Так кто же есть в Татарстане?
09.08.2012 15:11В начале августа на медийной арене Татарстана и социальных сетях доминировали два персонажа: гимнастка олимпийская чемпионка Лондона Алия Мустафина и представители «Хизб ут-тахрир», регулярно устраивающие пикеты в Казани. Сразу отмечу, что речь идет о двух нестандартных для татар вариантах.
Алия Мустафина выросла в подмосковном Егорьевске, в семье, где отец татарин, а мать русская. Судя по интервью, она еще не определилась с религиозной принадлежностью. «Хизбуты» на пикете 5 августа разделили публику по половому признаку, не допустив даже присутствия не слишком одетых женщин.
На сессии Госсовета РТ заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Сафаров А.А. призвал не будоражить общественность, традиционно предъявив претензии средствам массовой информации и социальным сетям: «Какие только измышления и предсказания не размещаются по данному факту... есть и те, кто занялся арифметикой и уже насчитал в республике три тысячи салафитов, проводя параллели с северокавказским сценарием. В сети даже появилось видео, где «амир моджахедов Татарстана» рассказывает о своей борьбе.
Доходит даже до того, что руководство республики обвиняют в пособничестве саудитам и требуют отстранения от должности муфтия.
Министр внутренних дел по Республике Татарстан Хохорин А.В. впрочем указал на то, что до Северного Кавказа как минимум недалеко: «Более 13 лет на территории Татарстана, позиционирующего себя территорией толерантности, стабильности, идет необъявленная война…
Наиболее радикальные течения ислама нашли немало сторонников в нашей республике. Более того, за последние годы сформировалось целое поколение молодежи, воспитанное в этом духе.
Противопоставляют себя обществу не одиночные последователи таких запрещенных в России международных организаций и объединений, как «Аттакфир», «Хизб ут-Тахрир», «Таблиги», а настоящие джамааты, достаточно многочисленные. За их действиями явно просматривается выстраивание четкой структуры».
А.А. Хохорин заявил: «Неоднократно были названы конкретные районы, где наиболее вольготно чувствуют себя радикалы, а их деятельность не встречает каких-либо препятствий… В первую очередь это касается Нижнекамска, Альметьевска, Набережных Челнов, Азнакаево, Агрызского и Кукморского районов». Первые четыре населенных пункта находятся в Закамье, Альметьевска и Азнакаево являются регионами нефтедобычи, через Агрыз и Кукмор идет железная дорога Казань-Екатеринбург. В 1999г. в Кукморском районе произошел взрыв газопровода "Уренгой-Помары-Ужгород".
После заседания Госсовета игра пошла на повышение. 6 августа в сети, в частности на сайте «Комсомольской правды», появилось заявление предположительно Раиса Мингалеева. Он назвал себя «Мухаммедом - амиром ваххабитов Татарстана» и от имени так называемых «моджахедов Татарстана», взял на себя ответственность за покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийство его зав. учебным отделом ДУМ РТ Валиуллы Якупова. 7 августа руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Раису Сулейманов дал интервью под названием: «3000 татарских ваххабитов ждут своего часа. А пока в республике объявилось лесное бандподполье, присягнувшее Доку Умарову». Здесь утверждалось: «Ваххабитское лесное бандподполье действительно появилось. Лидер моджахедов Татарстана, как он себя представил амир (военный руководитель) Мухаммед, а настоящее его имя Раис Мингалиев, выступает без каких-либо масок. Этот факт говорит о том, что человек перешел уже на стационарное обитание в лесу в своем лагере, а его единомышленники поставляют ему пропитание и боеприпасы».
На это раз терпение лопнуло уже у силовых структур. Агентство "Интерфакс-Поволжье" 8 августа 2012 г. опубликовало статью, где объединило мнения представителей МВД по РТ, СУ СКР по РТ и УФСБ по РТ под названием: «У правоохранительных органов Татарстана нет данных о подпольном лесном лагере экстремистов». Она стала ответом, в частности, на слова Р.Сулейманова «что один из разыскиваемых по делу о покушении на мусульманских деятелей Татарстана Раис Мингалиеев… сейчас обитает в одном из лесов Закамского региона Татарстана».
Руководитель пресс-службы МВД по Татарстану Ирина Нижельская заявила, что все лесные массивы контролируются, помощь в этом оказывают и коллеги из МЧС, которые на вертолетах и дельтапланах регулярно облетают леса для предотвращения пожаров: «Скрыть какой-то большой лагерь в лесу просто невозможно". Помощник руководителя СУ СКР по Татарстану Андрей Шептицкий также сообщил агентству, что "следственные органы не располагают сведениями о лесном лагере". Наиболее четко заявил «представитель УФСБ РФ по Татарстану… в связи с информацией Р.Сулейманова, что каждый волен утверждать что угодно, но должен помнить об уголовной ответственности за распространение недостоверной информации, а также о том, что своими измышлениями может навредить и расследованию, и себе». Р. Сулейманов сказал агентству: «он лишь предположил, что Р.Мингалеев находится в лесу в Закамье, сделав такой вывод по видеоролику "моджахедов Татарстана" в интернете, а про лагерь ему рассказал некий источник». В ответ в социальных сетях предложили допросить самого Р. Сулейманова, раз он располагает информацией. Если учесть, что в западной части Закамья лесов почти нет, а восток региона к тому же является центром промышленности, нефтедобычи и магистральных трубопроводов, регулярно охраняющихся, то обвинения становятся кафкианскими.
Для большинства татарстанцев, чья спокойная жизнь продолжается, ближе позиция Максима Шевченко, заявившего: «никакого роста ваххабитских настроений в Татарстане нет. Это выдумки Раиса Сулейманова… Три тысячи ваххабитов, на которых он ссылается, – это ведь больше, чем по всему Северному Кавказу!... Это все грубая постановка, и доказательство тому – видеоролики, где их участники даже не говорят как мусульмане, не употребляют традиционных мусульманских выражений.
Сегодня Татарстан является одним из самых развитых и спокойных субъектов РФ… А ваххабитское дело в Татарстане – это полностью выдуманная тема, результат грязных политтехнологий. Людей же, которые их используют, подобных Раису Сулейманову, я бы назвал менеджерами по развалу Российской Федерации, стремящимися разжечь на ее территории гражданскую войну».
Примерно такими же технологиями пользуются и лидеры национал-радикалов, которым давно хотелось восстановить позиции в Казани. Напомню, что с начала 2000-х гг. лидер радикального крыла национального движения, председатель нигде не зарегистрированной партии «Иттифак» Ф. Байрамова стремится использовать и потенциал мусульманского движения. Однако Ислам у нее занимает подчиненное место: «А для народов, подобных татарскому, имевших в свое время большие государства и утративших независимость наций, цель может быть только одна — заново восстановить свою государственность, сохранить татарскую нацию, ее язык, нравственность, веру и религию Ислама». Байрамова говорит о великой татарской государственности, простиравшейся от Карского моря до Кавказских гор и от Татарского пролива до берегов Волги и Урала. При этом она уравнивает понятия «Великая страна татар — земля Ислама» (курсив подлинника — А.Х). Правда, на данном этапе мусульманское воспитание, по мнению Байрамовой, должно, прежде всего, препятствовать заключению смешанных браков: «Сейчас около 50% татарских девушек состоит в браках с кафирами (неверными)… В городе Набережные Челны 70% наркоманов — дети, рожденные от смешанных браков, ими полны кладбища». Впрочем, следует отметить, что Байрамова уже в начале 1990-х гг. покинула Казань ради Челнов из-за постоянных протестов татарской и русской общественности по поводу ее скандально известных заявлений о детях, рожденных от смешанных браков. Ф. Байрамова давно не участвовала почти ни в одном достаточно открытом мероприятии в Казани, последние события дали ей трибуну. Выступая на заседании секции «Наука, культура, образование» на Третьем съезде Всемирного конгресса татар 28 августа 2002 г., она сделала такой прогноз: «По словам медиков, если в Татарстане с такой же скоростью будут распространяться пьянство, наркомания, СПИД, через 20 лет половина населения Татарстана исчезнет». На самом деле за 10 лет население РТ незначительно возросло.
Ф. Байрамова, пожалуй, первой из достаточно известных фигур в РТ провозгласила принцип необходимости мусульманской легитимации для властей республики. На Третьем съезде Всемирного конгресса татар она заявила: «Чего можно ждать от руководителя-татарина, который за десять лет свободной жизни не смог открыть национальный университет, ни разу не пришел в мечеть прочесть намаз, не смог бороться за интересы своего народа? Только нынешнее беззаконие, безбожие, безъязычие (Аплодисменты)… Пусть вас не обманывает то, что стало много мечетей — они пусты, потому что в религию не пришли даже 1-2 процента татарского народа, не вернулись к вере, не начали читать пять раз в день намаз». Сейчас президент РТ Р. Миниханов читает намаз, но Ф. Байрамова требует его отставки.
В условиях активности хизбутов, характерно, что более умеренное крыло даже вроде бы просаудийской направленности выходит на страницы официальной печати республики. Так интервью экс-муфтия РТ Г. Исхакова, которого 3 августа весьма резко критиковал А.А. Сафаров, появилось 8 августа на страницах официальной газеты «Ватаным Татарстан». Здесь Г. Исхаков критикует муфтия ЦДУМ Т. Таджутдина за ежегодные встречи муфтиев в Булгаре, утверждая, что это не делали муфтий ЦДУМ в 1921-1936 гг. Р.Фахретдин, выдающиеся улемы М.Биги и Ш.Марджани. Г. Исхаков фактически утверждает, что поклонение в Булгаре по образцу хаджа это бидгат и нововведение в религию. Следует отметить, что на сессии Госсовета 3 августа А. Сафаров и А. Хохорин говорили не о ваххабитах, а о салафитах. Г. Исхаков, М. Ибрагим, Н. Аухадиев, Н. Сабирзянов и другие видные представители руководства ДУМ РТ в 1998-2011 гг., так называемого просаудийского крыла в ДУМ РТ, не подверглись обыскам и арестам. Впрочем, смелость Г. Исхакову возможно дают ему былые контакты во власти. Так в 2000 г. было опубликовано интервью муфтия ДУМ РТ Исхакова, где он заявляет, что муфтий ЦДУМ Т. Таджутдин «за двадцать лет своей работы не сумел добиться того, что успело, к примеру, ДУМ РТ за два-три года». Г. Исхаков подтверждает факт финансирования арабскими государствами. При этом он приводит свой обмен репликами с Президентом России В.В. Путиным: «Я... : «Да строим. И что? Эти мечети и медресе в Татарстане останутся. И проповедовать в них будут наши татарские священнослужители, и учиться будут татарские парни. И не чему-нибудь – нашему исконному Исламу суннитского толка. Что в этом плохого?» И он со мной согласился. «А ведь верно»—говорит».
Сегодня крайние в лице хизбутов, Ф. Байрамовой, Р. Сулейманова видны на первом месте. Однако власти республики, кажется, уже поняли, что надо давать отпор и тем и другим. Будем надеяться, что эта тенденция восторжествует…
Айдар Хабутдинов
доктор исторических наук
См. Хабутдинов А.Ю. Влияние углеводородного фактора на развитие уммы Татарстана // Российские мусульмане и мир ислама. — Нижний Новгород, 2007.-С. 104.
Константин СЛАДКОВ, Лия ВАГИЗОВА
Следователи опознали человека объявившего себя амиром моджахедов Татарстана. 6 Августа 2012 г. 18:53. См. http://kp.ru/online/news/1216100. Следует отметить, что в социальных сетях, это обращение, как и предыдущее, о котором говорил А. Сафаров оценивается как неудачная постановка, где говорящий показал крайне низкое знание арабского и, судя по акценту, татарского языков. См. Мухмедов А.Р. Амир ляпов и джахилей. См. http://www.ansar.ru/person/2012/08/06/32556 и комменты к ней
Иван Кириченко. 3000 татарских ваххабитов ждут своего часа. А пока в республике объявилось лесное бандподполье, присягнувшее Доку Умарову. 7 августа 2012 г. 08:30. http://svpressa.ru/society/article/57617/
У правоохранительных органов Татарстана нет данных о подпольном лесном лагере экстремистовhttp://www.interfax-russia.ru/Povoljie/main.asp?id=334829 08.08.12 08:39
"Вахаббитский мятеж" в РТ: про и контра ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРТЫ СЧИТАЮТ, ЧТО НИКАКОГО РОСТА ВАХХАБИТСКИХ НАСТРОЕНИЙ В ТАТАРСТАНЕ НЕТ, ЭТО ВЫДУМКИ http://business-gazeta.ru/article/64349/ 09.08.2012