RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Под маской «героев»

11.11.2008 16:33

Тема распада Османского халифата является для мусульман всего мира одной из самых значимых в истории.

И связано это с тем, что государство османов, фактически, стало последним крупным субъектом, объединявшим мусульманскую цивилизацию.

С конца XVIII в. решение судьбы османских владений в Европе и Азии всё больше начинало зависеть от так называемых «великих держав». Военные поражения османов и рост влияния на неё европейских держав отражали глубокий кризис, охвативший Блистательную Порту, как уважительно называли Османский халифат жители Европы. В частности, это отражалось на условиях капитуляции, которые постепенно превращались в самую настоящую кабалу.

Но помимо внешних факторов существовали и другие – изнутри халифат подтачивали тайные группировки, одной из которых являлись и младотурки, первой организацией которых был учрежденный в 1889 г. «Комитет единения и прогресса». В июле 1908 г. младотурки, опираясь главным образом на офицеров, организовали вооруженный мятеж. Очевидно, что своими подрывными действиями младотурки облегчили осуществление планов внутреннего и внешнего давления на османов. Постепенно заняв большинство основных постов в администрации, министерствах и парламенте они установили такой режим, который смело можно назвать арабским термином «зульм», т.е. тирания. Реформы, за которые изначально якобы боролись младотурки, на деле оказались половинчатыми и так и не были доведены ими до конца.

Одним из основных членов младотурецкого движения был Ахмет Джемаль-паша, родившийся 6 июля 1872 г. в г. Митилини на острове Лесбос (современная Греция). В 1906 г. он вступил в Османское общество свободы, после чего стал одним из самых влиятельных деятелей в вышеупомянутом «Комитете единения и прогресса». Будучи военным (имел чин майора и являлся инспектором Румелийской железной дороги) в 1907 г. Джемаль был назначен членом военного совета 3-го армейского корпуса, где познакомился и начал сотрудничество с Али Фетхи Окъяром и Мустафой Кемалем (более известным под именем Ататюрк).

Уже после младотурецкой революции, которую в современных условиях вполне можно назвать «цветной», Джемаль был назначен губернатором Багдада, а затем в 1914 г. занял пост министра морского флота. После того, как Европа, по сути, разделилась на два соперничающих блока, Джемаль поначалу занимал профранцузскую позицию, однако затем присоединился к прогерманским силам во главе с Энвер-пашой и Талат-пашой. В 1913 г. они втроем установили в стране так называемый «режим трех пашей», который продолжался вплоть до их поражения в I-ой мировой войне.

Джемаль был одним из архитекторов внешней и внутренней политики османов (а вернее, к тому времени, уже младотурков) и именно с ним связаны многие неудачи и поражения. Так, став в мае 1915 г. военным и гражданским администратором Сирии, он провалил развернутые им наступления в районе Суэцкого канала, что стало одной из причин недовольства местного населения, вылившееся впоследствии в вооруженное выступление против турецких властей, умело инспирированное британским агентом Лоуренсом Аравийским.

Националистический менталитет Джемаля-паши (который был свойственен младотурецкому движению изначально) сильно повлиял на его деятельность на столь ответственных постах. Не случайно он получил прозвище «Кровавый мясник», поскольку именно он был инициатором кровавой расправы над сирийскими и ливанскими христианами 6 мая 1916 г. (Кстати, за событиями, связанными с преследованием армянского населения, стояли эти же силы, которые руководствовались вовсе не исламскими, а националистическими принципами).

Не понимая того, что продолжающийся кризис является прямым следствием националистической политики его родной младотурецкой партии, Джемаль, как, вероятно, и большинство других младотурков, во всех бедах винил мятежников, которые, в свою очередь, также не осознавали того, какие на самом деле преследуют цели их европейские «друзья». Причем, ими были не только англичане, но и французы, о чем стало известно после обнаружения во французских консульствах в Бейруте и Дамаске секретных документов, подтверждающих наличие тесных связей французского правительства с мятежниками.

К концу 1917 г. Джемаль, фактически, являлся независимым правителем Ближневосточного региона, но вскоре, по причине полного поражения 4-ой армии от англичан, оставил свою должность и вернулся в Стамбул. Однако и оттуда он вынужден был бежать после того, как I-ая мировая война закончилась для Турции катастрофой. После отставки кабинета Талат-паши 2 ноября 1918 г. Джемаль вместе с несколькими другими лидерами «Комитета» бежал сначала в Германию, а затем в Швейцарию. Военный трибунал в Турции заочно осудил Джемаля за преследование арабов – подданных Османского халифата и приговорил его к смертной казни. Позднее Джемаль отправился в Среднюю Азию, где участвовал в модернизации афганской армии. Смерть же настигла его в Тбилиси, где он был убит членом одной из армянских боевых группировок.

Ну а что же арабские освободительные движения? Как оказалось, их «освобождение» принесло им вовсе не тот результат, на который они рассчитывали и о котором договаривались со своими европейскими «друзьями». Так, например, Хусейн ибн Али аль-Хашими (основатель династии Хашимитов), являвшийся шерифом Хиджаза, где располагались главные мусульманские святыни (в Мекке и Медине), подписал в 1915 г. соглашение с Великобританией, согласно которому та обязывалась признать независимость будущего арабского государства во главе с Хусейном. Во многом по этой причине в 1916 г. им было поднято антиосманское восстание. Однако вместо этого английское и французское правительства признали Хусейна лишь главой Хиджаза. В марте 1924 г. Хусейн, претендуя на лидерство в мусульманском мире, объявил себя халифом, но другие мусульманские страны не признали его. В том же 1924 г. им была начата война с эмиром Неджда Ибн Саудом (основателем династии Саудитов), в которой он потерпел поражение, после чего отрекся от престола в пользу своего сына и уехал на Кипр.

Похожим образом развивалась ситуация и с уже упомянутым Ибн Саудом – в 1915 г. между ним и Великобританией было подписано соглашение, согласно которому Неджд признавался независимым. Однако уже через несколько лет английское правительство спровоцировало на новое государственное образование нападение со стороны Хусейна. Пытаясь предотвратить появление сильных государств, британское правительство провоцировало военные конфликты и далее (например, в 1934 г. с Йеменом), однако и оно оказалось не в силах не допустить появления Саудовской Аравии в ее нынешних границах, что, конечно же, их не устраивало. И все же по большей части они своего добились – вместо единого арабского государства на карте появилось несколько небольших стран, что полностью отражает известный всем девиз «Разделяй и властвуй». Не ясно только, почему этот девиз был неизвестен лидерам арабских национальных движений?

Но самое интересное, что похожую картину мы наблюдаем уже в наше время. Не для кого не секрет, что в мире происходят кардинальные перемены, связанные с перераспределением сил влияния, что вполне может привести и к перекройке границ. Но некоторые мусульманские лидеры, похоже, вновь готовы наступить на те же грабли, что и прежде, заглатывая наживку в виде обещаний по оказанию помощи в деле расширения своего влияния. Неужели они полагают, что Лондону или Парижу действительно нужны сильные исламские государства? Неужели мусульманские лидеры не знают о том, что, согласно обещанию МИД Великобритании Артура Бальфура от 2 ноября 1917 г., британское правительство уже тогда пообещало Сионистской федерации создание национального государства на территории Палестины? Неужели роль «лоуренсов аравийских» и «кемалей ататюрков» так и не оценена ими по настоящему? Вероятно нет, ведь насколько известно в некоторых странах их до сих пор считают героями. Особенно удивительным это выглядит на примере Лоуренса – насколько же блестяще он сыграл свою роль, чтобы после того, как обмануть своих «друзей», они даже через много лет продолжают считать его своим героем.

Хотелось бы надеяться, что пелена лжи, навеянная на глаза жителей мусульманского мира, когда-нибудь все же сойдет, и место чуждых Исламу панарабских или пантюркистских настроений займет то мировоззрение, которое отражало бы Ислам, а не национальную «исключительность», заключающуюся лишь в принадлежности к тому или иному языку или народу.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/5585/">ISLAMRF.RU: Под маской «героев»</a>