещал потомкам верить в Аллаха и слушать Пророка Мухаммада (САС), и отмечал, что возрождение Тенгрианства вовсе не нужно умме Казахстана.
Аналогично осудили деятельность Ауэзхана Кодара представители Союза Мусульман Казахстана – Мурат Телибеков, Багдад Чойбасов и Брта Сарсенбаева -, особенно за публикации антиисламских стихов в журнале «Тамыр» (по-русски «Корни»).
Заместитель главного редактора газеты «Наш Мир» Таир Адилов также выразил озабоченность тем, что «такой замечательный поэт, как Ауэзхан Кодар стал пропагандировать Тенгрианство, очерняя Ислам. А как ещё назвать стихи, которые призывают казахов отказаться от Ислама?», - задал он риторический вопрос.
От Татарского культурного центра выступил Курбангали Юнусов, рассказавший о происхождении Тенгрианства согласно религиоведческим исследованиям. Также он высказал мнение, что универсалистское учение Даниила Андреева «Роза мира» берёт истоки именно в Тенгрианстве. Позднее эти идеи были развиты Вагизом Нургалиевичем Абраровым в книге «Тайны исцеления РОССИ - внешнее управление». Также он указал на родственность корней в ключевых понятиях тюркской и японской традиций: кам (тюркский вариант тунгусского слова «шаман») и камикадзе – герой, приносящий себя в жертву духам предков.
Материалы круглого стола получат освещение как на ТВ, так в печатных СМИ Казахстана – на русском и казахском языках.
К.Н. Юнусов – из Алматы специально для ИсламРФ
9 января 2008 года
На иллюстрации: Центральная мечеть Алматы. Фото с сайта http://www.almaty.freenet.kz/
Так же на нашем сайте читайте:
- Татары Казахстана — связные цивилизаций
- Муфтий Казахстана: триедин как муфтий, алим и диплома
- Газета «Наш мир» о круглом столе «Мусульмане и государство в России и Казахстане»