RSS | PDA | Архив   Среда 2 Декабрь 2020 | 1433 х.
 

Ислам, джихад и милосердие

05.12.2007 14:44

Малый джихад в исламе предполагает вооруженную борьбу с агрессором, внешним захватчиком. В Ираке мы наблюдаем наличие и агрессора, и вооруженной борьбы. Но являются ли многочисленные теракты, в которых гибнут мирные жители, женщины, старики, дети, проявлением малого джихада, ведь шариат налагает очень строгие условия к ведению войны, одним из которых является неприкосновенность мирного населения?

Даже без учета цифр, представляемых иракской стороной, согласно американо-британской неправительственной правозащитной организации «Ираки Боди Каунт», с 2003 г. в Ираке погибли около 80 тыс. мирных жителей, более 160 тыс. получили ранения (не менее 25% из них женщины и дети). По данным миссии ООН в Ираке, только за 2006 г. в стране погибли около 35 тыс. мирных жителей, еще больше получили ранения (потери ВС США на январь 2007 г. превысили 3 тыс. убитыми). С начала войны более 2 млн. жителей покинули Ирак, а 1.7 млн. стали беженцами внутри страны. Как бы некоторые наблюдатели ни пытались представить происходящее следствием гражданской войны между суннитами и шиитами, в действительности, основой трагедии является агрессия против суверенного Ирака. Это подтверждается и Американским союзом за гражданские свободы, утверждающим, что массовым жертвам среди мирного населения способствуют действия военнослужащих США. Так, в 2004 г.  в результате американской вертолетной атаки (данные т/к «Скай-Ньюз») в провинции Анбар погибло свыше 40 мирных иракцев. В марте 2005 г. в г. Ишаки американскими военнослужащими были убиты 11 безоружных иракцев (4 женщины, 5 детей). В октябре 2007 г. не менее 15 человек, в т.ч. мирные граждане, погибли и столько же были ранены в результате удара американской авиации в районе г.Тикрит. Имеется немало и др. аналогичных случаев.

    В то же время, по данным вашингтонского исследовательского центра Brookings Institution, с мая 2003 г. по июнь 2006 г. в Ираке было похищено 287 иностранцев (бизнесмены, дипломаты, сотрудники гуманитарных организаций, журналисты), из которых 46 убиты. Всего за годы войны в Ираке погибли свыше 100 журналистов. При этом, по данным агентства «Washington ProFile», если иракское сопротивленце в 2003-2004 гг. было направлено против агрессоров, с конца 2004 г. объектами терактов стали в основном иракские силы безопасности и местные органы власти. Согласно британского исследовательского агентства ORB общее число жертв в Ираке достигло 1,2 млн. человек, 20% которых погибли в результате взрывов заминированных машин. Так, 19 ноября в г. Баакуба погибли 3 иракских детей и 3военнослужащих США (по данным «Ассошиэйтед пресс» теракт был совершен в момент раздачи американскими солдатами подарков местным детям). Жертвами в г. Рамади 21 ноября стали 4 чел. (6 ранены). К слову, 6 ноября в числе 60 погибших от самоподрыва смертника в г. Баглан (Афганистан) оказались 6 депутатов и 18 школьников. Вопрос в том, подпадают ли теракты данного рода под определение джихада во имя Всевышнего?

    Ислам подразумевает реальное проявление веры. И джихад (араб. «усилие, усердие на пути Аллаха») рассматривается как проявление деяний во имя Истины. Т.е. джихад это совершение благих поступков во имя Аллаха, благодаря чему «И возымеет человек лишь то, Что приобрел своим стараньем. Усердие его (на жизненной стезе) Получит верную оценку (у Владыки), И за него наивысшую награду он получит» (Коран 53:39-41).   Со слов автора перевода смыслов Священного Корана на русский язык В.Пороховой, «когда вы можете побороть в себе стремление к излишествам, к каким-то баснословным деньгам в банковском исчислении, любовь к золоту, любовь к женщинам…вы совершаете великий джихад, и вы убиваете неверного в себе» (1). Но джихад не ограничивается исключительно внутренней борьбой за свое «очищение», подразумевая как активность на пути к социальной справедливости, так и защиту своей семьи, веры или территории страны от агрессоров. Таким образом, джихад подразделяется на две ипостаси: усердие в вере, т.е. борьба с личными низменными страстями (большой джихад), и справедливое сражение за веру (малый джихад).

    Под малым джихадом (справедливая война) подразумевается исключительно отражение агрессии: «Тем, против кого ведут войну, Дозволено сражаться, Ведь им (несправедливо) причинили зло, А потому Аллах, поистине, могущ помочь им» (Коран 22:39);  «Сражайся за Господне дело Лишь с тем, кто борется с тобой, Дозволенного грань не преступай, Аллах не любит тех, кто преступает (Пределы, установленные Им)» (Коран 2:190). Но война должна вестись только во имя Господа: «Так почему вам на пути Господнем не сражаться За слабых из мужчин, и женщин, и детей» (Коран 4:75). Если же агрессивных устремлений против мусульман нет, то «Аллах запрета не дает Вам доброту и справедливость проявлять К тем людям, кто за вашу веру с вами не сражался, Не изгонял из дома вас» (Коран 60:8).

    Миролюбие Ислама заключается также в том, что в случае малого джихада ни в кой мере не должны страдать невинные люди. Не случайно в фетве (2004 г.) о сопротивлении оккупационным войскам в Ираке Международная ассоциация мусульманских ученых (IAMS) призвала бойцов сопротивления не наносить вреда иракским полицейским или солдатам, если только они не оказывают прямую поддержку врагу. Фетва подчеркнула недопустимость страдания женщин, детей и стариков, даже если они являются гражданами стран-оккупантов, а также убийства не участвующих в боевых действиях лиц. Заявив об обязанности участия в сопротивлении каждого мусульманина, улемы подчеркнули запрет Ислама об агрессии против невинных людей. Как отмечает глава IAMS Юсуф аль-Кардави, «сопротивление не  становится джихадом без определенных условий...Чтобы слово Аллаха было  превыше всего…чтобы джихад велся под знаменем Ислама, где должны  соблюдаться положения Шариата, относительно сражения, когда можно  сражаться только с тем, кто сражается с тобой…Исламская война строго регламентируется морально-нравственным кодексом» (2/а).

    Вместе с тем, при намерении агрессора идти на мирные переговоры, мусульманам повелевается принять предложение: «Но если же они будут склоняться к миру, Склонись и ты к нему и полагайся на Аллаха» (Коран 8:61). Или: «Но если, не сражаясь с вами, Они от вас отступят и предложат мир, Аллах не дозволяет вам никоего пути (Вести сраженье) против них!» (Коран 4:90). В данном контексте также просматривается гуманное отношение к мирным жителям, что подтверждено историей: в 1187 г. освободивший Иерусалим от крестоносцев султан Каира Салахаддин Айюби позволил католикам беспрепятственно покинуть город, а православные остались проживать в нем.

    Вместе с тем, гуманизм предписан Господом и в отношении военнопленных: «Когда же проведёте основное подавление, (Берите в плен их и) удерживайте крепко. За этим: или благость (им явить освобождая), Или (за их свободу) выкуп (взять),  Пока война не сложит своё бремя» (Коран 47:4).

    В целом в Исламе немотивированное убийство даже одного индивидуума приравнивается к лишению жизни всего человечества: «Тот, кто убьет живую душу не за душу и не за нечесть на земле, Тот как бы всех людей погубит» (Коран 5:32). Но и убийство «по праву» (кровная месть) строго регламентировано: «Предписано вам право за смерть (убитых близких) отплатить: За жизнь свободного свободный, И раб за жизнь раба, И за жену жена...Того ж, кто после этого дозволенный предел преступит, Мучительная кара ждет (Коран 2:178)»; «За (нанесенье) ран – отмщение (по равной мере)...А те, кто суд вершит не по тому, Что им низвел Аллах, Те преступают (законы, установленные Им)» (Коран 5:45). Так Ислам ограничил действия кровной мести, в предшествующий период нередко приводившей к продолжительным межплеменным войнам. Но милосердие Ислама идет еще дальше, т.к. в обоих вышеприведенных аятах Господь указывает на предпочтительность прощения возмездию: «Но тот, кому собратом будет прощено, Благодеянием разумным должен возместить. Сие для вас Господне облегчение и милость» (Коран 2:178); «А кто простит (за свои раны) И (возмещение за них) на милостыню обратит, Тому послужит это искуплением (грехов)» (Коран 5:45). При этом Всевышний обещает свое расположение прощающему: «Тому же, кто простит и восстановит мир, Назначена награда у Аллаха» (Коран 42:40); «Спешите обрести прощение и Сад, Обширный, как земля и небо, И уготованный для тех, Кто (гнева) Господа страшится, Тех, кто расходует в достатке и в нужде, Кто, сдерживая гнев, прощает людям, Благотворящих чтит Господь!» (Коран 3:133-134).

    Таким образом, джихад, будучи проявлением усердия на пути к Истине (в рамках допустимого Шариатом) является богоугодным делом: «Но тех, кто на Его пути усердствует (за веру), Он отличил пред теми, кто сидит (в домах), Наградою великой, Степенями, Что Он на милость от Себя и на Свое прощение назначил» (Коран 4:94-95).

    Все вышеизложенное свидетельствует о неслучайности подчеркивания в итоговой резолюции форума «Ислам религия мира и созидания» (Чечня, сентябрь 2007 г.) того факта, что Ислам «содержит в себе огромный потенциал для развития гражданских основ человеческого общества, современное состояние которого во многих случаях, к сожалению, противоречит вечным и универсальным ценностям» (3). С этой точки зрения вызывает сожаление, что в результате терактов гибнут ни в чем не повинные мирные иракцы. Да и иностранные журналисты не должны нести ответственности за деяния своих правительств: «И пусть их неприязнь к вам Не отклонит вас от (решений) справедливых. Блюдите (строго) справедливость, - Ведь это ближе к благочестию (стоит)» (Коран 5:8). Тем более что и определенная часть американского общества не столь однозначно относятся к военным действиям в Ираке: проводятся антивоенные демонстрации, снимаются объективные фильмы и т.д. Не случайно Ю. аль-Кардави отмечает: «Очень прискорбно видеть людей, называющих себя мусульманами и делающих ни в чем не повинных граждан «козлами отпущения» за политику, проводимую их правительствами. Какое преступление совершили простые люди?.. В Исламе нет места концепции «цель оправдывает средства». Считается недопустимым стремиться к добру, совершая злодеяния» (2/б).

    В заключение хотелось бы отметить, что до тех пор, пока мусульманская умма будет разобщена, мир Ислама не гарантирован от той трагедии, которая имеет место в Афганистане, Ираке или Палестине.

 Теймур Атаев,

Историк, политолог (Азербайджан)

 Примечания:

1. Интервью р/ст «Свобода» от 22.04.2004 г.

2. Юсуф аль-Кардави

а/ Выступление в передаче «Шариат и жизнь» телеканала «Аль-Джазира» (30.07. 2006 г.)

б/ Фетва "Каков взгляд Ислама на насилие и агрессию?"

3. Итоговая резолюция Международного миротворческого форума «Ислам религия мира и созидания» (Гудермес, Чечня, сентябрь 2007 г.)

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/1028/">ISLAMRF.RU: Ислам, джихад и милосердие</a>