RSS | PDA | Архив   Среда 8 Май 2024 | 1433 х.
 

«В Татарстане в руках духовенства находятся сейчас сотни машин»

05.08.2008 12:01

Обзор региональных мусульманских и национальных СМИ РФ за 23–29 мая 2008 года

Газета «Ватаным Татарстан» в номере от 23 мая обсуждает новое назначение бывшего первого заместителя муфтия Валиуллы-хазрата Якупова (Минhаж Р. Абыстайлар куера, токмачлар килсеннэр… // Ватаным Татарстан, 2008. – 23 май).

Как известно, согласно решению Президиума ДУМ РТ он был назначен заместителем муфтия по связям с государственными структурами. Понятно, что эта должность были придумана специально для Валиуллы-хазрата, так за подобные отношения всегда отвечал сам муфтий.

Автор материала пишет, что теперь Валиулла-хазрат стал не вторым, а третьим человеком в ДУМ РТ и лишился своего персонального кабинета на втором этаже, там где сидит верхушка ДУМ РТ. Хотя как посмотреть. Например, должность руководителя аппарата или заместителя по религиозным вопросам по статусу гораздо выше нынешней должности Валиуллы-хазрата Якупова. Следовательно это четвертое-пятое место в муфтияте.

Наряду с этим журналист «Ватаным Татарстан» вполне положительно оценивает приход на место Валиуллы-хазрата Рамиля-хазрата Юнусова, имама-хатыба мечети Кул Шариф и руководителя Совета улемов при ДУМ РТ. Плюс он видит в том, что молодой имам находится в близких, почти дружественных отношениях с нынешним мэром Казани Ильсуром Метшиным. Также автор материала полагает, что этот очередной шаг Юнусова по карьерной лестнице дает ему все больше шансов претендовать на место руководителя ДУМ РТ.

Рашит Минхаж приводит мнение одного имама, пожелавшего остаться неизвестным, который опасается, что с приходом Рамиля-хазрата Юнусова в ДУМ РТ еще более усилится роль салафитской партии. Но тот же анонимный имам полагает, что не надо воспринимать это как трагедию, поскольку и салафиты и ханафиты – все они мусульмане. «Главное, - говорит он.- оставаться мусульманами и не копаться в чужом грязном белье. Ведь желающих перессорить нас между собой и так достаточно».

Тем временем майский номер газеты «Вера», которую издает Валиулла-хазрат Якупов публикует речь заместителя муфтия по связям с госорганами, которую он произнес на последней конференции, посвященной юбилею татарского богослова Ш.Марджани (Якупов В. Влияние религиозного наследия Ш. Марджани на современное мусульманское сообщество // Вера, 2008. – май. - №5).

В своем выступлении автор пытается обосновать действия современных мусульманских деятелей примерами из истории, и в частности, высказываниями самого Шигабутдина Марджани. Он вполне положительно оценивает то, что Марджани в свое время выступал за то, чтобы улемы и имамы жили богато. Например, сам татарский богослов одевал шубу за 500 рублей, когда обычные люди одевались за 200-300 рублей, запрягал самых дорогих коней и носил по двое золотых часов одновременно. «Очевидно, - пишет Валиулла-хазрат, - что современное нам духовенство следует в этой части заветам Ш.Марджани. Если в начале 1990-х годов в мечетях республики было 2-3 автомобиля «Волга», то теперь большинство имамов пересело на иномарки, самые дорогие из которых у Верховных муфтиев РФ. В Татарстане в руках духовенства находятся сейчас сотни машин».

Альмира Адиатуллина, главный редактор газеты «Муслима» в последнем номере возносит слова благодарности и восхваления тому же Валиулле-хазрату Якупову, благодаря которому уже 11 лет выходит эта газета (Эдиатуллина Э. Яндыга саналасым… // Мослимэ, 2008. - №5 (125)).

Кроме того, на протяжении двух полос она подробно рассказывает о том, чем занимались Союз мусульманских женщин РТ, общество «Муслима» и она сама в последние годы. Это и борьба за право фотографирования на паспорт в платке, выступление против игрового бизнеса и многое другое. В завершении она отмечает, что все эти мероприятия произошли после Объединительного съезда ДУМ РТ, то есть после того как татарстанский муфтият возглавил Гусман-хазрат Исхаков.

«В нашей республике … открывается все больше кафе и магазинов для верующих. В детсадах и школах организуется халяльное питание. Появляются новые информационные площадки для общения производителей и потребителей. Эта сфера бизнеса востребована и не заполнена, ее коммерческая привлекательность очевидна, и потому туда, где должны царить духовность и доверие, все чаще проникает мошенничество», - пишет казанская газета «Восточный экспресс».

Это же издание решило опросить покупателей о том приходилось ли им сталкиваться с покупкой фальсифицированной продукции под маркой «Халяль».

Например, Лилия Мифтахова полагает, что определить такую продукцию по внешнем виду бывает затруднительно. «Обычно мы покупаем со значком Комитета по стандарту «Халяль», - говорит она. - Есть, конечно, и другие значки с надписью «Халяль», вот тут не знаешь, соответствует это действительности или нет. Иногда пишут «без свинины» или «по-мусульмански», такую продукцию мы не покупаем, так как это ни о чем не говорит. Животное может быть забито не по шариату, а, например, током. Обычно мы покупаем халяльную продукцию в одних и тех же местах у людей, которым доверяем и с которыми давно имеем дело».

Газета обращается за разъяснениями к Ильнуру Гайнуллину, руководителю Комитета по стандарту "Халяль" при ДУМ РТ:

«Покупатель имеет право потребовать документ, подтверждающий, что продукция соответствует марке "Халяль". Не обязательно это должен быть сертификат нашего комитета. Существует соглашение по признанию тех или иных сертификатов. Если этот документ Чувашской и Марийской Республик и с ними есть соглашение, то никаких вопросов быть не должно. Но нужно признать, что на этом рынке существует много фальсификаций. И задача нашего комитета - дать правдивую информацию для потребителей».

Как объяснили изданию в Комитете по стандарту "Халяль" при ДУМ РТ, по вопросам халяльной продукции в день поступает по 30 - 40 обращений, из них 3 - 4 жалобы, требующие серьезных проверок. Однако функция - штрафовать или наказывать - на комитет не возложена. Впрочем, он имеет более эффективные рычаги воздействия. Сильным ударом для недобросовестных производителей является информация о допускаемых ими нарушениях, поступающая населению через мечети и СМИ. В прошлом году был закрыт набережночелнинский мясокомбинат. В ассортименте его продукции была продукция с маркой "Халяль". От покупателей в Комитет поступали вопросы о наличии сертификата "Халяль" на эту продукцию, однако такой документ комбинату не выдавался. Переговоры с предприятием о проверках ничем не заканчивались - руководство попросту не пускало на комбинат экспертов. Среди мусульман росло недовольство, что продукция все же продается под маркой "Халяль", хотя таковой не является. И вот в мечетях имамы сказали свое веское слово, наложив на продукцию мясокомбината харам (запрет). Верующие устроили бойкот, перестав покупать эту продукцию. Продажи упали, а вскоре комбинат неожиданно закрылся.

Сайт «Нижгар.ру» публикует статью О.Н.Сенюткиной «Нижегородский мусульманин Девлятбей Исмаилов у истоков рождения харьковской исламской общины».

Речь идет о выходце из нижегородского села Кочко-Пожарки Давлетбее Исмаилове, которого мусульмане Харькова в 1861 году хотели избрать своим имамом и обращались по этому поводу в канцелярию Харьковского гражданского губернатора. О.Н.Сенюткина пишет: «Зная, что в 1866 году среди 59973 жителей Харькова насчитывалось 38 татар, можно предположить, что на момент поступления прошения за пять лет до этого в городе татар было не меньше, а, возможно, и больше. Будучи, как известно, активными торговцами, татары Российской империи оказывались в разных, даже достаточно удаленных от центра районах, в том числе и тех, которые не являлись местами традиционного расселения мусульман. Одному из торгующих нижегородских татар единоверцы оказали большую честь, избрав его имамом».

25 мая прошло очередное заседание Общественного совета села Токаево Чувашской республики , организованного в августе 2007 года.

Главным направлением деятельности Общественного совета в текущем году является проведение мероприятий в рамках Года добрых дел. На заседании подведены итоги текущего месяца, намечены задачи на ближайшее время, в частности рассмотрены вопросы благоустройства села, проведения V Республиканского праздника "Сабантуй", а также выпуска газеты "Имам нуры". Члены Общественного совета также поддержали инициативу прихода села Токаево об организации летнего лагеря для детей, которое будет организовано при поддержке некоммерческого благотворительного фонда "Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования".

А на днях подведены итоги конкурса "Знание основ Ислама и чтение Корана" среди учащихся воскресной школы (медресе) при мечети села Токаево. Среди девочек первое место заняла Гельнур Гилачева, на втором месте - Нефисе Шакурова, на третьем месте - Диле Ибрагимова. Среди мальчиков на первом месте - Нефис Шакуров, на втором месте - Ирек Зинатуллин, на третьем месте - Юныс Шакиров. Всем победителям вручены благодарственные письма и ценные подарки.

23 мая 2008 года в с.Ишимово Октябрьского района Пермского края состоялся первый пятничный намаз после возведения над зданием минарета. В мероприятии участвовал муфтий Пермского края Мухаммедгали-хазрат Хузин.

Мечеть в селе действует уже более десяти лет. Под культовый объект было выделено пустующее здание сельпо. В этом году община решила произвести в здании капитальный ремонт и возвести минарет.

В этот же день в поселке Октябрьский отметили 70-летний юбилей Маймуны Фаизовны Мамоновой – члена Президиума Пермского муфтията и председателя Татаро-башкирского общественного центра Октябрьского района.

Муфтий Пермского края Мухаммедгали-хазрат Хузин поздравил юбиляра со знаменательной датой, наградил Почетной грамотой Пермского муфтията и Благодарственным письмом председателя Региональной национально-культурной автономии татар и башкир Пермского края Х.М.Гузаирова.

Затем юбиляра поздравили глава администрации Октябрьского муниципального района Г.В.Поежаев, руководители предприятий и организаций района.

«Вести-Ульяновск» в выпуске за 26 мая сообщили об открытии нового медресе на Верхней террасе. В этом религиозном образовательном учреждении юноши будут получать среднее религиозное профессиональное образование. В течение двух лет их будут готовить для поступления в Высший исламский университет в Уфе. Потом подготовленные кадры вернутся на родину. Медресе удалось открыть благодаря помощи властей и верующих.

Событие комментирует Совбян-хазрат Сулейманов, муфтий Ульяновской области (дается без исправлений): «Это очень нужное заведение у нас медресе, потому что у нас кадры были все то с Арабстана, то с Египта. И вот они нам приносили нехорошие плоды, разные течения. Местные кадры будут, они будут на местном уровне все вопросы решать только по старым традиционным дорогам. И провидец и государство довольно, что такое заведение у нас открылось».

Подготовил Азат Ахунов

24.06.2008




Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/3491/">ISLAMRF.RU: «В Татарстане в руках духовенства находятся сейчас сотни машин»</a>