RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Дамир Мухетдинов: Евразийство – это сопряжение всех творческих сил народов России и СНГ

22.10.2008 16:52

Уже в четвертый раз в Нижнем Новгороде проводится Всероссийский мусульманский форум, на котором поднимаются злободневные вопросы мусульманской жизни России. Однако в этом году на форуме будут обсуждаться проблемы евразийского единства уммы. О том, почему сегодня именно этот вопрос показался организаторам форума наиболее актуальным для обсуждения, а также о проблемах, связанных с развитием идеи современного всероссийского форума.


— Дамир Ваисович, в ближайшие дни в Нижнем Новгороде будет проводиться очередной, четвертый по счету Всероссийский мусульманский форум. Это целиком и полностью ваше детище. Ваш четырехлетний опыт сбора российских мусульман на этот форум и мой опыт наблюдения за Вашими опытами дает мне основания задать Вам прямые вопросы, на которые я бы хотела получить прямые ответы. Мой первый вопрос. Известно ли Вам, что у Вашего форума есть противники и скептики, которые считают, что эти форумы не вносят ничего положительного в развитие уммы, а лишь в развитие общественного мнение вокруг Вашей персоны?

— Галина Амировна, я знаю Ваш жесткий стиль, и как вы умеете прессинговать собеседника, но я готов отвечать на все вопросы прямо. Мне кажется, что отвечать прямо на поставленные вопросы – долг мусульманина, сколь бы неприятными эти вопросы не казались. 
Да, мне известно, что у проведения форума есть противники. Они были с самого начала, и они никуда не делись. К ним лишь добавились новые. Мы растем, занимаем больше места в общественном пространстве, мы активны, и наша активность не может нравиться всем.

Вы правы, говоря, что этот форум мое детище. Но с одной оговоркой: это была лишь моя идея, а воплотить ее в жизнь мне помогает множество людей. 
Одному бы мне было никогда не справиться. Имена этих людей известны: Айдар Хабутдинов, Дамир Хайретдинов, Ильшат Гимадеев, Джаннат Сергей Маркус, Рустам Сулейманов, Марат Айдагулов, Ольга Сенюткина. По-моему я называю и Ваших друзей тоже?

— Да, пожалуй.

— Словом, никакой тайны из нашего сотрудничества ни они, ни я не делаем. Сотрудничество наше проходит с разной степенью интенсивности и в разных плоскостях, но в этом смысле я не один. Все это стало возможным благодаря поддержке Умара-хазрата Идрисова и при его полном одобрении и благословении.
Кроме того, очень многие люди оказались заинтересованными в том, чтобы получить площадку для выражения своих идей, мыслей и взглядов на процесс развития уммы России. Если их присутствие украшает наши Форумы и приносит мне общественную признательность как организатору, то я ничего против не имею.

— Дамир Ваисович, злые языки утверждают, что на свои форумы вы собираете маргиналов, так ли это?

— Знаете, я не занимаюсь целенаправленным сбором маргиналов. У меня не лежит отдельно стопка приглашений с маркировкой «для маргиналов». Поэтому мне нет никакого дела до злых языков и их оценки тех людей, которые по тем или иным причинам приезжают к нам в Нижний уже третий год и приезжали в прошлом году в Москву.

В разное время к нам приезжали депутаты Госдумы, представители общественных и религиозных организаций, советники Президента, такие ученые как Виталий Наумкин, Тауфик Ибрагим, Эдуард Кульпин, Григорий Косач, Дмитрий Арапов, Роберт Ланда, Леонид Ивашов, Айдын Али-заде, прекрасные дагестанские ученые, археологи и историки из Казани, Ярославля, Ульяновска, еще 20 городов России, исследователи из Средней Азии и Азербайджана, люди со степенями и заслугами. Конечно, мы рады тем, кто приходит и просто послушать доклады. Студентам, шакирдам. Во многом это и для них все организуется. У них есть возможность, что называется, «вживую» поговорить с теми людьми, книги которых они читали и с которыми и не мечтали встретиться. 
Мы очень активно сотрудничаем с Еленой Мелкумян, известнейшим ивритистом Ириной Звягельской, Аликпером Аликперовым.

Так что я не знаю, кто эти маргиналы, которые нас, якобы, посещают. 

— Иными словами, в вашей «епархии» организационных проблем нет?

— Да какая мы епархия?! Так, маленький приход. Но проблем у нас тоже немало. Однако эти проблемы не носят эсхатологического характера. Вот и все. Делаем, что можем, стараемся расти и из каждого последующего форума извлекать уроки. Вот такая нехитрая философия движения вперед.

— А как вы относитесь к тому, что к вам почти не приезжают муфтии, имамы и что вам нечем проиллюстрировать идею мусульманского российского единства?

— А зачем нам демонстрировать то, чего на самом деле пока не существует. Мы же не «потемкинская деревня», чтобы встать в День народного единства у железной дороги, и вдоль императорского проезда зелеными ветвями махать. Что есть, то есть. Мы никого не тянем. У нас нет принуждения. Мы всех приглашаем. Приедут — будем рады, встретим, накормим, послушаем всем миром, с чем человек пожаловал. Мы готовы предоставлять площадку всем и по мере сил стараемся обеспечить тех, кто претендует на роль мусульманских ньюс-мейкеров, возможностью выступить по телевидению, в СМИ. Что же можно сделать, если мусульманские ученые стремятся к единению, а сами имамы — нет. Ученые приезжают, а муфтии и имамы навещают наши съезды редко. Хотя я думаю, что в этом году ситуация может в корне измениться. 

— В прошлом году вы призывали мусульман входить в мир хай-тека и высоких технологий. С какими призывами вы выступаете теперь?

— Да, было. Мусульманская среда наша почти сплошь сельская или полугородская. Современная жизнь предоставляет сегодня колоссальные возможности, наши люди этого во многом лишены в силу своей инертности. Ведь технологии сегодня представляют возможности для личностного развития в любом уголке мира и мне непонятно, почему мусульмане должны отставать в своем техническом развитии от остальных сограждан из-за жизни в деревне, почему модернизация не должна доходить до села. Поэтому мы и поставили этот вопрос.

А сейчас мы чувствуем, что очень важно показать всей стране, что мусульмане не являются какими-то чужаками, какой-то «пятой колонной» чуждого России мира или маргиналами, в категорию которых нас все время хотят упрятать. Мы хотим показать, что мы часть большой, и дружественной России общности людей, которая, может быть, непонятна культурно людям русской культуры, и они испытывают дискомфорт от общения, а для нас — это братья по вере, и мы видим, что в большинстве своем это те, кто уповает на Россию как на привычного гаранта как светскости их государственного устройства, так и уважения мусульманского начала их культуры. Эта идея евразийского единства, ответственности соседей друг перед другом возникла не просто так. Она была выстрадана нами и нашими исследованиями в проекте «Ислам в Российской Федерации», и нашими СМИ, и, наконец, обрела очертания в дискуссиях с нашими коллегами на Северном Кавказе и Средней Азии. Мы пришли к выводу, что разобщенность с нашими братьями и расколы в российской умме преодолимы, только у этого единства много врагов и еще больше скептиков. Что нам остается? Обсуждать проблему открыто, и скорбеть о разъединении. Я вижу ситуацию так: с помощью насилия можно легко все развалить, разрушить, уничтожить, но насильно заставить объединиться, насильно заставить доверять друг другу, создать нечто устойчивое невозможно. Поэтому мы ничего не собираемся форсировать. Мы хотим собраться и обсудить очередную насущную проблему нашей евразийской уммы.

- В этом году на форуме будут обсуждаться проблемы евразийской уммы. Многие считают, что цивилизационные подходы уже устарели, а понятие «евразийство» требует серьезной проработки прежде, чем выводы из исследований, проведенных в рамках этой идеи можно будет перенести в область практической политики. Эта идея не первое десятилетие будоражит умы, но общего представления о том, что такое евразийство не существует. Как Вы для себя решаете этот вопрос и каковы ваши представления о евразийстве?

Представление о евразийском характере России были заложены еще в позапрошлом веке. И с этой точки зрения, действительно, идея не нова. Но ведь идея это не платье. Чем дольше она живет, тем выше ее ценность. Если к ней возвращаются лучшие умы человечества, то это означает, что она продуктивна. И потом это самая что ни на есть «русская» идея, можно сказать наш вклад в мировую философскую и социально-политическую мысль. Почему она так живуча? Потому что лучшим людям хотелось понять Россию «умом».

А именно то, как Россия как культура и Россия как государство сосуществует в таком многообразном спектре национальных идей. Что ее «спрягает» в единое целое? Ведь это то, что и было « веками непонятно чужеземным мудрецам», которые строили свои государственные системы на одной-единственной национальной идее. Они обсуждали такие непростые вещи как «французский народ», понятие «немецкий народ», а в России приходилось обсуждать нечто совершенно другое по качеству, содержанию и уровню сложности.

Их теории нам не годились. Не были применимы в полной мере к России. К примеру, политический вывод из теории национализма в Европе привел к реализации идеи мононациональных государств. Под это создавалась вся политическая система, вся жизнь европейских народов. В то же время в России всякий «нажим» на роль лишь одного народа наталкивался на непреодолимые противоречия теоретического и практического характера. Когда мы читаем сегодня Н.А. Нарочницкую, или А.С.Панарина, или Э.С. Кульпина или Р.Г.Абдуллатипова, или когда слышим выступления А. Дугина, или читаем вполне теоретические статьи В.А.Шнирельмана, который собственно и считает цивилизационный подход устаревшим, то мы понимаем и различаем их позиции, но видим также, насколько они осторожно идут по пути построения идеи «патриотизма», «державности» для России. Все они остерегаются скатиться до банального мононационализма, поскольку банальный национализм в сфере практической политики порождает радикализм и экстремизм.

А это самое страшное зло для нашей многонациональной страны, где большинство населения автохтонно. И мы с этим злом встречались и, к сожалению, встречаемся до сих пор. Этот чудовищный потенциал отбросил экономическое развитие России, дал нам войну в Чечне, разгул коррупции. Вот такова разрушительная сила у плохо используемой теории национализма. Это мое мнение относительно теории. А что касается практики, то для меня как для мусульманина евразийство – вещь самая что ни на есть практическая. Культурное единство мусульман Евразии доказывать не нужно. Оно сложилось еще до создания русской государственности и наша задача его сохранять во благо Исламу и нашему Отечеству. Вот это и станет предметом обсуждения на нашем форуме.

— Какое продолжение получила идея создания «Совета улемов», которая озвучивается на форумах уже не первый год?

— Если Вы помните, то идею необходимости формирования Совета улемов мы впервые провели в резолюции Первого мусульманского форума в 2005 году. Три года идея проходила апробацию, ведь сначала нужно получить одобрение у лидеров общероссийских мусульманских организаций, руководителей муфтиятов, мусульманских общин регионов России. Этот процесс идет, может быть, не столь стремительно, но стабильно. Пытались реализовать этот проект через Совет муфтиев России, но, как водится, локомотивами реформ становятся организации на региональном уровне. Такой Совет давно работает в Дагестане, сейчас он есть в Чечне. На последнем заседании меджлиса Духовного управления мусульман Нижегородской области было принято решение о создании Совета улемов при ДУМНО. Детально этот вопрос будет решаться уже 2 ноября на IV Съезде мусульманского духовенства и прихожан в Нижнем Новгороде.

— Какие секции предусмотрены в работе нынешнего форума?

— Историко-культурологическая секция, на которой будут обсуждаться исторические вопросы, связанные со вкладом мусульман в историю русской государственности, прозвучат доклады о возникновении Оренбургского Магометанского духовного собрания, Среднеазиатского Духовного управления мусульман и ДУМ Северного Кавказа. Вопросы взаимодействия трех культур: мусульманской, православной и иудейской. А также политологическая секция, на которой будут обсуждать роль Ислама в современном мире, итоги и перспективы сотрудничества в многополярном мире, межгосударственное и межрегиональное сотрудничество на евразийском пространстве. 
Еще одна секция, которую я считаю самой главной для себя – секция по межконфессиональному диалогу.

— Это мудро, Дамир Ваисович, если учесть тот прискорбный факт, что ДУМНО является единственным духовным управлением мусульман, у которого нет никаких отношений с православной епархией на своей территории. Ранее на ваших съездах я видела хотя бы отца Андрея, а в последний раз его не было, и это меня крайне обеспокоило. И надо сказать, не меня одну. Когда конфликт будет исчерпан, что для этого нужно сделать, и кто из представителей иных конфессий примет участие в дискуссии на этой секции?

— В плане межконфессионального общения в рамках всероссийских мусульманских форумов не надо все сводить к нижегородским реалиям. Вы забываете о Третьем мусульманском форуме, который мы провели в прошлом году в Москве. 

- Верно. Меня на нем не было.

- Так вот. Представителей других конфессий там было немало: был представитель Русской Православной Церкви Московского Патриархата священник Георгий Рощин, был епископ пятидесятников, сопредседатель Консультативного совета глав протестантских церквей России Сергей Ряховский.

С Нижегородской епархией, действительно, есть недопонимания. Справедливости ради нужно сказать, что архиепископ Георгий приглашен и на нынешний форум, мы его приглашали и на все предыдущие нижегородские форумы. Неприсутствие представителей Нижегородской епархии на наших мероприятиях — видимо, индикатор недопонимания на уровне руководства.
Мы надеемся, что ситуация начнет исправляться. 

— Спасибо за исчерпывающие ответы.

Беседовала Галина Хизриева

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/5257/">ISLAMRF.RU: Дамир Мухетдинов: Евразийство – это сопряжение всех творческих сил народов России и СНГ</a>