RSS | PDA | Архив   Воскресенье 2 Октябрь 2022 | 1433 х.
 

Единство мусульман — как основной шаг по противостоянию глобализации

04.02.2008 14:35

В целом, разделение мусульман в корне противоречит Корану, призывающему: «Обращайтесь к Нему с раскаянием, бойтесь Его, совершайте намаз и не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет» (Коран 30:31-32); «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (Коран 3:105). Основа единения - в Акыде, которая для мусульман неизменна, вне зависимости от обстоятельств, формации или жизненного уклада.

Необходимость соблюдения неизменяемого Вероустава признают все мусульмане без исключения. Но Ислам - это не слепое поклонение Господу, потому что в таком случае религия станет подобна искусственной догматической идеологии. Ислам - это разумно-чувственное восприятие Слов Аллаха для людей на все времена - для жизни в этом и следующем мирах. Поэтому, будучи живой религией, образом жизни человека, Ислам призывает не к искусственному, а к реальнейшему объединению между людьми на основе осознанно-прочувственного понимания Слов Аллаха. На основе созданных Всевышним палитры красок и гармонии в мире. В этом контексте, со слов президента Североамериканского совета по фикху Музаммиля Сиддики, "когда мы говорим о единстве, то должны помнить о том, что оно не означает единообразия... не подразумевает отсутствие какой-либо разницы во мнениях... не требует отсутствия разнообразия. Разнообразие – благое свойство, разобщенность же несет вред. Первое является проявлением милости Господа, а вторая – проклятием. И единства можно достигнуть, не жертвуя различиями. Единство означает общие задачи и общие цели" (1).

Первый и основной шаг к единству - не обвинять друг друга в неверии. Еще в прошлом веке бывший ректор университета ал-Азхар Махмуд Шалтут издал фетву, в которой отмечалось, что "по шариату разрешено следовать положениям джафаритского мазхаба, известного как мазхаб 12-ти имамов (шиизм - прим. авт.), подобно остальным суннитским мазхабам. И необходимо мусульманам знать об этом и воздерживаться от проявлений ненависти" (2).

Глава Международной ассоциации мусульманских ученых (МСИУ) Юсуф аль-Кардави говорит: "Не надо склоняться к какому-то направлению, да еще рьяно отвергая другие течения. Негоже ваххабиту или салафиту слепо преследовать суфиев, и наоборот. Не это главное, а то, добродетелен ли этот мусульманин или нет... У суфиев можно взять лучшее: их опыт очищения и совершенствования, например... Я призываю к примирению всех патриотических сил в исламском мире - между суннитами и шиитами, националистами и исламистами, правителями и управляемыми. Надо преодолеть эти пропасти, чтобы спастись от настоящих угроз - от наших врагов и от кризисов - экономических, политических. Для этого надо объединиться на основе добродетели и очищения" (3).

Совместная фетва (2005 г.) объединяющего суннитов и шиитов МСИУ гласит, что "любой, кто является последователем одного из четырех суннитских мазхабов, шиитских течений джафария, зайдия, а также – ибадия и захирия, считается мусульманином... Недопустимо обвинять его в неверии, посягать на его жизнь, честь и имущество. Кроме того, запрещается обвинять в неверии приверженцев ашаризма и тех, кто исповедует истинный суфизм, продолжая традиции предков. В общем, непозволительно причислять к атеистам любую группу мусульман, которые веруют во Всевышнего Аллаха и Его Пророка (да благословит Аллах его и род его), уважают догматы религии, не отвергая ни один из них... Мы призываем к урегулированию разногласий среди мусульман" (4). Не случайно, создана "Ассоциация Сближения Исламских Мазхабов", генеральный секретарь которой Мохаммад Али Тасхири (один из самых влиятельных иранских богословов и политиков) отмечает, что в Исламе "все мусульмане сходятся по основным, фундаментальным вопросам, точно также они сходятся в едином мнении по большинству практических вопросов шариата" (5). М.А.Тасхири, кстати, является заместителем председателя МСИУ.

Как усматривается из вышеизложенного, в мусульманском мире есть отчетливое понимание необходимости прекращения противостояния внутри уммы. И единение мусульман назрело. В противном случае заинтересованные политические силы будут пользоваться слабостью разъединения уммы и, с одной стороны, - сталкивать людей под "исламским прикрытием", противопоставляя одних мусульман другим, а с другой, - продолжать пугать весь мир "исламской угрозой".

Кроме того, отсутствие единения позволяет глобалистам вводить в оборот такие термины, как "агрессивный Ислам", "умеренный Ислам", достигая вышеозвученных целей. Но Ислам един на все время. Он просто неизменен, поэтому не может подразделяться на "мягкий" или "жесткий". Как говорил русский философ Николай Бердяев, "вера может быть лишь интегральной, целостной, в ней ничего нельзя уступить. Тогда только она жизненна, тогда только она может вдохновить к активности" (6).

Другое дело, что единение может и должно происходить на основе коранических принципов, которые соблюдаются всеми мусульманами, т.е. на основе Вероустава, признаваемого всеми без исключения. Как пишет заведующий отделом международных отношений Университета им. Георга-Аугуста (Геттинген, Германия) Бассам Тиби, "исламский мир чрезвычайно разнообразен, но его многообразие укладывается в общий спектр, который следует именовать исламской цивилизацией" (7). В этом контексте особое значение приобретают идеи Аль-Васатыйя (Wasatiya), в которых под понятием "срединности" подразумевается, прежде всего, созидательный аспект, основой которого являются слова Всевышнего: " Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха" (Коран 3:110).

Вместе с тем, единство мусульманского мира не является "внутренним фактором" для уммы. Реальное объединение мусульман позволит изменить планетарную геополитическую ситуацию в пользу мира Ислама. Да, можно быть уверенными в том, что несметные природные богатства и уникальное географическое расположение мусульманского мира, в контексте с другими факторами (финансовый рынок мусульманских стран оценивается в триллион американских долларов, а оборот оружейного рынка на Ближнем Востоке приближается к 60-80 млрд. долл. и т.д.), не могут не привести к инспирированию заинтересованными силами новых очагов напряженности в этих регионах. Но также уверенно можно заявить, что наличие единой исламской уммы будет способствовать не столько сопротивлению глобализационному проекту, сколько созданию реальных условий для ведения "самостоятельной" внешнеполитической деятельности. Тем более что возможности для этого есть, и немалые.

Например, около 2/3 экспорта нефти из Персидского залива приходится на Азию, где предполагается свыше 70% мирового роста потребления нефти, прогнозируемого International Energy Agency на ближайшие десятилетия. Следовательно, растущие восточноазиатские инвестиции на Ближнем Востоке и опасения потери этого рынка могут привести к активному участию Китая и Индии в создании условий для политической стабилизации региона. В данном аспекте просматривается возможность сближения арабского Востока с азиатским регионом (так, министр финансов Гонконга заявил о намерении города привлекать инвестиции из исламского мира). Аналогично можно использовать и иные внешнеполитические приоритеты. Например, с учетом противоречий между атлантическим и кремлевским "видениями мира", можно рассматривать вопрос о сближении с Россией в определенных областях, тем более что традиции такой политики есть. Вполне реальна возможность «играть» на геопротивостоянии между США и Европой и т.д. Но лишь единство мира Ислама позволит достичь желаемого.

Как представляется, в распространении и доведении вышеизложенных взглядов до мировой общественности особая роль должна быть отведена СМИ, в особенности электронным. Тем самым, как заметил прекрасный кыргызский писатель Чынгиз Айтматов, люди будут получать "религиозные потоки идей как духовное назидание и подспорье в необходимости вечного божественного слова, питающего гуманизм" (8).

Теймур АТАЕВ политолог

Азербайджан.

Фото с сайта http://www.milligazette.com/

04.02.2008

1.Музаммиль Сиддики. Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь!

2.Фетва ректора университета ал-Азхар Махмуда Шалтута

3.Интервью российской газете «Время новостей» (13 мая 2004 г.)

4."Совместная фетва Всемирного Союза Исламских Ученых".

Итоговый документ Международной мусульманской конференции

«Истинный Ислам и его роль в современном обществе» (4-6 июля 2005 г., в Амман, Иордания)

5.Мохаммад Али Тасхири. Сближение - путь к реализации единства

6.Николай Бердяев. Вселенскость и конфессионализм

7.Бассам Тиби. Политизация религии

8.Чынгиз Айтматов. Платформа современности. Выступление на на встрече группы стратегического видения «Россия — исламский мир». (Стамбул, февраль 2007 г.).

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/1352/">ISLAMRF.RU: Единство мусульман — как основной шаг по противостоянию глобализации</a>