RSS | PDA | Архив   Суббота 27 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Дефицит харизмы для уммы или Халяльные активы

14.04.2008 11:34

Обзор мусульманских сайтов, блогов и форумов за 7–13 апреля 2008 г.

мечеть, КазаньВ сети Интернет продолжается голосование во втором туре конкурса «7 чудес России». Для мусульман большой интерес представляет участие в конкурсе среди финалистов по ПФО – Мечети Кул-Шариф. Кул-Шариф — так звали главного священнослужителя Казанского ханства, дипломата, богослова и поэта. Погиб он в 1552 году во время взятия Казани Иваном Грозным. Тогда же дотла была сожжена соборная мечеть. В мусульманском мире она была знаменита как центр религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья. Поражала своим великолепием, изяществом и богатой библиотекой.

Но от диковинной мечети, горделиво возвышавшейся на гребне холма, не осталось камня на камне. Возродить мечеть в середине 90-х годов прошлого века задумал Минтимер Шаймиев.

Возводили Кул-Шариф турецкие строители. Люстры для нее сделаны в Чехии, гранит и мрамор привезены с Урала. Более двух тысяч квадратных метров мечети устилают персидские ковры - дар правительства Ирана. И возводили храм всем миром: деньги на его строительство, которое оценивается примерно в 400 миллионов рублей, пожертвовали более 40 тысяч граждан и организаций.

Сейчас мечеть Кул-Шариф находится всего лишь на 3-м месте в округе, что на самом деле крайне мало, учитывая то, что татар в РФ свыше 5 миллионов, а всего мусульман в стране свыше 2-х миллионов.

Остается только выразить уважение ингушам, которые смогли продвинуть сплоченным голосованием Замок-крепость «Вовнушки» на 1-е место в ЮФО.

Продолжая тему мечетей – интересную подборку фотографий и рассказ выложил казанский блоггер Рустем Ахунов (rustik68):

«Вчера сделал вылазку в р-н Старого города в аспекте мечетей, стараясь придерживаться описания их в каталоге «Казань в памятниках истории и культуры» (Казань 1982), но в процессе «разведки» наткнулся на один из домов Апанаевых. Это который считают вторым (ул.Сафьян,5). Упомянутый каталог индексирует его как памятник архитектуры второй половины XVIII века. Состояние дома просто ужасающее.

Не помню, делал ли наш ty_214 его сравнительную фотографию, если делал, то сравнение будет однозначно не в пользу нашего времени и нынешней муниципальной администрации. Дом расположен в районе перекрёстка, в самом конце ул.Насыри, недалеко от озера Кабанъ. Двухэтажное, кирпичное здание было типичным жилым купеческим домом периода раннего классицизма с элементами, характерными для барокко. В прошлом главный фасад завершался высоким трёхдольным фронтоном, уничтоженным во время надстройки здания в 70-х годах XIX века. Во дворе дома находились обширные службы с традиционными навесными остеклёнными галереями, соединяющими их с домом.

Эта мечеть была построена в 1887 году на средства купца Азимова, причём, на месте старой деревянной мечети, существовавшей с 1804 г. Расположена она в юго-западной стороне нижней части Старого города, по ул.Фаткуллина, 15, недалеко от проходной Радиозавода. Мечеть представляет кирпичный вариант традиционного типа татарских деревянных мечетей с торцовым расположением минарета и строгой ориентацией михраба по кыбле (на Мекку).

Минарет Азимовской мечети высотой около 51 метра, в самом широком своём месте имеет диаметр 3 метра. В эклектических формах здания преобладают восточно-мавританский стиль, проявляющийся и в витражах фасада.

На ул. Нариманова есть одна из старейших сохранившихся мечетей – Голубая Мечеть (1810-1815), не надо путать её с Бурнаевской мечетью, расположенной напротив Рамстора. Старше её, вроде только мечеть Марджани (1766-1770).

Минарет Голубой мечети просуществовал до конца 30-х годов прошлого века, сейчас ведётся его реставрация.

Но состояние окрестности возле мечети не радует. Разведка была весьма успешна, о чём могу поведать позже, но… в упомянутом каталоге памятников казанской архитектуры нашёл упоминание о двух старинных адмиралтейских мечетях XIX века. Надо сказать, что будучи коренным казанцем Кировский р-н ну, совершенно не знаю. В каталоге 1982 года они упомянуты как деревянные мечети, одна из которых построена в 1820 году (ул.Большая, 27) на средства купца Юнусова, вторая в 1898 году (ул.Большая, 67) на средства купца Аитова. Причём имелась пометка, что на тот момент первая из мечетей используется под жильё, и её интерьер нарушен многочисленными перегородками. Про вторую указано, что её внешний облик претерпел существенные изменения: утрачены оба минарета, здание получило пристрой с северного фасада, поверхность стен оштукатурена. В настоящий момент Адмиралтейство приглядели «государственные» мужи, и облик некогда невзрачного частного сектора стал существенно меняться, особенно это заметно на улице параллельной, этой Большой, ибо та улица уже «престижный» берег устья Казанки.

По указанным адресам никаких мечетей уже не видно.

Побеседовал с местными «старожилами», оказалось, что в мечети по дому 67 когда-то был детский сад, но об нём уже почти никто не помнит. Дома №27 уже вовсе не существует, теперь по расположению №№27-31 находится один особняк. Говорят, что с четверть века назад в здании мечети была общага. Потом здание снесли.

Жить на месте снесённой мечети?.. Лично я бы не захотел…»

Любопытная дискуссия завязалась в ЖЖ вокруг статьи Абдуллы Рината Мухаметова «Параллельные миры. «Соблюдающие» и «несоблюдающие» мусульмане должны найти общий язык», опубликованной на сайте «Ислам.ру».

Фатима Анастасия Ежова (sestra_fatima) пишет:

«Вот, к примеру, ознакомилась со статьей про необходимость устранения пропасти между соблюдающими и несоблюдающими мусульманами

Ну что я могу сказать по этому поводу. Вот он — триумф политисламизма и социально ориентированной ихвановщины: главное не фундаментальность, не укорененность в исламском мировоззрении и религиозной практике, а совместное участие в «решении важных для уммы проблем» (закономерный вопрос — ради чего все это, но он обычно не возникает в головах ихванствующих граждан). Количество, а не качество.

Конечно, на вопрос о привлечении несоблюдающих мусульман к исламскому общению и исламской деятельности не стоит отвечать однозначно. Социальная база Исламу и шиитскому проекту нужна. Другое дело, идет ли речь о том, чтобы привлекать внимание несоблюдающих к нашим делам с целью превратить их в соблюдающих, или же о том, чтобы стереть грань между соблюдающими и несоблюдающими — а это принципиально разные вещи.

Я далека от того, чтобы огульно осуждать несоблюдающих мусульман, потому что лет 5 назад сама далеко не все соблюдала (например, хиджаб отсутствовал) и в то же время участвовала в деятельности Исламского комитета, и именно эта активность и это общение повлияло на меня в плане того, что, альхамдулиЛлах, с 2004 года я перестала пропускать намазы из-за плотного графика учебы или работы, и надела хиджаб. Поэтому я считаю, что высокомерно отталкивать несоблюдающих — это неисламская линия поведения. Безусловно, с ними надо контактировать, их нужно приглашать на исламские встречи, лекции, давать книги, поручения, чтобы они, иншаАллах, были в нашей среде и постепенно приходили к установке на выполнение всех требований Шариата. Если они искренние мусульмане, Аллах облегчит им то, что по джахилии кажется невыполнимым в российских условиях. Впрочем, это же касается и дружелюбно настроенных немусульман.

Однако я категорически против того, чтобы рассматривать вопрос о соблюдении или несоблюдении как «личное дело» мусульманина, не особо существенную частность. Ибо, как написал Имам Али (АС): «И да не будут злодей и добродетельный в твоих глазах равны, ведь в этом — для добродетельных в их добродеянии разубеждение, а для злодеев в их злодеянии - наставление! И предназначь каждому из них то, что он сам себе предназначил». Конечно, здесь речь идет и о более глобальных вещах — о справедливом и несправедливом, о праведнике и тиране. Да, соблюдение основных предписаний Шариата — еще не признак праведности, а их несоблюдение не превращает человека в тирана. Однако такого понятия, как «фасик» («грешник») никто не отменял. И уравнивать его с человеком соблюдающим просто неправильно с точки зрения Ислама, хотя, конечно, несоблюдающему надо помочь и поддержать его, а не смотреть на него с презрением. И в Священном Коране есть ясный аят о том, что «верующий и нечестивый не равны» (нечестивый — это фасик, то есть именно несоблюдающий мусульманин).

Приведу конкретный пример. У меня в «Моем мире» на mail.ru есть девушка-френд (очень, кстати, красивая девушка), которая пока не носит хиджаб, но является шииткой, верит, любит Пророка (ДБАР) и Имама Али (АС). Конечно, это неправильно, что она не покрывает голову, но, прежде чем ее осуждать, я вспоминаю, что когда-то и сама была такой. Естественно, донести до нее необходимость ношения хиджаба — это наша обязанность. Но отворачиваться от нее, отказываться от общения с ней, оскорблять ее по этой причине я считаю проявлением высокомерия».

Блоггер ruslim призывает вспомнить заветы Александра Невского и Исмаила Гаспринского построению общества социальной справедливости. В этой связи, понятно, чрезвычайно велика роль наставников верующих – тех, кто дает им правильное представление о религиозных ценностях, а также о том, как на основе этих ценностей строить свою жизнь и влиять на окружающую действительность.

К сожалению, в нынешней России наблюдается подлинный дефицит настоящих, харизматических руководителей (и это касается не только мусульманской общины!), в качестве лидеров в основном оказываются люди-пустышки, марионетки и манекены, несамостоятельность и ничтожность которых заметна невооруженным глазом. Вряд ли ошибусь, если скажу, что сегодня среди российских мусульман нет ни одного подлинного духовного авторитета. Поэтому-то, как справедливо подметил один эксперт, «энергия социально-религиозного протеста, скопившаяся в душах борцов за «чистый ислам», выплескивается подчас в формах, совершенно неприемлемых для цивилизованного общества».

Между тем в царской России в мусульманской среде были настоящие, а не назначенные правительством лидеры и духовные учителя, ведшие свою паству по Божьему пути и справедливо указывавшие на «близость русских и мусульман», на их «стихийное родство», на присущее им глубокое «неприятие Запада» и верившие в «неизбежность общего будущего». Одним из них, бесспорно, был Исмаил Гаспринский, автор таких работ, как «Русское мусульманство» и «Русско-восточное соглашение». Ряд его мыслей, как представляется, не утратил своей актуальности и теперь. Именно поэтому вполне заслуживают быть приведенными хотя бы несколько высказываний этого незаурядного человека, жившего на рубеже 19-го и 20-го веков:

«…в будущем, быть может, недалеком, России суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских государств, что, я думаю, нисколько не умалит ее значения как великой христианской державы. (…)

…ни один народ так гуманно и чистосердечно не относится к покоренному, вообще чужому племени, как наши старшие братья, русские. Русский человек и простого, и интеллигентного класса смотрит на всех, живущих с ним под одним законом, как на «своих», не выказывая, не имея узкого племенного самолюбия. (…)

(…) Служащий или образованный мусульманин, принятый в интеллигентном обществе, торговец в среде русского купечества, простой извозчик, официант в кругу простого люда – чувствуют себя одинаково хорошо и привольно, как сами русские, не тяготясь ни своим происхождением, ни отношением русского общества, так что образованные мусульмане, имевшие случай знакомиться с разными европейскими обществами наиболее близко, искренне сходятся с русскими людьми. Это не более как следствие едва уловимого качества русского национального характера, которое, я уверен, весьма важно для будущности русских и живущих с ними племен. (…)

Сеять недоверие и вражду к России среди мусульман, выставлять ее истребителем и беспощадным врагом ислама и западной культуры – прямой расчет европейцев. Они ловко и систематически эксплуатируют (…) недоразумения в отношениях между мусульманами и русскими. Недоразумения эти роковые и чрезвычайно выгодные для Европы. Грабить экономически весь Восток, держась на дружеской ноге, и ослаблять Россию периодическими войнами с мусульманами, снаряженными и вооруженными западными друзьями, — вот политика, от которой Запад во всяком случае ничего не теряет, ибо даже освобождаемые Россией мелкие народности, родственные ей, за исключением славной Черногории, тянут свои ручки к Западу, пока не нужна помощь мощной братской России. Это замечание мое, правда, не относится к простому народу, к массе, но ведь она, эта масса, никогда не играет руководящей роли.

Мусульмане, получающие образование на Западе или слушающие лекции профессоров, приглашенных оттуда, или изучающие науки по переводам книг и газет того же Запада, конечно, имеют крайне смутное и неправильное представление о России и о русском народе. (…) К сожалению, и у нас в России изучение и знакомство с Востоком тоже не достигло должного развития. (…) Следовало бы, чтобы русские и мусульмане лучше и непосредственно изучали друг друга без предвзятых или заказных предубеждений. Тогда они увидели бы, что, кроме верования, все остальное сближает и скрепляет их. (…) Для мусульманских народов русская культура более близка, чем западная. Мусульманин и русский могут еще вместе или рядом пахать, сеять, растить скот, промышлять и торговать: их умение не слишком разнится, но рядом с европейцем мусульманин должен обнищать и стать батраком, как оно и есть. (…) Культурная, так сказать, стихийная близость народов Востока с русским народом видна из того, что нигде сын Востока так легко не обживется, как в России. (…) …в Москве и Петербурге проживают тысячи мусульман, имея свои улицы, мечети и пр. (…) Что же влечет их в Россию и к России, как не стихийное родство?»

Сегодня, понятно, дело не столько в «стихийном родстве», сколько в экономической выгоде, но все же в наблюдениях Гаспринского, следует признать, остается много верного. Как подмечает Юрий Михайлов в своей книге «Пора понимать Коран»: «Высказываниям И. Гаспринского созвучны мысли нынешнего митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира: «Мусульманство, мнимой агрессивностью которого запугивают общество некоторые журналисты, на деле может стать одной из главных державных скреп Российского государства. Знаменитый проповедник Христов архиепископ Дмитрий (Абашидзе), впоследствии схиархиепископ Антоний, в свое время возглавлявший Туркестанскую епархию, свидетельствовал: «Мусульмане всегда были верными подданными Российской державы». Многими веками раньше, во времена Святой Руси, прозвучали как завет потомкам слова святого благоверного князя Александра Невского: «Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке».

Очевидно, можно лишь искренне пожалеть о том, что многие современные руководители России запамятовали, либо просто не хотят знать мудрый завет великого князя, основанный не только на личном опыте, но и на геополитических реалиях».

В сообществе в ru_islam обсуждаются инвестиции в халяльные активы. В начале года «Брокеркредитсервис» запустил необычный для России паевый фонд «Халяль». Компания сформировала его для инвестиций в "халяльные" активы, то есть разрешенные для мусульман. И вот что пишет о нем блоггер superinvestor:

«Итак, всего удалось собрать 11,3 млн рублей, что по масштабам компании явно мало. Ближайший по размеру ПИФ БКСа — "Фонд нефти и нефтехимии" объемом более 40 млн руб., а наиболее популярные ПИФы под управлением компании имеют размер в сотни миллионов рублей. Ну, хоть что-то.

С доходностью все не так плохо. Данных по "Халялю" за три месяца еще нет, но текущая доходность, скорее всего, близка к трехмесячной, поэтому ее можно приблизительно сравнивать с трехмесячной доходностью других ПИФов компании. На 4 апреля "Халяль" потерял около 5% стоимости пая, худший БКСный фонд ("Банковских акций") — более 18%. Правда, лучший ПИФ под управлением "Брокеркредитсервиса" (металлургический) за 3 месяца прибавил почти 8% (а на данный момент — сильно больше, акции металлургов в понедельник заметно подросли). Но, учитывая ситуацию на рынке, результат "Халяля" вполне приличен.

Информацию по текущему портфелю фонда я не нашел, но, по имеющимся на сайте компании документам, на данный момент халяльными считаются акции 19 российских корпораций. Среди них "Лукойл", несколько металлургических и угольных компаний, "Вимм-Билль-Данн" с "Лебедянским", "Полюс-Золото", пара ОГК, ТГК и всякое прочее. Голубых фишек, кроме "Лукойла", нет. Тема "инвестиций с ограничениями" мне интересна, поэтому я и дальше периодически буду обращаться к этому фонду и другим подобным, если они возникнут».

Блоггер Maria (zarina2004) сообщает: «Я не знаю, что со мной... но я по полу чуть ли ни каталась:))) это арабский задорнов котрый шутит на американском английском... это правда ТААААК смешно. блин, но по-моему смешно только мне:) номер называется «Как здороваются мусульмане в разных странах»

Насколько я смог понять это запись одного из выступлений «Allah Made Me Funny». На записи видно, что в зале сидят один мусульмане и шоу их очень  веселит.

На форуме «Умма.ру» Gaziz ibn Timur  спрашивает: «Ас-саляму алейкум уа рахматуллохи уа баракятуху. Можно ли смотреть фильмы, в которых совершается ширк? Например фильмы, в которых показывается как христиане празднуют рождество (астахфирулла), или как они сидят в церкви (астахфирулла), или как какой-нибудь человек что-то просит у ангелов, санта-клауса и тому подобное (астахфирулла). ДжазакумЛлаху хэйр. Как насчет фильмов (в особенности на английском языке), где часто после слова God используются ругательные слова? А также фильмов, где происходит поношение Всевышнего Аллаха (например говорят матершинные слова в адрес Господа миров)

Nana отвечает: «А с каким намерением садитесь посмотреть этот фильм? Остановить явное зло — долг мусульманина (словом или рукой). Чтобы не быть толерантным ко злу этого фильма (т.е. эти реплики и сопровождающиеся ими акты), вам придется выключить телевизор.

Еще одна проблема. Если в доме есть дети, вы подвергаете их лицезрению этого беспредела (дети все схватывают на лету, даже когда на минуточу заходят в комнату, и не присутствуют при просмотре). С другой стороны, покупая такие ДВД, вы зря тратите деньги, и поощряете производство подобных фильмов. Если вы просто скачиваете эти фильмы, то тратите зря время на загрузку.

Если вы изучаете язык посредством просмотра этих фильмов, вы не теряете ваше намерение выучить язык. В остальных случаях, мне лично, трудно найти серьезный повод их смотреть...»

  

Айнур СИБГАТУЛЛИН

 

На фото: главная татарская мечеть Казани (www.tatar.museum.ru).

 

Ссылки по теме:

11-04-08 При ДУМ Чечни образован Комитет по стандартизации и сертификации халяль-продукции

«Лицо мусульманской национальности»

«Приключения в хиджабе»

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/2433/">ISLAMRF.RU: Дефицит харизмы для уммы или Халяльные активы</a>