RSS | PDA | Архив   Воскресенье 5 Май 2024 | 1433 х.
 

Кавказский узел

20.06.2008 15:20

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации за 26 мая – 1 июня 2008 года





Северный Кавказ, по-прежнему, главный поставщик новостей для мусульманского медиа-пространства. Источником нестабильности региона, безусловно, являются социально-экономические проблемы, накладывающиеся на этническое разнообразие и специфический стиль управления, подразумевающий клановость и коррупциоемкость. Этот узел попытается развязать Владимир Устинов – уже пятый за восемь лет полпред президента РФ в Южном федеральном округе. На прошедшей неделе он отметился тем, что призвал военных более тесно взаимодействовать с духовенством.

http://www.ng.ru/ngregions/2008-05-26/13_permanent.html
«Независимая газета» опубликовала 26 мая статью Владимира Мухина «Перманентная нестабильность. Милитаризация Северного Кавказа не гарантирует военной безопасности региона».
Ситуация на Северном Кавказе с наступлением весенне-летнего периода обостряется - такой вывод сделал недавно в Нальчике заместитель министра внутренних дел РФ Аркадий Еделев, отвечающий за ситуацию в регионе. По его словам, в настоящее время незаконные вооруженные формирования, действующие в регионе, получили очередной финансовый транш из-за рубежа на продолжение террористической деятельности. При этом на территории Северного Кавказа действуют иностранные эмиссары (около 20 человек), которые и организуют боевые действия против федеральных сил.
Далее анализируется конкретная оперативная обстановка последнего времени в Дагестане, Чечне, Ингушетии («самая взрывоопасная республика Северного Кавказа), Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, где правоохранительными органами в этом году был обезглавлен т.н. «карачаевский джамаат».

http://rian.ru/interview/20080531/108960970.html
РИА «Новости» опубликовало 31 мая перевод интервью премьер-министра РФ Владимира Путина французской газете Le Monde.
Затронув ситуацию в Чеченской республике, премьер, отметив, что она улучшилась, связал это с несколькими обстоятельствами, в том числе с реакцией чеченского народа на попытки внедрить в его сознание нетрадиционные для него формы ислама, прежде всего «ваххабизм».
Далее последовала мини-сенсация – Путин сказал, что ваххабизм в его изначальном виде - это «нормальное течение в исламе, ничего здесь страшного нет». Однако «есть экстремистские течения в рамках самого ваххабизма».
При «замирении» Чечни, в трагических событиях в Беслане, «Норд-Осте» власть, не пойдя на уступки террористам, поступила правильно, - считает Путин: «Я уверен, что если бы мы пытались решить ее иначе, это все до сих пор бы продолжалось. <…> Любая страна мира, как только она идет на уступки террористам, в конечном итоге несет большие потери, чем те, которые возникают в ходе проведения спецопераций. В конечном итоге это разваливает государство и увеличивает количество жертв».

http://www.svobodanews.ru/Transcript/2008/05/27/20080527122041100.html
Сайт радио «Свобода» опубликовал 27 мая текст передачи «Время и Мир» на тему «Преследования нальчикского адвоката Ларисы Дороговой»
Давление, которое оказывается на адвоката Л. Дорогову (попытки возбудить на нее уголовное дело, письма с угрожающим содержанием, похищение ее сына), защищающую интересы родственников погибших при нападении на Нальчик 13 октября 2005 года боевиков, по мнению правозащитников, преследуют цель запугать ее и вынудить ее отказаться от выполнения своих профессиональных обязанностей.
Л. Дорогова, в частности, помогала родственникам боевиков оспаривать, в том числе в Конституционном суде РФ и Европейском суде по правам человека, решение правоохранительных органов кремировать трупы 95 участников нападения на Нальчик, нарушающее российское законодательство и нормы ислама, запрещающего кремацию.
Глава правозащитного центра Кабардино-Балкарии Валерий Хатажуков полагает, что силам, которые стоят за этим давлением, помимо всего прочего не нравится тенденция к стабилизации ситуации в мусульманской общине, где все стало «гораздо открытее, прозрачнее, появилась какая-то возможность публично влиять на ситуацию через другие органы. <…> Мы практически не регистрируем фактов физического насилия - это для нас огромное достижение. <…> Хотя есть и другие факты, когда абсолютно необоснованно проводятся обыски, допустим, когда есть факты необоснованных задержаний».
Правозащитники убеждены, что к вооруженным событиям октября 2005 года привели массовые провокации против молодых мусульман со стороны тогдашнего насквозь коррумпированного политического режима.

http://www.expert.ru/printissues/russian_reporter/2008/20/kavkazkie_nevesty/
«Русский репортер» в №20 от 29 мая опубликовал репортаж Эмилии Казумовой из Дагестана под заголовком «Счастье в мешке».
Он посвящен достаточно распространенной в республике практике похищения невест, в том числе несовершеннолетних. Такое «воровство» нередко случается, когда родители не хотят выдавать дочь за представителя иной национальности (а национальностей в Дагестане, как известно, немало) или когда у молодого человека нет средств на проведение полноценного сватовства и брачевания (свадьба на Кавказе – очень дорогое удовольствие), причем в последнее время похищения происходят по большей части с согласия девушки.
Духовное управление мусульман Дагестана с этим обычаем мириться не может. На недавнем собрании алимов было решено, что никях между сбежавшими влюбленными в дагестанских мечетях заключать не будут. Заведующий экономическим отделом ДУМД Магомед Магомедов так объяснил политику духовного управления в этом вопросе: «Мы апеллируем не к чести и совести. Мы ссылаемся на аяты и хадисы. Потому что в исламе браки без согласия родителей запрещены». На вопрос журналиста: «Ну а если у людей любовь, чувства, а национальность или социальная принадлежность мешают? Родители против, алимы брак не регистрируют… Это же сломанные судьбы!» Магомед справедливо замечает: «А где гарантия, что у них будет счастливая жизнь? Маловероятно, что этот брак будет крепким. Потому что родители изначально не были согласны. Они пережили нервное потрясение, испытали чувство позора».
В то же время, отмечает Э. Казумова, с гораздо большим злом – саунами – в ДУМД решили не связываться, поскольку бороться с ними «здесь не может никто - секс-услуги существуют почти легально, под «крышей» правоохранительных органов».

http://www.rg.ru/2008/05/29/ustinov.html
«Российская газета» опубликовала 29 мая заметку Тимофея Борисова «Устав с молитвой».
В ней рассказывается о первой поездке в качестве полпреда президента в Южном федеральном округе Владимира Устинова. Это была поездка в Чечню.
Видимо, решив сразу расположить к себе население региона, В. Устинов в Центорое, на могиле первого президента республики Ахмата Кадырова, предложил военным более тесно взаимодействовать с духовенством: «Я считаю, что вам в своей работе нужно получать благословение муфтия Чечни, представителя православных христиан, тесно сотрудничать с ними, советоваться».

http://www.rg.ru/2008/05/28/reg-kavkaz/svanidze-extremizm-kbr.html
«Российская газета - Северный Кавказ» опубликовала 28 мая заметку Сурена Хамдохова «На путь истинный. Для профилактики экстремизма в Кабардино-Балкарии и Дагестане создадут исламские образовательные центры».
В ней рассказывается о слушаниях на тему «Молодежь и радикализм», проведенных в Кабардино-Балкарском госуниверситете комиссией по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты РФ.
Советник департамента внутренней политики аппарата полномочного представителя президента РФ в ЮФО Сергей Попов сообщил на слушаниях, что по президентской программе начинается формирование двух крупных исламских образовательных центров в Махачкале и Нальчике. Преподавание в них будет осуществляться в рамках традиционного ислама.

http://www.interfax-religion.ru/islam/?act=news&div=24658
ИА «Интерфакс» сообщило 27 мая о том, что архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан на слушаниях в Нальчике призвал не ставить знак равенства между исламом и терроризмом, поскольку «радикализм есть в разных средах», а также предложил организовать на Северном Кавказе совместный летний лагерь православной и мусульманской молодежи.

Однако не все так гладко было на этом форуме.
«Кавказский узел» опубликовал 1 июня интервью с координатором Общественного консультативного совета при Президенте КБР, доктором философских наук Хажисмелем Тхагапсоевым под заголовком «Слушания «Молодежь и радикализм» в Кабардино-Балкарии не были продуманы». http://www.kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1219177.html
«КУ» отмечает, что многие гражданские активисты и эксперты, присутствовавшие  на слушаниях, назвали их «мероприятием для галочки».
По мнению Х. Тхагапсоева, слушания в данном случае были «если не подменены, то сильно перепутаны и перемешаны с вежливой и приятной беседой». Упор делался на исламский радикализм, «власть и ее ошибки вообще не затрагивались в числе истоков радикализма», а упоминания о факторах этнофобии, шовинизма и неонацизма «были просто неприятны организаторам мероприятия».

http://www.rg.ru/2008/05/30/reg-jugrossii/islam.html
«Российская газета - Юг России» опубликовала 30 мая заметку Тимура Алиева «Университет для ислама».
Одно из обещанных на слушаниях в Нальчике образовательных учреждений - Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки – уже создано в Махачкале.
Его учредителями стали Институт теологии, Дагестанский исламский университет, Чеченский исламский институт, Ингушский исламский институт. Центр будет работать в тесном взаимодействии с Фондом поддержки исламской культуры, образования и науки.
По словам заместителя руководителя комитета при правительстве Дагестана по делам религий Кафлана Ханбабаева, центр выработает единые стандарты подготовки преподавателей в исламских учебных заведениях, методику обучения, стандарты учебной литературы.

http://www.kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1218352.html
«Кавказский узел» сообщил 28 мая о том, что Духовное управление мусульман Северной Осетии поддержало предложение сопредседателя Совета муфтиев России Нафигуллы Аширова о создании в российских мегаполисах отдельных мусульманских кварталов.
Муфтий Северной Осетии Али Хаджи Евтеев полагает, что Н. Аширов таким образом хочет привлечь внимание к положению мусульман в центральных районах страны. Необходимость  в создании мусульманских кварталов, по его мнению, назрела: «Мы часто бываем в Москве и, как мусульмане, ощущаем на себе опасность. За последнее время, как мы видим, пострадавшие (от преступлений на национальной почве), а это 90%, - в основном мусульмане. И решения этой проблемы пока нет. Это, в свою очередь, грозит стабильности страны и чревато серьезными последствиями».

http://www.kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1218522.html
А 29 мая «Кавказский узел» сообщил о том, что «общественность Дагестана» выступила против создания в мегаполисах отдельных мусульманских кварталов.
Так, руководитель Центра стратегических и этнополитических исследований России, вице-президент академии геополитических проблем России, выходец из Дагестана Деньга Халидов, комментируя предложение Н. Аширова, заявил, что оно было сделано «в горячке» после посещения им в больнице избитой Юлдуз Хакназаровой. В то же время Д. Халидов отметил, что СМИ надо было заострять внимание не на предложении Аширова, а «на явном росте проявлений ксенофобии и расизма в обществе».
Имам центральной мечети Махачкалы Идрис Исрапилов заявил, что Дагестан находится в составе России, а отделение в пределах населенных пунктов ни к чему хорошему не приведет: «Надо жить вместе, надо дружить. Если скинхеды и нацисты захотят убивать мусульман, будет еще легче сделать это в местах компактного проживания».
Заместитель председателя комитета по делам религии при правительстве Дагестана Кафлан Ханбабаев считает, что эпатажная форма подачи заявления Ашировым должна привлечь внимание Москвы к проблеме. Однако возведение моноконфессиональных кварталов, по его мнению, может еще больше дестабилизировать ситуацию.

http://www.kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1218696.html
«Кавказский узел» сообщил 30 мая о том, что в администрации Кизилюртовского района Дагестана состоялась встреча руководства района с религиозными активистами селения Стальское.
Причиной встречи явилась внутрирелигиозная напряженность в Стальском, где немногочисленные, по оценке «КУ», сторонники Духовного управления мусульман Дагестана и шейха Саида Чиркеевского требуют смещения с должности действующего имама центральной мечети  селения Умарасхаба Алибекова.
В начале мая текущего года оппоненты Алибекова написали письмо в адрес руководства республики и района, муфтията Дагестана с требованием «наказать Алибекова за его ваххабитские взгляды». 13 мая уже его сторонники обратились с открытым письмом к президенту, министру внутренних дел Дагестана, главе Кизилюртовского района с требованием, чтобы Алибекова оставили в покое.
На встрече было достигнуто согласие решать вопросы за столом переговоров.

http://www.newizv.ru/news/2008-05-26/90660/
«Новые известия» опубликовали 26 мая заметку Михаила Поздняева «Храмы под запретом. Мусульмане Подмосковья жалуются на нехватку мечетей».
В ней рассказывается о заседании первой Ассамблеи народов Подмосковья, на котором выступил и имам-мухтасиб Московской области Арслан Садриев, а также об истории мытарств подмосковных мусульман, которые начались при губернаторе Борисе Громове.
В 13 городах региона мусульманским общинам пришлось столкнуться с противодействием чиновников в вопросе строительства мечетей. В Коломне и вовсе сложилась курьезная ситуация: в качестве условия для выделения участка под строительство мечети чиновники потребовали согласовать вопрос с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.
Дом А. Садриева в Сергиевом Посаде не раз подвергался хулиганским нападениям. Имам-мухтасиб полагает, что «молодежь повторяет действия местного руководства, запрещающего строить в городе мечеть». Вице-губернатор области Алексей Пантелеев пообещал, что власти будут учитывать интересы мусульман.

http://www.rg.ru/2008/05/30/assambleya.html
Ирина Пуля из «Российской газеты» нарисовала по итогам первой ассамблеи народов Подмосковья совсем иную – благостную – картину конфессиональной политики в Московской области (заметка от 30 мая «В мечети говорят на русском. Представители этносов нашли общий язык»).
Как выяснилось из выступления вице-губернатора области Алексея Пантелеева, больше всего в регионе обижены не мусульмане, а… Русская православная церковь, которой не переданы в собственность более 100 храмов, а в 12 муниципальных образованиях ей не было разрешено построить часовни и храмы в местах погребений.
О претензиях мусульман к областным властям в заметке ни слова.

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=f46ecbce-578a-4d34-8931-4d0e3b9a2d73&docsid=898202
«Коммерсант» опубликовал 31 мая заметку Андрея Козенко ««Наши» включились в вероучебный процесс. Со своими «Основами православной культуры»».
В ней сообщается о том, что лидер православного корпуса движения «Наши» Борис Якеменко представил написанный им учебник «Основы православной культуры. Конспекты лекций». Учебник еще не прошел сертификацию в Минобрнауки, однако его автор надеется, что уже осенью уроки православия по нему будут преподаваться в школах десяти регионов РФ, включая Москву, а вести предмет будут активисты «Наших».
Этот факт «Коммерсанту» прокомментировал председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. По его мнению, лучшего способа возбудить массовую неприязнь к православию, чем обязательное преподавание его основ, нет: «Этот предмет вызовет у детей отторжение». Появление учебника он расценил как провокацию.

http://www.newizv.ru/news/2008-05-27/90717/
26 мая «Новые известия» опубликовали заметку все того же Михаила Поздняева «Все, как у больших. В России начинают строить детские храмы».
В ней рассказывается о масштабном проекте строительства православных церквей по эскизам детей. Храмы предполагается адаптировать под их рост: вся утварь будет уменьшенного размера.
Руководитель пресс-службы Совета муфтиев России Гульнур Газиева сообщила «НИ», что мусульманское духовенство в распространении своего влияния так далеко не заходит: «Мы считаем, что дети должны посещать не какие-то специальные, а обычные храмы наравне со взрослыми, и не столько с целью особого упора на религиозные знания, а для привития им духовности, воспитания в них гуманитарных ценностей».

http://www.fontanka.ru/2008/05/30/024/
Петербургская интернет-газета «Фонтанка.ру» опубликовала 30 мая интервью с французским политологом, автором ряда книг по истории России Элен Каррер д’Анкос под заголовком «Нельзя судить о России, сидя в своем кресле в Париже».
В нем был затронут и вопрос отношения интервьюируемой к исламу. Известную исламофобку Ориану Фаллачи Э. д’Анкос называет исключением из правил на Западе. Сама же она «никогда не согласится» с тем, что ислам – это угроза. Напротив, «ислам – это великая цивилизация» и «абсолютно не фанатическая религия». Как пример возможности мирного сосуществования мировых религий  Э. д’Анкос приводит Россию, которая «живет бок о бок с мусульманами столько веков», и конкретно Татарстан, где она бывала. По мнению политолога, дело не в исламе, а в крайних формах. А они имеются и в христианстве – «и еще какие!»

ИА «Regions.ru» задало 31 мая «исламоведу», директору правозащитного центра ВРНС Роману Силантьеву и председателю Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анасу Пшихачеву вопрос: «Как изменилась за последние годы мусульманская «паства»?»
Р. Силантьев (http://www.regions.ru/news/islam/2146071/) полагает, что число мусульман в России растет примерно в тех же пропорциях, что и православных. Однако в основном это, по его мнению, связано «с обширной эмиграцией и большими семьями у мусульманских народов».
«Исламовед» отметил большую дифференциацию данного процесса по регионам. Советская власть с ее воинствующим атеизмом сильно изменила ситуацию только в центральной части России и больших городах, а Северный Кавказ так и остался мусульманским (как и Средняя Азия).
А. Пшихачев (http://www.regions.ru/news/islam/2146069/) считает, что сейчас меняется качественный уровень прихожан: все больше людей не просто считают себя мусульманами, но начинают исполнять обряды, посещать мечети и т.д. По мнению муфтия, немалая заслуга в этом религиозного образования и просвещения.

http://www.islamnews.ru/news-12069.html
ИА «Islamnews» опубликовало 27 мая подготовленный информационно-аналитическим отделом Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений «Собрание» анализ освещения «Интерфаксом» исламской тематики.
Выяснилось, что из ста последних материалов раздела «Ислам» на портале этого информагентства 65 создают откровенно негативный образ ислама и мусульман. Только 17 материалов оказались нейтральными, еще 17 – формально нейтральными, но имеющими негативный оттенок, либо связанными со скандалами внутри мусульманской общины. И лишь один материал можно назвать безусловно отражающим интересы мусульманского сообщества России.
При этом все сто последних публикаций раздела «Православие» носят позитивный или нейтрально-позитивный характер, либо так или иначе отражают интересы РПЦ.
В беседе с корреспондентом ИА «Islamnews» эти факты прокомментировал президент Центра стратегических и политических исследований, известный востоковед Виталий Наумкин. Он полагает, что распространение исламофобских, тенденциозных по отношению к исламу и исламской общине материалов говорит о том, что в российском информационном пространстве сложилась нездоровая обстановка. Хотя ученый и не склонен преувеличивать масштабы исламофобии, но сайт «Интерфакса», по его мнению, перенасыщен негативной информацией, что создает негативный образ мусульманской общины.

http://www.islamnews.ru/news-12044.html
ИА «Islamnews» опубликовало 26 мая интервью с вице-президентом Академии геополитических проблем, руководителем Центра стратегических и этнополитических исследований Деньгой Халидовым под заголовком «Совет мусульман России как ответ на вызовы современности».
Д. Халидов рассказывает об идее создания Совета мусульман России, его целях и задачах.
Предполагается, что эта организация переймет опыт функционирования Международного союза мусульманских ученых, возглавляемого доктором Кардави, в который входят как чисто религиозные деятели, так и представители мусульманской общественности, ученые, историки, политологи, журналисты.
Необходимость создания Совета связана, по мнению Д. Халидова, с неспособностью традиционных российских мусульманских институтов, таких как муфтияты, адекватно отвечать на вызовы современности: «В этих структурах нет соответствующего научного потенциала, нет глубокого осмысления происходящего, отсутствует прогнозирование и стратегическое планирование политики».

http://www.interfax-religion.ru/islam/?act=news&div=24645
ИА «Интерфакс» спросило 26 мая российских исламоведов их мнение об энциклопедии «Ислам в современной России» Романа Силантьева.
Доктор исторических наук, замдиректора Кунсткамеры по научной работе Ефим Резван назвал энциклопедию Р. Силантьева «первым в новейшей истории России изданием, которое дает в целом объективную картину процессов, произошедших в мусульманской общине страны за последние 15 лет - процессов сложных, неоднозначных» и предположил, что книга будет интересна «партнерам российских мусульман - православным, иудеям, буддистам и другим».
В то же время он отметил, что такой человек, как Мовлади Удугов, «представлявший неоваххабитское сопротивление в период первой чеченской войны, едва-едва затронут в книге, хотя объективно его роль много больше».
Руководитель Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Виталий Наумкин также высоко оценил книгу Р. Силантьева: «Она отличается доскональностью, очень большим количеством собранных и проанализированных фактов, материалов и одновременно изложением авторской позиции по целому ряду вопросов, связанных с функционированием и структурой ислама в России и деятельностью исламского сообщества».
По мнению ученого, можно понять тех представителей исламской общины, которым не нравится, что в этой книге автор касается противоречий внутри уммы, разногласий между различными ее институтами. Однако он не думает, что автор затрагивает противоречия в исламской общине страны, желая принизить ее роль: «Наоборот, я лично вижу силу исламской уммы в такой плюралистической организации духовной жизни».

http://exlibris.ng.ru/koncep/2008-05-29/8_allah.html
Приложение к «Независимой газете» «НГ-Exlibris» опубликовало 29 мая рецензию Ольги Баллы на книгу Лилии Зауали «Исламская кухня» под заголовком «Ешьте, восхваляя Аллаха. Яйца старой ящерицы и сарид для Шаббата».
Переведенная с итальянского книга известного европейского антрополога, социолога, этнографа и путешественника, по мнению О. Баллы, - о том, «как человек вживается в ислам на уровне вкуса, запаха, цвета. И еще – на уровне неизменно сопровождающих приготовление и поедание пищи традиций, условностей, предписаний, правил, предрассудков и фобий».

http://rian.ru/society/20080527/108560892.html
РИА Новости сообщило 27 мая о том, что мусульмане в России обеспечены халяльной продукцией лишь на 30%.
Об этом РИА рассказал директор отдела развития стандарта халяль Совета муфтиев России Жафар Азизбаев.
Ключевой проблемой развития халяльной индустрии он назвал слабую сеть производства и реализации соответствующей продукции. Причем этот вопрос актуален практически для всех регионов страны. По его мнению, для его решения необходимо создание эффективной дистрибьюторской системы, которая могла бы сыграть важную роль в обеспечении халяльной продукции.
Он также отметил, что в столичном регионе проблема обеспечения халялем в принципе решена (здесь он реализуется более чем в 300 магазинах).

http://www.kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1218644.html
«Кавказский узел» сообщил 30 мая о том, что в Нальчике прошла научно-практическая конференция «Национальная культура и ислам».
В ее работе приняли участие муфтии Дагестана, Ингушетии, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, раис-имамы районов и городов КБР, ученые, занимающиеся проблемами ислама.
Лейтмотивом конференции стала мысль о том, что национальные традиции народов Кавказа никогда не вступали в противоречие с нормами ислама, поэтому эта религия получила такое распространение на Северном Кавказе.
В своем выступлении председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев сказал, что «никогда не думал, что в Кабардино-Балкарии, мирной и спокойной республике, в одночасье может возникнуть такая война, какая произошла осенью 2005 года». По мнению И. Бердыева, главная причина случившегося - незнание ислама: «Пришли миссионеры и потянули за собой людей, которые не разбирались в исламе».
Председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев выразил убеждение, что между национальными культурами и исламом нет никаких противоречий. Те, кто сегодня критикует традиционный ислам, по мнению муфтия КБР, смотрят на него через похоронно-поминальный обряд: «Между тем ислам многогранен. Его надо изучать по первоисточникам, по Корану, а не по учебникам его врагов, которые пытаются навязать какие то идеи, раскалывают умму и настраивают мусульман друг против друга».

Подготовил Рустам Шакиров

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/3227/">ISLAMRF.RU: Кавказский узел</a>