RSS | PDA | Архив   Среда 2 Декабрь 2020 | 1433 х.
 

Глобализация и Ислам

26.12.2007 16:56

Культурная глобализация и культурное общество

1. Культурная глобализация и культурное общество

Набравший сегодня неимоверные обороты глобализационный проект не может не затронуть мир религии, т.к. под глобализацией подразумевается создание некоего "стадного" трансобщества с едиными экономико-демократическими "ценностями" и идеологическими «правилами» мышления. В этом контексте религиозный "оттенок" выступает как важнейшее звено в задаче внедрения в общемировое масс-сознание однотипного образа жизни.

Данный подход авторов глобал-проекта к религии является четко продуманным шагом. Профессор Гарвардского университета (США), специалист по философии и истории науки Дж.Холтон еще на закате прошлого века отмечал:"В Америке конца XX в. отнюдь не наука, а религия...остается…наиболее влиятельной силой как в частной, так и в общенациональной жизни...Результаты проведенных в США исследований по проекту "Личностные ценности" подтвердили,  что важнейшими компонентами индивидуально преломленной общей картины мира являются: патриотизм + религия + национальная безопасность + стабильность + нравственность"(1/а,б). Поэтому не случайно религиозная парадигма становится одной из основополагающих по доведению целей глобализации до "потребителя", способствуя созданию реальнейших условий для "полной и окончательной" ликвидации "чужой самобытности". Тем самым, чуть ли не последний островок самоидентичности наций и народов перестанет быть препятствием для глобализаторов.

Вполне естественно, что в стороне от глобализационного аспекта не может находиться и мусульманское сообщество, основной "прорыв" в электорат которого авторы глобализационного проекта пытаются осуществить в "колыбели" Ислама. С геополитической точки зрения в этом ничего удивительного нет, т.к. данный регион контролирует 70% мировых энергоресурсов. Как отмечает член экспертно-аналитического совета при Комитете по делам СНГ и соотечественников Госдумы РФ Борис Подопригора, "геополитическая суть происходящего в основном энергетическом макрорегионе планеты - Ср. и Бл. Востоке – со стороны Запада сводится: во-первых, к силовому контролю за производством главного сырья и его начальным транзитом; во-вторых, к созданию на этой основе тандемной, во много эксклюзивной взаимозависимости Запада и исламского мира, в том числе, через экспорт сюда западных культурно-правовых и идейно-политических стандартов; в-третьих, к установлению здесь форпостов стратегического сдерживания тех, кто "РИК" (Россия-Индия-Китай - прим. авт.), их противопоставления между собой и третьим силам"(2). Тем самым, соглашаться с популярным ныне тезисом о превращении Бл.Востока в мощный идеологический центр мирового значения из-за  активизации «политической роли» Ислама не представляется возможным.

Общеглобализационные процессы не обходят стороной различные сферы жизни стран Бл.Востока. Египет, Марокко, Иордания, Тунис, Ливан и Алжир взяли на себя обязательство проводить экономические реформы в соответствие с рекомендациями МВФ и ВБ.Официально зарегистрированные рынки капиталов (фондовые биржи) имеют Саудовская Аравия, Бахрейн, Египет, Иордания, Кувейт, Ливан, Марокко и Тунис. В конце 2006 г. шариатский комитет ОАЭ издал фетву, согласно которому Дубайская фондовая биржа (ДФБ) стала первым в мире исламским рынком ценных бумаг. Эти шаги нередко преподносятся как отход от исламских ценностей. Но директор Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Юрий Пахомов дает этому несколько иную оценку: "На глобальном пространстве пускаются в ход наиболее изощренные механизмы неэквивалентного присвоения...И здесь наиболее уязвимыми оказываются арабо-мусульманские страны. Особенно сказывается в этом отношении повышенное неприятие мусульманами разгула на глобальном пространстве спекулятивного, то есть виртуального капитала"(3).

Вполне очевидно, что планы усиления стратегических возможностей на Бл.Востоке приводят к необходимости достижения заинтересованными силами "идеологической поддержки" предпринимаемых в регионе шагов. А уже отсюда, посредством СМИ и др. составляющих "стандартного пакета", в сознание мусульман "вносятся" элементы "культурной глобализации".

Безусловно, задача формирования глобальной цивилизации с новым  миропорядком порождает серьезные вызовы для религиозного сознания индивидуума и религиозных институтов в целом, т.к. мусульмане, в какой части света они бы не проживали, не могут не быть задеты элементами культурной глобализации. Поэтому  практически все страны традиционного Востока сталкиваются сегодня с тяжелейшим процессом внутренней трансформации, вызванной попытками «ползучего» нивелирования присущих обществу ценностных ориентаций.  Тем более что сами арабские общества становятся открытыми миру, за счет чего добро на вещание получают зарубежные теле и радио-каналы с круглосуточным культивированием «западных ценностей» в области «свободы личности».

Ряд экспертов именно этими «новшествами" обосновывают некоторый отход арабской молодежи от соблюдений исламских ценностей (не только в странах Европы, но и ближневосточном регионе). Данный факт нередко подводит ряд исследователей к выводу, что Ислам-де очень быстро оказался подверженным "прелестям западной свободы". Вопрос, однако, значительно шире, чем просто констатация факта восприятия определенным количеством мусульман "открытого образа жизни". Парадокс, если можно использовать данный термин в этой связи, в том, что даже послабления (иногда в немалой степени) религиозного характера не приводят к тому, что "нарушители" предписаний перестают считать себя мусульманами (даже оказавшись на Западе). Т.е., хотя отход молодых мусульман от традиций Ислама приводит часть электората мусульманского общества к прозападным настроениям, но даже при этом данная часть населения продолжает идентифицировать себя только лишь в Исламе. А директор Института стратегических исследований при Гарвардском университете Сэмюэль Хантингтон рассматривает этот факт под несколько своеобразным взглядом: "Политические системы некоторых арабских стран приобрели определенную долю открытости. Но это идет на пользу главным образом исламским фундаменталистам. Короче говоря, в арабском мире западная демократия усиливает антизападные политические силы"(4). Кроме того, "открытость" всего мирового пространства глобализации позволяет расширять географию Ислама, причем если этнические мусульмане ощущают принадлежность к Исламу, изначально воспринимая его в качестве "своей" религии, то немало людей приходят к нему, ранее будучи уверенными в "чуждости" мусульманства своим убеждениям. Вопрос в том, что в условиях повсеместной изощренной антимусульманской пропаганды привлекает людей в Исламе?

2.Глобализация и нахождение в Исламе собственного "Я"

Глобализационный проект, декларирующий "счастье для всех и каждого", в действительности приводит к человеческому одиночеству с перспективой "умирания по одному", т.к. постепенно исчезают культурные традиции наций и народов, передаваемые из поколения в поколение. В этом контексте Ислам оказывается той притягательной силой, которая может объединить людей, пытающихся противостоять шагам по "манкуртизации" мирового сообщества. Так, директор Института Глобальных Стратегий (Украина) Вадим Карасев считает, что "мораль в современном обществе коммерциолизована, она становится все менее и менее значима.А значимость приобретают сейчас деньги, удовольствие, концумиризм...Тут, безусловно, западная культура проигрывает, потому что она – аморальна и антиморальна (кино, порнография, наркотики, насилие и т.д)...Западное общество захочет нормальных упорядоченных правил и норм поведения...На эту роль как раз претендует Ислам. Он выдвигает свою культурную, экономическую и властную альтернативу. Ислам вносит новую мораль в общество, в т.ч. бытовую, а общество без морали жить не может"(5). Вторит В.Карасеву эксперт Московского Центра Карнеги, профессор МГИМО МИД России Алексей Малашенко: "Иерархия причин, которые побуждают человека принимать Ислам...зависит от региона, личной ситуации и т.д. Например, это связано с желанием поменять веру. А это, в свою очередь, связано с разочарованием в окружающем мире...Я думаю, что Ислам рассматривается как альтернатива западной культуре...Можно допустить,что те люди, которые переходят в Ислам... ищут в этой религии ответа на какие-то социальные проблемы"(6).

Таким образом, причина повсеместного прихода в мусульманство заключена в ценностях Ислама. Со слов известного российского писателя и журналиста Леонида Млечина, Ислам «как самая молодая из распространенных религий обладает большим потенциалом развития. Переход в ислам является очень активным, в христианство так не переходят. Ислам распространяется»(7). И не случайно. По Корану все религии являются единым духовным целым, созданным Богом по Его единому плану: "И это Мы, кто низвели им Тору, В которой правый путь и свет. По ней судили иудеев те пророки, Что Господу всем сердцем предавались…По их следам отправили Мы Ису, сына Марйам, Чтоб истинность Закона утвердить, Что был ниспослан до него. Ему Евангелие Мы послали, В котором правый путь, и свет…Мы Книгу в Истине тебе послали Для подтверждения того, Что прежде из Писания пришло, Для охранения его (от всяких искажений)" (5: 44, 46, 48). Тем самым Коран относится к людям Писания как к членам единой семьи "предавшихся Всевышнему", противопоставляя их язычникам, что свидетельствует о подразделении людей по Исламу на "верующих" и "неверующих".

Следовательно, в Исламе нет присущего протестантизму разделения людей на изначально "правых" и "греховных". А отсюда отсутствие понятия коллективной ответственности, потому что каждый перед Богом отвечает за свои поступки сам («И всякая душа стяжает должное своим деяньям И, свое бремя (к Господу на Суд) неся, Не понесет (греховный) груз другой» (Коран 6:164). Лишь Господь определяет «верен» или «неверен» Ему человек (в зависимости от деяний). Т.е. не изначальное предопределение, а поступки личности являются определяющими для оценки Всевышним ее деятельности.

С учетом же отсутствия в Исламе аппарата религиозной администрации, отпадает вопрос "отпущения грехов" человеку "представителем" Бога на Земле, поэтому верующий ощущает свою связь с Господом непосредственно.

Вместе с тем, если протестантизм оставляет бедного ("слабого") на обочине жизни,обосновывая такое состояние человека изначальной определенностью, Ислам предписывает людям с достатком оказывать помощь нуждающимся и сиротам. К тому же богатство человека, согласно Корана, не является "единовременным" и на всю жизнь. Господь определяет - достоин ли его обладатель всего, что имеет? А параллельно предполагает возможность изменения материальных условий неимущих.

С другой стороны, в Исламе все члены уммы равны перед Богом вне зависимости от национальной идентичности. Это признает даже американский политолог и социолог Фрэнсис Фукуяма, которого при всем искреннем желании невозможно «обвинить» в симпатиях к мусульманству: "Призыв ислама потенциально универсален, он обращается ко всем людям как таковым, а не как к членам конкретной этнической или национальной труппы"(8). Т.е. "право избранничества" в мусульманстве отсутствует в корне. Как пишет советский правозащитник, в н/вр проживающий в США Олег Попов, "соблюдение чистоты еврейской крови и недопущение (или минимизация) смешанных браков освящается религией иудаизма, как самый важный её канон...В биологической и этнической природе иудаизма - его фундаментальное отличие от...христианства, ислама, буддизма, которые не имеют биологической «основы» и природы, но лишь духовную"(9). А согласно Корана, Господь "различие вам дал и в языках, и в цвете (кожи)" (Коран 30:22). В данном контексте британский философ и социальный антрополог Эрнест Геллнер утверждает, что "разнообразие мусульманской цивилизации сейчас - твердо установленный факт...Ислам трансэтничен и транссоциален: он не приравнивает веру к верованиям какого-либо одного сообщества (даже всей совокупности верующих). Но транссоциальная истина, которая может судить социальные, - это Книга плюс Традиция, записанное Откровение, а не институция"(10).

Привлекательность Ислама для людей и в его отказе от аскетизма. Коран призывает мусульманина не быть сторонним наблюдателем происходящих процессов, а созидать на пути к Истине. Это позволяет индивидууму  оцениваться Господом согласно реальным поступкам и избегать становиться безинициативным "винтиком" в «чужих» руках. Тем самым активность проявляется как в духовной сфере (поклонение Господу), так и "мирской жизни" (необходимость труда). По словам имама каирского университета "Аль-Азхар" шейха Мухаммада Сайеда Тантауи, "Ислам не предполагает, что мусульманин должен всегда находиться в мечети или жить в пещере, как отшельник! Ислам требует от мусульманина...быть наилучшим примером подлинно цивилизованного человека...а в науке быть среди ведущих ученых. Он побуждает каждого мусульманина вести уравновешенный и здоровый образ жизни"(11). В этом же контексте находится и постоянный призыв Корана индивидуума к разуму, призыв думать, размышлять, анализировать над знамениями Господа.

Вместе с тем,  именно в Исламе огромные права получила женщина. Так, согласно Корана, ей предоставлены законные права на развод и наследование части недвижимой собственности своей семьи; осуществился  запрет на принуждение женщин к вступлению в брак; убийство (захоронение заживо) дочерей стало незаконным и нравственно недопустимым и т.д.

Изложенные выше (в очень краткой форме) религиозные принципы Ислама становятся притягательными для масс людей. Со слов одного из ведущих на Западе специалистов по истории религий, воспитанной в католическом монастыре Карен Армстронг, «эта религия принесла человечеству учение, помогшее миллионам людей обрести Бога и душевный покой, найти смысл своего существования...Сама я - не мусульманка, но именно углубленное изучение ислама дало мне лично ощущение того, чем может быть монотеистическая религия в своем высшем выражении»(12).

Этими словами представляется возможным завершить данную статью.

Теймур Атаев

политолог (Азербайджан)

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Дж.Холтон. Что такое "Антинаука"? а/ http://psylib.org.ua/books/holto01/txt02.htm б/ http://psylib.org.ua/books/holto01/txt04.htm

2. Борис Подопригора. 2007-й – на старте. Сверим карты http://www.inforos.ru/?id=16348

3. Юрий Пахомов. Геоэкономические и культурные корни глобального терроризма http://meast.ru/?p=282

4. Сэмюэль Хантингтон. Столкновение цивилизаций? http://www.nbuv.gov.ua/polit/93hssc.htm

5. Вадим Карасев. Интервью агентству "УРА-Информ" (2 февраля 2006 г.)  http://www.igls.com.ua/interview/1103/

6. Алексей Малашенко. Интервью Международному  информационно-аналитическому агентству "Washington ProFile" (17 марта 2004 г.) http://www.washprofile.org/ru/node/620

7. Леонид Млечин. Интервью р/ст "Свобода" (13 октября 2005 г.) http://www.svoboda.org/programs/pr/2005/pr.101305.asp

8. Фрэнсис Фукуяма. Конец истории и последний человек http://www.lib.ru/POLITOLOG/FUKUYAMA/konec_istorii.txt

9. Олег Попов. Еврейский этнос, иудаизм и этническая конкуренция  http://www.polemics.ru/articles/?articleID=6694&hideText=0&itemPage=1

10.Эрнест Геллнер. Посттрадиционные формы в исламе: бега и торговля, голоса избирателей и арахис

11.Мухаммад Сайед Тантауи. Общее представление об Исламе  http://www.islamua.net/index.php?pid=35

12.Карен Армстронг. Интервью каналу «Аль-Джазира» Цит. по: Еженедельник "Российские вести" N6 (1808) http://rosvesty.ru/1808/russia/?id=692

Иллюстрация с сайта www.nbr.org/

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/1106/">ISLAMRF.RU: Глобализация и Ислам</a>