RSS | PDA | Архив   Суббота 4 Май 2024 | 1433 х.
 

Николя Саркози и никаб или несколько слов о выборочном подходе к аспекту прав человека

26.06.2009 14:20

Соответствуют ли пропагандируемым правам женщин дух и буква высказываний официального Парижа?  

 

"Каждое общество должно поставить перед собой

вопрос... Не дискриминационно ли оно?

Соответствуют ли укоренившиеся в нем нормы

поведения принципам Всеобщей декларации

прав человека?" (1)

 

Как отмечают новостные порталы, французский парламент согласился рассмотреть вопрос о возможном запрете на ношение в общественных местах никаба. Комиссия из 32 членов парламента проведет независимое расследование для определения соответствия данного вида одежды "духу конституции Франции и правами человека".  Подробный отчет с комментариями планируется представить через полгода. Данное решение провозглашено спустя сутки после заявления президента Франции Николя Саркози (прозвучавшего в парламенте) о том, что «бурка (т.е. никаб - прим. авт.) не является символом религии, это символ подчинения. Она не будет приветствоваться на территории Французской республики» (2).

 

Не будем сейчас анализировать причины этого шага. Хотя, как представляется, здесь, все же, имеет место быть в т.ч. и геополитический фактор. Т.к. события на Елисейских полях разворачиваются в условиях озвучивания главами США и России "исламской составляющей" в качестве одного из важнейших направлений внешнеполитической деятельности этих стран. Возможно, демарш (в буквальном смысле слова) лидера Франции против свободы личности является как бы зондирующим обстановку сигналом. Посему французские  парламентарии и взяли полугодовой тайм-аут для окончательного вердикта.

 

Мы же, со своей стороны, попытаемся рассмотреть данные громогласные высказывания Парижа с точки зрения соблюдения прав человека. Ведь эта тема является одной из краеугольных при решении европейскими политиками вопросов мирового масштаба. Посему пусть читатель не удивляется обилию цитат из документов ООН, наличие которых  обусловлено нестыковкой "французских предложений" с так любимым на Западе термином (по делу и без) о правах личности. 

 

Одежда - вне контекста прав человека?

 

В преамбуле к Уставу ООН говорится о решимости "вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности" (3). Пособие по обучению детей правам человека (аналог разработанного в 2002 г. СЕ документа по образованию в этой области с участием молодежи) раскрывает это словосочетание: "Права человека являются прямым отражением человеческих потребностей. Пища, одежда, жилище и здравоохранение не только необходимы для выживания, они необходимы для сохранения человеческого достоинства" (4).

 

Данная характеристика, ознакомление с которой происходит в детстве, далеко не спонтанна. Т.к. она исходит из положений Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), конкретизирующей не просто право "всех людей на защиту от какой бы то ни было дискриминации и ...подстрекательства" к ней. Но провозглашающей добро «каждому  человеку [и] на одежду», входящей в число "необходимого" для "поддержания [его] благосостояния". При этом Декларация фиксирует, что индивидуум может подвергаться установленным законом "ограничениям... исключительно с целью обеспечения должного уважения прав и свобод других; удовлетворения справедливых требований морали" (5).

 

В свою очередь, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ввел в оборот термин "Идеал свободной человеческой личности". Который может осуществляться "только" при создании условий пользования каждым "своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как гражданскими и политическими" (6). Так вот под гражданскими подразумеваются "основные, естественные и неотчуждаемые права, обеспечивающие  достойное существование (физическое, психологическое, моральное, духовное)" человека; позволяющие ощущать себя "свободным в самой обыденной жизни" (7). Посему в Пакте о гражданских и политических правах конкретизируется, что "каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность" (8).

 

Следовательно, в эту ипостась прекрасно вписывается  контекст одежды. В т.ч., что не может ни у кого вызвать никаких сомнений, и одеяние для женщин. Значит, пункт Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.) о необходимости принятия "соответствующих мер для ликвидации" оной проблемы "со стороны какого-либо лица или предприятия" (9) включает в себя и ракурс внешнего фактора. А Всемирная конференция по правам человека (1993 г.) прекращение  "дискриминации по признаку пола" назвала "первоочередной целью международного сообщества" (10).

 

Соответствуют ли пропагандируемым правам женщин дух и буква высказываний официального Парижа?

 

Будем считать, что Н.Саркози и избранники многоцветного народа Франции забыли вышеотмеченные пункты документов ООН. Но если бы только их. Так, в аспекте рассмотрения "механизмов содействия улучшению положения женщин" важны и итоги IV-ой Всемирной конференции по положению женщин (1995 г.). Отметившей необходимость "поощрения" официальными властями стран "действенной политики по учету гендерной проблематики во всех стратегиях и программах" с учетом "анализа последствий" принимаемых решений (11).

 

Но разве данный параграф соблюден французами? Отнюдь. И это подтверждает справедливость сказанного экс-генсеком ООН Кофи Аннаном в плане фиксации проявлений "насилия в отношении женщин" не только в физической, сексуальной и экономической, но и "психологической... формах". Что "представляет собой сложное явление", приводящее к "долговременным последствиям и потерям" (12). Но разве не является ли призыв к принятию решения о запрещении никаба психологической формой давления на женщину?

 

Кроме того, в Декларации тысячелетия ООН говорится о важности взаимоуважения людей "при всем многообразии вероисповеданий, культур и языков". В связи с чем  подчеркивается, что "различия в рамках обществ (!) и между обществами... должны пестоваться в качестве ценнейшего достояния человечества", а не служить "поводом для преследований". После чего делается важнейший вывод о необходимости "принятия мер" для обеспечения "уважения и защиты прав человека мигрантов" (13). Звучит в унисон сказанному спецдокладчиком ООН по правам человека мигрантов Родригесом Писарро (в докладе Комиссии ООН по правам человека): "Люди, чьи цвет кожи, внешность, одежда, акцент или религия отличаются" от таких же параметров "большинства населения принимающей страны", нередко подвергаются "физическому насилию", страдая от "других нарушений своих прав, вне зависимости от их правового статуса". Вслед за чем Р.Писарро проводит параллель между понятиями "мигрант" и "чувство отчужденности" (14).

 

Не случайно, в Декларации «Терпимость и разнообразие: взгляд в XXI век» (2000 г.) актуализируется обязательность "переориентации нашего сознания". Не для возникновения "разделительного фактора в человеческих обменах и развитии вследствие наличия разнообразных рас и культур". А в корне наоборот - умения "разглядеть в разнообразии потенциал для взаимного обогащения". Что соответствует кораническому: "О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный" (сура «Аль-Худжурат», аят 13).

 

Нам же остается лишь надеяться, что Н.Саркози и К будут использовать контекст прав человека не только для решения фрагментарных геополитических задач.

 

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

 

1. Декларация «Терпимость и разнообразие: взгляд в XXI век», провозглашенная Верховным комиссаром по правам человека в августе 2000 года

2. Саркози выступает против чадры

3. Преамбула к Уставу ООН

4. Бедность и социальное отчуждение

5. Всеобщая декларация прав человека

6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

7. Гражданские права

8. Международный пакт о гражданских и политических правах

9. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

10. Венская декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 года в Вене

11. Платформа действий, принятая Четвертой всемирной конференцией по положению женщин (1995 г.)

12. Исследование Генерального секретаря "Насилие в отношении женщин: формы, последствия и потери".

13. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций

14. Работа вдали от дома - миграция и дискриминация

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/9278/">ISLAMRF.RU: Николя Саркози и никаб или несколько слов о выборочном подходе к аспекту прав человека</a>