RSS | PDA | Архив   Пятница 26 Апрель 2024 | 1433 х.
 

«Неграмотный и глупый имам сбивает с пути истинного свою паству»

20.05.2008 10:28

Обзор региональных мусульманских и национальных СМИ РФ за 25 апреля - 1мая 2008 года.

Отставка первого заместителя муфтия ДУМ РТ Валиуллы-хазрата Якупова до сих пор остается в центре внимания татарской прессы. В этом отношении большой интерес представляет материал журналиста газеты «Ватаным Татарстан» Рашита Минхажа, который уже много лет специализируется на исламской тематике и который также является одним из наиболее приближенных к ДУМ РТ журналистов (Минhаж Р. Китапка кизэнгэч // Ватаным Татарстан, 2008. – 25 апрель).

В этот раз ведущий журналист «Ватаным Татарстан» добросовестно пытается разобраться в сложившейся ситуации без обычного в данном случае пиетета, доказательством чему служит хотя бы заголовок, который называется «Если кто-то замахнулся на книгу…».

Рашит Минхаж пишет со слов участников «исторического» пленума ДУМ РТ, что в ходе его участия, Валиулла-хазрат якобы раскаялся в содеянном, и объяснил, что он неосмотрительно поспешил, пропедалировав вопрос об уничтожении запрещенных властями религиозных книг.

«Но пока еще ни в одном из СМИ мы не видели заявлений Валиулла-хазрата, в которых он отказался бы от своего первоначального мнения, - пишет журналист «Ватаным Татарстан», - поэтому местные имамы не хотят верить в то, что так было на самом деле».

И в самом деле, Валиулла-хазрат нигде даже словом не обмолвился о своей отставке. Ничего не говорится об этом и в газетах и журналах, которые издает бывший первый заместитель муфтия ДУМ РТ.

Рашит Минхаж застал Валиуллу-хазрата в момент его переезда из офиса ДУМ РТ в Апанаевскую мечеть, где до сих пор бывший 1-й заместитель муфтия официально считался имамом-хатыбом. Следовательно, его «временное отстранение» от дел теперь произошло и де-факто.

Продолжая свои размышления, Рашит Минхаж пишет: «Все эти известные всем заявления Валиуллы-хазрата, когда он сравнивал религиозные книги чуть ли не с «Майн кампф», и призывал их сжигать в печах, многие объясняли излишним высокомерием и самоуверенностью хазрата. И в самом деле, он допустил большую ошибку замахнувшись на самое святое что есть у татар – книгу. Одновременно с этим, Валиулла-хазрат сильно подорвал авторитет муфтия ДУМ РТ Гусмана-хазрата Исхакова. Ведь у многих возник естественный вопрос: кто первый человек в муфтияте – Гусман-хазрат или Валиулла-хазрат? И естественно, что муфтий не мог не дать ответа на этот вопрос. Только есть одно «но»: Валиулла-хазрат ушел, а проблема запрещенных религиозных книг так и осталась проблемой».

С другой стороны Рашит Минхаж полагает, что уход Валиуллы-хазрата станет большой потерей для муфтията. Ведь теперь там не найдешь человека, который мог бы дать адекватный ответ по важным текущим вопросам. Ведь он был всегда в курсе того, что происходит в стране, внимательно следил за изменениями в законодательстве. «Если он даже и не станет в активную оппозицию ДУМ РТ, то в  любом случае не прекратит излагать свою точку зрения посредством своих книг и статей. И хочется пожелать ему лишь одного – пусть он избавиться от своей привычки навешивать ярлыки», - пишет Рашит Минхаж.

Далее журналист «Ватаным Татарстан» описывает различные добродетели Валиуллы-хазрата, отмечает его высокий интеллектуальный уровень. «Но не сглазил ли он сам себя завышенной самооценкой?», - задается вопросом журналист «Ватаным Татарстан».

В последнее время говорят о том, что интеллектуальный потенциал Валиуллы-хазрата может быть востребован в Москве. В связи с этим газета приводит слова руководителя аппарата ДУМ РТ Ильяса-хазрата Зиганшина, который говорит, что в разговоре с Валиулой-хазратом тот резко отверг подобные слухи и сказал, что он любит Казань как свой родной город и никуда не собирается уезжать отсюда.


Этот же автор в то же номере газеты «Ватаным Татарстан» рассказывает о своем недавнем участии в семинаре по вопросам преподавания уроков нравственности, который состоялся 21 апреля в райцентре Балтаси (Минhаж Р. Белемнен дэ хэерлесен алыгыз // Ватаным Татарстан, 2008. – 25 апрель).

Если в районе, в котором преимущественно проживает татаро-мусульманское население, уроки нравственности практикуются уже 15 лет, то в райцентре они стартовали лишь год назад. Преподавание ведется по учебнику «История религий», который написан на русском языке и о переводе которого на татарский язык говорили выступающие.

Интересным было также выступление председателя комитета государственного совета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиля Валеева, который отметил, что преподавание уроков нравственности с помощью учебника «История религий» - это правильный путь.

«Путин заходит в церковь и креститься, а почему бы нам не брать с него пример?, - сказал он. – Следовательно, и мы с вами должны соблюдать свои обычаи, посещать мечети. Сегодня в нашей республике шесть тысяч школьников изучают «Историю религий» в качестве предмета. И поэтому никто не может запретить ваши уроки нравственности».

Но, несмотря на сказанное, одна из учительниц попросила депутата «спустить сверху» директиву, которая придала бы официальный статус данным урокам.

В связи с этим журналист газеты «Ватаным Татарстан» еще раз напоминает банальную истину: «разрешено все, что не запрещено». И поэтому нет никаких оснований для излишних перестраховок.


Казанское еженедельное издание «Безнен гэжит» специализируется на том, что поднимает и обсуждает самые актуальные для татарской нации проблемы. На традиционной еженедельной религиозной полосе газеты также говорится о многих важных вопросах. Некоторое время назад на страницах этого же издания обсуждалась тема морального облика религиозных мусульманских деятелей. В условиях строй нехватки мало-мальски грамотных имамов-хатыбов,  эти посты, особенно в сельской местности, занимают люди с темным, иногда даже с преступным прошлым. 

Вновь об этом пишет Клара Сулейманова из Бугульмы, которая полагает, что контролировать имамов, изучать их прошлое и настоящее должно Духовное управление мусульман РТ (Солэйманова К. Динебез hэм конебез // Безнен гэжит, 2008. – 30 апрель).

«У подобных личностей нет никакого права служить имамами в мечетях, - полагает она. – Они должны радоваться лишь тому, что их, вообще, пустили на порог мечети. Они никогда не знали, что такое совесть и если бы у них было бы хоть по капли совести, то они тогда должны были задать себе вопрос: как я буду смотреть в глаза людям, как буду читать им проповеди, наставлять на путь истинный?».

Автор считает, что такого рода имамов, которые являются имамами лишь по форме, нельзя допускать в мечети. «У них нет никакого права служить людям и вере, поскольку совесть их не чиста», - вновь повторяет она.


Аналогичную тему здесь же поднимает анонимный автор Н., проживающий, судя по всему в одном из районов РТ (Н. Хэзрэткэ ачык хат // Безнен гэжит, 2008. – 30 апрель).

Как говорится в редакционной врезке, газета долгое время не хотела печатать это письмо, пока не перепроверила упомянутые в нем факты. Но, тем не менее, многое пришлось оставить «за кадром».

Речь идет о письме одного сельского жителя, который жалуется на своего деревенского имама. Во время похорон 76-летнего брата автора письма, деревенский мулла во время прощального намаза-джаназа во всеуслышание заявил: «В последний раз читаю джаназа вот таким двуличным людям». На вопрос – почему он так сказал, мулла ответил, что покойный при жизни не посещал мечеть.

Но речь идет о самом мулле, который своим несносным поведением, недобрыми делами, проповедями, которые превращаются в отсчитывание «провинившихся» прихожан отбил у жителей села всякое желание ходить в мечеть.

Автор полагает, что имам должен быть открытым для всех, а этот спрятался за маской высокомерия, держит на своем дворе двух злых цепных псов, чтобы обезопасить свой покой.

Это «открытое письмо хазрату» автор завершает высказыванием бывшего главного казыя ДУМ РТ Габдулхака-хазрата Саматова, который сказал когда-то: «Неграмотный и глупый имам сбивает с пути истинного свою паству».


К слову сказать, о деревенских имамах пишет и газета «Ватаным Татарстан» в номере от 1 мая (Хэбибуллина Г. Исереклэр очен… аерым зират? // Ватаным Татарстан, 2008. – 1 мая). Газета приводит пример одной из деревень Кукморского района РТ, в которой местные бабаи начали проявлять невероятную принципиальность, а также стали зорко следить за морально-нравственным обликом жителей деревни. Например, они категорически не читают намаз-джаназа бывшим алкоголикам, а также тем, кто покончил жизнь самоубийством. А некоторых, «особо отличившихся» при жизни, вообще хоронят за оградой деревенского кладбища.

Провинившихся (любителей выпить, ходящих «налево») они вызывают  «на ковер» в мечеть, и отчитывают по полной программе.

Так перед одним сельчанином, который помимо официальной жены имел сожительницу, поставили условие: «Или ты читаешь второй никах и берешь новую жену на полное содержание, или прекращаешь прелюбодействовать». Поскольку лишних доходов в деревне почти нет, этому человеку пришлось оставить свои похождения.


А в это время будущие татарстанские имамы готовятся к получению квалификации «пчеловод третьего разряда».

С 1-го мая у шакирдов Казанского высшего мусульманское медресе имени 1000-летия принятия Ислама начнётся ежегодная практика по пчеловодству, сообщает сайт ДУМ РТ. Учащиеся третьего курса, а всего их 9 человек, будут направлены в посёлок Никольское Верхнеуслонского района, где они в течение четырёх дней на практике должны будут применить полученные знания. По окончании практики и успешной сдачи экзаменов студенты получат дипломы государственного образца о начальном профессиональном образовании и квалификацию «пчеловод третьего разряда».


29 апреля ДУМ РТ, в ходе своего двух дневного визита в Казань, посетил исполнительный директор Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Тупицын Н.И., где он провел встречу с Центральным аппаратом ДУМ РТ. В ходе встречи обсуждались вопросы дальнейшего сотрудничества и выделение фондом грантов на проведения ряда мероприятий ДУМ РТ. Отдельно рассматривался вопрос о поддержке оказываемой фондом мусульманским религиозным организациям. Было констатировано, что Фонд за прошлый 2007 год заключил 124 договора о поддержке их деятельности.

Планируется, что и в этом году они получат помощь, выделяемую Фондом.

Также Фонд поддержал ряд мероприятий, которые в этом году проведет ДУМ РТ: Второй фестиваль мусульманской молодежи, проведение лагеря для одаренной мусульманской молодежи, Второй всероссийский конкурс чтецов Корана и Второй фестиваль мусульманских СМИ и издательств Татарстана.

По окончании встречи гость направился в мечеть «Марджани» для знакомства с порядком использования выделенного этой мечети гранта.


1 мая в г.Чистополе состоялась торжественная закладка камня на месте будущей мечети. На церемонии присутствовали представители ДУМ РТ, главы Администрации района, имамы района и гости.

Данная мечеть будет построена из кирпича и полностью за счет спонсорских средств. Она станет пятой мечетью в городе. Строительство планируется завершить к осени.


Строительство мечети продолжается и при башкирском санатории «Красноусольск», пишет газета «Республика Башкортостан», что, несомненно, является местным ноу-хау, поскольку до сих пор считалось, что в санатории публика приезжает не столько лечится, сколько отдыхать и весело проводить время.

«Об этом храме мечтали мы давно: мусульманам, приезжающим в санаторий и читающим ежедневно пятикратный намаз, нужны условия для молитвы, – пишет Венера Мустафина из Уфы, - Радует также тот факт, что здравница расположена между церковью и мечетью, это такая благодать. Приезжая на отдых, восхищаясь красотами благословенного края, невольно проникаешься желанием поблагодарить Бога, укрепить веру, очиститься духовно».


Благодарственное письмо за активное участие в духовно-нравственном оздоровлении общества и пропаганде исламского образа жизни вручено было от имени Духовного управления мусульман Дагестана руководителю аппарата ДУМ НО, ректору Нижегородского исламского института им. Х.Фаизханова Дамиру Мухетдинову на прошедшей 25 апреля в Махачкале всероссийской научно-практической конференции «Жизнедеятельность и духовное наследие выдающегося ученого-богослова и шейха накшбандийского, шазалийского и кадирийского тарикатов Сайфуллы-кади Башларова».

На конференции с докладами выступили и члены делегации ДУМ Но во главе с председателем Умар-хазрат Идрисовым. Доклады нижегородской делегации были посвящены духовным связям мусульман Поволжья и Урала с мусульманами Кавказа, созданию единого образовательного пространства.

Духовное управление мусульман РМ совместно с Союзом мусульманок Мордовии и Исламским молодежным центром завершили акцию "Помощь детям".


В рамках данной акции в течение трех месяцев в мечетях республики собирались денежные средства, игрушки и одежда для детей-сирот, сообщили корреспонденту агентства "Татар-информ" в Департаменте информации ДУМ РМ.

В итоге удалось собрать более 20 тысяч рублей и несколько десятков килограммов гуманитарной помощи. На деньги были закуплены медикаменты, фрукты, детские велосипеды, развивающие игры. Все это было доставлено в Дом ребенка, расположенный в районном центре Большие Березники.

Мусульманские активистки устроили детям настоящий праздник с воздушными шарами и веселыми играми. По словам координатора гуманитарных программ муфтията Аиши Байбековой, "в Исламе заботе о сиротах уделяется очень большое внимание, поэтому в каждой нашей акции принимает участие все больше людей. Мы будем продолжать нашу работу и по возможности делать жизнь детей сирот более счастливой".


Майский номер тюменской мусульманской газеты «Муслим-инфо» сообщает, что 26 апреля в Соборной мечети города Муравленко прошло благотворительное мероприятие для пожилых мусульманок. Гостями общины стали пенсионерки, приехавшие на Ямал когда еще не было самого города Муравленко. Они строили город, работали в нефтегазовом комплексе автономного округа. На закате лет людям особенно необходимы внимание и забота, поэтому каждой гостье община мусульман приготовила пакет с подарками.

Имам Соборной мечети Мухаммад-хазрат Мансуров прочитал вагаз-проповедь, суры Священного Корана.

- Мероприятие носило название "Туган тел" (Родной язык), - рассказал "Муслим-Инфо" Мухаммад-хазрат. - С концертной программой перед пожилыми людьми выступили наши юные артисты из школ города, они показали на своем примере, как берегут родной язык татар и башкир, читали стихи и исполняли народные песни, за что им гостьи были очень благодарны.

- Я недавно работаю в мечети Муравленко и хочу сказать, что такого дружного, сплоченного коллектива мне прежде не приходилось встречать, - признался помощник имама Ринат-хазрат Ахметшин. - Здесь все помогают друг другу, поддерживают морально и материально, не зря говорят, что север есть север, народ здесь особый...

В газете приведены также мнения "За" и "Против" относительно Мавлида - празднование рождения Пророка Мухаммада (сав). Вот что в частности сказал Галимжан Бикмуллин, глава ДУМ ТО:

«Наше Духовное управление ни разу за шестнадцать лет своей деятельности не проводило праздник Мавлид, потому что в исламе нет такого праздника. Пророк (сав) в своей последней проповеди сказал: "Я оставляю вам две вещи и вы никогда не заблудитесь, если будете крепко держаться за них. Две вещи - это Коран и сунна. А то что говорил Пророк (сав) надо соблюдать нам, мусульманам. В первую очередь соблюдать требования Корана, ниспосланного Всевышним Аллахом, во вторую очередь - сунну Пророка, примеры из его жизни.

Ни в Коране ни в сунне не говорится, что надо справлять дни рождения пророков. Пророк (сав) никогда не отмечал свой день рождения и не говорил, чтобы его последователи отмечали. Это новшество.

Надо различать шариат и традиции. Сегодня у нас сохранились традиции, соблюдавшиеся еще в языческие времена. И многие держатся за эти традиций. Держатся за них больше, чем за Коран. В Коране говорится, чтобы люди не пили спиртное, а они пьют. Не говорится о Мавлиде, а они отмечают Мавлид. А разве наш Пророк (сав) справлял дни рождения предшествующих пророков - Исы, Мусы, Ибрагима?! У них ведь тоже дни рождения были! И сегодня, когда мы говорим, что Мавлид - не мусульманский праздник, на нас начинают клеить ярлыки. Называют фундаменталистами. А фундамент должен быть во всех религиях. Еще Галина Старовойтова говорила: "Почему мусульман обвиняют в фундаментализме, а разве в христианстве не должно быть фундаментализма?" Без фундамента религия - это не религия. Евгений Примаков недавно в своем интервью сказал, что надо отличать фундаментализм от экстремизма. […]

Многие не знают религию и по своему незнанию украшают ее. На маджлисах не бывает проповедей. А раз их нет, значит надо чем-то заменять. И начинают заменять, кричат такбир. Несколько раз в год соберутся за столом, скажут такбир, на этом их Ислам завершается. Меня спрашивают: "Почему вы не кричите такбир, не делаете салават?". Я задаю им обратный вопрос: "Вы намаз читаете?". "Нет", - отвечают. Я им говорю: "Вот если бы вы читали намаз, то знали бы, что мы каждый день сотни раз говорим такбир и салават».

Подготовил Азат АХУНОВ

20.05.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/2925/">ISLAMRF.RU: «Неграмотный и глупый имам сбивает с пути истинного свою паству»</a>