RSS | PDA | Архив   Среда 8 Май 2024 | 1433 х.
 

Это не по-нашему

05.08.2008 11:51

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации за 2-8 июня 2008 года

На прошедшей неделе СМИ обсуждали очередной почин прокремлевского молодежного движения «Наши». Брат руководителя федерального агентства по делам молодежи Василия Якеменко Борис, возглавляющий православный корпус «Наших», написал очередной учебник по «Основам православной культуры». Будущее его (учебника), несмотря на братский административный ресурс, туманно.

Приложение к «Независимой газете» «НГ-Религии» опубликовало 4 июня заметку Станислава Минина «Пока сам не напишешь, читать нечего. Активисты "Наших" готовы преподавать православие по своему учебнику».

С. Минин делится своими соображениями по поводу того, почему этот продукт православного корпуса движения «Наши» - учебник ОПК - появился именно сейчас.

Торопится Борис Якеменко потому, что с 1 сентября 2009 года в России упраздняются региональный и школьный компоненты среднего образования: «Поработай Якеменко над книжкой (а в ней целых две части плюс рабочая тетрадь и пара дисков) еще месяц-другой – и пиши пропало! Через год со своим курсом ему было бы негде приткнуться...», - если только в курсе «Духовно-нравственная культура», перспективы которого еще не совсем ясны, не приберегут местечко для ОПК.

Наше государство, отмечает автор заметки, пока не решило, нужны ему «Основы православия» в школе или нет: «Оно пробует варианты: одной рукой создает молодежные движения с православными корпусами, другой – сужает Церкви поле для маневра в школе».

С. Минин доказывает, что ОПК - проект сугубо идеологический, а не культурологический (как это утверждает автор учебника), поскольку желающих преподавать курс по учебнику Якеменко ожидает тест на «профпригодность» в лагере «Наших» на Селигере.

«Независимая газета» опубликовала 3 июня заметку Александры Самариной, Ивана Родина и Леонида Федорова «"Наши" научат. Комиссары прокремлевского молодежного движения готовы преподавать детям основы православной культуры».

Один из лоббистов «Основ православной культуры» как элемента школьного предмета «Духовно-нравственная культура», глава думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина в комментарии «НГ» не стала скрывать, что ожидает сопротивления мусульманских регионов: «Я думаю, что это будет, конечно. Посмотрите, что уже началось вокруг».

Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский ставит процессу православизации школы тот же «диагноз», но предлагает иной «рецепт». Он с трудом представляет, как обязательный предмет «Основы православной культуры» будет вводиться, например, в Дагестане, откуда он избирался. По его мнению, не надо «что-то придумывать», нужно просто вводить больше часов по русскому языку – «межнациональному средству общения, и литературе, и тогда в этих рамках можно было бы охватить и православную культуру, и мусульманскую, и прочие». Также он настаивает, что связанные с религией предметы надо изучать только на добровольной факультативной основе.

Журналисты «НГ» прочитали пособие Б. Якеменко и нашли там «массу интересных, но малопригодных для школьников деталей». Отметив тяжелый слог автора, самой слабой главой книги они признали «Доказательства существования Бога», сделанную на «примитивном уровне».

Информационный канал «Вести» опубликовал 2 июня интервью с председателем отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом под заголовком «Церковь не настаивает на обязательном преподавании православия».

Как видно из заголовка, речь в нем шла о возможности преподавания основ православия в средней школе.

По словам митрополита, тема эта «чрезвычайно проста», а церковь никогда не предлагала преподавать православие в обязательном порядке во всех учебных заведениях России. Идея РПЦ такова: «Основы православия» (богословский предмет) преподавать на факультативной основе, а «Основы православной культуры» (культурологический предмет) – на обязательной, но вариативной, альтернативной основе, с предоставлением школьникам права выбора курса другой конфессии.

При этом он, однако, полагает, что каждый гражданин России, «будь он мусульманин, еврей или буддист, должен знать основы православной культуры, как, наверное, должен знать основы исламской культуры человек, живущий там, где большинство мусульман». На вопрос ведущего: «То есть вы предлагаете в Казани православным посещать основы исламской культуры?» митрополит Кирилл ответил: «Я бы посещал, если бы я учился в Казани. Я ничего не предлагаю, но я бы посещал».

«НГ-Религии» опубликовали 4 июня большое интервью с уполномоченным по правам человека в РФ Владимиром Лукиным под заголовком «Омбудсмен уполномочен заявить... Государство не должно повторять практики гонений на инаковерующих и инакомыслящих, считает Владимир Лукин».

Оно посвящено проблемам, касающимся прав верующих и свободы совести в России.

Практику последних лет, когда некоторые из субъектов РФ включили предмет «Основы православной культуры» в число обязательных предметов для общеобразовательных школ в рамках регионального образовательного стандарта, омбудсмен называет отступлением от конституционных принципов российского государства. Изменения же законодательства, устанавливающие образовательный стандарт, включающий в себя раздел «Духовно-нравственная культура» и предоставляющий право выбора предмета, он одобрил.

В. Лукин подробно рассказывает о своей позиции по поводу судебного решения признать экстремистскими сочинения турецкого богослова Саида Нурси. По ознакомлении с книгами Нурси, а также отзывами, заключениями и экспертизами на них, он сделал вывод, что это – «религиозно-назидательная литература», в которой нет противопоставления граждан по признаку их мировоззренческого выбора, тем более – призывов к религиозной вражде и нетерпимости. В. Лукин недоумевает – почему из всего многообразия экспертиз и отзывов суд принял единственное отрицательное по своим выводам заключение, в котором отсутствует религиоведческий подход.

В конце концов омбудсмен задается вопросом: «Не получится ли так, что, сегодня запрещая толкование Корана, завтра светская власть потребует запрещения Корана под предлогом наличия в нем «социально-психологической и психолингвистической опасности» для современного российского общества? И не захочется ли затем поискать «экстремизм» в многочисленных толкованиях Библии, а потом и в самой Библии?»

Не понимает он и запрета деятельности на территории России «международной религиозной организации «Нурджулар»». По его мнению, Генеральная прокуратура рассматривает в качестве членов «секты» «Нурджулар» последователей творчества С. Нурси, то есть тех, кто собирается для изучения богословско-религиозной литературы, совершения религиозных обрядов, «что никак не может быть отнесено к нарушению законодательства о свободе совести».

Газета «Газета» опубликовала 2 июня авторскую колонку Надежды Кеворковой под заголовком «Об искусстве выплескивания дитяти вместе с водой».

Журналист вступилась за Нафигуллу Аширова, вокруг предложения которого об обособленных жилых кварталах СМИ разыграли «целый спектакль», и возмутилась, вслед за сопредседателем Совета муфтиев России, игнорированием факта избиения Юлдуз Хакназаровой в московском метро со стороны «правоохранителей, начальства ее университета, ее работодателей, журналистов, мусульман, деятелей других религий, правозащитников, членов Общественной палаты, депутатов, сенаторов».

По мнению Н. Кеворковой, в отличие от других муфтиев, Н. Аширов «всегда говорит прямо и по существу», однако несчастье Ю. Хакназаровой и проблема фашизации и исламофобии остались за бортом обсуждения. Зато все с удовольствием обсосали и отринули тему «гетто».

ИА «Islamnews» сообщило 2 июня о результатах опроса, проведенного этим агентством на предмет поддержки концепции «мусульманских анклавов», предложенной Нафигуллой Ашировым.

Опрос показал, что большая часть респондентов (46,83%) поддерживает ее. 44,72% проголосовали против.

«Islamnews» приводит мнение руководителя одной из московских риэлторских компаний, согласно которому осуществить подобный проект не составляет больших проблем с точки зрения российского законодательства. По его словам, жилые комплексы, о которых говорил Н. Аширов, – это классические ТСЖ, которые могут объединять собственников как одного, так и нескольких многоквартирных домов, со своей огражденной охраняемой территорией. На этой территории возможно наличие детского сада, школы, поликлиники и других объектов инфраструктуры.

«НГ-Религии» опубликовали 4 июня рецензию Андрея Мельникова на книгу Романа Силантьева «Ислам в современной России» под заголовком «Энциклопедия "правильных" мусульман».

А. Мельников обращает внимание на то, что автор энциклопедии, подробно описав иностранное влияние на российский ислам, «совершенно упустил из виду необходимость представить читателю суть и содержание ислама «традиционного»». Также он передает содержание выступления Р. Силантьева на пресс-конференции, посвященной выходу в свет энциклопедии.

Принимавший участие в пресс-конференции председатель Российского общества исламоведов профессор Тауфик Ибрагим предостерег от однозначного разделения ислама на «традиционный» и «нетрадиционный», как это сделано в книге. По его мнению, государство часто ориентируется не на движения, а на конкретных представителей духовенства, которые в своих официальных заявлениях заверяют общество в лояльности, а на деле допускают пропаганду экстремистских идей.

Кроме того, опасно под предлогом борьбы с ваххабизмом отгораживаться от мусульманского мира, - считает Т. Ибрагим: «Можно загнать в оппозицию тех, кто получил образование за границей».

В том же номере «НГ-Религии» Павел Круг рецензирует сборник статей «Религия и конфликт» под заголовком «Путешествие из России в Индокитай».

Статьи, представленные в сборнике, сближает интерес к тому, как религия проявляется в сфере политического. Кавказское религиозно-политическое пространство обозревает в сборнике Энвер Кисриев. В его фокусе внимания – «младомусульмане», или «ваххабиты». Возникновение и развитие этих исламских групп анализируется в контексте процесса «мусульманской клерикализации», или, по определению Кисриева, «оДУМотворения» российского ислама.

К политическим процессам и конфликтам с участием ислама обращаются также Леонид Сюкияйнен и Ирина Звягельская. Первый пишет о потенциальной совместимости исламского права и западных демократических стандартов, вторая – о религиозном факторе в палестино-израильском конфликте.

Общественно-политический еженедельник «Черновик» опубликовал 6 июня заметку Магомеда Магомедова «Работа над… имамами».

Она посвящена ситуации вокруг имамов мечети №2 в Дербенте и мечети в селе Стальское Кизилюртовского района. В обеих мечетях прихожане возмущались желанием ДУМ Дагестана сменить их имамов без согласия местного населения и написали официальные обращения в адрес властей республики, в которых требовали принять какие-либо меры.

Место имама дербентской мечети №2, которое Махмуд Пириев оставил во избежание конфликтов среди прихожан, занял все же не ставленник ДУМД, а заместитель Пириева. Сам Пириев стал заместителем. В Стальском же вопрос с имамом местной мечети и вовсе «принял политический характер районного масштаба», - отмечает М. Магомедов.

Он не исключает, что желание ДУМ контролировать назначения в мечетях связано с тем, что подходит к концу десятилетний срок полномочий нынешнего муфтия РД Ахмада Абдулаева, а имамы наиболее крупных мечетей будут принимать участие в выборах муфтия.

«Черновик» опубликовал 6 июня заметку все того же Магомеда Магомедова «Адаты Путина».

В основном оно посвящено тому пассажу в интервью Владимира Путина французским журналистам, которое касалось негласного закона, по которому лица одной национальности не могут занимать высшие руководящие посты в Дагестане (Путин заявил о своей приверженности этому «политическому адату» республики).

М. Магомедова интересует, кроме всего прочего, вопрос, что же будет «подпевать» псевдо-элита РД после того, как Путин сказал, что ваххабизм в его изначальном виде – это нормальное течение в исламе, «ничего здесь страшного нет». Автор вопрошает: «С чем же тогда столько времени боролись наши власти, к чему столько репрессированных за свои идейные установки дагестанцев (не террористов и не экстремистов!), если все это, по словам Путина, не носило угрозы?»

Газета «Газета» опубликовала 4 июня заметку Мадины Шавлоховой и Лауры Магомедовой «Дагестанский экстремизм - от бедности. Международные конфликтологи предложили план умиротворения на Северном Кавказе».

В ней рассказывается о докладе международной политологической организации International Crisis Group, который обнародовал в Москве ее вице-президент Ален Делетроз. Вывод, который в нем делается – экстремистские исламские движения на Северном Кавказе, в частности в Дагестане, не только не разгромлены, но, напротив, укрепляются вопреки уверениям властей.

По данным экспертов, начиная с 2003 года в Дагестане зафиксировано несколько сотен (!) убийств чиновников, сотрудников правоохранительных органов и журналистов. Ответственность за эти действия несет экстремистская религиозная организация «Джамаат шариат», некоторые лидеры которой в прошлом воевали в составе чеченских экстремистских формирований. Исправить ситуацию, считают в ICG, может только полное искоренение коррупции и реинтеграция молодежи в нормальную экономическую среду.

Министр по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Э. Уразаев в интервью «Газете» поправил международных политологов: «Убийств было около 200, но не все они связаны с деятельностью экстремистской группировки «Джамаат шариат».

ИА «Islamnews» сообщило 3 июня о том, что Российский конгресс народов Кавказа создает штаб оперативного реагирования для оказания правовой помощи выходцам с Кавказа и другим гражданам, пострадавшим от действий милиции либо в конфликтах с ультранационалистами.

Одной из целей этой структуры заявляется «своевременное предупреждение массовых драк с участием кавказской и русской молодежи, а также выявление провокаторов и направление информации о них в милицию».

Как сказал в интервью «Islamnews» сопредседатель РКНК Деньга Халидов, протест кавказской молодежи против нападений неонацистов и произвола со стороны милиции конгресс намерен направить в законное русло: «За последние месяцы в Конгресс поступили десятки обращений об убийствах кавказцев, об их незаконных задержаниях милицией, об извлечении нетрудовых доходов с выходцев с Кавказа. Месяц назад в центре Москвы, на Пушкинской площади собирались молодые парни, возмущенные убийствами друзей и намеревавшиеся провести рейд по квартирам ультранационалистов. Наша бригада вместе с ГУВД тогда предотвратила эти рейды».

Возглавил штаб Магомед Яндиев, в прошлом высокопоставленный милицейский работник. Месяц назад он собрал лидеров стихийных молодежных кавказских движений и поставил перед ними задачу: предотвращать провокации со стороны неонацистов, а также со стороны кавказцев. Штаб (в его составе три группы – правовой помощи, аналитическая и группа физической защиты, в рядах которой тысяча активистов) пытается взять под контроль все кавказские движения, «вплоть до преступных группировок», а также собирает базу данных о «противниках».

Портал «Credo.ru» сообщил 3 июня о том, что накануне перед журналистами в Москве выступили эксперты по исламским финансам - глава финансовой компании "ИФК Линова" Линар Якупов, ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин, специалист по исламскому праву Леонид Сюкюяйнен.

Это выступление предваряло прошедший в Казани 5-6 июня I Международный семинар на тему «Исламские финансы банкинг и страхование».

Линар Якупов заявил, что необходимость в семинаре возникла потому, что в Татарстане около 50% населения являются традиционными мусульманами, а во всем мире это сегодня динамично развивающийся сектор. Ректор РИУ Рафик Мухаметшин сообщил, что в связи с потребностью в специалистах-экономистах исламского профиля в этом вузе откроется специализация «Мировая экономика». Профессор Высшей школы экономики Леонид Сюкюяйнен отметил, что на многочисленных семинарах по исламскому банкингу, которые ему приходится посещать, многие специалисты говорят, что если религиозные принципы, на которых строятся исламские финансы, им понятны, то на вопрос о многих важных технологических моментах ответа пока они не видят. Потому-то данный вопрос и нуждается в изучении.

«Кавказский узел» опросил 5 июня финансистов, религиозных деятелей и простых жителей Кабардино-Балкарии на предмет их отношения к исламским банкам.

Три кабардино-балкарских банкира, к которым обратился «Кавказский узел», на вопрос об отношении к исламской банковской системе ответили, что не знают, о чем идет речь. Однако при этом они были бы не против таких банков.

Рядовые граждане, узнав, что банки, действующие по законам шариата, за кредиты проценты не берут, обрадовались такой возможности. Правда, один из мусульман усомнился в перспективах исламского банкинга в России: «Я представляю, как подобный банк, если его открытие у нас когда-нибудь произойдет, будут трясти проверками - не финансирует ли он террористов».

Муфтий КБР Анас Пшихачев считает, что от открытия исламского банка в Кабардино-Балкарии выиграют не только мусульмане, но и вся республика. На вопрос, не будут ли исламские банки под подозрением как финансирующие терроризм, муфтий ответил: «Не думаю. Деятельность исламских банков прозрачная». Муфтий сказал, что, по его данным, у исламских банков большое желание развернуть деятельность на территории России.

ИА «Regions.ru» сообщило 6 июня о том, что президент Чеченской республики Рамзан Кадыров встретился с представителями Духовного управления мусульман ЧР.

На встрече президент ЧР отметил необходимость усилить работу, направленную на морально-нравственное воспитание молодежи.

Глава республики также отметил, что угрозу обществу представляют шарлатаны, прикрывающиеся религиозными догмами: «Эти люди, которые называют себя предсказателями, ворожеями, просто дурачат доверчивых граждан, занимаются профессиональным обманом. Они внушают им то, чего нет, лишь бы им платили за услуги».

О необходимости усиления работы по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения Р. Кадыров говорил 2 июня и на встрече с министром Чечни по внешним связям, национальной политике, печати и информации Шамсаилом Саралиевым

«У нашей молодежи должно складываться верное представление о чеченской культуре, традициях и обычаях предков. Привлекайте к работе по духовно-нравственному воспитанию молодежи специалистов, историков, журналистов, деятелей культуры, науки», - заявил он.

Р. Кадыров также отметил, что «необходимо донести до жителей точное толкование основ ислама, которое было искажено за последние 15 лет».

РИА «Дагестан» сообщило 7 июня о том, что в Дагестане начался прием заявок на хадж.

Координационный совет Северного Кавказа по хаджу получил в нынешнем году 12,5 тысяч квот из 20,5 тысяч, предоставленных России. Для Дагестана выделено 8 тысяч мест. Стоимость паломничества в этом году по сравнению с прошлым годом повысится на 20-30%.

Подготовил Рустам ШАКИРОВ

16.06.2008


Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/3485/">ISLAMRF.RU: Это не по-нашему</a>