RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Развитие российской уммы и государственно-конфессиональных отношений в России в 2008–2012 гг.: прогноз

05.08.2008 17:24

Положение российских мусульман исторически находится как в парадигме внутригосударственных ситуации, так и в связи с взаимными отношениями государства с внешним миром.

Итоги последнего были подведены в сборнике «Россия и Организация Исламская Конференция»1. За несколько лет прошли ряд визитов Президента РФ В. В. Путина в страны мусульманского мира, преимущественно в государства Аравийского полуострова, визиты лидеров мусульманских стран в Россию. В 2005 г. члены Организации Исламская Конференция (ОИК) приняли решение о придании России статуса наблюдателя при ОИК. На саммите ОИК в Мекке Россию представлял тогда полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном ФО Камиль Исхаков (экс-мэр Казани). В 2007 г. Россия получила статус наблюдателя в Исламской организации по образованию, науке и культуре (ИСЕСКО). На последних парламентских и президентских выборах в России присутствовали наблюдатели из стран СНГ, одновременно являющихся членами ОИК. Среди первых поздравивших Д. А. Медведева с избранием на пост Президента РФ 2 марта 2008 г. были Президенты стран-членов ОИК: Казахстана – Нурсултан Назарбаев и Кыргызстана – Курманбек Бакиев. Последний саммит прикаспийских государств показал, что Россия вновь становится ключевым игроком в Центральной Азии и на Ближнем Востоке.

Все эти условия являются важными предпосылками для стабильного развития и мусульманской уммы России. Она подкрепляется и во внутриполитическом плане. На выборах Президента РФ 2 марта 2008 г. за Д. А. Медведева в Дагестане отдали свои голоса 94,77 % избирателей, в Чечне этот показатель составил 88,7 % (при 91,2 % всех голосовавших), в Башкортостане – 88,04 %, в Татарстане – 79 %2. Выборы были проведены в сроки, в соответствии с Конституцией РФ. Факт получения Д. А. Медведевым абсолютного большинства голосов избирателей уж в первом туре свидетельствует как о стабильности режима, так и о лояльности граждан проводимой государством политике. В условиях роста престижа России на международной арене, увеличения ВВП и реальных доходов граждан мы будем исходить в своем анализе из парадигмы стабильного развития.

В данной статье мы обозначим ряд предполагаемых основных направлений развития российской уммы и государственно-конфессиональных отношений в России в 2008–2012 гг. Организационное единство российских мусульман отсутствует, и планы скоординированных действий не обнародуются. Поэтому мы волей-неволей будем говорить о вариантах, воплощаемых и предлагаемых коллективом, сплотившимся вокруг Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) и Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова. Благодаря их деятельности Нижний Новгород, по общему признанию, превратился в последние годы в один из центров российской уммы. Следует особо отметить, что здесь идет речь не только о деятельности нижегородских мусульман, но и о их сотрудничестве с религиозными и научными центрами прежде всего Москвы, Казани, Махачкалы, Ташкента, Алматы. Данная статья во многом является предварительным итогом тех дискуссий и разработок, которые ведутся в рамках аналитического центра «Амаль», озвучивались на трех прошедших всероссийских мусульманских форумах и целом ряде других мероприятий, обсуждались в периодических и научных изданиях. Если может показаться, что идеи слишком сконцентрированы на деятельности этой группы, то это происходит в силу отсутствия других целостных программ общероссийского уровня. Мы всегда готовы к обсуждению проблем, но не с целью их забалтывания, а нахождения конкретных механизмов для претворения в жизнь.

Развитие мусульманского профессионального образования и научных исследований

В настоящее время важнейшие центры мусульманского профессионального образования в целях повышения своего научного уровня работают в кооперации светскими вузами. Так, Нижегородский исламский институт (НИИ) им. Х. Фаизханова сотрудничает с Нижегородским государственным университетом (ННГУ). В дальнейшем на базе факультета международных отношений (ФМО) ННГУ планируется открытие отделения, готовящего специалистов-исламоведов.

Духовное управление мусульман Нижегородской области (ДУМНО) с 1990-х гг. особое внимание уделяет высокому уровню подготовки имамов. Поэтому выпускники медресе продолжают обучение в светских вузах страны: в Институте стран Азии и Африки при Московском государственном университете; Московском государственном лингвистическом университете по специальности «переводчик-арабист»; в Нижегородском государственном университете (ННГУ) на факультете международных отношений; в Волго-Вятской академии госслужбы. В итоге ряд имамов имеют по три образования (религиозное и два светских), владеют 4 языками: татарским, русским, английским, арабским. Сегодня на основе коллектива наших выпускников, в сотрудничестве с преподавателями из ННГУ, НГЛУ, вузов Москвы и Казани мы можем приступить к созданию полноценного вузовского отделения.

НИИ им. Х. Фаизханова должно стать вузом качественно нового типа, сочетающим как традиции образования российских мусульман с достижениями лучших мусульманских вузов современности российских светских вузов. В рамках президентской программы развития высшего образования (как уже отмечалось выше) мы готовим кадры преподавателей. Одновременно мы тесно работаем с учеными Москвы и Казани. В этом году наши авторы создали целый ряд учебников и учебных пособий по светским дисциплинам исламоведческого цикла, в том числе уникальные работы по богословской мысли и истории мусульман Поволжья. Среди богословских изданий прежде всего нужно отметить уникальный тафсир Юсуфа Али – наиболее современное ханафитское толкование Корона. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» под эгидой Федерального агентства по образованию и в сотрудничестве с ННГУ нами подготовлен и издан ряд учебных изданий, включая первый энциклопедический словарь «Ислам в ПФО», «Российские мусульмане-татары: от общины к нации», «Суфизм как социальная система в российской умме», «Основные направления развития философской мысли татарского народа», «Российские мусульмане и мир Ислама».

В итоге в НИИ им. Х. Фаизханова в соответствии с Государственным образовательным стандартом России будет реализовываться многоуровневая система высшего профессионального образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Срок обучения в классе общей подготовки на первой ступени составит 4 года, в магистратуре и аспирантуре – по 2 года.

Таким образом, в сфере мусульманского профессионального образования приоритетным направлением является кооперация со светскими вузами. Мусульманская элита должна получить два высших образования: религиозное и светское. Мы приветствуем выдачу дипломов гособразца религиозным вузам. Учебная литература для них должна создаваться с учетом опыта мирового и российского исламоведения, но на основе достижений мусульманских улемов, прежде всего улемов российских. В результате мы сможем возобновить процесс подготовки российских улемов, прерванный советским режимом.

Вакфы

Тема вакфов уже регулярно выносится на повестку дня. Важнейшим вопросом является экономическое обеспечение нужд мусульманского образования и просвещения, издательской деятельности. В последнее время закономерно ставится вопрос о возвращении нормы имперского законодательства и законов первых лет Советской власти, признававших вакуфную собственность. Такой пункт формально есть в законе Татарстана «О свободе совести и о религиозных объединениях». Реально же Прокуратура Татарстана 26 декабря 2007 года внесла протест в Госсовет РТ по отдельным положениям данного закона, включая пункт том, что религиозные организации имеют право обладать вакуфным имуществом. Однако вопросы собственности относятся к исключительной компетенции федерального центра. Реально этот пункт татарстанского закона имел чисто декоративный характер и на практике не применялся. В ответ Духовное управление мусульман Республики Татарстан обратилось к заместителю премьер-министра РФ, ныне также избранному Президенту России Дмитрию Медведеву с письмом, в котором изложена просьба о внесении в федеральное законодательство понятие «вакуфное имущество», что гарантировало бы неотчуждаемость вакуфного имущества мусульманских организаций.

Будем надеяться, что поправки в федеральное законодательство будут включены, и фактически существующие вакфы получат юридическую базу для своего существования. Обеспечив мусульманскую инфраструктуру финансово, мы отсечем попытки заграничного финансирования, направленного на подрывные цели, и сможем вытеснить лиц, прикрывающих получение такой помощи лозунгом финансовой необеспеченности. Российские мусульмане могут преимущественно опираться на деньги, полученные из средств частных лиц, российских фондов (в частности, Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования), а также государственные средства, направленные на поддержку высшего образования. Это не обозначает полного отказа от зарубежного финансирования, но оно должно быть прозрачным и не быть направленным на антигосударственные цели. Для повседневного финансирования основным источником доходов должны стать вакфы.

Совет улемов

Титул алима (улема) – мусульманского ученого всегда высоко почитался в мире ислама. Любое государство гордилось своими улемами. Имена Абу-Ханифы, Малика б. Анаса, Убайдуллы Садрушшариата, аль-Газали, ал-Маргинани, имама Матуриди, ан-Насафи, имама Шафии, Курсави, Марджани, Ахмада ал-Йамани давно и прочно почитаются российскими мусульманами. Выдающимися улемами был традиционно славен Северный Кавказ, начиная с эпохи проникновения ислама в VII веке. Наши предки-булгары после принятия ислама на государственном уровне в X веке всячески стремились отправить молодежь в самые лучшие медресе мусульманского мира, чтобы воспитать своих алимов и казыев. Дважды в истории российских мусульман, особенно татар, пресекались традиции мусульманской учености: после уничтожения Казанского ханства в 1552 г. и после безбожной пятилетки на рубеже 1920–1930-х гг. В 1923 г. на II Всероссийском съезде мусульманского духовенства был избрано Голямалар Шурасы (Совет Улемов). Он был создан «для правильного решения вопросов фикха и шариата, то есть разъяснения, указания путей и руководства умма исламия (исламской нацией) в поддержании в чистоте религии ислама»3.

В 2005 г. вышла совместная книга председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) Умара-хазрата Идрисова, автора этих строк и доктора исторических наук А. Ю. Хабутдинова, посвященная истории Совета улемов, где излагались планы его создания и предварительная, но весьма конкретная программа действий. Прошедшие события и отклики еще раз подтверждают нашу правоту4. Уже в резолюции Всероссийского мусульманского форума «Мусульмане России на пороге третьего тысячелетия» (Нижний Новгород, 5 ноября 2005 г.) указывается о необходимости формирования Совета улемов, продолжая традиции, заложенные Центральным духовным управлением мусульман (ЦДУМ) в 1920-е гг. Аналогичное решение содержится в резолюции III Всероссийского мусульманского Форума «Мусульмане России на пороге третьего тысячелетия» (Москва, 4–5 ноября 2007 г.)5.

Вопрос создания  Совета улемов в течение последних трех лет постоянно обсуждается. Умар-хазрат Идрисов в рамках Совета муфтиев России курирует эту тематику. Но пока дело откладывается, актуальность создания Совета улемов становится все более явной. Так, на выездном заседании 15 февраля 2008 г. в Казани Совет муфтиев России резко осудил решение Бугурусланского суда (Оренбургская область) о признании экстремистскими нескольких исламских религиозных книг, в связи с чем намерен обратиться с заявлением к руководству страны и общественности. Председатель СМР Равиль-хазрат Гайнутдин сообщил, что Совет муфтиев создает сейчас свой научно-богословский экспертный совет. «И мы будем требовать от органов власти признавать заключения, которые дают наши ведущие исламоведы, религиоведы, богословы по различным вопросам», – подчеркнул муфтий.

Мы надеемся, что Совет улемов в ближайшее время будет сформирован и займется мусульманской юридической и богословской оценкой произошедших за многие десятилетия изменений, вынесением фетв по наиболее важным проблемам современности6.

Фонды

Подобно дореволюционной российской умме, на помощь приходят благотворительные институты, созданные самими мусульманами. В начале ХХ в. они назывались благотворительными обществами, сегодня в ходу другое название – фонды. В центральной части России в наши дни заметны 4 фонда: Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, Фонд им. Имама Абу-Ханифы, Фонд им. Марджани, Фонд муфтиев Бабахановых. Поговорим об этих организациях чуть более подробно.

Наиболее репрезентативным является Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Важнейшую роль для его авторитета играет Попечительский Совет Фонда, председателем которого является выдающийся политик и исламовед Е. М. Примаков. В числе членов Попечительского Совета: представители Администрации Президента Российской Федерации, министерства иностранных дел Российской Федерации, ФСБ России. В него вошли лидеры важнейших мусульманских регионов России: М. Ш. Шаймиев (Президент Республики Татарстан), М. Г. Рахимов (Президент Республики Башкортостан), А. Б. Каноков (Президент Республики Кабардино-Балкария), М. Г. Алиев (Президент Республики Дагестан). В Совете присутствуют лидеры ключевых духовных центров российских мусульман: И. А. Бердиев (Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа), Т. Таджуддин (Председатель Центрального духовного управления мусульман России), Р. Гайнутдин (Председатель Совета муфтиев России). Замыкают список видные бизнесмены: А. Б. Усманов (глава холдинга «Газпроминвест»), И. К. Махмудов (президент Уральской горно-металлургической компании), В. Ю. Алекперов (президент НК «Лукойл»), М. Ю. Бажаев (член Общественной палаты РФ).

Основными целями Фонда объявлены поддержка мусульманских религиозных организаций России, осуществляемых ими проектов, направленных на развитие исламской культуры, науки и образования; пропаганду толерантности, веротерпимости, недопущения исламофобии и разделения российского общества на национальной и религиозной почве; духовно-нравственное воспитание детей и молодежи; просветительскую деятельность по противодействию распространению экстремизма и терроризма; укрепление роли семьи в обществе и государстве. Грантополучателями Фонда в 2007 г. стали такие организации, как СМР, ЦДУМ, КЦМСК, ДУМНО, ДУМЕР, Московский исламский университет, Исламский институт при Духовном управлении мусульман КБР, Российский исламский университет г. Казани, Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки, Российский исламский университет г. Уфы, издательский дом «Медина», издательский дом «Эсма», Общероссийская общественная организация «Федерация Мигрантов России», Центр арабских и исламских исследований и т. д.

Фонд имени имама Абу-Ханифы был учрежден в 2007 г. в соответствии с постановлением II Всероссийского мусульманского форума «для поддержки просветительских проектов и деятельности молодых представителей мусульманской российской уммы по развитию гражданского общества». Одним из главных просветительских проектов Фонда стало финансирование деятельности Издательского дома «Медина». За короткий – точнее, кратчайший – период деятельности Фонда им были профинансированы такие масштабные издания, как многотомный «Ханафитский фикх в новом обличье», «Биография Абу-Ханифы», первые тома словаря «Ислам в Российской Федерации» и множество других книг на тему ханафитского мазхаба. Но самым значительным, прорывным изданием стал новый перевод тафсира Абдуллы Юсуфа Али – революционный, я бы сказал, шаг в развитии российской уммы.

Международный Фонд муфтиев Бабахановых уч-режден во второй половине 2007 г. На протяжении более 50 лет муфтии Бабахановы олицетворяли ислам в Советском Союзе – одной из крупнейших евразийских держав в истории, где проживало более 60 млн мусульман. Для нас важен и тот факт, что в создание ДУМ Средней Азии и Казахстана внесли огромный вклад татары – муфтий ЦДУМ Абдурахман Расули и ряд других имамов. Фонд получил регистрацию на территории США и России и будет действовать как международная организация.

Фонд имени Ш. Марджани создан в 2006 г. Его руководителем является Рустам Сулейманов. Фонд занимается прежде всего проектами в сфере науки и образования, культуры, искусства, просвещения мусульман. Он финансирует издание научных изданий по исламоведению как классических, так и современных. Фонд стал организатором целого ряда выставок мусульманского искусства. Научным изданием фонда является журнал «Pax Islamica».

В течение всего лишь одного года деятельность вышеперечисленных Фондов уже привела к значительным изменениям в культурном и просветительском планах в деле развития российской уммы. Их задача, как представляется, – создать независимое от внешних источников финансирования и стабильно развивающееся исламское пространство, находящееся в тесном взаимодействии с российским государством, гражданами которого мы являемся, и добрососедских отношений с другими конфессиями нашей страны. Очень важно реально существующее сотрудничество этих четырех фондов.

Издательская и информационная деятельность

Российская умма на протяжении большей части своей истории не имела возможности регулярно донести свою позицию до властей и самих мусульман. Только в 1905–1917 гг. мусульмане нынешней европейской России имели право на создание своих периодических изданий. После периода полной свободы в 1917 г. все мусульманские несоветские издания были закрыты в 1918 г. В 1920-е гг. недолго и под жестким цензурным контролем выходил орган ЦДУМ – журнал «Ислам маджалласы»7. Во многом из-за этого мусульманская пресса остается России недостаточно развитой. Сегодня имеется единственный медиахолдинг в лице Издательского дома «Медина». На последующие годы его основными изданиями будут являться:

1) еженедельная газета «Медина аль-Ислам». С 2008 г. она превратилась в издание, распространяемое во всех основных мусульманских регионах России. Ее популярность вызвана актуальностью поднимаемых тем, профессионализмом редакционного коллектива, участием в газете крупнейших исламоведов и видных муфтиев России.

2) журнал богословской доктрины «Минарет». В связи с созданием новой редколлегии журнал больше будет ориентироваться на потребности имамов и мударрисов в вопросах подготовки хутб и вагазов, решения практических вопросов, ознакомления с новейшей литературой. Здесь он продолжит линию журналов «Дин ва-адаб»8 и «Ислама маджалласы». Мы надеемся, что создание всероссийского Совета улемов, издающего фетвы, обеспечит журнал материалами по правовой и богословской проблематике.

3) научный альманах «Ислам в современном мире» должен превратиться в издание, ориентирующееся преимущественно на анализ процессов, протекающих среди мусульман на постсоветском пространстве. Для этого будет расширено сотрудничество с учеными из стран СНГ.

4) Сайт «Ислам в Российской Федерации» (islamrf.ru) после периода организационного становления начинает привлекать заслуженное внимание. На нем уже размещен огромный массив материалов, вышедших на страницах трех вышеупомянутых изданий и других органов издательского дома «Медина». Сайт имеет стабильную новостную ленту. Основным направлением должно стать наполнение сайта аналитическими обзорами в связи с актуальными событиями в мире ислама и в России. На страницах сайта будет размещаться исчерпывающая информация по жизни российской и мировой уммы, в том числе научного и образовательного характера.

Махалля

Сельское население России (кроме части Северного Кавказа) продолжает стабильно сокращаться. Поэтому вариант развития махалли в каждой отдельной мелкой деревне вряд ли реален. В постсоветский период развитие получили только достаточно крупные населенные пункты, обладающие транспортным и производственным потенциалом. На Нижегородчине это такие крупные аулы, как Сафаджай и Рыбушкино. В Татарстане это скорее райцентры, такие как Кукмор, Балтаси, Черемшан, где поддержка оказывается и со стороны властей. Ведь для развития современной махалли нужны средства для стабильного поддержания мечети, для обучения детей, для экономической помощи мусульманскому образу жизни, включая элементарный отказ от свиноводства, продажи и потребления алкоголя.

В больших городах со смешанным составом населения возможны два варианта развития. Во-первых, это воссоздание районов с мусульманским большинством населения. В Ижевске это южная окраина города, которую так и называют «Татар базары». В Москве в районе Бутово начинают концентрироваться преимущественно выходцы из Северного Кавказа.

Вторым вариантом является превращение бывших мусульманских районов городов в религиозные, просветительные и бизнес-центры. Так сейчас в районе бывшей татарской Сенной Слободы начинается расширение Нижегородского мусульманского комплекса, вмещающего Соборную мечеть и здание медресе «Махинур». Слева от медресе «Махинур» будет построен Исламский культурный центр. В нем разместятся библиотека, залы для проведения лекций и конференций, учебные аудитории, информационный центр, национальный социально-ориентированный бизнес-проект (халяль-ресторан, халяль-магазин, стоматология), помещение для национальных организаций (Дом дружбы, который объединит в своих стенах членов Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области, Нижегородского центра татарской культуры «Туган Як» и других национальных движений мусульманских народов области), реабилитационный центр по лечению и профилактике наркомании), издательство медресе «Махинур» (типография издательского дома «Медина»), компьютерный центр (для обучения студентов медресе и мактаба «Ихсан»), кинотеатр, концертный зал, помещения для кружков национальной самодеятельности, мусульманского театра. В прошлом году при ДУМНО уже открыт центр миграции и правозащиты (миграционный центр для мусульман, прибывающих из других стран). В центре города на Нижневолжской набережной открыт офис РНКАТНО, возглавляемой заместителем председателя ДУМНО Гаязом-хазратом Закировым. В комплекс также войдет здание резиденции ДУМНО, в котором разместятся музей, конференц-зал, комната отдыха, аппарат управления, мухтасибатское правление. На территории Исламского культурного центра запланировано открытие мусульманского детского сада и школы с этнокомпонентом. Еще одно историческое место компактного проживания мусульман в Нижнем Новгороде – это часть Канавинского района близ Московского вокзала. В досоветский период в так называемой «Двухсветной гостинице», также выделенной в вакф (учреждение, доход от которого идет на религиозные нужды), останавливались мусульманские купцы и обсуждались вопросы общественной жизни. Здесь располагались торговые ряды. На улице Тимирязева, в месте исторического проживания мусульман, планируется возведение по финскому проекту пятиэтажного здания с молельными комнатами для нужд правоверных, приезжающих торговать на Нижегородскую ярмарку, для осуществления разного рода бизнес-проектов.

Мусульмане и органы власти

Исторически в России власть всегда стояла выше общества, регулируя его деятельность. В современном мире гражданское общество является необходимым условием для стабильного поступательного развития государства. Мусульманская умма должна иметь возможность защищать свои интересы на самых различных уровнях. Так, для развития махаллей нужно представительство на уровне поселкового, районного и городского самоуправления. Вопросы вакфов регулируются уже федеральным законодательством.

Российские мусульмане не пошли по примеру своих предков имперской эпохи. Они не структурировались на уровне какой-либо федеральной партии. Впрочем, создание партий на религиозной и национальной основе запрещено нынешним законодательством. Но даже в советские времена существовало достаточно четкое квотирование по этническому признаку. Сейчас Россия упрекает бывшие советские республики в необеспечении представительства русских в органах власти и сокращении сферы функционирования русского языка. Но за это же Россию могут упрекнуть представители ее коренных народов вне своих титульных республик. Интересы русских в органах власти выражаются на всем пространстве государства. Поэтому в Татарстане и Башкортостане русские имеют вполне реальное представительство во властных структурах. Никого не удивляет тот факт, что глава Национального банка Татарстан (региональное подразделение российского Центробанка) Евгений Богачев оказывает активную поддержку монастырям Раифы и Свияжска. Поэтому и депутаты-мусульмане во всех органах власти должны активно заняться поддержкой религиозных, образовательных и экономических потребностей своих единоверцев. Религиозная маркировка стала заметна не только среди представителей народов Северного Кавказа. Так, министр внутренних дел России Рашид Нургалиев посетил мечеть во время своего визита в Казань.

Идея славянско-тюркского, то есть православно-мусульманского союза в рамках России была озвучена еще отцом джадидизма Исмагилом Гаспринским еще в позапрошлом веке. Проблематика мусульманского образования, вакфов, Совета улемов, издательской и медийной деятельности, участие представителей мусульман в органах власти также берет свое начало еще в имперский период. Нерешенный национальный и религиозный вопросы были одними из причин гибели Российской и советской империй. Члены уммы нашего Отечества хотят стабильности и процветания для своей страны. Но такой расцвет невозможен, когда не удовлетворены важные потребности ее граждан. Мы надеемся, что следующее пятилетие российской истории станет эпохой соблюдения прав всех граждан России, чьи предки в течение столетий укрепляли и защищали наше единое государство.

Д. В. Мухетдинов, к. полит. н., доцент ФМО ННГУ им. Н. И. Лобачевского,

ректор Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова,

Примечания:

1. Россия и Организация Исламская Конференция. – Сборник документов и материалов. – М.; Казань, 2008.

2. Демократия продолжается // Медина аль-Ислам. 2008. 8–14 марта. С. 3.

3. Голямалар Шурасы Уставы // Ислам маджалласы. – 1925 – №4. – С. 177.

4. Идрисов У. Ю., Мухетдинов Д. В., Хабутдинов А. Ю. Совет улемов. – Нижний Новгород: Медина, 2005

5. См статью: Хабутдинов А. Ю. – Совет улемов (Голямалар Шурасы) России как механизм консолидации российского исламского сообщества. В этом же номере альманаха.

6. Голямалар Шурасы. Совет улемов – центр богословия и законодательства российских мусульман // Мадина. – 2005 – № 8 (11). – С. 10.

7. «Ислам Маджалласы» (Исламский Журнал, с 1926 г. – «Ислам») – орган ЦДУМ в 1924–1928 гг. Главным редактором журнала был заместитель председателя ЦДУМ, казый К. Тарджемани. Первый номер вышел в декабре 1924 г. В И. М. публиковались редакционные статьи улемов К. Тарджемани, Р. Фахретдина, Дж. Абзгильдина, М. Буби, богословские сочинения, суры Корана, информация о заседаниях пленумов и съездах ЦДУМ, Голямалар Шурасы, советское законодательство по религиозным вопросам. Большое внимание журнал уделял женскому вопросу, проблемам религиозного образования.

8. «Дин ва-л-адаб» («Религия и воспитание») – религиозно-дидактический журнал, выходивший в Казани с 1906 по 1908 и с 1912 по 1917 гг., главным редактором которого был муфтий ЦДУМ в 1917–1921 гг. улем, ректор джадидского медресе «Мухаммадия» Галимджан Баруди (Галеев). Большое внимание в журнале уделялось проблемам образования. Печатались статьи о реформировании медресе, о различных методах преподавания, о жизни преподавателей и шакирдов, а также публикуются учебные программы и списки учебников. Баруди почти в каждом номере он приводил собственный перевод и тафсир отдельных сур Корана, подробные комментарии к хадисам. Ему же принадлежат ответы на письма читателей относительно тех или иных фетв, о проведении религиозных праздников, мусульманских обрядов, о возможности чтения молитв женщинами в мечетях.

Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты: ежеквартальный альманах. Вып. 1 (11) 2008 / Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008. – 120 с. 

23.06.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/3559/">ISLAMRF.RU: Развитие российской уммы и государственно-конфессиональных отношений в России в 2008–2012 гг.: прогноз</a>