Поддерживая духовное образование на государственном уровне, Германия вписывает исламскую теологию в европейский контекст и нейтрализует радикальные элементы внутри мусульманского меньшинства
28.11.2016 11:51Описывая процесс становления исламской теологии в рамках общего университетского образования Германии, трудно воздержаться от употребления такого усиленного эпитета «беспрецедентный» применительно к принятому Федеральным министерством образования и научных исследований (нем. Bundesministerium für Bildung und Forschung, BMBF) решению, толчком к которому стали рекомендации Научного совета Германии за 2010 год. Одобрение правительством программы создания центров исламской теологии сделало возможным её преподавание сразу в нескольких ведущих университетах страны, финансируемых из федерального бюджета.
Вслед за основанным в 2011 году Центром исламской теологии в Тюбингенском университете (Zentrum für Islamische Theologie), который после официального открытия в 2012 году тогдашним главой BMBF Аннет Шаван смог зачислить на учебную программу бакалавриата в зимнем семестре 2011/12 не более 36 студентов, за пару лет учредились еще несколько отделений исламской теологии в университетах Нюрнберга, Мюнстера и Франкфурта. Наблюдая за такой динамикой, СМИ, сообщившие также о внушительной сумме в 20 млн евро, выделенной немецкими властями на организацию центров по подготовке имамов и учителей ислама, снабдили эту новость заголовком в духе былых описаний мусульманских завоеваний в Европе – на этот раз в сфере высшего образования.
Тем не менее, в самом Тюбингене с гордостью признают, что именно им первым удалось получить от государства мандат на создание национального флагманского учреждения с международно-ориентированной направленностью академических знаний, а открытие Центра знаменует собой важный момент для изучения ислама в Германии в целом. В настоящее время количество обучающихся в вышеназванном университете выросло в пять раз – до 170 человек, которых академически поддерживают четыре профессора и 16 квалифицированных преподавателей, а также дополнительный персонал для чтения лекций.
И хотя руководство Центра широко анонсирует свои планы по дальнейшему расширению, в том числе во время пребывания заместителя директора Центра исламской теологии, профессора Лейлы Демири вместе с сотрудником Самером Рашвани в Московской соборной мечети по приглашению первого заместителя председателя ДУМ Российской Федерации Дамира Мухетдинова, а позже – и в рамках ответного визита делегации ДУМ РФ в Университет Тюбингена, говорить о «покорении» мусульманами европейской системы высшего образования, строго контролируемой со стороны государственных органов, явно преждевременно.
Но нельзя не замечать и того факта, что действующие в Германии центры исламской теологии декларируют готовность к служению идеям достижения совершенства в своей академической подготовке исламских студентов богословия, которые в последствии станут религиозными экспертами для удовлетворения потребности страны в специалистах по межконфессиональному диалогу (их также ждут в средствах массовой информации и правительственных учреждениях), смогли гармонично соединить собственно исламские дисциплины (тафсир, фикх, хадис и другие) с обзорными лекциями по христианской теологии, межкультурной педагогике и др.
Регенсбургский репертуар: одним «соборные воробушки», другим – «сандугач чутылдавы»
Время покажет, насколько успешно будет продвигаться в немецких университетах процесс обучения будущих теологов-мусульман, но однозначно организаторам мусульманского теологического образования – и в Германии, и в России – было бы целесообразно изучать опыт апробации и внедрения программ и методик на факультетах христианского богословия.
Задавшись этой целью, делегация стажеров из Духовного управления мусульман Российской Федерации и ДУМ Нижегородской области, а также Санкт-Петербургского государственного университета и Московского исламского института побывала в Мюнхене – городе на юге Германии, столице федеральной земли Баварии, и Регенсбурге – первой столице Баварии (в 1135–1146 годах) и резиденции епископа римско-католической церкви.
Объединенная группа российских специалистов, в числе которых находятся члены рабочей группы по организации и контролю за исполнением плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама при Министерстве образования и науки Российской Федерации – ректор Московского исламского института (МИИ) Дамир Хайретдинов и руководитель Департамента образования науки и культуры ДУМ РФ Шамиль Кашаф, нанесла визит в Университет Регенсбурга.
Основанный римскими легионерами в 179 н.э. как лагерь «Кастра Регина» („Castra Regina”) императора Марка Аврелия, город Регенсбург, отмечают наблюдатели, во все времена славился либерализмом: «в эпоху Реформации богатые горожане приняли протестантство, а простой народ остался в лоне католической церкви. Но конфликтов это не вызвало. Во время Тридцатилетней войны город был избран местом для проведения имперских сеймов, на которые съезжались немецкие князья — как католики, так и протестанты».
Согласно официальной статистики, в Регенсбурге с населением, в 2015 году превысившем 156 тысяч жителей, приверженцев Римско-католической церкви насчитывается 55,1%, 13,9% – Евангельской церкви в Германии и 31% составляют представители других религий. Славу городу снискали прекрасно сохранившиеся здания средневековой постройки, за что город в 2006 году был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и один из самых известных и старейших хоров мальчиков в мире «Регенсбургские соборные воробушки» («Regensburger Domspatzen»), которым с 1964 года три десятилетия руководил Георг Ратцингер, старший брат Бенедикта XVI – 265-го папы римского. Хор выступал перед королевой Елизаветой II (1978), папой Иоанном Павлом II (1980), папой Бенедиктом XVI (2006).
Что вытекает из кодекса Ватикана?
Определенно, времени на то, чтобы узнать личные впечатления профессора Тобиаса Никласа от концертов славных голосов малых и великих певцов всемирно известного хора, у нашей делегации, приехавшей в Университет Регенсбурга на встречу, было бы недостаточно. Интерес визитеров к заведующему кафедрой экзегезы и герменевтики нового Завета факультета католической теологии обусловлен, прежде всего, его опытом руководства выпускающей кафедрой, а ранее – и самим факультетом в качестве декана.
Доктор Никлас является признанным специалистом по неканоническим евангелиям, соавтором критического издания фрагментов неканонических евангелий. Именно в этом качестве он был приглашен и участвовал в работе VII Восточноевропейского международного симпозиума исследователей Нового Завета, который прошел в конце сентября 2016 года в Москве под названием «История и богословие в евангельских повествованиях». Председательствовавший на нем глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, сегодня возглавляет также Объединенный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности «Теология».
– Главной целью теологического католического факультета является подготовка теологов – женщин, а также мужчин. В ближайший выпуск диплом магистра теологии получат примерно сто наших выпускников, – не без гордости заметил доктор Никлас, беседуя со своими визави из России. Он также уточнил, что образовательная программа, которая реализуется на его факультете в интересах подготовки священнослужителей, должна быть обязательно интегрирована в Болонский процесс, соответствовать законодательству федеральной земли Бавария и удовлетворять требованиям католической церкви.
Как известно, Святым Престолом установлены жесткие принципы организации высших учебных заведений католической церкви, в общем виде они закреплены, прежде всего, в действующем Кодексе канонического права Католической Церкви (Codex iuris canonici, CIC). Высшие институты религиозных наук, к которым следует отнести факультет католической теологии в Университете Регенсбурга, должны руководствоваться и таким документом, изданным в 2008 году Конгрегацией католического образования под названием «Реформа Высших институтов религиозных наук» («Reform of the Higher Institutes of Religion Sciences»).
С присоединением в 2003 году государства Ватикан к Болонской декларации Святой Престол, вынужденный гармонизировать с нормами этого процесса собственное традиционное католическое высшее образование, тем не менее не ослабляет контроль за подготовкой богословов в высших учебных заведениях, даже если она ведется в стенах государственных университетов и на средства местных правительств.
– Имеющийся договор между Католической Церковью и уполномоченным органом земли Баварии определяет, сколько факультетов по теологии и профессоров может быть допустимо в этой федеральной земле, – комментирует профессор Тобиас Никлас. – Ватикан также строго регламентирует перечень предметов, которые на нашем факультете должны изучать студенты, чтобы они могли быть католическими теологами.
Хочешь учиться – не забудь помолиться
Отвечая на вопрос ректора МИИ Дамира Хайретдинова, должны ли абитуриенты при своем поступлении обосновать свою принадлежность к католической церкви, доктор Никлас подчеркнул, что для приемной комиссии университета, конечно же, не имеет значения, к какой конфессии относит себя поступающий к ним учиться. Но для будущих выпускников магистратуры католической теологии высока вероятность того, что они будут заниматься пастырским служением, а значит, должны следовать католическому учению, трудясь на поприще своей церкви.
– Неслучайно упомянутым соглашением с Ватиканом зафиксирован порядок приглашения университетом академических профессоров для обучения студентов-теологов при условии обязательного согласования кандидатур с уполномоченным органом от католической церкви. Ватикан должен убедиться, насколько труды приглашаемого профессора соответствуют религиозным убеждениям католика, а его личная жизнь является безупречной с точки зрения норм христианской веры и католической морали, – поясняет профессор и уточняет, что такие же правила действуют и для сотрудников института, и тех, кто решается защитить докторскую диссертацию.
Кстати, россиянам, желающим обучаться на теологическом католическом факультете, тоже нужно получать согласование с главой католической церкви в России, даже если они по окончании образования не рассчитывают писать докторскую диссертацию, а заниматься преподаванием католической религии в общеобразовательной школе.
– А в немецких школах ребята разных конфессий учатся вместе или раздельно? – поинтересовалась присутствовавшая на встрече декан очного отделения МИИ Гулфия Хабибуллина.
– Да, все вместе. В школах существуют занятия по католической религии и протестантской. В будущем, надеюсь, будут проводиться и по исламу, – выразил надежду профессор Тобиас Никлас. – Для католиков важно быть открытыми к другим религиям, и чтобы дети знали о существованиях других конфессий, а не только своих.
– В университете позволяется проводить религиозные богослужения, молитвы читать?
Услышав ответ собеседника о том, что в Университете Регенсбурга есть своя часовня (Universitäts-Kapelle, творение рук архитектора Александра Фрайхерра фон Бранка, открыта в 2003 году в фойе Центральной библиотеки), где каждый может помолиться, а многие студенты используют для молитвы время обеденного перерыва, ректор Хайретдинов заметил, что Московский исламский институт «тоже практикует такое, что студент учится теологии в институте, а религиозную практику проходит непосредственно в мечети».
Госзаказ на имамов für Deutschland
– Наше государство готовит также и имамов, которые могут преподавать исламскую религию детям в школе и в государственных вузах. Я думаю, это правильно, – продолжает доктор Никлас. – Университеты готовят универсальных специалистов в различных направлениях. И получается, что государство с самого начала будет в диалоге с религиозными деятелями и сможет добиться лояльного отношения с их стороны к конституции государства.
Сказанное вполне согласуется с официальной позицией немецкого правительства, артикулируемой в том числе Аннетт Шаван – прежним Федеральным министром образования и научных исследований Германии (2005–2013), а ныне Послом ФРГ при Святом Престоле Ватикана в Риме. В свое время она, открывая в университетах Тюбингена, Мюнстера, Оснабрюка и Эрлангена кафедры по специальности «исламской теологии», ставила во главу угла обучение исламских теологов, как и подготовку имамов для немецких мечетей, не в частных, а именно государственных вузах, сила которых заключена в философских традициях и критическом осмыслении мира и человеческой жизни. По ее мнению, существование религии в качестве академической науки к тому же препятствует формированию в ней радикальных ответвлений, а также решению проблемы подготовки медиаторов в укреплении диалога «между мусульманскими общинами, которые не всегда готовы интегрироваться в немецкое общество, и остальной частью жителей Германии».
– В принципе, в этом смысле мы в России следуем европейскому опыту, – пояснил ректор. – Так как теология до недавнего времени у нас была запрещена и не имела научного статуса, нам важно изучить опыт во многом близкой нам Германии. Поэтому мы здесь и очень благодарны за время отведенное нам. Надеемся, что сможем увидеться в Москве. Молим Всевышнего о даровании успеха Университету Регенсбурга и вашей замечательной стране.
В завершение встречи руководитель МИИ вручил доктору Тобиасу Никласу несколько книг – «Московская соборная мечеть» и фотоальбом «Татарский шамаиль».
– Наши мусульмане имеют очень древние корни. У них сформировалась своеобразная культура в России, потому что они проживали в немусульманской среде изначально на протяжении нескольких поколений. Поэтому у нас богатый опыт социализации мусульман, с которым мы готовы поделится с коллегами из Европы. А сами воспринимаем лучшее, что есть здесь, – заключил Дамир Хайретдинов.
Текст и фото: Шамиль Кашаф