RSS | PDA | Архив   Вторник 17 Сентябрь 2024 | 1433 х.
 

Мусульмане в общественно-политическом ландшафте России

21.01.2013 16:46

Как известно, социологическая наука в СССР не пользовалась популярностью и находилась не в самом лучшем состоянии. То же самое в полной степени относилось и к религии. Вышли из забвения и смогли развернуться как социология, так и религия (ислам в том числе) лишь на закате советской власти, и развивались во многом параллельно. Тем интереснее взгляд социологических исследований на российских мусульман и их проблемы. Специальных исследований федерального уровня на эту тему проводилось мало, но можно найти интересные данные и среди проектов, имеющих более общее значение.

 

В 2012 г. было проведено несколько социологических исследований и соцопросов, крайне интересных в области исследований проблем российских мусульман (имеются в виду исследования на федеральном уровне, потому что в это же время велись активные и гораздо более глубокие работы в Татарстане, Башкортостане, Дагестане, которые не выходили дальше своих регионов). Среди подобных проектов федерального масштаба можно было бы назвать, например, опрос, проведенный Левада-центром в ноябре 2012 г. по теме «Относите ли Вы себя к какому-либо вероисповеданию? Если да, то к какому именно?». Итоги опроса показали следующие цифры: 74% россиян отнесли себя к православным, 7% – к мусульманам, 10% – ни к какому вероисповеданию, 5% – атеисты, по 1% – к католицизму, протестантизму, иудаизму. Еще более интересным оказалось сравнение результатов данного опроса с предыдущими, проведенными в декабре 2009, декабре 2010, декабре 2011 годов, июне, июле и сентябре 2012 года. В целом процесс можно охарактеризовать следующим образом: наиболее численно возрастающая конфессиональная группа в населении России – мусульмане (увеличилась с 4 до 7%), незначительно выросло также число католиков, протестантов и иудеев. Колеблется число людей, не относящих себя ни к какому вероисповеданию (от 8 до 10%). Тенденция к сокращению, хотя и с нестабильной динамикой, наблюдается у атеистов (с 6 до 5%) и православных (с 80 до 74%).

 

Но в чем же могут заключаться причины подобных изменений? Предположим, что исследования проводились корректно, и их результаты соответствуют действительности (что можно всегда проверить другими исследованиями). Без данного предположения никакой анализ результатов не имеет смысла. Так, изменение количества мусульман подтверждается также нашими данными – и поступающими из общин, и получаемыми нами в ходе поездок в различные общины. Наиболее бурный рост мусульманских общин происходит в городах. В некоторых селах рост не наблюдается лишь потому, что достиг своего порога. Параллельно происходит и расширение географии распространения ислама. Наиболее ярко прослеживается изменение праздничной и пятничной статистики (по некоторым крупным городам – двукратное в течение года), наглядным свидетельством является также неуклонное увеличение числа приходящих в мечеть на пятикратный намаз. Например, этот рост фиксируется в Башкортостане – регионе, «отставшем на старте» религиозного возрождения в России.

 

Исходя из вышесказанного, можно считать отмеченный исследованиями Левада-центра почти двукратный рост числа мусульман в течение 2009–2012 гг. фактом, подтвержденным многочисленными полевыми наблюдениями.

 

Временной промежуток между проводимыми опросами достаточно невелик. Следовательно, несерьезно предполагать, что трансформации в нашем обществе происходят за счет изменения демографической ситуации. Демография меняется не столь быстро, как изменения в сознании, в том числе выявленные в результате опроса.

 

Крайне интересно сравнить данные Левада-центра с результатами, полученными исследовательской службой «Среда». На фоне резко отличных данных по вероисповеданию по целому ряду религий (православные в церкви – 41%, верят без религии – 25%, атеисты – 13%) статистика количества мусульман сопоставима – 6,5% (напомним, по данным Левада-центра – 7%, что дает вполне сравнимые результаты). Помимо количественных характеристик проводится корреляция с рядом показателей, как в области религиозной практики, так и мировоззрения. По некоторым из них мусульмане весьма отличаются от среднероссийских показателей. Например, если среднероссийский показатель позиции «я по возможности соблюдаю все религиозные предписания» составляет 22%, то у мусульман он почти в два раза выше – 42%. Показатель «я молюсь каждый день, положенными молитвами или своими словами» в среднем по России составляет 12%, у мусульман – 25%. Утверждение «религия играет важную роль в моей жизни» справедливо в отношении 42% мусульман при среднероссийском показателе – 15%. При этом в два раза ниже общероссийских такие показатели, как «я верю в приметы, гадания, судьбу» (8% против 13%). Вполне коррелирует со среднероссийским показатель «те, кто исповедует иную религию, чем я, совершают грех» (1%), что полностью опровергает распространяемое мнение о якобы присущей исламу установке на отсутствие веротерпимости.

 

Кроме того, заметно выше у российских мусульман по сравнению со среднероссийскими показателями такие мировоззренческие установки, как «я счастливый человек» (выше среднего на 14%), причем по этому показателю мусульмане опередили всех россиян и являются «самыми счастливыми» людьми в России. Заметно опережение среднероссийских показателей и по таким пунктам, как «я хотел(а) бы иметь много детей» – выше на 8%, «я безвозмездно помогаю другим людям, занимаюсь благотворительностью» – выше на 5%. Есть и показатели, по которым российские мусульмане заметно отстают от своих сограждан иных вероисповеданий. Это «я одинокий человек» – ниже среднероссийского уровня на 2% (сказывается установка на поддержание семейных и родственных уз, общинность). Еще ниже показатель «я с настороженностью отношусь к трудовым мигрантам» – он отстает от среднероссийского на 11% и является одним из самых низких. К сожалению, заметно отстает от среднероссийского и уровень показателя «я люблю Россию». Составляя 39%, он на 13% ниже общероссийского уровня (более низкие показатели у иудеев и буддистов). В причинах этого явления следует разбираться, хотя явно не последнюю роль здесь играет информационная политика ведущих масс-медиа. При неуклонном росте числа мусульман и повышении уровня религиозности сохранение данной тенденции требует мер к исправлению ситуации. При этом очень интересен показатель «соблюдаю законы», по которому мусульмане, хотя и незначительно, но превосходят среднероссийский уровень.

 

Наконец, завершающим звеном в этой цепи являются результаты соцопроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения 8–9 декабря 2012 г. Всем участникам был задан один вопрос: «Назовите, пожалуйста, 10 человек, которые, на ваш взгляд, в первую очередь могут быть причислены к нынешней российской элите; тех, кто имеет сейчас наибольшие заслуги перед Россией». В ответах по количеству отданных голосов явно доминировали политики федерального уровня, артисты и ведущие телешоу. Крайне мало ученых, зато появились скандальные блоггеры. Во всем списке мусульманами являются губернатор Кемеровской области А. Тулеев (набрал 2% голосов), президент Татарстана Р. Минниханов (2%), его предшественник М. Шаймиев (1%) и мэр Казани И. Метшин (1%). Таким образом, все мусульмане представлены региональными политиками, руководящими благополучными регионами (вообще региональных лидеров, кроме них, всего двое), при этом известными на федеральном уровне. Налицо также явная диспропорция между количеством мусульман в стране и численностью тех из них, кто был причислен опрошенными к элите.

 

Ахмад Макаров, социолог

Газета "Ислам Минбэре"

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/25800/">ISLAMRF.RU: Мусульмане в общественно-политическом ландшафте России</a>