RSS | PDA | Архив   Понедельник 15 Июль 2024 | 1433 х.
 

Подвижная в подвижной. Становление уммы и мусульманка

21.01.2008 11:31

Подвижная – мусульманка в вечнодвижущейся среде современного мусульманского сообщества.

В современных условиях мало кто будет спорить с утверждением о том, что женская социальная активность стала крайне востребованной для дальнейшего развития российской уммы. Всплеск активности российских мусульманок, который мы наблюдаем в последние годы, весьма логичен в плане становления мусульманской общины в нашей стране. Активность мусульманок не только демонстрирует этот процесс созревания, но идет вместе с ним рука об руку, взаимно дополняясь и обогащаясь.

Начало 90х гг. в России ознаменовалось крайне бурным становлением и развитием всевозможных религиозно-филисофских школ. Наряду с прочими – расцвел и ислам. Изначально конечно он прогрессировал в традиционно мусульманских регионах, однако очень скоро перешагнул их границы и расселился по всей территории страны. В это время появилось большое количество различного рода мусульманских общин, увеличилось число мусульман не только за счет традиционно мусульманских наций, но и за счет вновь пришедших мусульман совершенно других национальностей, появилась исламская литература на различных языках, открылись соответствующие мусульманские электронные ресурсы и многое другое. И далеко не в последнюю очередь во всем этом деле участвовали женщины-мусульманки

Как бы это ни звучало странно – мусульманские женщины действительно вечно движимы желанием прогресса в жизни современного мусульманского сообщества. Нам нередко кажется, что этот своеобразный "вечный двигатель" в лице мусульманки имеет современные и зачастую не мусульманские традиции, однако это не так. Корни активности мусульманок в действительности надлежит искать на самом раннем этапе становления ислама, как религии. Ведь достоверно известно, что жены Посланника Аллаха (сас) вели весьма активный образ жизни, поддерживая своего супруга во многих делах уммы, его (сас) дочери одними из первых принимали участие в хиджре и джихаде, и все другие женщины становились отважными и активными помощницами своих отцов, мужей, братьев и сыновей, вплоть до того, что часть женщин стала шахидами.

В первые века существование исламского государства (халифата) женщины были и учеными-богословами, и врачами, и педагогами и занимали еще очень много ниш в структуре общества, т.е. были весьма активными и конечно - востребованными. Что самое главное – такое их участие в жизни общества никак не отражалось на их семьях, они по-прежнему отличались сплоченностью и большим количеством детей. Ведь такая женщина успевала все – быть наилучшей женой, прекрасной матерью и активной мусульманкой.

Затем приход в ислам большого количества малообразованных людей в плане шариата разрушил эти принципы женской активности. Все чаще им предписывалось согласно местным доисламским традициям место дома у очага и рождение детей. Хотя и в таких условиях многие из женщин активно занимались домашним образованием своих и не только своих детей, практиковали домашнее врачевание.

И, наконец, в условиях современности женская социальная активность стала крайне востребованной. Это в какой-то степени связано с преодолением национальных стереотипов в поведении женщины, чему способствовало большое привлечение в ислам девушек других наций или возвращение в русло ислама женщин традиционно мусульманской национальности, но не практиковавших ислам ранее. А в какой-то степени – активность современного общества отразилась и на мусульманской женщине, она, обладая большими знаниями, стремится поступать не только руководствуясь традициями, но по тому примеру первых мусульманок, поведение которых было одобрено и разрешено Посланником Аллаха (сас).

Вот так и российские мусульманки становятся зачастую прекрасными лидерами, талантливыми руководителями, совершают поистине героические поступки для того, чтобы достичь довольства Всевышнего. Так, например именно мусульманки добились права для женщин фотографироваться на официальные документы в платках, пройдя все преграды российских и зарубежных судов, в то время как большинство мужчин говорило – не надо, зачем все это нужно затевать?

Наверно в российском менталитете в какой-то степени заложена эта внутренняя активность в женщине – ведь еще классик писал: "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…". Современные мусульманки конечно просто так на коней в поход не ходят и в горящую избу бессмысленно не полезут – любой активности все-таки есть разумный предел. Однако то, что они сделали для ислама в России сложно переоценить.

Вообще женщинам свойственна большая духовная предрасположенность, чем мужчинам, именно в них Всевышний заложил более чуткое сердце и более тонкую душу. И это верно, ведь женщина на протяжении стольких лет постоянно взаимодействует с детьми, а они ни в утробе матери, ни в первые годы своей жизни ничего толком объяснить и сказать не умеют – вот женщина и должна на каком-то интуитивно-подсознательном уровне души ощущать их потребности и пожелания.

Крах советского строя и надежд на "светлое завтра" возродили эту внутреннюю духовность в женщинах. Они, руководствуясь зачастую только отдельными записями, оставшимися от бабушек и дедушек, научились читать намаз, по таким же древним книгам разбирали основные положения шариата, но этим дело не ограничивалось. Они стремились передать эти новые знания всем, кто был способен воспринять эту информацию, конечно же, в первую очередь самым родным и самым близким. Но зачастую происходило так, что муж отворачивался от нее или вообще уходил в дом поспокойнее, дети, уже выросшие к тому моменту отказывались воспринять очевидную истину и шли дальше по пути зарабатывания или наоборот растрачивания денег. Но женщины не терялись.

Всем известен такой феномен, как состояние женщины после того, как опустеет "семейное гнездо". Она начинает собирать себе «под крылышко» всех тех, кому нужны ее тепло и защита. Именно таким образом возникло большинство старейших женских мусульманских организаций на постсоветском пространстве. И эти женщины, потерявшие возможность реализовать себя через свою семью, детей и внуков, начинали активно призывать людей к исламу и формировали прочные мусульманские ячейки.

Если же обратиться к современной девушке-мусульманке, то мы увидим, что она зачастую предпочитает сидению дома и ожиданию сватовства социальную активность. Девушки и молодые женщины получающие образование или уже имеющее его организуют женские коллективы, однако, уже на несколько иной основе. Так стали появляться и развиваться виртуальные женские клубы, форумы, которые уже затем перерастали границы виртуального пространства выходили в реальную жизнь.

Женские организации нового типа предусматривают не только посиделки с чаепитием и какую-то неопределенную образовательную деятельность, но и активное развитие исламских наук (благо свои собственные преподаватели имеются), занятия с детьми и организацию детского отдыха, занятия по общеобразовательным наукам (ведь и такие специалисты уже выросли). Также они добиваются для себя права организовывать исламские детские сады и школы, исламские спортивные занятия для женщин и др. Ведь они так же чувствуют ответственность не только за себя, но и за своих детей, которым будучи настоящими мусульманами, предстоит жить в немусульманской стране по шариату. И надо постараться сблизить грани и избежать прямой конфронтации между понятиями ислама и российского общества, нужно еще суметь вырастить детей настоящими мусульманами, а это зачастую дорогого стоит.

Число таких организаций уже давно никто не пробует сосчитать. Они есть практически в каждом городе – где есть мусульманки. Ведь даже три человека – это уже клуб, что же говорить, когда их число – более сотни? Не станем перечислять – их названия на слуху у мусульман, интересующихся происходящим в обществе. Деятельность женских организаций молодых мусульманок получает широкую огласку через Интернет и средства массовой информации. Есть и менее известные женские организации, но это не значит, что они менее значимы для уммы или что сделали меньше.

Однако социальная активность женщин не ограничивается только клубами и занятиями по интересам. В этой среде есть врачи и юристы, психологи и экономисты, дизайнеры, филологи, социологи, учителя и множество представителей различных других профессий. Создаются и функционируют салоны красоты, магазины, кафе – и все это в рамках дозволенного шариатом.  

Такой всплеск активности мусульманок весьма логичен в плане становления мусульманской общины в России. Пролетели 90-е и само «детство» уммы, сейчас началось ее окончательное формирование и созревание – период молодости и подъема активности. Что сейчас будет заложено в мусульманскую общину – то мы получим в итоге через несколько десятков лет. А активность мусульманок не только демонстрирует этот процесс созревания, но идет вместе с ним рука об руку, взаимно дополняясь и обогащаясь.

Конечно, вся подобная активная деятельность мусульманок должна вестись только с полного согласия отца или мужа, ведь он является ответственным за женщину. Да и как может он согласиться на подобное активное времяпрепровождение, если дом не убран, хозяйство ведется как попало время от времени, дети не накормлены и никто не занят их образованием. Если уж вдруг женщина решает проявить себя в качестве социально активной мусульманки, то она должна в первую очередь научить организовывать и вести свой дом, соответственно требованиям шариата. Ведь именно так поступали первые мусульманки, и их активная жизненная позиция ничуть не мешала выполнению ими домашних и семейных дел.

Фатима Манзур

21.01.2008

Читайте другие материалы автора:

Гражданский брак

Чужие дети

Грудное вскармливание: мир вновь открывает Ислам

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/1227/">ISLAMRF.RU: Подвижная в подвижной. Становление уммы и мусульманка</a>