RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Выступление Дамира Мухетдинова на I Международном симпозиуме «Экстремизм и такфиризм как угроза современному обществу»

20.04.2015 09:52

Выступление первого заместителя председателя ДУМ РФ Дамира Мухетдинова на I Международном симпозиуме «Экстремизм и такфиризм как угроза современному обществу» 16 апреля в Бишкеке:

 

Проблемы экстремизма и терроризма под религиозными лозунгами плотно вошли в глобальную повестку дня 15 лет назад, после терактов 11 сентября. К сожалению, с тех пор мы не сильно приблизились к их разрешению. Среди прочих факторов тут следует назвать то, что не было четко выявлено идеологическое зерно, основа всех крайних групп, действующих от лица мусульманской общины. Только сейчас специалисты заговорили о такфиризме – как об общем в теории и практике экстремистов. Но при этом пока не предложено внятной общей стратегии противодействия данному страшному явлению. 

 

О сути такфиризма мы говорим с конца XX в. Причем изначально мы подчеркивали не уникальность этого явления в исламской истории. И самое главное – мы четко и однозначно указывали на ту богословско-методологическую основу, которая в свое время свела на нет проблему такфиризма, грозившего разрушить изнутри основы первого мусульманского общества и государства. Нами издан ряд трудов, посвященных данной теме. В их числе первое место занимают трактаты Великого Имама Абу Ханифы (да будет с ним милость Аллаха), в которых он разъясняет заблуждения тогдашних экстремистов-такфиристов. 

 

Первыми радикалами в истории Ислама по праву считаются «хариджиты» (по-арабски: хаваридж, т.е. «вышедшие из повиновения»). Экстремистский мятеж начался, как ни парадоксально, с выступления против Праведного халифа Али (да освятит Аллах его благородный лик). Но фанатики решили убить не только его, но и Муавию, и Амра ибн аль-Аса. Причем совершить это злодеяние они запланировали на один и тот же день в одно и то же время – во время публичной пятничной молитвы.

 

Имам Али был сражен насмерть фанатиком-хариджитом по имени Ибн Мулджам в дверях мечети Куфы. Так в возрасте чуть более 60 лет четвертый праведный халиф погиб шахидом (т.е. мучеником за веру) от руки первого в мусульманской истории псевдоисламского террориста-смертника.

 

Террорист понимал, что у него не было никаких шансов на бегство. Он явно «шел на смерть», и это был его осознанный выбор.

 

То, что задумывалось членами хариджитской группировки в целом, так же следует считать скоординированной террористической атакой. Трое убийц в одно и то же время нападают на трех представителей мусульманской элиты, причем делают это под одним и тем же лозунгом. Если не брать в расчет отсутствие коммуникативных устройств и орудий убийств современного типа, все остальное является полной аналогией тех террористических актов, которые также часто осуществляются под лозунгами борьбы за якобы «правильный ислам».

 

Как ни странно, для приверженцев хариджитских убеждений была характерна внешняя набожность, суровая аскетичность и чрезмерное усердие в поклонении. Нечто подобное мы видим и сегодня. Пророк (мир ему), предупреждая о появлении подобных групп, говорил: «Поистине, ваши молитвы и посты по сравнению с их молитвами и постами будут казаться вам ничтожными» («Сахих» Муслима).

 

Хариджиты активно использовали псевдорелигиозную демагогию и популизм. Основным их лозунгом были слова: «Ля хукма илля лиллях» (т.е. «Нет решения, кроме как от Аллаха»). В связи с этим халиф Али отмечал: «Они говорят слова истины, подразумевая ложь. Действительно, нет суда, кроме как у Аллаха, но эти же подразумевают, что нет ни у кого права приказывать, кроме как у Аллаха, но у людей непременно должен быть повелитель, праведный или неправедный».

 

Хариджиты стремились провести в жизнь идею «Царства Божьего», но полагали при этом, что все прочие, кроме них, обречены на вечные муки. Их агрессивный идеализм привлекал большое число последователей, особенно неокрепшей, наивной и неграмотной молодежи.  Хотя это движение было религиозно-фанатичным, оно постепенно включило в себя и многие бунтарские группы, включая совершенно нетерпимые к любой установленной политической власти и любому порядку, т.е. откровенный криминал, как бы мы выразились сегодня.

 

Часть хариджитов (известные как «азракиты») исповедовала столь радикальные воззрения, что считала неверующими не только тех, кто поддерживает центральную власть, но и всех тех, кто не принимал участие в их вооруженных акциях. Не переселившиеся в их военные лагеря также объявлялись «неверующими». Те же, кто переселялись, должны были пройти испытание посредством убийства пленников, рабов и даже своих единомышленников, если те, по мнению хариджитских главарей, «отсиживались дома». В случае отказа совершить это преступление, навобранцы сами предавались казни, причем объявлялись при этом многобожниками или лицемерами.

 

Пророк (мир ему) говорил о них: «Выйдет народ, который будет читать Коран, но он не будет проникать дальше их глоток. Они будут убивать мусульман и призывать язычников. Они выйдут из ислама подобно тому, как стрела пронзает дичь…» («Сахих» аль-Бухари).

 

Тот радикальный хариджизм давно ушел в историю. Но, семена, брошенные фанатиками VII-VIII веков, к сожалению, периодически дают всходы в виде различных сорняков. Это стало своего рода «хронической болезнью» уммы, которая обостряется в периоды кризисов, внешней агрессии или какого-то неблагополучия. «Спящие» до поры до времени анархические настроения давали вспышки среди немалого количества племен и народов в самых разных уголках мусульманского мира на протяжении веков.

 

Сегодня ранний хариджизм возродился под видом такфиризма. Последователи различных групп обвиняют большую часть мусульман в неверии, лицемерии или многобожии и проповедует хариджитские идеи необходимости религиозно-политических убийств всех, кто мыслит не так, как они. По сути, такфир поставлен ими на службу военным интересам их организаций. Неверным объявляется любой, если в этом возникает необходимость.

 

Группировки с такого рода идеями мы видим сегодня в Ираке, Сирии и других странах. И об этом тоже предупреждал Посланник Аллаха (да пребудет над ним мир и милость Всевышнего Аллаха), сказав буквально следующее: «Они будут появляться каждый век и будут разгромлены…» («Сунан», Ибн Маджа).

 

В самом общем виде идейно-теоретические принципы такфиристов повторяют предшественников. Их можно свести к следующему:

 

1. Строжайшая дисциплина. Несмотря на хаос и анархию, которые несут во внешний мир такфиристы, их внутреннюю организацию пронизывает железная вертикаль власти. Жесткость компенсируется финансовыми премиями и фактическим поощрением со стороны руководства немотивированной жестокости, насилия над мирным населением и пленными, грабежей и участия низового состава в разделе военных трофеев, возрождается даже давно изжитое и запрещенное Исламом рабовладение.

 

2. Ставка на тотальное насилие, в которое вовлечены все полноценные боевики через систему круговой поруки, террор и запугивание мирного населения. Фактически, все такфиристы несут свою долю ответственности за содеянное и поэтому заинтересованы друг в друге.

 

3. Фанатизм, возведенный в абсолют, служит внутренним обоснованием любых действий. Принципы «победа все спишет», «цель оправдывает средства и жертвы», «никаких полутонов», «рай – здесь и сейчас», «кто не с нами, тот против нас» (на языке такфиристов: «кто не с нами, тот неверный, а, значит, его жизнь и имущество дозволены» - т.е. его можно убить и ограбить).

 

4. Популизм. Лидеры такфиристов говорят и дают своим сторонникам то, что они хотят слышать и получать. Религиозная демагогия подкрепляется вполне конкретными земными «благами».

 

5. Воинствующее невежество, варварство, антиинтеллектуализм. В Интернете такфиристы смакуют видео как они в Ираке и Сирии уничтожают культурное наследие человечества.    

 

Есть ли лекарство, от этой хронической болезни исламского мира, которая обострилась сегодня под грудой внешних вызовов и внутреннего кризиса? Понятно, что бомбами победить идею нельзя. Слову и мысли может противостоять только слово и мысль.

 

История исламского мира не знает более эффективной сыворотки антитакфиризма, чем то, что разработал и успешно применил великий Абу Ханифа (да будет с ним милость Аллаха).  Он сумел идеологически разгромить хариджитов, обосновав это богословско-правовыми нормами.

 

К примеру, хариджиты утверждали, что всякий мусульманин, кто совершал большие грехи, является неверующим. Их идейный оппонент Абу Ханифа, напротив, в трактате «Учитель и ученик» говорит: «Слово «куфр» имеет определенное значение, а именно – полное отрицание. Именно так арабы понимают это слово из своего языка, на котором Аллах ниспослал Коран… И верующий – если, не отрицая, оставляет религиозную обязанность, то он именуется грешником». По формуле Абу Ханифы необходимо: «никого из «людей киблы» не обвинять в неверии из-за греха; ни в ком не отрицать веру; призывать к доброму (одобряемому) и удерживать от дурного (порицаемого)».

 

Через все богословское наследие Абу Ханифы проходят идеи, конечная цель которых – показать неоправданность религиозных убийств. Одна из таких идей заключалась в тезисе о нетождественности, неравноценности веры деянию. «Деяние не есть вера, и вера не есть деяние; Утративший деяние не является утратившим веру, ибо обрел он веру без деяния», - утверждает Абу Ханифа в своем трактате.

 

Абу Ханифа, основываясь на Коране и Сунне, в трактат «Величайшее знание» твердо и неуклонно разъяснял, что: «Верующие равны в вере и единобожии, хотя и превосходя друг друга в деяниях своих…». Именно это ключевое утверждение лишает почвы те богословские конструкции, которые ведут к такфиру и – как следствие – убийствам на религиозной почве.

 

Этот бесценный опыт, подкрепленный знаниями Корана, как воздух необходим нам сегодня. Наши ученые оставили нам не только умозрительное богословие, но и практические рецепты решения конкретных социальных проблем. В Коране Аллах прямо указывает:

 

«Спросите людей Напоминания, если вы не знаете» [21:7], т.е. ищите ответа у ученых, специалистов, обладателей знаний и опыта.  

 

Ученые ханафитской традиции, матуридитской школы исламской теологии глубокого развили теорию Великого Имама. Не зря народы Поволжья Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии никогда не знали таких страшных явлений, как такфиризм и терроризм под религиозными лозунгами. Это болезни последних десятилетий, которые пришли к нам после падения государственного атеизма из вне. Только опираясь на нашу традицию, мы сможем обеспечить мир и процветание мусульманских народов на евразийском пространстве и во всем мире. 

 

16 апреля 2015 года, Бишкек

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/36429/">ISLAMRF.RU: Выступление Дамира Мухетдинова на I Международном симпозиуме «Экстремизм и такфиризм как угроза современному обществу»</a>