Мухетдинов Д.В., Хайретдинов Д.З.: об итогах турецких выборов
27.07.2007 17:51Комментарии по первым итогам парламентских выборов в Турции, состоявшихся 22 июля 2007 г.
Политическая победа Ислама
Умеренность и срединность в очередной раз доказали свое преимущество перед крайностями. Именно так можно охарактеризовать убедительную победу Партии справедливости и развития (ПСР) на прошедших досрочных парламентских выборах в Турции. Набрать около 50% в стране, где правящая партия фактически находится в роли оппозиции (!) военной прозападной верхушке, в условиях многопартийной структуры, стоит многого.
«Светские», но недемократы
Правящая партия во главе с премьер-министром Т.Эрдоганом находится у власти с 2002 г., и результатом ее деятельности стало несколько прорывов во внешней политике, например, начало переговоров с ЕС; отстаивание своего суверенитета в вопросе предоставления турецкой территории для американских войск и др. Однако главным успехом стал экономический прорыв – практически начиная с самого начала правления ПСР в Турции наблюдался существенный рост экономики, и в последнее время он не опускается ниже 7%. Но, несмотря на это, оппозиционные ПСР круги, представленные Народно-республиканской партией (НРП), которая опирается на военную верхушку, постоянно обвиняют правительство в разного рода грехах, самым «смертным» из которых по их мнению, является так называемая «исламизация». При этом, выступая за «светскую» демократию, «наследники Ататюрка» почему-то совсем не замечают того, что сами они отнюдь не пользуются демократическими методами. Так, например, в конце 1990-х годов военные вовсе не демократическими методами отменили результаты выборов, а затем взяли да и запретили победившую партию, инкриминируя им поразительное обвинение – «нарушение светских устоев». Еще одним примером «светской демократии» является существующие даже сейчас запреты на 1) ношение госслужащими и госработниками платков и 2) ношение в государственных учебных заведениях бороды (!). Вот какая демократия!
Да, к сожалению, наследие Ататюрка до сих пор в Турции слишком сильно. Портретами этого деятеля, превратившегося в своеобразного идола, увешано практически все, за исключением, наверное, лишь мечетей. В связи с многолетним господством «идеологии Ататюркизма» в последние месяцы наблюдались и многолюдные демонстрации в адрес «защиты светского строя». Но только не многомиллионные, как у нас в России восторженно приукрашивали некоторые поборники Ататюрка и его современных последователей, а намного более скромные, что было заметно по сообщениям западных СМИ. Когда настало время выборов, все встало на свои места, чему не помешали ни демонстрации, ни странные взрывы в некоторых турецких городах. Для того, чтобы проголосовать, многие турки даже специально возвращались из отпусков, что свидетельствует об огромном энтузиазме и интересе большинства жителей страны к будущему своей Отчизны.
Стабильность через договор
Каковы же статистические результаты прошедших выборов? С одной стороны, они убедительно доказывают, что большинство населения впервые в истории страны доверяют правящей партии и ее курсу, поскольку ПСР получила даже больше, чем на предыдущих выборах. Однако с другой стороны – наследие Ататюрка все еще сильно, так как оппозиционная правительству НРП получила около 20%. Таким образом, многое будет зависеть от третьей силы, которой стала Партия националистического движения (ПНД), возвратившаяся в парламент после восьмилетнего отсутствия. О взглядах представителей этого движения можно понять уже из названия, и рост подобных настроений в обществе не может не беспокоить. Теперь, получив около 15% голосов, ПНД, фактически, стала «рулем турецкого автомобиля». Связано это с тем, что, несмотря на возможность создания однопартийного правительства, победившей правящей партии во главе с Т.Эрдоганом не хватает голосов для проведения конституционных реформ. По правилам игры, из 550 парламентских голосов для кворума по внесению поправок в Конституцию и по выборам нового президента необходимо 367 голосов, а за ПСР будет всего лишь 342 места (плюс-минус одно место, поскольку турецкий Центризбирком окончательно объявит о результатах чуть позднее). У оппозиции из НРП около 110, а возвратившаяся в большую политику ПНД получит приблизительно 71 место. Таким образом, если правящей партии удастся договориться с ПНД, это может стать началом «похоронного марша» прозападной элиты и их покровителей из числа военных. Естественно, что они это прекрасно понимают и потому можно с уверенностью предсказать о том, что уже сейчас предпринимаются различные шаги с целью недопущения создания альянса между ПСР и ПНД.
Правда, существует еще одна возможность достичь необходимого для кворума числа голосов, но здесь сложно сказать что-то определенное. Связано это с тем, что еще 27 мест в парламенте заняли независимые кандидаты, 24 из которых являются представителями курдов. Подсчеты показывают, что даже при присоединении курдских голосов правящая партия не сумеет достигнуть необходимого результата, а кем являются оставшиеся кандидаты, и насколько они «независимы», весьма сложно определить. В любом случае, этот путь является достаточно скользким, так как здесь все будет зависеть от нескольких голосов, за которые сложно ручаться.
Пока практически все аналитики в один голос утверждают о продолжении политического кризиса в Турции, предполагая, что выборы нового президента, которые должны состояться в течение 40 дней после формирования нового правительства, вновь закончатся тупиком. Понимает это и турецкий истеблишмент, члены которого вряд ли захотят проведения еще одних выборов, которые пройдут в случае «невыбора» нового президента, т.к. это не только усугубит внутренне положение в стране, но и, скорее всего, уменьшит представительство «светских недемократов» в парламенте, на место которых могут прийти новые люди.
Руководитель Аппарата Духовного управления мусульман Нижегородской области
Дамир-хазрат Мухетдинов
Этнолог Дамир Хайретдинов (Москва)