Обновление храма – веление времени
08.09.2011 16:26Разговоры о реконструкции Московской соборной мечети объективно затрагивают интересы многих мусульман : и пожилых, и молодых. Среди них есть прихожане с многолетним стажем, чье мнение действительно заслуживает внимания; есть люди совершенно далекие от религии, но готовые порассуждать о мечети как символе «татарского духа» или их детских или юношеских воспоминаний, когда все было по- другому…
Таких людей нельзя осуждать, поскольку не все, кто идет к вере, приходит к ней. И этот путь, как известно, не из легких. Есть и третья категория – провокаторы и враги религиозного возрождения, которые под разным надуманным предлогом стремятся затормозить процесс приобщения людей к духовным ценностям ислама. Для них все, что делает Совет муфтиев России( СМР) – бельмо на глазу. За 15 летнюю историю существования СМР таких персонажей можно вспомнить немало. О некоторых из них я писал в «Москве мусульманской».
Но возвращаясь к сложившейся ситуации, хочется сказать, обновление храма – это естественный процесс, веление времени. Это касается не только мечетей ( предполагаемая новая реконструкция Масджид аль-Харам в Мекке лучший тому пример), но и православных церквей. Крупнейший православный храм России Храм Христа Спасителя в центре Москвы воссоздан в 1990 - ые годы на месте одноименного храма, существовавшего с 1883 года вплоть до 1931. Мы все свидетели, как шло его восстановление, к чему приложили руки многие граждане независимо от вероисповедания ( мусульмане в том числе).
Только в 2000 г. все работы по внешней и внутренней отделке храма были завершены. В двух шагах от Московской соборной мечети, рядом с метро «Проспект Мира» находится другой памятный известный москвичам храм - Храм Святителя Филиппа, там, где сейчас располагается Сибирское подворье Русской Православной Церкви (РПЦ). Она известна и многим мусульманам, кто каждый день по пути в мечеть и обратно минует ее. Церковь, построенная в Мещанской слободе в 1777 -88 гг. по проекту известного архитектора М.Ф. Казакова, ее внутреннее убранство на протяжении последующих столетий постоянно обновлялись и достраивались. В 1929 г. она в отличие мечети была закрыта и использовалась как склад, затем административное учреждение. После возвращения РПЦ она с 1992 по 1997 гг. была реконструирована и дополнена новыми корпусами и часовней. Эти обстоятельства, однако, не мешают этой церкви и по сей день выполнять свое прямое культовое предназначение.
Фарид Асадуллин
Член Общественной Палаты РФ, Председатель Научно- общественного комитета Совета муфтиев России