Водная тематика внутри и вокруг Центральной Азии как составляющая часть геополитической борьбы за обладание влиянием в регионе
10.08.2009 19:12Возможна ли искусственная "афганизация" ареала посредством инициирования проявлений "исламского радикализма"?
В последние годы одной из основных обсуждаемых тем в направлении Центрально-азиатского региона являются водные проблемы. Со слов директора Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Сухроба Шарипова, "обладающие запасами энергоносителей страны низовья (Туркменистан, Казахстан, Узбекистан - прим. авт.) не хотят продавать Киргизии и Таджикистану (верховье - прим. авт.) нефть и газ по сниженным ценам". В связи с чем "у Душанбе и Бишкека не остается иного выхода, как строить гидроэлектростанции". Речь идет о реализации проектов строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинской - в Кыргызстане, превращающихся, по словам аналитика, "в национальную идею ". "Ни один политик, ни президент, никто не может сделать шаг назад. Иначе будет объявлен предателем родины", - пишет эксперт (1).
В свою очередь, "Стратегия нового партнерства ЕС и Центральная Азия", подчеркивая "значительное усиление" роли стран Центрально-азиатского региона "как производителей энергии с транзитными газопроводами", одним из "определяющих аспектов энерго-сотрудничества" с Центральной Азией называет управление водными ресурсами, т.к. "производство и распределение гидроэнергии - ключевой момент в содействии стабильности и процветанию в регионе и за пределами, включая Афганистан и Пакистан" (2). Озвученное явно свидетельствует, что обоснование некоторыми экспертами разворачивающихся в водном направлении проблем исключительно экономико-географическими причинами выглядит неполно, потому что ракурс реализации энергоресурсов географическим соседям по рыночной цене или взимания платы за водные ресурсы трансграничных рек в реалии являются производными от геополитической борьбы мировых стран-лидеров за Центральную Азию, в которой контекст ГЭС предоставляет огромные возможности внешним силам воздействовать на развитие обстановки в ареале.
Таджикистан
Рогунская ГЭС (могущая стать самой крупной в Центральной Азии: шесть гидроагрегатов общей мощностью 3,6 ГВт) - это проект еще советского периода, активность вокруг которого фиксируется с 2004 г., когда, согласно договоренностям, на российскую алюминиевую компанию "Русал" (51% в ГЭС) возлагалась совместная с Душанбе оплата электростанции. В 2007 г. Таджикистан сообщил о расторжении договора, Москва же объявила об отсутствии планов по выходу из проекта. Летом 2008 г. разговор о возвращении России в процесс достройки ГЭС (по линии "Интер РАО ЕЭС") вновь вышел на повестку дня. Однако во время январского (2009 г.) визита в Узбекистан глава России Дмитрий Медведев подчеркнул актуальность создания ГЭС "с учетом мнения соседей" при предоставлении "надлежащих доказательств экологической состоятельности проекта" и выступления в "роли нормального полноценного заказчика тех или иных работ" (3).
Это высказывание привело к дипломатическому скандалу между Москвой и Душанбе, оценившим прозвучавшее как нарушение предварительных договоренностей в направлении Рогуна. Лишь в последний момент Э.Рахмон решил не отказываться от участия на февральском саммите ЕврАзЭС и внеочередной сессии ОДКБ. Однако запланированные переговоры с Д.Медведевым все же были перенесены, на фоне чего Э.Рахмон встретился с послом США в Таджикистане Трейси Джейкобсон, выразив готовность поддержать транзитные перевозки коммерческих грузов в Афганистан через территорию страны.
В направлении российско-таджикского военного сотрудничества можно отметить, что еще в 2004 г. государства подписали договор, согласно которого российская 201-я мотострелковая дивизия получила статус базы. В 2008 г. Москва и Душанбе договорились о совместном использовании аэродрома "Айни". Таджикские власти ставили вопрос о реконструкци "Айни" за счет российской стороны и предоставлении арендной платы, несмотря на надежды России о "безвозмездном" развитии вопроса. В преддверие июльского (2009 г.) визита Д.Медведева в Таджикистан ряд СМИ сообщил о прозвучавшем на встрече в Душанбе с замгоссекретаря США по Южной и Центральной Азии Робертом Блейком предложении Э.Рахмона по использованию "Айни" американцами, однако официального подтверждения этому до сего дня нет. Тогда же Э.Рахмон заявил о важности принятия нового закона «О государственном языке Республики Таджикистан», что вызвало резко негативную реакцию российских СМИ, названную одним из таджикских информагенств "истерикой".
По итогам же российско-таджикских переговоров главы государств поручили руководителям соответствующих ведомств "проработать предложения" о функционировании 201-й военной базы. Параллельно президенты обеих стран оценили межгосударственное партнерство как "стратегическое". А на церемонии сдачи в эксплуатацию ГЭС "Сангтуда-1" на реке Вахш (75% акций объекта - у российской стороны) Э.Рахмон сказал, что ввод в строй гидроэлектростанции "сделал возможным возрождение таджикско-российского энергетического братства",знаково заявив о надежде на "новые примеры плодотворного сотрудничества".
Кыргызстан
Параллельно "торможению" Москвой "Рогунского направления", 3 февраля в Москве было подписано соглашение между правительствами Кыргызстана и России о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 (расположена в Карабашском створе на р.Нарын; может стать крупнейшим объектом из всего состава Камбаратинских ГЭС). Согласно документу, стороны оказывают содействие созданию совместного АО (при участии российского «ИНТЕР РАО ЕЭС» и кыргызстанского ОАО «Электрические станции»).
Спустя две недели парламент Кыргызстана денонсировал соглашение с США о размещении авиабазы "Манас". Однако уже в июне он ратифицировал американо-кыргызское соглашение о создании "на том же месте" Центра транзитных перевозок (в преломление к доставке грузов для войск НАТО в Афганистане). Тогда же президент страны Курманбек Бакиев предложил Бишкек "в качестве площадки для постоянно действующей международной конференции по вопросам безопасности и стабильности в Центрально-азиатском регионе" (Бишкекская инициатива-БИ). Председатель Парламентской Ассамблеи (ПА) ОБСЕ Жоао Соареш тут же высказался за ее реализацию под эгидой ПА на площадке ОБСЕ. В июле устами замгоссекретаря США Уильяма Джозефа Вашингтон также поддержал БИ, с учетом создания "вокруг нее новой инфраструктуры для постоянно действующего диалога по вопросам безопасности в Центральной Азии и Афганистане" (4).
В том же месяце Бишкек подписал меморандум с Москвой, согласно которому на территории страны будет размещен дополнительный российский воинский контингент и учебный центр для подготовки военнослужащих обеих стран (срок действия соглашения – 49 лет с возможностью его автоматического продления на 25-летние периоды). К слову, на территории Кыргызстана у Москвы уже был военный объект - авиабаза в Канте. В начале текущего месяца появилась информация о получении "Газпромом" контрольного пакета акций "Кыргызгаза" (до этого сообщалось о планах приобретения концерном 75% плюс одна акция).
Узбекистан
НАТО-ОДКБ-Афганистан
В выступление на апрелевском (2008 г.) саммите НАТО/СЕАП президент Узбекистана Ислам Каримов констатировал реальность "трансформации НАТО в политическую структуру", огласив готовность страны "к обсуждению и подписанию" с Альянсом соглашения об обеспечении коридора и транзита через Узбекистан по доставке невоенных грузов в Афганистан". Глава Узбекистана также назвал целесообразным "возобновление переговорного процесса" по Афганистану посредством реанимации функционировавшей в 1997-2001 гг. под эгидой ООН группы "6+2"(5). В тот период данная структура включала приграничные с Афганистаном Иран, Китай, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, а также Россию с США, обеспечивая переговорный механизм между представлявшим законную власть Афганистана северным Альянсом и контролировавшими большую территорию страны талибами. Тонкость предложения И.Каримова состояла в "преобразовании" «плюс 2» в «плюс три», "имея в виду обязательное участие в переговорном процессе представительства НАТО ... с учетом современных реалий".
В ноябре 2008 г. Узбекистан приостановил членство в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС), вследствие "сомнений в результативности деятельности" структуры. Январские (2009 г.) российско-узбекские переговоры на высшем уровне вроде несколько стабилизировали взаимоотношения между Ташкентом и Москвой. Однако после российско-кыргызского соглашения в направлении Камбараты они вновь обострились. При подписании в феврале на встрече лидеров ОДКБ соглашения о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ Узбекистан высказал "особое мнение": несогласие с включением в структуру всех спецслужб. Это государство также заявило об участии в организации не на постоянной основе, а лишь в операциях с тематикой «терроризм» и «наркоугроза». Вслед за этим И.Каримов принял командующего Центрального командования ВС США Дэвида Петреуса. На пресс-конференции после переговоров с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым (конец февраля) глава Узбекистана сообщил, что во время "визита Д.Петреуса была достигнута договоренность об осуществлении США транзита невоенных грузов через территорию республики в Афганистан". Глава Узбекистана при этом добавил: "Каждая страна должна сама решать как себя вести по отношению к Афганистану,и исходя из [его] и интересов собственной страны" (6).
Водные страсти
Параллельно околоафганской сфере с осени 2008 г. Ташкент активизировался в водном направлении, как на внутреннем, так и на внешнем "поле". В сентябрьском выступлении в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке мининдел Узбекистана Владимир Норов выразил крайнюю озабоченность «планами и упорным стремлением ряда государств региона искусственно сократить объемы и режимы стоков трансграничных рек Сырдарьи и Амударьи», заявив о необходимости привлечения международных аудиторских организаций для "проведения оценки соблюдения экологических требований" при строительстве новых гидроэнергетических сооружений (7). По некоторым данным, в докладе, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2008 г., И.Каримов (февраль) сообщил о готовности страны "вкладывать инвестиции" в строительство Камбаратинской и Рогунской ГЭС в случае недопущения "снижения уровня водотока для расположенных ниже по стоку" государств и соблюдения "экологической безопасности", но при условии проведения технико-экономической экспертизы под эгидой ООН. В опубликовавших выступление электронных СМИ данных слов нет, но, согласно ряду источников, они были приведены р/ст «Озодлик» («Свобода»). Автор цитирует информ-агентство REGNUM (8). В целом, возможность участия Ташкента в строительстве ГЭС была озвучена И.Каримовым и по итогам февральских переговоров с Г.Бердымухамедовым, хотя в совместной декларации стороны и отметили "необходимость учета мнений всех государств, расположенных в бассейнах рек региона, с соблюдением норм международного права"(9).
Насколько усматривается, адресное "финансовое" предложение Ташкента осталось без ответа, и водный ракурс принял новые очертания. В марте в узбекских СМИ прошла информация о целесообразности смены проекта строительства Рогунской ГЭС на альтернативный вариант в виде освоения потенциала Сарезского озера, "уже готового водохранилища", вслед за чем легализовались международные структуры. В начале апреля находившийся в Душанбе спецпредставитель ЕС по странам Центральной Азии Пьер Морель призвал региональные государства "строить новые отношения в вопросе распределения водных ресурсов", воздерживаясь от "возведения огромных плотин" и "наращивая строительство малых ГЭС", требующих меньших инвестиций и возводимых быстрее". С его слов, в целях решения водно-энергетической проблемы целесообразно "создать единый межнациональный координационный орган"(10).
В том же месяце, на фоне отсутствия представителя Узбекистана на заседании руководителей внешнеполитических ведомств стран-членов ОДКБ, президент Всемирного банка (ВБ) Роберт Зеллик ответил на мартовское письмо И.Каримова. Он указал, что в направлении строительства Рогунской ГЭС ВБ "взял на себя обязательства только в проведении предварительного исследования осуществимости проекта, с особенным упором на оценку потенциальных региональных последствий". Глава ВБ также сообщил о предстоящем учреждении "Международной комиссии независимых экспертов" для выдачи заключения по "результатам исследований", в техзадания для которых "будут включены все вопросы, поднятые Вами" (11). Практически одновременно, акцентировав внимание на "установленные нормы международного права", МИД Узбекистана заявил о необходимости "согласования любого масштабного строительства в бассейнах трансграничных рек", приведя слова И.Каримова о недопустимости "вмешательства третьих стран в водно-энергетические проблемы Центральной Азии"(12).
Продолжение следует
Теймур Атаев, политолог, Азербайджан
1. Цит по: Споры о воде в Центральной Азии усиливаются
2. ЕС и Центральная Азия: стратегия нового партнерства
3. Совместная пресс-конференция по итогам российско-узбекистанских переговоров
4. США поддерживают Бишкекскую инициативу
5. Выступление И.Каримова на саммите НАТО/СЕАП
6. О встрече с представителями СМИ
8. Президент Узбекистана настаивает на экспертизе гидроэнергетических проектов Киргизии и Таджикистана
9. Мы даже готовы участвовать, если понадобится
10. Странам Центральной Азии необходимо отказаться от возведения огромных плотин
11. Послание на имя президента