RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Корни малийского конфликта

05.02.2013 15:22

  Нынешний кризис в Мали является последним проявлением внеочередного рецидива ужасных страданий и непрерывного противостояния, корни которых уходят намного глубже, чем это готовы признать зарубежные политики, особенно французские.  

 

 

Разные силы, борющиеся за власть в стране, конечно, испытывают друг к другу изрядную враждебность, но немало взаимной неприязни прослеживается и в отношениях между Мали и Францией, которая в 1898 г. завоевала и колонизировала Мали (носившую тогда название «Французского Судана»). Только в 1960 г., т.е. через 60 с лишним лет исполненной жертв борьбы, Мали добилась своей независимости под эгидой социалистического правительства во главе с президентом М.Кейта. Примечательно, что одним из первых пунктов повестки нового главы государства было прекращение французского влияния и выход страны из «зоны франка».

 

Бывшие метрополии редко отказываются от своих притязаний даже после того, как их бывшие колонии кровью и потом обретают свободу. Они сохраняют свое влияние, вмешиваясь в жизнь своих бывших колоний самыми разными способами, тем самым дестабилизируя их. Затем, стоит подвернуться подходящему случаю, они осуществляют военное вмешательство с целью поддержать статус-кво. Так было и в Мали – в 1968 г. Кейта был отстранен от власти и через несколько лет умер в одиночной камере. Его смерть вызвала массовые протесты, вынудившие профранцузские власти сделать несколько показных жестов, направленных на изменение конституции и частичное установление политических свобод.

 

***

 

С тех пор беспорядки в Мали не прекращались на протяжении многих лет, даже когда страна достигла некоторого уровня политической стабильности в 1992 г. Тогда считалось, что Мали стремительно идет к тому, чтобы стать образцом народовластия, по крайней мере, в западноафриканском регионе. Спустя несколько лет тысячи беженцев из числа всеми забытых туарегов стали возвращаться в свои города и деревни, большей частью находящихся в обширном пустынном регионе на севере Мали. Это возращение стало результатом мирного соглашения, подписанного между туарегами и центральным правительством. Однако это мало что изменило. Разрозненные радикальные группировки как из числа местных, так и бежавших из соседних стран, в частности из Алжира, сумели обосноваться на севере и западе Мали. Временами они воевали друг с другом, временами – создавали между собой временные союзы, но фактически служили скрытым целям находящихся за рубежом организаций.

 

Пока Франция пыталась удерживать Мали в сфере своего влияния (в 2002 г. это даже привело к решению списать треть долга Мали), США также заинтересовались важным положением Мали в регионе Сахель. Также перед американцами маячили перспективы, которые сулила им неуправляемость данного региона (т.н. «управляемый хаос»). В качестве крайне удобного предлога для вмешательства со стороны Америки послужило расплывчатое определение «Аль-Каиды». Появившееся отделение этой вездесущей группировки – «Аль-Каида в исламском Магрибе» (АКИМ) – стало для Вашингтона хорошим поводом для создания в 2008 г. Африканского командования вооруженных сил США (АФРИКОМ). Фактически, эта структура была основана для управления интересами вооруженных сил США на территории практически всего континента. Госдепартамент США заявлял, что АФРИКОМ «будет оказывать поддержку африканцам по мере становления демократических институтов и формирования правительственных органов на континенте».

 

Значимость демагогии на тему «Аль-Каиды» для Америки была подчеркнута и в последних президентских дебатах между президентом Б.Обамой и его оппонентом от республиканской партии М.Ромни. Вероятно, желая показать свою политическую удаль, Ромни предостерег о том, что «лица подобные членам «Аль-Каиды» угрожают превратить Мали в новый Афганистан». Некоторые западные эксперты хотя и оспаривают эту аналогию, но говорят о том, что Мали может деградировать по образцу Судана. Как бы то ни было, сегодня народ Мали страдает от последствий находящегося в самом разгаре конфликта, который отражает «запутанный клубок» из экстремизма и реальных бедствий малийских племен на севере и западе страны, который весьма успешно «запутан» для осуществления зарубежных планов.

 

***

 

Юг страны также далек от оазиса стабильности. Продолжающаяся территориальная борьба и политическое непостоянство грозят всей стране, население которой страдает, как от жестокого голода, так и от продолжающихся военных действий. Но вот что интересно – наиболее влиятельной группировкой малийской армии руководит обученный в США капитан А.Саного. Именно он возглавил 22 марта прошлого года переворот против бывшего президента. Довод Саного о том, что экс-президент якобы был не способен искоренить растущее милитаристское влияние на севере, звучал скорее как предлог, нежели как искренняя попытка остановить распад страны.

 

Не до конца ясно, кто поддерживает Саного, но вероятнее всего эти силы находятся в США. Несмотря на это, к его политическим нарушениям и агрессивному поведению с относительным спокойствием относится не только Америка, но и та же Франция. Ибо, в то время как Африканский Союз решительно отреагировал на переворот, приостановив членство Мали в своей организации, западные державы соблюли показной нейтралитет. Впрочем через некоторое время французы руками Западноафриканского регионального сообщества (ЭКОВАС) сумели добиться для себя некоторых уступок – передачу власти новому президенту Д.Траоре. Однако Саного, с явным нежеланием уступивший часть полномочий, остался одним из главных лиц в государстве. И уже в мае его хунта нанесла внеочередной удар, на время вновь забрав себе власть, когда президент Траоре едва не был забит до смерти поддерживающими Саного толпами прямо внутри президентской резиденции. Впрочем, это не привело к окончательной смене власти, но Саного, не останавливался. Побуждаемый отсутствием решительных мер в отношении его действий, он продолжал вести политическую игру своих закулисных патронов. В декабре прошлого года «правительство национального единства» во главе с премьер-министром М.Диарра также фактически было свергнуто, а сам Диарра был арестован людьми Саного. Его принудили отказаться от власти и назначить в качестве своего приемника малоизвестного управленца. Политическое правление Саного пока так и не прекратилось.

 

***

 

Тем временем, конфликт на севере усугубился. Временные союзы поменялись, что привело к явному изменению природы конфликта. Крупные партии оружия, которые были поставлены в Ливию во время войны, проводившейся НАТО в этой стране в начале прошлого года, попали в руки различных сил, в т.ч. и воинственных группировок по всему региону. Бои на севере начались постепенно и проходили наиболее заметно в январе 2012 г. Осуществленный Саного переворот создал политический вакуум, которым воспользовалось туарегское «Национальное движение за освобождение Азавада» (НДОА), объявившее о независимости на севере всего две недели спустя. Объявление независимости стало результатом стремительных военных побед Движения и его военных союзников, которые привели к захвату Гао и других крупных поселений. Такое развитие событий дополнительно поспособствовало настрою теперь уже других воинствующих группировок, которые стали захватывать города по всей стране и удерживать их в заложниках тех сил, которые направили их на это. При этом многие временные союзы были просто расторгнуты. Так, к примеру, группировка «Ансар ад-дин» поначалу сотрудничала с туарегами из НДОА, но затем в июне (вскоре после того, как был установлен контроль над Тимбукту) объявила о войне «против независимости». Другие группировки, прежде всего АКИМ, также предприняли свои действия. Таким образом, недавние союзники обернулись злыми врагами.

 

В сентябре повстанцы из различных группировок, удерживавших контроль над севером, начали продвигаться к другим стратегическим регионам в центре и на юго-западе страны. Их территориальные поползновения были направлены как на регион, контролировавшийся азавадскими повстанцами-туарегеами, так и на удерживавшиеся правительством города и области.

 

На данный момент французское вмешательство (наряду с декоративной помощью других африканских стран) привело к вытеснению радикальных группировок из крупных населенных пунктов. Что же касается туарегов НДОА, то французы заключили с ними мирное соглашение.

 

***

 

Не вызывает сомнений тот факт, что сейчас на кону стоит стабильность во всей Западной Африке. Шансы лишь на политическое разрешение нового передела континента крайне малы. И растущий беспорядок, скорее всего, пойдет на пользу тем силам, которые и «заварили всю эту кашу». Новые «войнушки с террором» вполне могут начаться и в других странах региона, чтобы стать замечательным поводом для дальнейшего вмешательства в африканскую политику. Так, к примеру, недавние события по захвату заложников Алжире наглядно показали всю опасность данного сценария. Последние тревожные сообщения о вылазках очередных экстремистов приходят уже и из Сенегала, причем среди погибших – один французский гражданин. А в Гвинейском заливе пираты захватили французский танкер, который по некоторым данным может находиться у берегов Нигерии – одного из ведущих экспортеров нефти в мире…

 

Несколько лет назад «потасовка за Африку» была спровоцирована растущим влиянием Китая на континенте. Сейчас ситуация еще более усугубилась по причине недавней волны беспорядков, вызванной так называемой «арабской весной». И сегодня страдающий от многолетней эксплуатации регион просто изобилует самыми разными поводами и возможностями для тех, кто готов заявить на него свои права.

 

Краткая хроника событий конфликта в Мали:

- январь 2012 г.: начало военных действий со стороны туарегов, прежде всего, пришедших из Ливии и создавших организацию НДОА (по некоторым данным приходу ливийских туарегов в Мали с оружием в руках способствовали заинтересованные внешние силы);

- 21-22 марта: военный переворот в малийской столице г.Бамако, где власть захватил капитан А.Саного, обучавшийся при военных институтах американских «республиканцев» (при этом нельзя не отметить, что свергнутый президент был известен своей лояльной экономической политикой в отношении Китая);

- март-апрель: взятие туарегами основных центров на севере Мали и объявление о независимости «Азавада»;

- 7 апреля: под давлением стран-членов ЭКОВАС, объявивших новым малийским властям экономический бойкот, хунта во главе с Саного передает власть спикеру парламента Д.Траоре, которого объявляют временным президентом Мали;

- 21 мая: захват президентского дворца сторонниками Саного, который однако не привел к смене власти;

- июнь: размежевание между туарегами НДОА и радикальными группировками; начало военных действий между ними; оттеснение туарегов из крупных населенных пунктов;

- 11 декабря: арест премьер-министра Мали М. Диарра, осуществленный военными (повод: «превышение должностных полномочий»; одна из версий произошедшего: «поддержка военного вмешательства со стороны ООН»);

- 20 декабря: принятие резолюции Совбезом ООН о «направлении в Мали миротворческого контингента»;

- 10 января 2013 г.: наступление радикальных группировок на малийскую столицу г.Бамако;

- 11 января: вступление в военный конфликт французских подразделений; начало операции «Сервал»;

- 16 января: нападение и захват более 600-т заложников экстремистами на газовом объекте в Алжире (объект принадлежит компании British Petroleum – одному из основных спонсоров американских «демократов»); ценой гибели более 30-ти заложников алжирские спецподразделения сумели освободить заложников;

- конец января: оттеснение радикальных группировок из крупных населенных пунктов в сторону горных массивов; туареги из нескольких организаций (прежде всего, НДОА) заключают соглашение с французами и малийским правительством о совместном контроле части севера Мали.

 

IslamRF.Ru по материалам зарубежных СМИ

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/26027/">ISLAMRF.RU: Корни малийского конфликта</a>