RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Затягивается или развязывается карабахский узел?

25.11.2008 10:29

Кем, когда и окончательно ли?  

Как известно, 2 ноября в Москве, по итогам встречи президентов Азербайджана, Армении и России – Ильхама Алиева, Сержа Саркисяна и Дмитрия Медведева, была подписана Декларация.

Документ констатирует необходимость достижения "мирного урегулирования... юридически обязывающими международными гарантиями всех его аспектов и этапов" и подтверждает значение "продолжения Сопредседателями Минской группы ОБСЕ посреднических усилий с учетом их встречи со сторонами в Мадриде 2007 г. и последующих дискуссий в целях дальнейшей разработки основных принципов политического урегулирования"(1).

Через несколько дней на совместной пресс-конференции в Вене сопредседатели Юрий Мерзляков (Россия), Мэтью Брайза (США) и Бернар Фасье (Франция) назвали подписание документа "позитивным шагом в разрешении конфликта". Правда, при этом, было сделано знаковое дополнение: Минская группа не может решить конфликт - стороны сами должны определить пути решения проблемы: «Азербайджан выступает за решение конфликта в рамках территориальной целостности страны, а Армения - проведения референдума для определения статуса Нагорного Карабаха (НК). Минская группа служит лишь для создания доверия между сторонами конфликта»(2).

Безусловно, заключительная формулировка может звучать притягательно лишь для обывателей, но никак не для жителей "огненного" с 1988 г. региона. Ведь даже мало-мальски ориентирующийся в ситуации специалист прекрасно осознает, что Ереван и Баку фактически лишены возможности, да и права (в буквальном смысле), самостоятельно решать судьбу народов. Поэтому вполне очевидно, что ключи от решения Карабахского конфликта находятся в сейфах кабинетов на высоких этажах, за пределами Южного Кавказа.

Как бы то ни было, вслед за Декларацией журналисты стали доискиваться до неких "секретных протоколов" московских договоренностей. Поиски (или сознательная утечка?) привели к обнаружению ими в одночасье в мировой паутине т.н. «Мадридских договоренностей», на которые ссылалась Московская Декларация. Речь идет о неафишируемых ранее Основных принципах проекта мирного договора, врученных главам Армении и Азербайджана в рамках заседания Совета глав правительств ОБСЕ в Мадриде в ноябре 2007 г. представителями трех сторон-посредников (Николас Бернс, Бернар Кушнер и Сергей Лавров). По «совету друзей» или нет, но во второй декаде ноября в армянской и азербайджанской прессе стали появляться отдельные положения "принципов": "размещение международных миротворцев в зоне конфликта; вывод вооруженных сил Армении и НК из всех сопредельных оккупированных территорий; особые условия для Кельбаджара и Лачина; возвращение депортированного населения; окончательный статус НК в перспективе определяется референдумом, до этого устанавливается временный статус; разблокирование всех транспортных и торговых путей". Ну и т.д. Что весьма показательно, отдельными пунктами подчеркивается значимость Европы: "Увеличить роль спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе, который должен посещать НК, встречаться в Азербайджане с депортированными гражданами и вместе с Еврокомиссией оценить объем финансирования, необходимого в рамках конфликта; использовать программы стратегии “Европейское соседство”"(3).

Общественность стран неоднозначно восприняла опубликованное, ну и, как обычно происходит в данных случаях, усилились взаимные обвинения сторон в нарушении режима прекращения огня, действующего с 1994 г. Информация такого рода в прессе проходила и раньше, однако в последнее время ее стало больше.

Тут же подступил и этап "пробития" деталей, не входящих в Московский документ от 2 ноября. В частности, отдельные политические силы Армении стали ставить вопрос о включении Нагорного Карабаха в переговорный процесс в качестве отдельной стороны. Так, экс-президент Левон Тер-Петросян заявил: “Вызывает озабоченность не то, что там [в декларации - авт.] с дипломатической сдержанностью говорится о нормах и принципах международного права, а упоминание в документе резолюций и документов, одобренных в его рамках”. Нет сомнения, что имеются в виду Резолюция 62/243 Генассамблеи ООН и Резолюция 1614 ПАСЕ, в которых признается территориальная целостность Азербайджана, и содержится требование вывести армянские силы с территорий вокруг Карабаха. С его слов, т.н. НКР не признается третьей "полноценной и равной стороной конфликта"(4). Ясен упор Л.Тер-Петросян на то, что в его бытность главой Армении, формат переговоров в какой-то момент имел иной оттенок.

Параллельно Армянский Институт политических, экономических и правовых исследований «Политэкономия» в своем заявлении подчеркнул: "Независимо от типа процесса, который будет инициирован Московской декларацией, вызывает беспокойство факт, что Армения фактически ратифицировала документ, в подписании которого не принимала участие нагорно-карабахская сторона. Это означает, что руководство РА де-юре принял факт вытеснения нагорно-карабахской стороны из переговорного процесса"(5). Конечно же и власти непризнанной мировым сообществом НКР высказали недовольство своим неучастием в переговорном процессе. На что 21 ноября последовала незамедлительная реакция азербайджанского президента Ильхама Алиева: «В нагорно-карабахском конфликте нет других сторон, кроме Азербайджана и Армении. Это всегда было известно, и теперь этот факт подтвержден подписью главы Армении в Московской декларации». И.Алиев также отметил, что "Декларация – важный политический документ, в котором определены пути урегулирования конфликта, опирающиеся на международные стандарты. В разделе гарантий указаны гарантии каждого этапа разрешения конфликта"(6).

Таким образом, вполне очевидно, что началась позиционная борьба сторон. И также однозначно просматривается, что взаимные мелкие уколы несут характер как бы подготовительного этапа к более значимым политическим заявлениям. Так, согласно оценке президента Грузии Михаила Саакашвили, Москва, оказывая давление на Азербайджан, планирует разместить свои миротворческие силы для разрешения конфликта в НК.

С другой стороны, французский президент Николя Саркози без каких-либо проволочек высказался в следующем духе: "ЕС приветствует мирную инициативу России по НК". Подчеркнув: «Я поздравил с этим РФ. Нужно вдохновиться случаем, и с таким же подходом отнестись к Южной Осетии"(7). Комментарии излишни.

Но удовлетворит ли сближение России и Европы (не только по вопросу оценки южно-кавказской ситуации) американскую администрацию? Не вызывает сомнений, что Вашингтон активизируется в ближайшее время, дело лишь за официозом по объявлению Барака Обамы главой США. В этом контексте армянские источники обращают внимание, что Нэнси Пелоси, являющаяся, как особо подчеркивается, членом Группы поддержки Армении Конгресса США, переизбрана на пост председателя Палаты представителей. А конгрессмен Стени Хойер, входящий в ту же Группу, продолжит деятельность в качестве лидера большинства. Приводится, в частности, текст поздравления Армянской Ассамблеи Америки (ААА) всех лидеров 111-го Конгресса с избранием. А исполнительный директор ААА Брайан Ардуни конкретизировал: "Мы рады, что среди них много членов Группы поддержки Армении. Мы надеемся на продолжение совместной работы для укрепления отношений между Арменией и США, и Нагорным Карабахом и США"(8).

Однако, как представляется, прагматизм за Океаном приведет к продолжению той политики, что имела место в карабахском направлении в период Дж.Буша. Имеется в виду сказанное нынешней весной госсекретарем Кондолизой Райс: "США не признают НК как независимое государство, а его руководство не признано на международном уровне или США. Соединенные Штаты признают территориальную целостность Азербайджана и считают, что будущее НК - это вопрос переговоров между сторонами, цель которых - достичь долгосрочного и всеобъемлющего политического разрешения конфликта". Правда, К.Райс сделала важную оговорку: "США остаются приверженцами поиска мирного разрешения нагорно-карабахского конфликта через процесс в рамках Минской группы"(9).

Ну а пока, на промежуточном этапе, будут осуществляться визиты в регион различных официальных лиц, усилится челночная дипломатия. Так, 24 ноября посредники посетят Азербайджан, 25 ноября - Армению. Также прошла информация о планируемой в начале декабря встрече глав Армении и Азербайджана в США, "чтобы привести принципы урегулирования в окончательный вид".

Правда не может не настораживать, что в лексиконе сопредседателей появился новый региональный термин - "кризисные мониторинги".

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

1. Президенты Армении, России и Азербайджана подписали декларацию о мирном урегулировании карабахского конфликта

2. Московская декларация - позитивный шаг в разрешении нагорно-карабахского конфликта – Минская группа ОБСЕ

3. Впервые опубликованы «Мадридские принципы» урегулирования карабахского конфликта

4. Документ один – восприятие разное: отдельные пункты подписанного в Москве соглашения вызывают озабоченность оппозиции

5. Нагорный Карабах вытеснили из переговоров

6. В нагорно-карабахском конфликте нет других сторон, кроме Азербайджана и Армении - Ильхам Алиев

7. Евросоюз приветствует мирную инициативу России по Нагорному Карабаху

8. ААА: Большинство новоизбранных лидеров 111-го Конгресса США – хорошие друзья армян

9. США решили освежить память сторон карабахского конфликта и призвали их продолжить переговоры в рамках МГ ОБСЕ

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/5844/">ISLAMRF.RU: Затягивается или развязывается карабахский узел?</a>