RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Дестабилизация ситуации по линии Турция — Ирак и ее причины

22.10.2007 14:44

Десятого октября турецкая артиллерия со своей стороны границы обстреляла приграничные районы Северного Ирака...

 Преддверие большой войны?

Акция протеста турецких студентов против нападений курдских боевиковДесятого октября турецкая артиллерия со своей стороны границы обстреляла приграничные районы Северного Ирака, сообщает Associated Press. Военные предполагают, что там расположены лагеря курдских повстанцев. Однако военная операция с использованием пехоты должна получить одобрение парламента. Генштаб турецкой армии разработал четыре варианта операции в Северном Ираке против курдских боевиков. Они переданы на рассмотрение правительства страны, которое в четверг намерено обратиться в парламент за разрешением на проведение военной акции на сопредельной территории. Турецкий премьер Т. Эрдоган, говоря о возможной военной операции в Северном Ираке, отметил, что она будет преследовать конкретную цель — очистку региона от боевиков РПК. По его мнению, численность сепаратистов в регионе в настоящее время составляет около 3,5 тысячи человек.

    По словам турецкого премьера, правительство намерено получить у парламента годичное разрешение на проведение операций в Северном Ираке. По сообщениям местных СМИ, турецкая армия в настоящее время проводит крупномасштабную операцию в приграничных с Ираком районах, чтобы не допустить перехода курдских боевиков на сопредельную территорию.

    Причиной эскалации напряженности стали несколько военных столкновений с боевиками РПК. В частности, 7 октября на юго­востоке Турции в результате такого столкновения погибли 13 турецких солдат.

Позиция Ирака

    Иракское правительство 10 октября заявило, что не допустит вступления турецких войск на иракскую территорию с целью нанесения удара по боевикам РПК. С таким заявлением выступил официальный представитель МВД Ирака, упомянувший подписанное двумя странами в сентябре с. г. соглашение о сотрудничестве в борьбе против терроризма.

    Но дело заключается как раз в том, что более глубинной причиной разгорающегося конфликта послужила позиция Ирака, точнее, конкретно иракского президента, курда по национальности Дж. Талабани. Президент Ирака раньше достаточно резко выступал против разделения страны, но недавно он заявил о том, что он вроде бы согласен с таким решением проблемы. В эфире телеканала CNN он с одобрением высказался об идее федерализации своей страны, предполагающей ее условное разделение на три части — по религиозно­этническому принципу.

    Это предложение созрело в недрах Сената США. 24 сентября конгрессмены приняли не имеющую обязательной силы резолюцию с призывом к Багдаду ограничить полномочия иракского правительства в пользу региональных лидеров. Фактически это и означает начало раздела Ирака на три зоны: шиитскую, суннитскую и курдскую. Правительство Ирака в лице премьер­министра страны Н. Аль­Малики высказалось против этой идеи. Формально основная власть в стране сосредоточена в руках премьер­министра, а не президента. Однако вся проблема современного Ирака заключается в том, что реальная власть в этой оккупированной стране принадлежит не иракцам — будь они арабы или курды, — а американцам.

США — Турция: союз или конфликт?

    Полноценное военное вторжение в Ирак может резко осложнить отношения Турции с Соединенными Штатами и их союзниками. Есть предположения, что, получив разрешение турецкого парламента на начало военных действий в Северном Ираке, генералитет Турции подождет реакции США, которые могут оказать помощь в уничтожении повстанцев. Но американский истеблишмент — так же, как и турецкий — вовсе не един в вопросе о будущем турецко­американских отношений.

    Наглядным доказательством этому служит факт признания в среду 10 октября Комитетом по международным делам палаты представителей конгресса США геноцида армян Османской империей. Конечно, всего лишь один комитет — это еще не вся нижняя палата парламента, и тем более не весь конгресс (некоторые информагентства уже поторопились разместить эту новость под заголовком: «Конгресс США признал геноцид армян»). Более того: в самом этом комитете, как передает агентство France Presse, за текст документа проголосовали 27 конгрессменов, против — 21. Почему комитет раскололся пополам с небольшим перевесом одной из сторон — более чем понятно, ведь принятие подобной резолюции конгрессом или хотя бы его палатой представителей резко, многократно осложнит взаимоотношения США с их крупнейшим союзником в регионе — Турцией. Не случайно против резолюции за несколько часов до голосования выступил президент США Дж. Буш, заявивший, что принятие документа нанесет «большой вред» отношениям США и Турции; с призывами не принимать документ ранее выступали также госсекретарь К. Райс и министр обороны США Р. Гейтс, а также 8 (!) бывших госсекретарей США, советовавших спикеру палаты представителей Н. Пилози не поддерживать резолюцию. Однако Комитет по международным делам проигнорировал эти призывы, и теперь резолюция может быть поставлена на голосование в нижней палате. Ранее спикер Н. Пилози обещала провести такое голосование в течение текущей сессии.

    Уже в среду 10 октября газета The Washington Post со ссылкой на турецких политиков сообщила, что в случае положительного голосования по резолюции Турция может лишить США доступа к турецкой военно­воздушной базе Инджирлик, которая играет ключевую роль в боевых операциях американской авиации в Ираке и Афганистане. Одиннадцатого октября МИД Турции заявил, что признание конгрессом США факта геноцида армян нанесет ущерб американо­турецким отношениям, сообщает агентство «Рейтер». Принятие подобной резолюции — свидетельство острейшей предвыборной борьбы демократов и республиканцев в преддверии выборного года.

Наше резюме

    Из всего этого калейдоскопа событий можно сделать один главный вывод: кому­то понадобилось обострить ситуацию. Как видно из приведенного дайджеста, на сей раз таковыми стали демократы, но для чего им понадобилось пойти на столь резкое осложнение отношений с крупнейшим игроком на ближневосточной арене и одним из ведущих мусульманских государств современности? Вероятнее всего, это вызвано желанием подтолкнуть Турцию к полноценной войне с курдскими боевиками на территории Ирака, что неминуемо затормозит процесс разделения на части этого многострадального государства. А ведь известно, что с инициативой разделения выступили республиканцы, стараясь таким образом заработать себе имидж «разрубителей гордиева узла» и набрать тем самым политические очки, столь необходимые им перед грядущими президентскими выборами. Естественно, что демократам такой исход не по нраву, в связи с чем они и используют все свои возможности для того, чтобы сорвать планы своих соперников. Возможно, что кому­то это покажется диким и кощунственным, но для представителей мировой элиты наши с вами переживания по поводу морали и этики — это «ноль без палочки», тем более когда речь идет о мировом господстве. Ведь, как признаются представители этой элиты в своих книгах, наша планета является для них всего лишь шахматным полем, а мы — жители этой планеты — всего лишь фигурами, причем вовсе не крупными. И для того чтобы перестать быть пешками в чужих руках, необходимо это как минимум осознавать, после чего научиться просчитывать ходы игроков. Только тогда мы можем надеяться на то, что перестанем быть пешками. Если же мы будем стремиться к повышению своего статуса в пользу изменения пешек на более крупные фигуры, то стоит напомнить, что даже самая главная фигура является самой слабой, да и фигура — все равно останется лишь фигурой.

    Понимая всю сложность и завуалированность разыгрываемой партии, невольно начинаешь задаваться вопросом: как же действовать в таких ситуациях? Если совсем не реагировать, то получается, что мы отстраняемся. Если же мы отвечаем, то вступаем в совсем ненужное мусульманам противоборство, поскольку обе партии используют Ислам лишь в качестве разменной монеты. Наша основная проблема в том, что мусульмане не имеют современных Знаний, полагая, что в нашем мире можно обойтись лишь средневековым богословием.

    Если мусульмане смогут подняться до высочайших уровней знания, то, вероятно, тогда они перестанут быть пешками и прочими фигурами в руках профессиональных игроков. Не нужно бояться стремиться к освоению азов политики и экономики, слушаясь тех, кто не только сам ничего в этом не смыслит, но и тормозит других. Необходимо взять за образец эпоху расцвета мусульманской цивилизации, когда все известные на тот период новые технологии были восприняты и использовались на благо Ислама. Не считаем же мы, в самом деле, что, сидя на верблюдах или конях с копьями, луками и стрелами (или даже автоматами), придут последователи так называемого «чистого» Ислама и устроят на Земле Божественный порядок?

    Сегодня нам следует вооружиться самой правильной мусульманской тактикой — «золотой серединой», о которой непосредственно говорится в Коране: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (сура «Аль­Бакара», аят 143). Действуя по этой тактике, необходимо, с одной стороны, не пропускать оскорбления, но с другой — не переходить пределы дозволенного, поскольку «Воистину, Аллах не любит преступающих границы дозволенного» (сура «Аль­Бакара», аят 190). Как показал прошлогодний датский скандал, самым действенным орудием в таких случаях является экономика — не разгром посольств, не топтание флагов, а именно бойкот товаров более всего повлиял на правительства тех стран, что заняли антиисламскую позицию.

    Надеемся, что мусульманские лидеры сумеют использовать те блага, которыми Всевышний Аллах наделил страны Ислама. И надеемся, что мусульмане поймут важность получения современных знаний — правда, с одним условием: использовать их на пути Аллаха на благо истины и справедливости, заложенных в подлинном Исламе.

Аналитический центр «Амаль»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/852/">ISLAMRF.RU: Дестабилизация ситуации по линии Турция — Ирак и ее причины</a>