RSS | PDA | Архив   Среда 2 Декабрь 2020 | 1433 х.
 

Всероссийский мусульманский форум: шаг третий

14.11.2007 17:09

День народного единства – не самый значимый и не самый известный для российского обывателя праздник в нашем календаре. Однако он изначально имел религиозно­концептуальную компоненту в виде церковного праздника Казанской иконы Богоматери — «случайно» приходящегося на ту же дату. В условиях усиления клерикальной (не путать с духовной!) идеологической партии на все прочие мировоззренческие установки в середине 2000­х годов День народного единства мог сыграть роль Дня всеобщего нивелирования «не­наших». К счастью, этого не случилось, и определенную роль в развитии идеи подлинного единства народов России сыграли мусульмане. Как и триста лет тому назад, единство было спасено нижегородцами.

Усилиями слаженной команды мусульманских интеллектуалов, базирующейся в Нижнем Новгороде, новый праздник изначально получил наполнение­дополнение в виде Всероссийского мусульманского форума. I и II форумы были приурочены к столетним юбилеям дореволюционных съездов мусульман, проходивших в Нижнем Новгороде. С III форумом задача, казалось, была сложнее: нижегородскую идею необходимо было реализовать на почве российской столицы. К этому обязывало юбилейное обоснование форума — 90­летие мусульманского съезда 1917 года, проходившего в Москве.

    Сложность заключалась в том, что у вышеназванной команды пока не существовало опыта проведения подобных мероприятий за пределами Нижегородчины. Но Аллах милостив к Своим праведным служителям. Гостиница «Космос», ставшая местом проведения форума, стала прекрасным антуражем к заявленному девизу: «Мусульмане России — с Богом за Родину в мир хай­тек!».

    Чья роль в проведенном форуме была более заметна и значима — москвичей или нижегородцев? Вопрос риторический, поскольку в любом случае форум заявлен как всероссийский и обязан учитывать мнения всех ведущих мусульманских центров страны. Тем не менее роль председателя Совета муфтиев России Р. Гайнутдина была, безусловно, одной из важнейших, поскольку и его речь, многократно цитированная в СМИ, и сам факт участия в форуме свидетельствовали: идеи организаторов актуальны и верны, востребованы временем и обществом. Единение мусульман, о котором так много говорили, складывается не по мановению волшебной палочки и не по сиюминутному желанию верхов, а как комплексное, идеологически оформленное и исторически осмысленное требование нового поколения активистов. Игнорировать эти устремления просто невозможно, они синхронно пробивают себе дорогу в разных регионах России, среди представителей различных организаций и любых национальностей.

Одной из основных причин возникновения центростремительных движений мусульман, разбросанных по разным уголкам огромной страны, принадлежащих к более чем 40 нациям и придерживающихся различных идеологических школ, стала исламофобия большинства российских СМИ и многих государственных чиновников. Действие, как известно из законов физики, всегда рождает противодействие. Еще в 1980­е годы российская мусульманская община являла собой полуподпольное образование, все формы организации которого носили сугубо неформальный характер. В 1990­е годы социализация уммы в нашей стране носила исключительно характер участия отдельных лиц в политической деятельности. Хотя тем самым российская умма получила частичную легитимизацию, одного из закономерных следствий этого не последовало: из среды мусульман России не сформировалось ни харизматических лидеров, ни сколько бы то ни было статусных персон. Все те, кто претендовал на это путем, например, представительства в Государственной думе, не имели ни реального веса в умме, ни какой бы то ни было статусности в российском обществе в целом в связи с тем, что данный процесс носил верхушечный характер и не отражал интересов всего мусульманского сообщества.

    Однако постоянное информационное давление на мусульман, шельмование по телевидению и в прессе Ислама вызвало столь активное противодействие мусульман, что привело к началу качественно иного процесса социализации уммы в глобальном российском сообществе. Началось формирование русскоязычной мусульманской журналистики, и в 2000‑е годы мусульманские СМИ начали выходить на более массовую аудиторию. Появились издательские дома, издающие мусульманскую литературу на конкурентоспособном уровне, соответствующем стандартам российского рынка. Наконец, мусульмане стали инициаторами проведения целого ряда всевозможных конкурсов, фестивалей и конференций. Среди последних — литературный конкурс «Исламский прорыв» в Москве, московско­казанский Международный фестиваль мусульманского кино, Фаизхановские чтения в Нижнем Новгороде, ряд конкурсов научных работ, научно­практических конференций, тематических чтений и симпозиумов в самых разных городах: Казани, Нижнем Новгороде, Уфе, Москве, Ульяновске. По итогам многих из них издаются альманахи, другие печатные издания; фильмы выпускаются в прокат. Работа по подготовке следующего мероприятия начинается по завершении предыдущего; многие из них стали традиционными и проводятся на протяжении нескольких лет, другие же только начинают свой путь к обществу.

Имам Арслан Садриев и доктор Тауфик ИбрагимIII форум показал, что статусность этого мероприятия из года в год повышается; в этом плане достаточно назвать имена советника Администрации президента РФ А. А. Гришина, бывшего посла МИД РФ по связям с исламскими организациями В. В. Попова, главы Академии внешнеполитических проблем Л. Г. Ивашова. С другой стороны, критический взгляд ряда комментаторов не мог не отметить отсутствие на форуме ряда «мусульманских бонз». Мы решили посвятить целый абзац освещению этого явления в связи с тем, что нам оказались известны его причины.

    Г­н N., до последнего дня тянувший с окончательным ответом, выставил следующее условие своего присутствия: он должен выступать с приветственным словом первым, несмотря на статусность всех прочих гостей — от председателя Совета муфтиев до государственных чиновников. Организаторы старались как могли, но поставить его перед Р. Гайнутдином не могли, в связи с чем г­н N. проигнорировал мероприятие. Г­н A. поставил другое условие: обязательно сидеть в президиуме форума. Организаторы приготовили такое место, но во втором ряду президиума; тогда г­н А. ушел из зала перед самым началом заседания. Г­н S. обиделся на то, что ему не предоставили трибуну для предвыборной речи, и ушел с половины форума. Г­н D. обиделся на утренний эфир русской службы радио BBC, где один из организаторов форума в прямом диалоге с ним поставил четкий диагноз постоянным призывам г­на D. к перманентной революции под зелеными флагами Ислама.

    Увы, все эти господа возомнили себя лидерами российского Ислама, хотя никто — ни один человек в многомиллионной российской умме — не наделял их таким статусом. Будучи лишенными исламского богословского образования, опираясь исключительно на немусульманские властные организации, не делая ничего для развития уммы и тщеславно борясь за «теплое место под солнцем», они и им подобные довели ситуацию до критической. Как мы уже писали ранее, личные амбиции руководителей и их оторванность от проблем рядовых мусульман — первая причина неудач в деле социализации уммы. Еще одна причина — неспособность создания компетентной команды с участием политологов и аналитиков, без чего любой политический проект превращается в «театр одного актера» (к сожалению, иногда достаточно безграмотного). Наконец, и с точки зрения верующего человека это самое главное, — любой проект изначально лишен благости, если во главе него не стоит богобоязненный имам. Стагнация при имитации бурной деятельности и разброд по всем позициям при бесконечных заверениях о стремлении к единству — таковы реальные позиции уммы в России на начало 2000­х. Мусульмане России за истекший с момента начала религиозного возрождения период добились определенных успехов в деле восстановления позиций Ислама, однако эти успехи, к сожалению, лежат в основном в количественных, но не качественных показателях.

Три брата по авраамической вере: Георгий Рощин, Зиновий Коган и Равиль ГайнутдинЗа последние несколько лет мусульманская община России прошла колоссальный путь в направлении интеллектуального развития. Из социальной группы, представленной преимущественно малообразованными людьми, занимающими низшие страты общества, не имеющими также и системного религиозного образования, она превратилась в общность, обладающую собственными интеллектуальными ресурсами. Настоящий перелом в этом процессе наступил лишь в середине 2000­х. Уже сегодня исламская интеллигенция России не только представляет собой высокообразованные слои общества, но и отличается повышенной мерой социальной активности и ответственности, что имеет особую важность в современных условиях. Однако этот потенциал все еще мало задействован, особенно в вопросах вынесения экспертных оценок, в том числе влияющих на политику государства.

    Именно для того, чтобы сплотить умму, дать адекватный ответ исламофобской политике СМИ и отдельных чиновников, а также для повышения внимания государства к проблемам Ислама проводятся Всероссийские мусульманские форумы. Для воплощения в жизнь проектов по объединению уммы и по обретению уммой веских позиций в обществе нужны грамотные кадры, отказ от амбиций со стороны руководящих лиц, наличие финансирования и политического опыта, а также — и это, возможно, самое главное — четкие религиозные ориентиры, определяемые имамами на основании их знания шариата. Конечно, без покровительства Всевышнего Аллаха любые объединения и организации окажутся всего лишь сиюминутными «клубами по интересам», как это уже неоднократно и происходило в нашей истории на протяжении последних 15 лет. Искренность в служении Аллаху, понимание поклонения не как набора определенных обрядов, а как совокупности всех действий и помыслов на благо всех граждан нашей страны, видение исторических процессов и представление о будущем в соответствии с положениями Корана и Сунны — таковы главные критерии по определению и выявлению будущих исламских лидеров в России. Если эти условия и характеристики соединятся воедино в широком коллективе мусульманских деятелей — успех будет сопутствовать их начинаниям, инша Аллах.

    III Всероссийский мусульманский форум сопровождался не просто «культурной программой», как мимоходом заметили обозреватели; он представил огромные достижения, колоссальные наработки в деле развития уммы за прошедшие один­полтора года. Не все комментаторы пожелали «заметить слона» — прорывную деятельность издательских домов «Ансар», «Умма», «Медина», выпуск уникального тафсира Корана Абдуллы Юсуфа Али, оригинальную серию «Ханафитский фикх»… В силу разных причин без должного внимания остался факт перехода газеты «Медина аль­Ислам» в еженедельный формат — впервые в современной истории российских мусульман. А ведь именно на этих просветительских «китах» стоит будущее уммы: не мечом и автоматом, а словом распространяются знания об Аллахе, Его пророках и истине. Но как бы ни вели себя злопыхатели и «недостаточно внимательные» журналисты, процесс, что называется, пошел. На почве консенсуса и с учетом богатого исторического опыта российские мусульмане могут создать новый, интеллектуально­технологический тип исламского сообщества, который сможет вывести умму на качественно новые позиции, и создать такие условия, при которых навсегда устранится угроза как межконфессионального конфликта в России, так и унификации российских этносов.

Аналитический центр «Амаль»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/925/">ISLAMRF.RU: Всероссийский мусульманский форум: шаг третий</a>