RSS | PDA | Архив   Среда 2 Декабрь 2020 | 1433 х.
 

Чему научились мусульмане России в 2007 году?

10.01.2008 11:08

Период новогодних праздников традиционно является временем, когда мы подводим итоги прошедшего года и намечаем перспективы на наступивший год. Не составляют исключения и мусульмане – каждый из нас старается определить результативность прошедшего 2007 года. В прессе появились уже комментарии духовных лидеров, ученых, политологов по поводу итогов ушедшего года, практически все они рассматривают взаимоотношения исламского сообщества России и общества и вытекающие из них политические и иные последствия.

В то же время, несколько в тени остается иной ракурс вопроса – какими позитивными или негативными процессами внутри самой уммы охарактеризовался 2007 год? Проще говоря, чему мы, мусульмане, научились или не научились в течение истекшего года, независимо от влияния внешних обстоятельств, и какой урок мы должны извлечь из событий 2007­го?

Вероятно, моя позиция субъективна, так как по роду службы я больше всего внимания уделяю вопросам исламского образования и науки, но я бы назвал ушедший 2007 год для мусульман России Годом науки и образования. На мой взгляд, характерной чертой прошедшего года для нас стал факт осознания необходимости развития исламского образования и богословия на качественно новом уровне, а самое важное, что это осознание нашло воплощение в первых реальных шагах.

18 ноября 2007 года на заседании Совета муфтиев России в Москве по предложению председателя СМР шейха Равиля Гайнутдина в состав Совета вошли три ректора высших исламских учебных заведений: Российского исламского университета Рафик Мухаметшин, Московского исламского университета Марат Муртазин и Северо­Кавказского университетского исламского Центра Максуд Садыков. Это пополнение в составе Совета муфтиев России, во­первых, свидетельствует о том, что в умме повышается вес руководителей крупнейших образовательных центров, а во­вторых повышает и степень ответственности самих ректоров как перед региональными духовными управлениями мусульман, так и перед всероссийской мусульманской общественностью.

Вывести исламскую богословскую школу России из глубокого застоя, поднять интеллектуальный уровень исламского образования в России до уровня, за который, по крайней мере, было бы не стыдно – это прерогатива и важнейшая задача руководителей наших вузов. Теперь в их руках есть важнейший инструмент – возможность непосредственного донесения своей позиции до региональных духовных лидеров, влияние на решения СМР.

Отвлекаясь от темы, хочу еще раз подчеркнуть то, о чем я говорил в предыдущих выступлениях – современный имам должен иметь два высших образования – и духовное, и светское. Это гарантирует и интегрированность молодого имама в обществе, и его интеллектуальный уровень и кругозор, и востребованность. Только имам с полноценным светским и духовным образованиями сможет в будущем найти свое место в обществе, которое становится все более технологичным, информационным и стремительно меняющимся. Проблема здесь заключается в том, что преподаватели исламских вузов и медресе – наставники будущих имамов не могут поставить перед своими студентами требование иметь два высших образования, ведь они сами такими достоинствами не обладают. Зачастую преподавательский состав наших исламских учебных заведений не отвечает интеллектуальным запросам студента самого среднего уровня светского вуза.

После принятия поправок в федеральный закон «Об образовании», согласно которым, духовные вузы будут выдавать выпускникам дипломы гособразца, вопрос о двух «корочках» для имамов снят с повестки дня, возразят мне некоторые, и будут абсолютно неправы. Напротив, именно сейчас наиболее актуальной становится задача продвинуть вперед на несколько ступеней общий образовательный уровень наших университетов, ведь когда наши выпуск­ники выйдут на общий рынок труда наравне с выпускниками светских вузов, мы рискуем ударить лицом в грязь. Стараниями недружелюбных журналистов и «исламоведов» имидж нашей уммы и так уже подвержен сильнейшей «инфляции», а если и после вступления в силу обновленного закона общий уровень выпускников наших исламских вузов останется таким же как сейчас, это и вовсе может привести к «девальвации» отечественной богословской школы.

В рамках III Всероссийского мусульманского форума, проходившего в Москве 1–4 ноября 2007 года, в резиденции Совета муфтиев России состоялась конференция «Роль образования в решении актуальных проблем мусульманского сообщества России», на которой впервые была озвучена задача создания Совета ректоров высших исламских учебных заведений России. Не прошло и месяца, как данный орган был учрежден – утверждено положение, избран его председатель. Ректоры начнут совместную работу по совершенствованию конфессионального блока предметов учебной программы подготовки бакалавров по образовательному направлению «Исламская теология».

Создание Совета ректоров исламских вузов – это шаг, безусловно, оправданный и перспективный. Во­первых, это не декларируемое, а реальное формирование единого исламского образовательного пространства, а именно, налаживание горизонтальных связей между исламскими вузами, что дает площадку для обмена опытом, конкуренции в хорошем смысле этого слова. В этом я также вижу и преодоление некоего ревностного отношения исламских учебных центров друг к другу. Не секрет, что каждому хочется иметь титул главного или лучшего мусульманского вуза страны. Впредь, я надеюсь, на смену соперничеству в регалиях придет дух соревнования в качестве образовательной и научной деятельности, и придет осознание того, что все мы делаем одно общее дело.

Проект Совета ректоров выс­ших исламских учебных заведений оказался куда более скоростным нежели другой, более глобальный проект по созданию Совета улемов России, о необходимости организации какового говорится уже с 2005 года.

Начало 2007 года, как мы помним, было ознаменовано решением Совета муфтиев об учреждении Совета улемов, к сожалению, объем работ проделанных в этом направлении вплоть до ноября неудовлетворительный. Но все же, уже к концу года концептуальное решение было принято, и мы имеем все основания полагать, что дело сдвинется с мертвой точки.

О том, что нам дает такой коллегиальный орган как Совет улемов, чем обусловлена необходимость его создания и  каковы его перспективы, было сказано немало, и нет необходимости здесь повторяться. В том, что дело Совета улемов «спускают на тормозах» я нисколько не усматриваю нежелание региональных муфтиев «делиться властью», отнюдь. Председатели региональных духовных управлений мусульман только подчеркивают актуальность этого проекта. Нам мешает наша «феодальная раздробленность», склонность каждого жить сугубо в рамках своего «удельного княжества» – региона, на межрегиональный или даже общероссийский проект мы пока психологически не тянем. Переломить эту узкорегиональную психологию, начать мыслить шире и более высокими категориями – наша обязанность. Ректоры исламских вузов к этому уже пришли, придет ли к этому все наше сообщество?

Ушедший год можно назвать годом принятия системных решений. Это уже огромное достижение, ведь факт принятого решения подразумевает и то, что была выполнена и его концептуальная проработка. Тем не менее, 2007 в вопросах образования и науки не был для мусульман годом действия, скорее, периодом разработки дальнейших перспектив и их декларирования.

Счастливое исключение здесь составляет деятельность благотворительных фондов имени имама Абу­Ханифы и Фонда Марджани. При содействии Фонда Абу­Ханифы был издан тафсир Корана Абдуллы Юсуфа Али, а также серия «Ханафитское наследие», а самым значимым проектом в научной области Фонда Марджани стало проведение международной исламоведческой научной конференции «Мир Ислама: история, общество, культура». Эта конференция, так же как и традиционный Всероссийский мусульманский форум ценна не только академической составляющей, но и тем, что налаживает мосты между мусульманским интеллектуальным сообществом и отечественной исламоведческой школой.

Итак, 2007­й стал для нас уроком принятия ответственных решений на перспективу, а также еще раз продемонстрировал наше нежелание мыслить выше категорий своего регионального муфтията. Каким будет 2008­й – ведомо лишь Аллаху Всевышнему, добавлю лишь, что внешние условия для нашего развития более чем благоприятные, и наш долг – не «прозевать» этот момент политической стабильности, экономического роста и готовности власти к сотрудничеству.

Абдулбари Муслимов,

заместитель председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области по учебно­воспитательной части

 

"Медина аль-Ислам" № 50 (5 - 11 января)

 "Медина аль-Ислам" № 50 (5 - 11 января 2008)

10.01.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/1141/">ISLAMRF.RU: Чему научились мусульмане России в 2007 году?</a>