RSS | PDA | Архив   Вторник 27 Февраль 2024 | 1433 х.
 

Ислам и глобализация

01.10.2008 17:12

Абузар Ибрахими Торкаман - доктор права, с 2008 года – руководитель Культурного представительства при посольстве Исламской Республики Иран в Москве.


Кораническая доктрина, предания и логическая аргументация свидетельствуют о глобальном характере Ислама как религии. Вместе с тем, в целях сохранения самобытности мусульманского общества, Ислам старается преградить путь влияния чуждых для мусульман верований на исламскую общину и не допустить их господства над исламскими странами. Посему, противостоя глобализации и стремясь к реализации своей миссии в глобальном масштабе, Ислам должен обезопасить себя от бедствий, наносимых этим новым видом колониализма.

Феномен глобализации и обстоятельства встречи с ней все чаще вызывают обеспокоенность верующих во всем мире. В начальный период появления термина «глобализация» под ним понимали в целом экономическую интеграцию. Но сегодня в научных кругах большое внимание уделяется социально-культурным явлениям, носящим глобальный характер, а также их влиянию на религии и религиозные верования людей. Если при рассмотрении религиозных доктрин опереться только на буквальное значение понятия «глобализация» и не обращать внимания на сегодняшнее его распространенное понимание, то получается результат, который может быть использован для анализа понятия «глобализации» как термина.

Даже беглое знакомство с содержанием религиозных текстов, ставит нас лицом к лицу с неоспоримой реальностью того, что Ислам является универсальной религией, которая на протяжении всей своей истории всегда стремилась играть глобальную роль в мировом масштабе. Посему сегодняшним последователям Ислама так же необходимо стараться глобализировать свою религию и веру. Универсальность и глобальность Ислама подтверждается следующими аргументами и фактами:

Коранические стихи:

Об универсальном характере пророческой миссии Мухаммада, мир ему, и неограниченности масштабов его призыва пространственными и временными рамками, откровенно и ясно говорится во многих аятах Священного Корана. В качестве примера можно привести следующие коранические стихи:

Сура 7 «аль-А’раф», аят 158: 
Скажи: «О, люди! 
Ко всем вам я – посланник Бога, - 
Того, кто властвует над небом и землей….

Сура 21 «аль-Анбийа» (Пророки), аят 107: 
Тебя (о, Мухаммад!) послали Мы никак 
иначе, 
Как милость Нашу для миров!

Сура 25 «аль-Фуркан» (Различения), аят 1: 
Благословен есть Тот, 
Кто Своему служителю низвел Фуркан,
Чтобы он стал для всех миров
Увещеванием (Господним), -

 Сура 34 «Саба», аят 28:
  Тебя (о, Мухаммад!) послали Мы
  ко всем народам,
  Как правовестника (Господних откровений)
  И увещателя (от зла),
  Но большинство людей не знает.

Кроме того, в качестве свидетельства универсального и глобального характера послания Корана можно привести все стихи, начинающиеся обращением «О, люди!». В том числе: Сура «аль-Бакара» (Корова) 21; 168; сура «ан-Ниса’а» (Женщины) 1; 170; 174; сура «аль-А’раф» 158; сура «Йунус» 23; 57; 104; 108.

Предания:

Смысл и содержание всех коранических аятов также можно найти в преданиях и трудах великих мусульманских деятелей и мыслителей. Так, например, в сборнике проповедей, писем и афоризмов Имама Али (да будет мир с ним!) «Нахдж-уль-балага», что в переводе с арабского означает «Путь красноречия», неоднократно подтверждается неограниченность масштабов миссии Пророка Мухаммада, мир ему, пространственными и временными рамками.

В письме, адресованном жителям Египта и отправленном с Маликом аль-Аштаром, когда того поставили управлять ими, Имам Али, мир ему, пишет: «Вот, Аллах – Преславен Он – направил Мухаммада – да благословит Аллах его и его род и да приветствует! – для миров предупредителем, о посланниках (прежних) свидетелем» .

В хутбе (проповеди) 160 о величии Аллаха Имам Али, мир ему, подчеркивает: «Вот, был для вас в посланнике Аллаха – да благословит Аллах его и его род! – пример для тебя достаточный…» .
Объясняя в хутбе 198 преимущества Ислама и Корана, Имам Али, мир ему, отмечает: «Потом ниспослал Он ему Коран и сделал его светом, чье сияние не затухает, светильником, чье сверкание не померкнет…» .

Кроме того, ряд преданий, такие как знаменитый призыв Пророка Мухаммада, мир ему, «Ищите знания даже в Китае», дает основания утверждать, что Ислам как глобальная религия призывает мусульман к преодолению географических рамок своего общества.

Житие Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род!):

Сохраненные историческими источниками сунна Пророка Мухаммада, мир ему, также свидетельствуют о глобальности миссии посланника Аллаха. В качестве примера можно привести следующие истории:
 
Сразу после заключения мира с мекканцами, вошедшего в историю как «договор в Худайбии» и имевшего исключительно благоприятные последствия для судеб Ислама и мусульман, Пророк направил главам мировых держав своего времени послания и тем самим подтвердил неограниченность своей миссии пределами Аравийского полуострова. Немного позже, после установления исламской власти на всей территории Аравийского полуострова и укрепления молодого мусульманского государства, Пророк отправил войска мусульман на границу с Византией, где в битвах при Муте и Табуке выявилось стремление Ислама к расширению горизонтов мусульманского общества, а также была заложена основа будущих духовных завоеваний.

Логические аргументации:

Помимо вышеприведенных фактов, важнейшим аргументом в пользу глобальности миссии Ислама является вера в то, что Ислам является окончательным, завершающим Откровением Бога, предназначенным для всех и призванным привести всех на путь изначального и подлинного богопочитания. Учитывая то, что после Пророка Мухаммада, мир ему, других посланников не будет, Ислам должен обладать способностью соответствовать чаяниям и ожиданиям людей во все времена. Другими словами, Ислам должен быть универсальной и глобальной религией, как с пространственной, так и с временной точки зрения, чтоб удовлетворять постоянную потребность человечества в Божественном руководстве.

Вышеизложенное дает основания утверждать, что религия не имеет национальный, региональный или временный характер, а напротив - обладает универсальным, общечеловеческим характером. Посему, если религия имеет глобальную сущность, то и ее последователям и власти, основанной на религиозных принципах, необходимо обладать соответствующим глобальным мышлением и характером, способствующим реализации идеалов Ислама не только в пределах мусульманского общества, но и во всем мире.

Теперь, если учитывать терминологическое значение понятия «глобализация», не принимая во внимание специальные дискуссии по данному вопросу, то в целом можно утверждать, что глобализация является новой формой колониализма. Другими словами, прежняя мировая колониальная система, основанная на физическом и военном присутствии в странах Востока и господстве над ними, а в Новое время – на применении таких рычагов влияния и давления, как зависимые правительства и прозападные государственные деятели, в Новейшее время выступает под лозунгом глобализации экономики. Однако, цель колонизаторов остается неизменной – всестороннее господство над странами Востока.

Основываясь на вышесказанном, сделаем вывод: хотя религия и обладает глобальной сущностью и необходимость ее глобализации очевидна, не стоит забывать и о том, что попытка глобализации религии не должна ставить под угрозу самобытность Ислама и мусульманского общества. Если глобализация, в ее общеупотребительном понимании, приведет к возобновлению господства колонизаторов над мусульманским обществом, то такой процесс будет воспринят как негативное явление, которого лучше сторониться. 
Вместе с тем, если в современной системе мирового порядка глобализация неизбежна, то необходимо постараться максимально уменьшить ее негативные последствия, особенно важно преградить путь влияния чуждых для мусульман верований и не допустить их господства над исламской общиной и мусульманскими странами.

IslamRF, перевод с фарси - Умед Джайхони, редактор – Джаннат Сергей Маркус

Ссылки по теме:

Ректор Института им. Х.Фаизханова Дамир Мухетдинов выступит на VI форуме «Диалог цивилизаций» на Родосе
http://islamrf.ru/news/rusnews/russia/4762/
Джаннат Сергей Маркус – Пророк Мухаммад в эпоху глобализма. От «философии Всеединства» Владимира Соловьёва – к «Мировому этосу» Ганса Кюнга
http://www.sovetulemov.ru/articles.php?sid=3110
Марат Смагулов – Концепция «срединности» Ислама
http://islamrf.ru/news/teology/faith/3009/
Нижегородский вклад в Международный день Аль-Кудс
http://islamrf.ru/news/rusopinions/russia/4818/

Читайте также этого автора: 

Пост вершится ради Бога!
http://islamrf.ru/news/russia/rusinterview/4320/
У культурного представительства при Посольстве ИРИ в Москве новый руководитель
http://islamrf.ru/news/rusnews/russia/2460/
О правах животных в Исламе
http://islamrf.ru/news/culture/mosaique/4385/
Доктор Абузар Ибрахими: Права ребенка в Исламе священны
http://islamrf.ru/news/family/faith/4712/

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/4849/">ISLAMRF.RU: Ислам и глобализация</a>