RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Политические программы исламских общественных организаций в современной России

18.05.2007 16:19

Ислам уже давно стал одним из важнейших факторов в политическом процессе в России. Обусловлено это даже не столько межкультурной и межконфессиональной границей, которая проходит по территории страны, столько тем фактом, что ислам из культурной плоскости перешел в плоскость политики.

Ислам уже давно стал одним из важнейших факторов в политическом процессе в России. Обусловлено это даже не столько межкультурной и межконфессиональной границей, которая проходит по территории страны, столько тем фактом, что ислам из культурной плоскости перешел в плоскость политики. Любое проявление мусульманской религии в общественной жизни может быть освещено и прокомментировано как политическое событие. Это единственная традиционная конфессия, представленная в России, которая влияет одновременно как на проведение внутренней политики правительства, так и на внешнюю политику государства. При этом «внутренний вектор ислама» достаточно сильно зависит от «внешнего вектора ислама».

Развитие ислама в России идет как в экстенсивном ключе (расширение географии мусульманских центров), так и в интенсивном (увеличение количества исламских общественных организаций и их влияния в обществе).

Последний компонент развития мусульманской культуры на территории России особенно интересен в рамках функционирования российской политической системы, которая на данном этапе находится в стадии трансформации. Наиболее показательным во взаимоотношении исламских общественных организаций с институтами государственной власти, на мой взгляд, является то, как данные организации позиционируют себя по отношению к власти. Это достаточно показательно могут продемонстрировать политические программы, которые выдвигают исламские общественные организации. В данной работе проанализированы как конкретные политические программы, так и отдельные высказывания исламских общественных деятелей.

Вообще исламские общественные организации, функционирующие на территории России, можно разделить на три типа:

· Религиозные организации традиционного типа (Духовные управления мусульман, Совет муфтиев России)

· Общественные организации гражданского типа (Исламский комитет Г. Джемаля)

· Международные межправительственные организации (Организация Исламская конференция).

Первый тип организаций можно охарактеризовать как политически активный. Это можно проследить и по частоте упоминания руководителей данных организаций в СМИ, и по количеству высказываний на злободневные проблемы мусульманской уммы в России. Однако стоит отметить, что пока количество не перешло в качество: множество лидеров различных Духовных управлений постоянно соревнуются между собой, при этом часто забывая об интересах тех, кого они должны представлять. Самым ярким противостоянием в этом плане может служить соперничество Равиля Гайнутдина (глава Совета муфтиев России) и Талгата Таджуддина (глава ЦДУМ). Раскол, который произошел в исламском духовенстве в 1989 году[1], ни коим образом не способствовал формированию четкой позиции исламских духовных лидеров по отношению к власти. Более того, обе эти организации пытаются выстроить благоприятные отношения с федеральными чиновниками. Отсюда мы получаем, что политические требования, которые выдвигаются лидерами, носят весьма общий характер и не могут служить основанием для принятия политических решений. Так, например, Равиль Гайнутдин одним из требований к федеральным органам власти выдвигает обеспечение безопасности России как в военном, так и в культурном отношении. Также им высказывается мнение о неприемлемости любых форм радикализма, экстремизма и терроризма. Гайнутдин полностью «поддерживает усилия Президента России В.В. Путина, направленные на стабилизацию государственно­конфессиональных отношений в нашей стране, на обеспечение всем верующим и религиозным организациям возможности для реализации конституционного права на свободу вероисповедания»[2]. Такая достаточно обтекаемая политическая программа ярко показывает, что реальных политических требований СМР перед федеральными властями попросту не выдвигает. Похожая программа имеется и у Т. Таджуддина.

На этом фоне достаточно обособленно выглядит политическая программа Духовного управления мусульман Нижегородской области, которая была озаглавлена «Сценарии политического представительства уммы во властных кругах Российской Федерации и насущная необходимость единения мусульманского сообщества страны». Само название достаточно определенно говорит об амбициях составителей. Требования, которые выдвигаются ДУМНО по отношению к федеральным органам власти, можно свести в несколько пунктов:

· Квотирование за мусульманами мест в органах власти всех уровней (с введением поста вице­президента, лимитированным за представителем уммы).

· Частичная легетимизация исламского права (шариата) в местах компактного проживания мусульман, с одновременным созданием (реставрацией) одного или двух духовных центров, играющих роль арбитра уммы перед государством, и с условием невмешательства государства во внутренние дела уммы (за исключением вопросов безопасности и т.д.)

· Создание Совета улемов России — негосударственной общественно­религиозной организации, создаваемой для решения двух главных задач: 1) обсуждение, формулирование и распространение в мусульманских общинах (махаллях) фетв — решений по конкретным вопросам шариата (вопросы поклонения Всевышнему Аллаху, семейно­правовые, общественно­нравственные вопросы и др.), 2) выработка рекомендаций, призванных регулировать вопросы взаимоотношений членов мусульманской уммы России и Российского государства на правовой основе.

· Возрождение исламского образования (как среднего, так и высшего) на государственной основе[3].

Естественно, подобные требования на данный момент федеральным органам власти кажутся радикальными, да и по­другому быть не может, потому что ДУМНО фактически требует создания параллельного основному политического пространства на территории России. Соответственно необходимо не просто кардинально пересмотреть законодательство, но и обеспечить взаимодействие двух параллельных политических пространств на территории одной страны, которая и так не отличается моногамностью политической культуры и правоприменительной практики. Хотя, безусловно, при корректировке требований ДУМНО можно вывести механизм функционирования уммы на территории России, который бы обеспечивал как права мусульман на полноценное развитие собственной культуры, так и боролся с проявлениями экстремизма и сепаратизма. Выработка данного механизма может затянуться на несколько десятилетий, поэтому те институциональные рецепты, которые предлагает ДУМНО, учитывают интересы лишь мусульманского населения, но не интересы страны в целом.

Разброс, который мы можем наблюдать в политических программах центральных исламских общественных организаций и их региональных представительств, можно объяснить достаточно просто. На местах имамы непосредственно сталкиваются с органами государственной власти, поэтому желание решить существующие проблемы методами институциональных реформ, а не с помощью эволюционных процессов в обществе, возникает обоснованно. У федеральных исламских лидеров подобных проблем не возникает, так как они в большой степени зависят от федеральных чиновников и должны придерживаться линии правительства.

Наиболее ярким представителем второго типа исламских общественных организаций можно назвать Исламский комитет Гейдара Джемаля. Эта организация для России достаточно необычна, так как представляет собой как по структуре, так и по методам, чисто западное явление. Однако основной целью данной общественной организации является адаптация ислама к современным реалиям постиндустриального общества. По сути это интеллектуальный проект, который ставит своей целью выработку исламской модернистской парадигмы, которая смогла бы составить конкуренцию западной модернистской программе.

Ядром комитетов является группа интеллектуалов, которая ставит в данной среде в данное время задачу достичь командных высот в интеллектуально­аналитической сфере, добиться проявления новых идеологических горизонтов, открываемых исламской мыслью, завоевывать интеллектуальное превосходство с позиций ислама, чтобы в конечном счете стать выразителем политической воли организованного «человеческого множества». К этой работе Комитет привлекает разные силы, свободно участвующие в той или иной степени в различных проектах. Все они являются в меру своего участия партнерами или проекциями Исламского комитета. Некоторые из них получают организационное оформление только благодаря этому сотрудничеству. Так, например, в 2006 году оформилась группа российских узников Гуантаномо как самостоятельная структура, сотрудничающая с Amnesty International и другими международными общественными организациями [4].

Собственно деятельность Исламского комитета носит информационно­просветительский характер. Возможно, за такими исламскими общественными организациями гражданского типа стоит интеллектуальное будущее ислама не просто как одной из мировых религий, а как второй глобальной парадигмы мирового развития. К сожалению, пока сформулировать внятную политическую парадигму политического ислама сам Исламский комитет не в состоянии. Причин тому достаточно много. Основной можно назвать то, что разные исламские силы сегодня решают разные политические задачи на мировой арене, которые не всегда вписываются в русло общеисламского взаимодействия.

Третий тип, который мы будем разбирать, вообще не подпадает под определение общественных. Организация Исламская конференция сразу же после своего создания стала одним из тех политических акторов, которые по своей силе (экономической, политической и т.д.) могли осуществлять диалог от имени всего мусульманского мира. Необходимо отметить, что по отношению к России ОИК оказывает двоякое воздействие. С одной стороны, сотрудничество с мусульманскими миром и статус наблюдателя в ОИК, полученный Российской Федерацией, с идеологической точки зрения гарантирует стране поддержку исламского мира в борьбе с различного рода экстремистскими формированиями и сепаратизмом отдельных субъектов федерации[5]. Однако, с другой стороны, финансирование различными подразделениями ОИК традиционных исламских организаций на территории России не может не сказываться как фактор выхода последних из­под влияния федеральных органов власти выработки собственной позиции по вопросам государственного устройства и т.д. Это может негативно сказаться на стабильности политической системы, поэтому сотрудничество с Организацией Исламская конференция необходимо четко регламентировать на высшем уровне, чтобы в будущем вырабатывать единую позицию как по вопросам международной политики, так и на внутрироссийские проблемы. Безусловно, потенциал сотрудничества России и ОИК огромен, но политическая плоскость (а именно политическое оформление уммы внутри страны) остается тем слабым звеном, которое может свести на нет все положительные моменты данного сотрудничества.

Таким образом, с точки зрения политической науки, можно выстроить как иерархию самих исламских организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, так и иерархию их задач и соответственно политических программ.

Низовой уровень исламских общественных организаций занимают традиционные исламские организации: Духовные управления, где мы можем наблюдать оформление политических требований российской уммы, воплощенные либо в конкретные политические требования (ДУМНО), либо в декларации (СМР). Второй уровень, как это ни странно, занимают межправительственные организации (ОИК), так как осуществляют деятельность на уровне межгосударственных контактов. Таким образом, вырабатывается международная позиция по проблемам становления общеисламского сообщества и роли российской уммы в нем. Третий уровень, несмотря на всю его условность, несет в себе, так сказать, заряд на будущее и обеспечивает развитие исламской политической парадигмы в исторической перспективе. Пока этот уровень достаточно слабо представлен в плане научных разработок, но, на мой взгляд, при наличии определенных условий и воли исламского научного сообщества третий уровень сможет в будущем оказывать реальное воздействие на межкультурный и межконфессиональный диалог, что поможет преодолеть конфликтные парадигмы типа «столкновения цивилизаций» и «информационного общества».

И. Ю. Рябков

(статья опубликована в Научном ежеквартальном альманахе
 «Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты» (5-6 выпуск, 2006 г.)

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/123/">ISLAMRF.RU: Политические программы исламских общественных организаций в современной России</a>