RSS | PDA | Архив   Пятница 26 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Заграница нам поможет

21.02.2008 15:38

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации (за исключением Приволжского федерального округа) за 11-17 февраля 2008 года.

здание Страсбургского суда по правам человекаВнимание СМИ на прошедшей неделе привлекло обращение российской мусульманской общественности в Европейский суд по поводу запрещения исламской литературы в российских судах, имеющего зачастую, по ее мнению, необъективный и непроработанный характер. Отмечается, что перспективы рассмотрения дела в Страсбурге неплохие.


Газета «Коммерсант» опубликовала 12 февраля заметку Павла Коробова и Галины Волковой «"Законы Аллаха" изучат в Евросуде. Российские мусульмане жалуются на нарушения прав верующих в Страсбург».

В ней рассказывается об инициативе мусульманской общественности, направившей в Европейский суд жалобу на прошлогоднее решение Бугурусланского горсуда (Оренбургская область) о признании экстремистскими 16 исламских книг, на основании которого они были внесены Росрегистрацией в федеральный перечень запрещенной литературы. Жалоба содержит обвинение судебных властей в нарушении отдельных статей конвенции о защите прав человека и основных свобод. По мнению истца Р. Валиуллина, запрещение книг по исламу затрагивает права и свободы неограниченного круга лиц.

Факт направления жалобы в Страсбург прокомментировал газете сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов. По его словам, СМР намерен выступить с соответствующим обращением к президенту России и к мировому сообществу: "Надо спасать ислам от расправы". Решение же Бугурусланского горсуда он квалифицировал как частичное запрещение исламской религии.

По мнению экспертов, у данного дела неплохие перспективы в Евросуде. Директор Института религии и права адвокат Анатолий Пчелинцев полагает, что оно будет выиграно, поскольку «налицо нарушение прав человека, при этом все обвинения в адрес исламской литературы - это абсурд».

С этим мнением солидарен и адвокат Дмитрий Аграновский, неоднократно представлявший в Евросуде интересы членов НБП.


Тот же вопрос освещает заметка Евгении Зубченко в газете «Новые известия» от 12 февраля («Скандальный список. Мусульмане жалуются в Страсбург на запрет исламской литературы»).

В ней обращение в Страсбург комментируют Нафигулла Аширов, который полагает, что публикация подобного списка Росрегистрации – это не мера по противодействию экстремизму, а, наоборот, его подпитка среди мусульманской молодежи, и заместитель директора информационно-аналитического центра «Сова» Галина Кожевникова, считающая, что «запрещается непонятно что и непонятно как».


ИА «Интерфакс-религия» сообщило 14 февраля о докладе о деятельности уполномоченного по правам человека в РФ за 2007 год, опубликованном в этот день.

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин отметил в нем значимость для исламского богословия книг турецкого автора Саида Нурси, русский перевод книг которого был признан Коптевским районным судом Москвы экстремистской литературой.

«Творчество С. Нурси имеет высокое духовное значение для современного исламского мира, а сам автор входит в число виднейших знатоков и толкователей священной книги мусульман — Корана. Его сочинения издаются во всех мусульманских странах, а также в России», — говорится в докладе.

В.Лукин напомнил, что в своем обращении в Коптевский райсуд он просил «отнестись с особым вниманием и осторожностью к решению вопроса, затрагивающего религиозные права и свободы граждан и законно действующих религиозных организаций», однако его обращение «было оставлено судом без внимания». Омбудсмен подчеркивает также, что представленные стороной защиты многочисленные экспертные заключения российских и международных религиозных центров и богословов, светских научных центров и религиоведов были судом проигнорированы.


Газета «Коммерсант-СПБ» опубликовала 12 февраля заметку Максима Кириллова «Обвиняемым в покушении на Матвиенко дали послушать. Самих себя».

В ней рассказывается о показаниях последнего свидетеля гособвинения на процессе по делу о подготовке к покушению на Валентину Матвиенко в городском суде Санкт-Петербурга — организатора питерского Cабантуя Владимира Галлиева. Именно на Сабантуе, по версии следствия, в июне 2007 года подсудимые рассчитывали убить губернатора.

На вопрос представителя прокуратуры: «Как власти города относятся к мусульманам?» г-н Галлиев заявил: «Не считаю, что в Петербурге мусульман притесняют». После этого обвинение продемонстрировало видеозаписи, сделанные скрытой камерой в квартире, где собирались подсудимые, и расшифровку фрагмента видеозаписи, выполненной 11 мая 2007 года. На этом сторона обвинения завершила представление доказательств. Адвокаты заявили, что через неделю будут готовы представить доказательства невиновности своих клиентов.


Приложение к «Независимой газете» «НГ-религии» опубликовало 11 февраля статью Даниила Борисова «Плюс исламизация всей страны. Обвиняемых в покушении на Матвиенко подозревают в организации религиозной революции».

В этом материале подробно разбираются предыстория и ход судебного процесса над тремя петербуржцами. Так или иначе все это уже было освещено в СМИ, но для незнакомых с предметом читателей эта достаточно объективная статья будет, несомненно, полезна.


«Новая газета» опубликовала 14 февраля заметку Ольги Бобровой «Что происходит в Ингушетии. «Мемориал» обнародовал самый полный доклад о начале новой войны».

Речь в ней идет о почти стостраничном докладе международного правозащитного общества «Мемориал» под названием «Ингушетия: 2007 год. Куда дальше?». В этом докладе - анализ последних событий в республике, варианты дальнейшего развития ситуации, из которых чеченский видится не самым страшным.

По мнению мемориальцев, силовой беспредел, который творится в республике, в том числе убийства и пытки мирного населения, ведут к тому, что у многих людей появляются серьезные поводы для недовольства властью: «Боевики получают мобилизационную базу в лице самих пострадавших и людей, мстящих за родственников».

Скачать доклад можно здесь.


Сайт «Кавказский узел» сообщил 14 февраля о том, что двое жителей Махачкалы обвиняют правоохранительные органы в организации их похищения.

22-летний предприниматель Джабир Камалудинов и его компаньон 25-летний Шамиль Омаров пропали в конце января, вернулись домой через неделю с телесными повреждениями. Об этом они рассказали журналистам на пресс-конференции в Махачкале. Оба были вывезены на территорию Чечни, где их держали в палатке и допрашивали.

Дж. Камалудинов, в частности, сказал: «Раз мы молимся и совершаем обряды, пытались выяснить, какие у нас есть связи в религиозной среде. Во время допроса применялись незаконные методы ведения следственных действий. Но похитители поняли, что мы не располагаем нужной для них информацией, поэтому отпустили. У нас не было связей в религиозной среде, потому что редко общались, ходили на работу и обратно домой».

Сотрудница представительства правозащитного центра «Мемориал» в Ингушетии, автор доклада об исчезновениях людей в Дагестане Екатерина Сокирянская рассказала корреспонденту «КУ», что в Дагестане все громче звучит проблема похищений людей, когда исчезают молодые мусульмане.


Сайт «CaucasusTimes» опубликовал 11 февраля статью ирановеда Сергея Давыдова «Иранские параллели кавказского газавата».

В ней рассматривается сходство некоторых идеологических параметров исламской революции в Иране и аналогичных процессов на Северном Кавказе, в частности, создания «Кавказского эмирата».

Несмотря на то, что внешне Иран и Северный Кавказ имеют мало общего, при пристальном взгляде бросается в глаза полиэтничность обоих регионов. При этом главная сепаратистская угроза Тегерану на протяжении XX века исходила от иранских азербайджанцев. Автор сравнивает последних с чеченцами, отмечая, однако, что подавление сепаратизма в Иране по своей жестокости значительно уступало аналогичному процессу в Чечне.

Тезисы Хомейни и «эмиратчиков» представляются автору схожими (если делать скидку на различия шиитской и суннитской теологий). Сторонники Кавказского эмирата, по примеру Хомейни, никак не доказывают его (эмирата) соответствие шариату. Их претензии к Чеченской республике Ичкерия в основном лингвистические: «президент», «республика» и «демократия» суть «тагутные» (сатанинские) и «гяурские» понятия. А вот чем с точки зрения исламских канонов понятия «эмир» и «эмират» лучше – на это внятного ответа не дается.

С. Давыдов отмечает и другие параллели. К концу 70-х в Иране сложилась интеллектуальная атмосфера, противопоставившая исламскую идею официальному этатизму. И на современном Северном Кавказе исламисты постепенно начинают контролировать умы с помощью схожих идей. Кроме того, как и в Иране тридцатилетней и более давности, на Кавказ интеллектуализированный фундаментализм импортируется при помощи «энтузиастов».


Газета «Известия» опубликовала 14 февраля заметку Бориса Клина «Батюшек отправят в солдаты. Отсрочек от службы в армии для священнослужителей не будет».

В ней рассказывается о реакции представителей российских конфессий на отмену (она произошла 6 февраля) президентского указа 2002 года, на основании которого от военной службы ежегодно освобождались до 600 священнослужителей разных конфессий.

Сообщается, что реакция иудеев и мусульман на это оказалась гораздо тише, чем в РПЦ (последняя заявила о своей «принципиальной позиции»: отсрочка для священников должна быть сохранена), поскольку «ни раввину, ни имаму религия воевать не запрещает».

При этом, как и другие конфессии, ислам в России испытывает нехватку кадров. «Татарстан лишится около 30 имамов», — сказал «Известиям» первый заместитель муфтия Валиулла Якупов. В Совете же муфтиев России решение президента восприняли спокойно. По словам пресс-секретаря СМР Гульнур Газиевой, оно коснется единиц.


Газета «Коммерсант» опубликовала 15 февраля заметку Александры Грицковой и Александра Реутова «Саудовская Аравия хочет занять место Ирана. Россия получит за это  млрд.».

В ней рассказывается о переговорах, которые провел накануне президент РФ Владимир Путин с главой МИД Саудовской Аравии Саудом аль-Фейсалом (по инициативе короля Саудовской Аравии Абдаллы). Саудовская Аравии, обеспокоенная российско-иранским ядерным и военно-техническим сотрудничеством, пытается убедить Москву, что усиление ИРИ приведет к дестабилизации на Ближнем Востоке.

В обмен на свертывание российско-иранских контактов Эр-Рияд обещает делать массовые закупки оружия в РФ и за пять лет довести общий объем сотрудничества до 50 млрд. долларов (в 2006 году российско-саудовский товарооборот не дотягивал и до 0 млн.). Подразумевается также, что Москва откажется от постоянной практики защиты Ирана от давления со стороны Запада в Совете Безопасности ООН и других международных организациях.

В ответ руководство Саудовской Аравии обещает предоставить российским компаниям режим наибольшего благоприятствования. Саудовцы готовы к сотрудничеству практически во всех отраслях, начиная от энергетики и космоса и заканчивая водообеспечением, сельским хозяйством, сферой нанотехнологий. В качестве «бонуса» Саудовская Аравия готова снять свои возражения против вступления России в ВТО.


Сайт радио «Свобода» опубликовал 11 февраля под рубрикой «Книжный угол» заметку Ильи Смирнова «Вывести из рабства. «Женщина Востока в литературе и обществе»».

Рецензия на книгу «Женщина Востока в литературе и обществе», изданную Институтом востоковедения РАН, представляет собой набор махровых либеральных клише. По мнению рецензента, и Запад-то вовсе не аморален, и традиционный Восток совсем не так высокодуховен, и с колониализмом «все не так однозначно».

Каждая из исследовательских работ, составляющих книгу, ценна тем, - рассуждает И. Смирнов, что показывает, как в течение двух последних столетий лучшие (!) представители и представительницы неевропейских культур «отчаянно, нередко с риском для жизни боролись против «своих» атрибутов угнетения и отсталости, за элементарные права и свободы».

Занявшему такую позицию автору пришлось даже – невиданное дело! - оправдать ввод советского ограниченного контингента в Афганистан, поскольку те силы, которые поддержал СССР в этой стране, «представляли все-таки более высокую, прогрессивную городскую культуру. А с другой стороны собрались в основном разные оттенки черной реакции».


ИА «IslamNews» опубликовало 12 февраля опрос экспертов на тему «Почему инициатива частичного введения законов шариата в судебную практику страны родилась в Великобритании, а не в России, где коренное мусульманское население составляет более 20 млн. человек?»

Напомним, с этой инициативой выступил архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс.

Политолог, журналист Руслан Курбанов полагает, что Россия и в политике, и в экономике, и в сфере социальных технологий пока идет позади развитых западных стран. Из-за этого политические, правовые и социальные модели, разрабатываемые на Западе, в нашу страну приходят с опозданием.

Другим фактором является разный уровень толерантности к нетитульным народам и культурам в Британии и в России.

Политолог, руководитель аналитического центра «Россия – Исламский мир» Шамиль Султанов считает, что дело в том, что правящий класс Великобритании пытается лавировать, демонстрировать свою толерантность, поскольку там вопрос взаимоотношений между исламским сообществом и другими вероисповеданиями стоит острее, чем в России: «Думаю, это попытка выпустить пар в обостряющихся взаимоотношениях между английским обществом и мусульманской уммой Великобритании».

Председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль утверждает, что монархическое правление в Англии опирается на старую аристократию, которая вместе с епископом Кентерберийским входит в экуменический «традиционалистский клуб»: «Доподлинно известно, что принц Чарльз, наследник престола, на протяжении многих лет изучает суфизм, у него есть муршиды, устазы из числа тарикатских шейхов на территории Великобритании».

А в России правит бюрократия, социальная база которой – люмпены, «которые не позволяют воспринимать никаких смелых шагов». При этом сама бюрократия обслуживает собственные экономические интересы, и по поводу законодательства в пользу «ненавистного ей ислама» не «грузится».

Портал «Credo.Ru» предложил своим читателям высказаться по вопросу «Как Вы относитесь к идее введения отдельных положений шариата в законодательство европейских стран?» (рубрика «Глас народа»). Проголосовать можно здесь.


ИА «IslamNews» опубликовало 16 февраля заметку «Почему мусульмане не захотели праздновать «День всех влюбленных».

В ней рассматривается предыстория появления этого «праздника» (католики в средние века заменили им языческий оргиастический праздник «луперкалии»), а также публикуются мнения лиц, имеющих отношение к мусульманской религии, относительно перспектив «Дня всех влюбленных» прижиться на российской почве.

Так, руководитель карельской общественной организации «Исламское просвещение» Фатима Вебер считает, что, несмотря на многочисленные протесты против Валентинова дня, процесс межкультурного обмена нельзя остановить, и этот праздник рано или поздно станет традиционным для российского общества. Поэтому единственный выход, по ее мнению, в том, чтобы относиться к нему спокойно и не придавать ему особого значения.

Руководитель молодежного отдела пензенской региональной общественной организации «Просвещение» города Каменка Пензенской области Нурулла Ахтямов, напротив, относится к Валентинову дню отрицательно: «Мне обидно, что с раннего детства ребенку рассказывают об этом праздника как о само собой разумеющемся, озадачивают его вопросом любви между мужчиной и женщиной гораздо в большей степени, чем любовью к матери, отцу, Родине. Я думаю, что День всех влюбленных – это лишний повод прикоснуться к запретному, в нем нет благочестия. <…> Этот праздник, недавно пришедший в Россию с Запада, заряжает нас откровенной культурой и призывает скорее к нестабильности как в семейных, так и в общественных отношениях. Стать незакомлексованным, раскрепоститься — вот чего требует от нас чужая культура».

Руководитель дагестанского общественного объединения женщин-мусульманок «Муслимат» Хадиджат Шихалиева и представитель пресс-службы ДУМ РД Магомедрасул Омаров заявили, что «все то, что находится вне рамок исламской морали, неприемлемо как для нас, так и для нашего общества». «Это придуманный праздник с целью разложения нравственности, духовности в человеке, особенно в молодом. Он не несет в себе ничего полезного и нормального с точки зрения морали, как мусульманской, так и христианской», — считает М. Омаров.


РИА Новости 14 февраля также опросило религиозных деятелей на предмет их отношения ко «Дню влюбленных».

Заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин полагает, что этот День был нам навязан в угоду западной моде: «Будет намного лучше, если мы обратим внимание на духовные или семейные ценности. Не лишним было бы отмечать День семьи или День Матери на государственном уровне с соответствующей поддержкой».

Первый зампред Центрального духовного управления мусульман Альбир Крганов отметил, что «в своде исламских законов (шариате) день влюбленных не значится, поэтому истинные мусульмане этот день проведут в молитвах».

Аналогичной точки зрения придерживается глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев: «Многочисленные надуманные праздники, посвященные влюбленным или кому-то еще, с массовыми поцелуями и публичными объятиями — это мероприятия, чуждые российскому менталитету и культуре. Все попытки внести в наше общество новшества под различным соусом - это стремление пошатнуть нравственные устои православных, мусульман и других представителей традиционных религий».


ИА «Интерфакс-религия» сообщило 11 февраля о встрече с журналистами священника Даниила Сысоева.

В ответ на поданное против него в прокуратуру заявление мусульманской журналистки Халиды Хамидуллиной он призвал усилить миссионерскую работу «среди несчастных мусульман, нуждающихся в спасении не меньше, чем все другие заблудшие». Иск Х. Хамидуллиной он считает ни много ни мало «очередной попыткой поставить Русскую православную церковь на колени перед лицом воинствующего исламизма».


Председатель общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие» Шавкат Авясов от имени своей организации поддержал обращение в прокуратуру Х. Хамидуллиной в связи с деятельностью Даниила Сысоева.

На сайте ООД «РИН» 14 февраля было опубликовано его заявление, где говорится, в частности, что иерей уже неоднократно «отличался» своими антимусульманскими воззрениями: «Его идеи, наполненные шовинизмом, ненавистью и нетерпимостью к исламу и мусульманам, легли в основу книг под названиями «Прогулки с протестантом» и «Брак с мусульманином». В своих творениях он изливает потоки лжи и грязи на нашу священную религию, Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), оскорбляет целые народы нашей страны, живущие на территориях своих предков и исповедующие ислам».

Ш. Авясов обвиняет Сысоева, прежде всего, в невежестве (проявляющемся в том числе в незнании Конституции РФ) и провокативности.


Портал «Credo.Ru» опубликовал 13 февраля комментарий лидера общественной организации мусульман "Аль-Хак" Камилжана Каландарова в связи с открытием в Казани мусульманской молельни на местном рынке.

К. Каландаров напомнил, что идея создания таких молелен, как и некоторые другие идеи (в частности, создания специальных отделений в поликлиниках и больницах, где обслуживание проводилось бы в соответствии с нормами шариата), и первые шаги по их реализации принадлежат именно его организации - однако ей «с самого начала чинились всевозможные препятствия», не в последнюю очередь со стороны некоторых чиновников от ислама (в их число не входят Нафигулла Аширов и Умар Идрисов, которые идею поддержали).

Лидер «Аль-Хака» полагает, что дело «в корыстно-эгоистических тенденциях, преобладающих сегодня в мусульманском сообществе России, можно сказать, в мусульманской элите». Причем элита эта – и не элита вовсе, - отмечает К. Каландаров, — а «синклит бизнесменов и чиновников от ислама, страшно далеких от широкой мусульманской уммы. Нет духовных лидеров общероссийского масштаба, а именно это способствовало бы реальному единству российских мусульман, противодействию экстремизму и терроризму».


Газета «Коммерсант-СПБ» опубликовала 15 февраля заметку Михаила Трофименкова «Под пологом ислама».

Открывшаяся накануне в Государственном Эрмитаже выставка «Во дворцах и шатрах. Исламский мир от Китая до Европы» обречена, по мнению автора, стать «хитом сезона».

М. Трофименков полагает, что у этой выставки, обладающей «очень чувственной аурой», особый статус – в том числе потому, что «в ксенофобскую эпоху она опровергает общераспространенные пошлости относительно культуры ислама», а также потому, что директор Эрмитажа Михаил Пиотровский относится к ней «почти что с нежностью».


ИА «Интерфакс-религия» сообщило 13 февраля о том, что по версии Шуйского отдела управления Госпожнадзора по Ивановской области причиной пожара в доме мусульманского культурного общества Шуи в ночь на 8 февраля был поджог.

Проверка Госпожнадзора показала, что технические версии пожара исключены. В РОВД будут переданы материалы доследственной проверки по факту пожара для возбуждения уголовного дела.


Сайт «Кавказский узел»» сообщил 12 февраля о том, что в Краснодаре планируется построить мечеть и мусульманское кладбище.

Для мечети, уже обозначенной в генеральном плане застройки микрорайона, выделен земельный участок площадью 1,2 га.

Заместитель муфтия республики Адыгея и Краснодарского края Фарид Рашиди рассказал корреспонденту «КУ»: «В Краснодаре по самым скромным подсчетам более двух тысяч мусульман, однако во время праздников они собираются в одном из кинотеатров, поскольку ни одной мечети в городе до сих пор нет. Сейчас идет оформление земельной документации, затем начнется разработка проекта. В вопросах финансирования мы надеемся прежде всего на добровольные пожертвования мусульман Кубани и России».


ИА «IslamNews» сообщило 13 февраля о визите в Москву заместителя министра вакфов и исламских дел Кувейта Аделя аль-Фалях.

Этот визит вызвал интерес со стороны СМИ и общественных организаций. Дело в том, что Адель аль-Фалях является руководителем самого крупного и материально оснащенного центра по изучению «васатыйи» («срединного», «умеренного» пути в исламе).

В рамках визита в Россию Адель аль-Фалях также посетит Татарстан и Чечню.

 

Подготовил Рустам ШАКИРОВ

 

На фото: здание Страсбургского суда по правам человека.

Фото с сайта www.bbc.co.uk.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/1683/">ISLAMRF.RU: Заграница нам поможет</a>