RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 4-10 июня 2007 года

13.06.2007 11:26

Предлагаем Вашему вниманаю обзор публикаций прессы Республики Татарстан, Башкортостана, Чувашии, Нижнего Новгорода и других регионов Приволжского Федерального округа

• Пятничный номер официальной газеты «Ватаным Татарстан» («Родина моя - Татарстан») публикует большую статью Наиля Шарифуллина под названием «На пути возвращения к вере. Пока мы верим – мы живы» (Шэрифуллин Н. Иманга кайтканда, яки Ышанабыз икэн, без яшибез эле // Ватаным Татарстан, 2007. – 8 июнь). Автора удивляет то, что среди читателей «ВТ» еще немало таких людей, по определению Наиля Шарифуллина «последних из могикан», которые по случаю и без случая пытаются поддеть религию и выступают против освещения религиозной темы. «Как бы там не было, а других эффективных методов воспитания, кроме религиозных еще не придумали», — пишет он. Советская идеология оказалась недолговечной, и после развала Союза мы оказались в полудиком состоянии. И в этом отношении нас может спасти только вера, которая вовсе не состоит из одной только системы запретов и разрешений, как думают многие, а является неотделимой частью человеческой культуры. Автора волнует и то, что в последнее время усилились голоса тех, кто ратует за возврат к «исконной» языческой религии. Но это, полагает он, лишь временное явление и «Его Величество Время» все расставит по своим местам». «Если кто-то хочет верить в  Тенгри и это вера очищает его и совершенствует, то пусть верит. Только необходимо не забывать об одном: все это не должно делаться за счет унижения исламской религии, за счет попыток расколоть нацию надвое», — пишет Наиль Шарифуллин на страницах газеты «Ватаным Татарстан». По его мнению, мусульманская религия лучше всего подходит татарам в плане сохранения национальной идентичности и поэтому нет никакой необходимости в воскрешении каких-либо старых религий.

Как известно в Татарстане открыты и действуют около 1200 мечетей. Но эти мечети отнюдь не полны прихожанами, особенно в сельской местности. Автор беспокоится и по этому поводу. С одной стороны татарам угрожает западная культура, а с другой — идет процесс русификации. В этих условиях мы не можем, как и раньше, возвращаться к своей вере черепашьими шагами, — пишет он.  Наиль Шарифуллин ратует за то, чтобы в Ислам возвращалось как можно  больше  татарской молодежи. Многие говорят, что будут ходить в мечеть и читать намаз на пенсии. Но старики и так умеют отличать плохое от хорошего, а молодежь нет. И все эти пороки современного общества (наркомания, проституция и т.д.) идут от безверия, — считает он.

Большую роль играет и возраст имама. Если в городах начала появляется молодежь, то в деревенских мечетях сидят одни старики. Типичная картина: опираясь на палочку в мечеть плетется старый и больной мулла, а за ним собираются старики-склеротики. По мнению автора материала, татарской деревне нужны здоровые, инициативные 30–40-летние имамы, которые могли  бы заразить своей энергией и повести народ за собой.

Христианская религия, особенно на Западе, постепенно умирает, — считает автор статьи. Причина тому — излишняя либерализация и реформация религии. Татары не должны идти на поводу джадидистов, иначе и нас ждет такая перспектива. Единственный путь спасения от будущих  потрясений, бед и невзгод — это вера. «Если мы потеряем веру, то тогда потеряем себя», — завершает свою мысль Наиль Шарифуллин.

Эта же газета публикует материал Ильдара Миргалимова, который недавно побывал в Мордовии, в татарской деревне Белозерье, которая славится на всю Россию не только высоким материальным достатком ее жителей, но и  их высокой религиозностью (Миргалимов И. «Конбагыш татарлары» // Ватаным Татарстан, 2007. — 8 июнь). Автор повторяет некоторые известные факты, которые уже многократно  звучали в российской прессе. Современная ситуация в Белозерье совершенно иная, по сравнению с той, что описывалась  на страницах газет. Насильная выдача замуж девушек путем умыкания, если и была, то осталась в прошлом. Увлечение ваххабизмом  также осталось позади. Белозерье сегодня — это деревня, в которой на 660 домов имеется 7 мечетей. Народ также религиозен, но все же большее внимание уделяет торговле и другим формам бизнеса.  Например, имам мечети «Ал-Мухаррам» Равиль-хазрат Абдулов — выпускник заочного факультета казанского медресе «Мухаммадия», полагает, что служба  в мечети должна быть  своего рода общественной работой, поскольку эти средства недостаточны для содержания семьи.

• Пятничный номер газеты «Шэхри Казан» («Город Казань») открывается подробным репортажем  с Международного форума Исламской конференции (МФИК), заседание которого состоялось на прошлой неделе в Казани (Жэлилова Г. Ишек ачык – керергэме? //Шэhри Казан, 2007. – 8 июнь). В этом же номере нашла место и традиционная полоса, посвященная исламской религии. В связи с недавней сменой главного редактора, она выходит без названия и в другом формате, но ее суть осталась прежней — как можно подробнее  рассказывать о жизни мусульманской уммы  и ее проблемах. В новом номере газеты Фансия Сафина размышляет над вопросом — кто он мусульманин, и что он обязан  делать (Сафина Ф. Э син моселманмы? //Шэhри Казан, 2007. – 8 июнь). Главный смысл ее статьи, наполненной подробными цитатами из Корана, такой – мусульманином может быть человек любой нации, главное, чтобы он выполнял все постулаты религии и был глубоко  верующим человеком. Здесь же на вопросы читателей отвечает казый Казани и Центрального района Рустам-хазрат Зиннуров. В этот раз его спрашивают о том, можно ли во время намаза обращаться ко Всевышнему с просьбами на татарском языке (Гозеренне нэфел намазларында белдер Шэhри Казан, 2007. – 8 июнь). По мнению Рустама-хазрата с просьбами на татарском языке можно обращаться лишь во время нэфел-намаза, то есть намаза поощряемого, но не обязательного. А поскольку, намазы фарыз, суннат и витр читаются исключительно на арабском языке, обращаться к Аллаху во время их чтения на татарском языке нельзя. Самый подходящий из нэфел-намазов для обращений на татарском — это намаз-тэхэжжуд, который читается между намазом ясту и утренним намазом, говорит Рустам-хазрат.

7 июня Президент Татарстана Минтимер Шаймиев принял в своей официальной резиденции в Казанском Кремле делегацию участников Молодежного форума Исламской конференции «За диалог и сотрудничество» во главе с президентом форума, советником Премьер-министра Турции по религиозным вопросам Али Сарыкая, — сообщает «Татар-информ».

Молодежный форум Исламской конференции «За диалог и сотрудничество» (МФИК) был учрежден в Баку в декабре 2004 года при участии 40 ведущих национальных и международных молодежных организаций, представляющих 35 стран Организации Исламская конференция, а также мусульманских меньшинств Европы. МФИК был предоставлен статус аффилированного членства в Организации Исламская Конференция на основе резолюции, принятой участниками 32-й сессии министров иностранных дел ОИК, прошедшей в 2005 году в Сане (Йемен). В сентябре прошлого года в Стамбуле при участии представителей государств и международных организаций ОИК состоялась церемония открытия постоянного штаба форума. МФИК подписал меморандумы о сотрудничестве с такими авторитетными международными организациями, как Исламский банк развития, Программа развития ООН, Исламская Организация по образованию, науке и культуре (ИСЕСКО), Исламская торгово-промышленная палата. В марте 2007 года в Стамбуле прошел симпозиум по проблеме межрелигиозного и межкультурного диалога в молодежной сфере, организаторами которого выступили МФИК, Совет Европы, Правительство Турции и ведущие европейские молодежные организации.

Приветствуя гостей, Президент Татарстана отметил, что рад вновь увидеть членов МФИК после встречи в Стамбуле в феврале этого года в рамках заседания Группы стратегического видения «Россия — Исламский мир». Он также напомнил, что участие Президента РФ Владимира Путина несколько лет назад в работе саммита ОИК в Малайзии получило широкий резонанс, как в исламском мире, так и в Российской Федерации. «Считаю, что это было прекрасным символом того, что в России очень положительно изменилось отношение ко всем религиям, — выразил мнение Минтимер Шаймиев. — Должен сказать, что за этот короткий период времени сотрудничество России с исламским миром заметно оживилось». По его словам, углублению этих связей также способствуют давнишние отношения нашей республики со странами мусульманского Востока, а также личное знакомство с Генеральным секретарем ОИК Экмеледдином Ихсаноглу. «Он несколько раз бывал в нашей республике, хорошо знает наши проблемы и очень конструктивно подходит к вопросам сотрудничества с Российской Федерацией в целом и с Татарстаном, в частности», — подчеркнул Минтимер Шаймиев.

Глава республики напомнил, что в прошлом и в этом году он побывал с официальными визитами, в том числе и в составе российской делегации во главе с Президентом РФ Владимиром Путиным, в ряде исламских стран — Сирии, Кувейте, Королевстве Саудовская Аравия, Катаре и других. «В ходе поездок мы достаточно близко знакомимся с обычаями и традициями исламских государств, — отметил лидер Татарстана. — К нам проявляют глубокое уважение и демонстрируют стремление к братскому сотрудничеству».

По решению правления и членов МФИК, Минтимеру Шаймиеву был вручен почетный диплом форума за вклад в дело мира и развитие молодежи.

Как пояснил в интервью журналистам по окончании встречи президент МФИК Али Сарыкая, молодежный форум Организации Исламская конференция принял решение ежегодно вручать одному из руководителей государств этот диплом. «Правление организации молодежного форума радо в этом году вручить диплом Минтимеру Шаймиеву», — отметил Али Сарыкая. Он также подчеркнул, что глава Татарстана оказывает поддержку и всяческое содействие более тесной совместной работе молодежных организаций исламских стран и Российской Федерации. «Кроме того, у нас была возможность убедиться в том, что под руководством Президента РТ наши российские друзья живут в мире и согласии», — подчеркнул глава МФИК.

По словам государственного советника при Президенте РТ по международным вопросам — директора Департамента внешних связей Президента РТ Тимура Акулова, на встрече с главой Татарстана обсуждались вопросы взаимодействия между МФИК и молодежными организациями республики, аспекты Стамбульской декларации, принятой недавно под патронажем форума, а также перспективы сотрудничества МФИК не только с общественными организациями Татарстана, но и Российской Федерации в целом.

Во встрече также приняли участие министр по делам молодежи, спорту и туризму РТ Марат Бариев, генеральный секретарь МФИК Эльшад Искандеров, заместитель министра молодежи и спорта Азербайджана Интигам Бабаев, заместитель руководителя Госкомитета по религиозным вопросам Азербайджана Эльчин Аскеров, советник директора Управления молодежи и спорта Совета Европы Гай Мишель Брандер, директор Института исламской цивилизации (Москва) Саид Кямилов и другие.

В этот же день Президент Татарстана Минтимер Шаймиев встретился в Казанском Кремле с министром культуры и информации Королевства Саудовская Аравия Айядом Мадани, который прибыл сегодня в столицу республики, — пишет «Татар-информ».

На встрече обсуждались вопросы культурного сотрудничества между Татарстаном и Саудовской Аравией. В ходе встречи Президент Татарстана вновь выразил признательность представителям ближневосточного государства за оказанную ему честь быть удостоенным премии имени короля Фейсала.

Напомним, высокую награду лидеру Татарстана вручил в присутствии Президента РФ Владимира Путина король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель-Азиз в феврале этого года. Наградная комиссия Благотворительного фонда имени короля Фейсала отметила вклад Минтимера Шаймиева в дело утверждения идей толерантности, национального и религиозного возрождения. Тогда же Президент Татарстана заявил, что денежную составляющую премии — 200 тысяч долларов — он намерен направить на благотворительность.

В беседе с зарубежными гостями глава республики выразил удовлетворение по поводу активного развития и укрепления связей между арабским миром и Россией в целом и Татарстаном в частности. Подтверждением сказанного, по его словам, является проведение в настоящее время в Казани мероприятий Молодежного форума Исламская конференция, с участниками которого он встретился сегодня. «У них очень хорошее настроение, они намерены и дальше расширять сотрудничество с мусульманской молодежью различных регионов России», — подчеркнул М.Шаймиев.

Во встрече в Казанском Кремле также приняли участие: со стороны КСА — помощник, заместитель министра по международной информации Абдель Азиз Абу Салама, советники министра культуры и информации Ауд Аль-Бади, Абдалла Фарадж, Фад Аль-Абрани, Абу Бакр Ахмад Хасан, специальный секретарь министерства Сауд Аль-Хазими, со стороны Республики Татарстан — заместитель Премьер-министра РТ — министр культуры Зиля Валеева, государственный советник при Президенте РТ по международным вопросам — директор Департамента внешних связей Президента РТ Тимур Акулов и другие.

8 июня  в Национальной художественной галерее «Хазине» состоялась торжественная церемония открытия выставок «Два святых города — Мекка и Медина», «Выставка изобразительного искусства», «Пальмовое дерево», — пишет «Татар-информ». Почетными гостями выставки стали заместитель Премьер-министра РТ — министр культуры Зиля Валеева, министр культуры и информации Королевства Саудовская Аравия (КСА) Айяд Амин Мадани, которые лично осмотрели многочисленные экспонаты, привезенные из Саудовской Аравии.

На выставке были представлены макеты двух Священных мечетей, а также картины и фотографии, демонстрирующие посетителям строительство двух арабских святынь, которые расположены в Саудовской Аравии. Одна из этих Священных мечетей оборудована грандиозной инфраструктурой и вспомогательными оборудованиями, в число которых входят отдельная электростанция и персональная охладительная станция. В мечети подъем с этажа на этаж осуществляется при помощи электрических эскалаторов, кроме того, мечеть оборудована тысячами емкостей для воды. Также зрители могли увидеть то, каким образом проходила реконструкция Благословенной Каабы. Интересно, что был даже создан специальный завод, на котором изготавливают особое покрывало для мечети.

Еще одна мечеть, макет которой можно увидеть на выставке «Два святых города — Мекка и Медина» — это мечеть Пророка, которая вмещает более миллиона человек. Данная святыня оснащена не только системой кондиционирования, но и автоматическими зонтами, которые защищают от солнца и дождя.

Большой интерес публики вызвали «Выставка изобразительного искусства», где представлены как картины современных художников, так и пластическое искусство арабских мастеров, шедевры каллиграфии, фотовыставка, отражающая природную красоту Саудовской Аравии.

Министр культуры и информации КСА назвал выставки, представленные в Казани лишь форточкой в мир искусства Саудовской Аравии, но культура — это такая особая сфера, когда даже через форточку можно увидеть многое. Я благодарна представителям КСА за то, что они не перестают нас удивлять, ведь здесь представлены и великие святыни ислама, архитектура, которой уже более тысячи лет и живопись арабских мастеров», - сказала после просмотра выставок заместитель Премьер-министра РТ — министр культуры Зиля Валеева.

Она поблагодарила организаторов за то, что казанцы и гости столицы имеют возможность увидеть шедевры арабского искусства. «Самое главное — это то, что чувствуется, как вы любите свою страну, — заметила Зиля Валеева, обращаясь к представителям Саудовской Аравии. — Мы также любим нашу Республику Татарстан, и это чувство помогает нам многое понять друг в друге».

В финале встречи представители Королевства Саудовская Аравия подарили министру культуры РТ Зиле Валеевой картины с изображением Благословенной Каабы, а также нитки, изготовленные из нескольких сортов фиников. Напомним, финиковая пальма занимает важное место в истории арабского народа, поэтому правительство СКА даже выбрало это дерево в качестве символа государства.

Третий день работы международной конференции «Молодежный диалог: ОИК — Россия» и лагеря для лидеров молодежных организаций стран-членов ОИК и российских регионов, который в программе мероприятия был обозначен как «День религий», начался с посещения Казанского Кремля и мечети Кул Шариф, — сообщает «Татар-информ».

Во второй половине дня в Российском исламском университете (РИУ) состоялся международный научный семинар «Ислам в России», в ходе которого участники конференции ознакомились с историей ислама в Российской Федерации, современным положением мусульманских институтов в России и ролью молодежных организаций в возрождении духовности в Татарстане.

Молодежный форум Исламской конференции «За диалог и сотрудничество» стремится наладить активные партнерские отношения с молодежью Татарстана и России, способствовать диалогу различных стран и культур, подчеркнул президент организации Али Сарыкая, приветствуя участников семинара.

Ректор РИУ, доктор политических наук Рафик Мухаметшин, приветствуя собравшихся, в свою очередь, выразил надежду, что сотрудничество молодежи из разных уголков мира в целях развития взаимопонимания, культурного взаимообмена будет плодотворным. Р.Мухаметшин рассказал вкратце историю возглавляемого им вуза, его цели и задачи. Ректор пояснил, что в будущем университет планирует привлекать к обучению большее количество девушек, а также активно развивать направление заочной формы обучения, в особенности для молодых имамов и для студентов медресе.

Профессор Казанского государственного университета, доктор исторических наук Гамирзян Давлетшин рассказал собравшимся о том, как на территорию Поволжья пришел ислам, и каким было его дальнейшее развитие. Доклад о взаимоотношениях религиозных институтов и органов госвласти в России в постсоветский период представила докторант Университета Мармара (Стамбул) Севиндж Озджан.

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Татарстана, кандидат исторических наук Валиулла Якупов изложил позицию татарстанского мусульманского духовенства по вопросам взаимоотношения с властными структурами в условиях многоконфессионального светского государства. «Мы отстаиваем интересы российских мусульман, не противопоставляя себя государству, а путем постепенного реформирования. В отличие от Европы, в котором мусульмане представляют эмигрантское сообщество, российские мусульмане воспринимают Россию как свою родину», — сказал он.

• Как сообщает «Татар-информ»  участники Международного форума Исламской конференции (МФИК) встретились  9 июня с представителями татарстанских молодежных организаций.

Во встрече, состоявшейся в Министерстве по делам молодежи, спорту и туризму РТ, приняли участие генеральный советник премьер-министра Турецкой республики Ахмет Даутоглы, представитель Молодежного форума ОИК в ООН Мехмет Челеби, президент Молодежного форума ОИК Али Сарыкан и заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму РТ Андрей Кондратьев.

Ахмет Даутоглы поблагодарил Президента Татарстана и Премьер-министра республики за гостеприимство, а также отметил достойный выбор организаторов конференции, которые решили провести ее в Казани. По мнению г-на Даутоглы, именно Казань, как город, где соединились многие культуры, наилучшим образом подходит для разговора о диалоге цивилизаций. Ахмет Даутоглы выразил мнение, что в ближайшие десятилетия Казань наряду с другими городами, где переплетаются различные цивилизации, — Сараево, Марракешем — станет одним из мировых центров культурного обмена. Ахмет Даутоглы прочитал собравшимся лекцию о диалоге цивилизаций, после чего гости могли задать участникам различные вопросы, относящиеся к работе МФИК.

В Пороховой слободе Казани началось строительство дома для престарелых мусульман. Об этом пишет газета «Молодежь Татарстана» (Ганеева А. Как старики свое будущее строят // Молодежь Татарстана, 2007. – 8 июня). Стройка была начата по собственной инициативе оставшихся в одиночестве престарелых мусульман слободы и ведется их же силами. Так же всем миром в 1993 году в Пороховой слободе была построена мечеть. «Фундамент мы начали строить на пожертвования прихожан, — рассказывает в интервью газете имам мечети Назиб-хазрат Гайнутдинов. — Объявили после намаза, что приняли такое решение и обратились с просьбой о помощи. На стройку пришли многие старики, бывшие работники порохового завода, «Тасмы»,  льнокомбината. Закупили нужные материалы, и все завертелось. Спонсоров у нас нет. Но вот на днях представители одной казанской фирмы,  узнав о строительстве, перечислили нам 25 тысяч рублей».

В преддверии XIX Булгарского джиена (сбора), который традиционно проходит в июне в Булгарах — месте древней столицы Волжской Булгарии, официальная газета «Ватаным Татарстан» («Республика Татарстан») на первой полосе публикует материал под названием «Не давай покоя, Булгар» (Минhаж Р. Тынгы бирмэ, Болгар // Ватаным Татарстан, 2007. – 9 июнь).

Формальным поводом для сбора мусульман России (а в прошлом году их собралось здесь свыше 7  тысяч человек) является празднование очередной даты принятия Ислама Волжской Булгарией, которое, как известно, состоялось в 922 году. Раньше это мероприятие иногда называли «хаджем в Булгар», что противоречит принципам Ислама.

Журналист газеты пишет, что Булгар — это как Стена Плача у евреев, это место,  где татары могут хотя бы раз в году выплакать все свои слезы.

Уже второй год подряд организацию этого мероприятия взял в свои руки Исполком Всемирного конгресса татар. В связи с этим журналист обращается к председателю ИК ВКТ Ринату Закирову. «Я человек далекий от религии, — говорит он. – Однако я умом и сердцем хорошо понимаю, что пришло время, когда наш народ поворачивается лицом к религии. Булгарский джиен — это то место, где наша интеллигенция может задуматься о религии, место, где она имеет возможность более тесно общаться с мусульманским духовенством. Не секрет: некоторые наши интеллектуалы свысока смотрят на мусульманских священнослужителей, да и на саму религию. Впрочем и они начали понимать,  что построенные в республике за последние 15-20 лет мечети, а их уже 1200, не возникли на пустом месте. Если бы в народе погас религиозный дух, о таком возрождении и речи бы не шло».

26-летний гражданин Таджикистана Умеджон Джураев — один из 12 обвиняемых в причастности к деятельности Хизб ут-Тахрир — объявил 30 мая голодовку в знак протеста против произвола правоохранительных органов, — передает 4 июня «Ислам.Ру». Он также потребовал провести его медицинское освидетельствование — зафиксировать следы избиений его сотрудниками УБОП.

Напомним, что 7 декабря 2006 г., когда в Казани в результате совместной операции УФСБ РФ по Республике Татарстан (РТ), УБОП МВД РТ, были задержаны девять подозреваемых в причастности к организации Хизб ут-Тахрир, у Джураева дома прошел обыск с изъятием религиозной литературы. Затем он был доставлен в УБОП.

В обращении, которое Джураев в декабре направил в Комитет «Гражданское содействие», указано, что в помещении УБОП его избили двое сотрудников этого милицейского спецподразделения. «Они меня били кулаками, ногами около 25 мин. После этого они начали оказывать на меня психическое давление: «Если ты нам не поможешь, мы тебя удушим законным путем», — сообщил Джураев правозащитникам. Его допросили в качестве свидетеля и около полуночи отпустили.

25 мая 2007 года недалеко от казанской мечети «Бурнай» Умеджон был снова задержан четырьмя представителями УБОП, среди которых оказались те же сотрудники, что и в декабре 2006 года. В жалобе на имя прокурора РТ К.Ф. Амирова Джураев написал, что его насильно посадили в машину и, пока везли в УБОП, сильно били. Избиение продолжалось и в кабинете, куда его привели. Потом на него надели противогаз, а затем, перегнув дыхательный шланг и приговаривая «никто не может тебе помочь», требовали дать показания против фигурантов указанного выше уголовного дела.

На следующий день Советский районный суд г. Казани вынес постановление об административном выдворении Джураева из России, до исполнения которого он должен был содержаться в приемнике-распределителе. Однако 30 мая 2007 года Умеджона доставили в следственный отдел УФСБ по Республике Татарстан, где майор М.А. Лицкевич составил протокол его задержания по подозрению в совершении преступления.

Таким образом, за отказ от дачи «удобных» следствию показаний Умеджон Джураев превратился из свидетеля в подозреваемого по уголовному делу о подготовке насильственного изменения конституционного строя РФ организацией «Хизб ут-Тахрир». 31 мая было вынесено судебное постановление о его заключении под стражу, — пишет «Ислам.Ру».

В этот же день был продлен до 5 августа срок содержания под стражей шестерых обвиняемых по этому делу. Еще трое обвиняемых находятся под подпиской о невыезде.

8 июня делегация мечети «Сулейман» в составе имам-хатыйба Илдара-хазрата Баязитова, директора национального исламского благотворительного фонда «Ярдэм» Ильгама Исмагилова и муадзина Миннеахата Минзанова приняла участие в открытии мечети в деревне Ташкичу Арского района, сообщает официальный сайт мечети. На церемонии открытия присутствовали так же глава администрации Арского района, мухтасиб Арского района, генеральный директор ОАО ПИК «Идель-Пресс», генеральный директор «Ак Барс Агро» и другие.

Церемония открытия мечети продолжалась до праздничного пятничного намаза, который провел имам-хатыйб мечети «Сулейман» Илдар-хазрат Баязитов.

10 июня начнется 1-я смена летнего детского мусульманского лагеря при Казанской мечети «Сулейман», сообщает официальный сайт мечети.

В этой смене будут отдыхать и набираться знаний по основам Ислама, исламской нравственности более 40 мальчиков, среди которых будут воспитанники спецшколы для детей с девиантным поведением.

Во время лагерной смены планируются интересные экскурсии, занимательные конкурсы, а так же будут действовать спортивные кружки.

Так же планируется обучение детей правилам дорожного движения, которые проведут в интересной и занимательной форме сотрудники ГИБДД.

По завершению пройдет торжественное закрытие смены, где дети занявшие призовые места в конкурсах получат ценные подарки.

Казанская мечеть «Сулейман»  совместно с национальным исламским благотворительным фондом «Ярдэм» объявила сбор средств на покупку дома для молодой мусульманки, матери 4-х детей, оставшейся без попечения мужа.

Дом куплен в деревне Амирово Черемшанского района Республики Татарстан. Он имеет участок более 25 соток. Мусульмане деревни Амирово помогли посадить картошку. Куплены также предметы первой необходимости, такие как продукты питания, посуда, постельное белье, матрацы, товары бытовой химии, хозяйственный инвентарь и многое другое. Женщина с детьми уже живет в этом доме. Дом газифицирован и в хорошем состоянии, но надворные постройки, а так же баня не пригодны для пользования, поэтому сбор средств на покупку сруба для бани и материала для постройки сарая продолжаются.

Научную монографию «Тюркизм как историческое явление (на материалах истории Российской империи 1905–1916 гг.)» кандидата исторических наук Ольги Сенюткиной выпустил Нижегородский Издательский дом «Медина», — сообщает Ислам.Ру. В объемном издании (576 страниц) на материалах истории России начала XX столетия рассмотрены истоки и закономерности развития политического тюркизма.

На основе архивных и опубликованных источников в монографии анализируются условия и обстоятельства генезиса первичных партийных структур тюркского движения в России, оцениваются политические шаги, предпринятые тюркской элитой России для решения задачи консолидации усилий в деле достижения единства тюрок. Работа насыщена богатым фактическим материалом, дающим возможность понять, как складывалось взаимодействие тюрок — подданных Российского государства — с имперской властью перед революциями 1917 года.

По мнению руководителя ИД «Медина» Дамира Мухетдинова, «знание сложных этнических и конфессиональных процессов столетней давности имеет не только сугубо академический интерес, ибо многие задачи, поставленные тогда тюркскими народами Российской империи, не решены и сегодня». «Кроме того, мы призваны учиться у истории, чтобы не повторять ошибок, — считает он. — Исследование Сенюткиной полезно и нам, мусульманам тюркского происхождения, и государственным руководителям — всем нужен мир, соблюдение закона и прав граждан».

«К ставшей популярной в последнее время формуле российского президента «Россия — часть исламского мира» можно добавить и такое определение: «Россия — часть тюркского мира», — комментирует выход книги культуролог Джаннат Сергей Маркус, автор фундаментальной книги «Тува: словарь культуры». — Наряду со славянским, тюркский компонент стал вторым в огромной по территории и глубине духа Российской цивилизации. И как любую стихию, его можно использовать во вред или с пользой».

По мнению Дж. Маркуса, книга Сенюткиной «нужна не только гуманитариям, но в первую очередь тем политикам и государственным служащим, которые трудятся в регионах с преимущественно тюркским населением». «Период, который детально разобран автором — предреволюционный, что делает чтение этого исторического труда крайне актуальным сегодня, особенно для тех, кто не желает повторения ошибок Российской империи», — считает он.

В Нижнем Новгороде при поддержке Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) и Исламского института им. Х.Фаизханова опубликованы материалы научного семинара, проведенного на кафедре регионоведения Факультета международных отношений НГГУ им. Н.Лобачевского, передает «Ислам.Ру». Значительное внимание в сборнике уделяется рассмотрению актуальных проблем регионального развития, связанных с межэтническими и межконфессиональными коммуникациями.

В сборник включены статьи, посвященные изучению теоретических проблем современного регионоведения. Часть работ также содержит анализ развития региональных политических, экономических и культурных процессов в Европе, Северной Америке, регионах России и на Ближнем и Среднем Востоке.

«Как мусульмане, мы поддерживаем ученых и студентов, занимающихся вопросами межэтнических и межконфессиональных отношений и спецификой региональной культуры и политики как России, так и за рубежом, — объясняет причину выхода в свет сборника ректор Исламского института им. Х.Фаизханова Дамир Мухетдинов. — Чтобы грамотно вести диалог между нациями, конфессиями, с государственными и общественными структурами Нижегородской области, нам нужна информированность о современных процессах в этой сфере, нужна научная база».

14 июня в Казани состоится презентация книг и периодики Издательского дома «Медина», — сообщает сайт «Ислам в Нижнем Новгороде».

Презентация пройдет при содействии Института истории АНТ, Всемирного конгресса татар, Российского исламского университета, Совета по делам религий при Кабинете Министров РТ и Фонда имени имама Абу-Ханифы.

В ходе презентации будет представлен ряд новинок издательства, в числе которых богословская литература, работы по истории и культуре мусульман. Представляемые издания — плод совместной работы издательства и ученых из разных регионов России.

По мнению организаторов мероприятия, в настоящее время активная деятельность мусульманских издательств является необходимым условием для реализации проектов по возрождению богословия в нашей стране. Поэтому целью настоящей презентации является не только знакомство русскоязычных читателей с новинками литературы об Исламе, но также популяризация издательской деятельности и призыв к сотрудничеству широкого круга российской мусульманской общественности.

В презентации примут участие известные ученые-специалисты по исламоведению и тюркологии. В рамках презентации так же планируется проведение круглого стола с участием известных историков и политологов.

20 июня в 12.00 в Центральном Доме журналиста (Москва, Никитский бульвар, 8а) пройдет обсуждение и презентация книги российского мыслителя, исламоведа, д.ф.н., профессора Тауфика Ибрагима «На пути к коранической толерантности», — передает информационный сайт «Ислам в Нижнем Новгороде». Организаторами мероприятия выступили Центр арабских и исламских исследований, Фонд имени имама Абу-Ханифы и Издательский дом «Медина».

Книга доктора Ибрагима — плод многолетних размышлений автора о судьбах Ислама в России — стране многонациональной и многоконфессиональной. В нем обосновывается мысль о плюрализме религий как части Божьего плана мироустройства и универсальности Божьей милости. Критике подвергаются стереотипы касающиеся отношения Ислама к Иудаизму и Христианству, джизйи и джихада, смертной казни за вероотступничество и за прелюбодеяние.

Впервые дан анализ текстов Корана и Сунны, показывающий миротворческую и гуманистическую сущность Ислама. Книга ярко полемична — она спорит с теми представлениями о «воинственности» и «эксклюзивизме» Ислама, которые сложились и в Европе и в самом исламском мире еще в Средневековье.

Тауфик Ибрагим проводит работу, которую в Европе называют «бритвой Оккама», в Китае «чжэнь мин — исправлением имен», а в самой исламской традиции критикой «таклида», то есть «слепого следования за авторитетами без самостоятельного обращения к первоисточнику». Его девиз — «Вперед, к кораническому Исламу!».

В этом исключительная ценность книги не только для востоковедческой науки, но и для самосознания мусульман, желающих опираться не на поздние интерпретации Священного Писания, а на сам Коран. Работа Тауфика Ибрагима крайне важна и для гармонизации межконфессиональных и межэтнических отношений в России.

Во встрече примут участие представители мусульманского духовенства, а также общественные деятели и представители научного сообщества.

Капитальный том «Ханафитский фикх. Каноны религиозной практики» выпустил в свет нижегородский Издательский дом «Медина»,  передает «Ислам.Ру». В нем современным арабским богословом Абдальхамидом Махмудом Тахмазом систематизированы основные положения этого мазхаба в современном изложении. Переводчиком выступил известный арабист Абдулла Владимир Нирша.

По словам директора ИД «Медина» Дамира Мухетдинова, Духовное управление мусульман Нижегородской области (ДУМНО) ранее издало три тома труда А.Тахмаза, посвященного соответственно правилам омовения, молитвы и поста. В связи с тем, что книги оказались востребованными, в «Медине» решили переиздать три тома фикха в сокращенном виде, в рамках одной книги.

«Предмет фикха охватывает обширные области взаимоотношений как человека и общества, так и человека и Аллаха, — сказал Дамир Мухетдинов. — Аналогов этой работе в России на сегодня нет». Он также отметил, что книга рекомендована Советом муфтиев России в качестве пособия для исламских учебных заведений, и выразил особую признательность благотворителям Асхату и Рушании Салеховым.

«Впервые за 15 лет религиозной свободы в России мы видим возвращение в жизнь интеллектуального богатства ханафитов, — комментирует выход книги исламский культуролог Джаннат Сергей Маркус. — Сколько было сломано копий и испорчено крови из-за того, что российская умма в постсоветское время не успела, или, точнее говоря, просто не смогла быстро восстановить богословскую традицию своих предков! Много риторики было по поводу «традиционного Ислама», но никто не мог показать его доктринальные тексты».

По словам Маркуса, нижегородская школа «за последние годы сумела собрать лучшие интеллектуальные силы и сочетать их с новыми благотворителями». «Ценность серии «Ханафитский фикх» в том, что она станет настольной у каждого грамотного имама, у каждого шакирда и исламоведа», — считает исламский культуролог.

Духовное управление мусульман Нижегородской области (ДУМНО) намерено установить в Нижнем Новгороде памятный знак на месте Ярмарочной мечети, разрушенной в 30-х годах прошлого века. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил руководитель аппарата ДУМНО Дамир Мухетдинов.

По его словам, мечеть была построена на исторической территории Нижегородской ярмарки в 1822 году и стала одним из первых мусульманских храмов на территории России, построенных из камня. Именно здесь проходили первые съезды мусульман России.

"Нами найдено место, где стояла мечеть, но к сожалению, градостроительные нормы на сегодня не позволят построить на этом историческом месте новый храм, — отметил Мухетдинов. — Поэтому мы по примеру наших православных братьев хотим установить памятный знак на месте разрушенного храма, а также просить власти выделить участок в Канавинском районе города под строительство мечети".

При этом он напомнил, что в царской России территория современного Канавинского района Нижнего Новгорода была местом, где селились представители мусульманских национальностей. На сегодня этот район является местом компактного проживания азербайджанцев.

• Как известно в этом году Башкирия будет праздновать  «450-летие добровольного присоединения к России». Официальная республиканская газета «Башкортостан» 7 июня вышла со специальным приложением «Башкортостан-Башкорт иле», посвященным этому событию. Помимо других сюжетов, один из них посвящен исламской тематике, которая, кстати, является  достаточно редкой гостью на страницах официальной башкирской прессы. И даже в этих случаях данная тематика политизируется, сводится к обвинению татар во всяческих грехах. Например, в той же газете «Башкортостан» от 31 мая Флера Ярмухамметова-Хасанова, которая «гордится тем, что она родилась  башкиркой» пишет о засилье в Башкирии религиозных книг на «хаталы» («ошибочном») татарском языке и недостатке книг на башкирском (Йэрмохэмэтова-Хэсэнова Ф. Корэнде дорос укыу фарыз, бынын осон башкорт теленен ярзамы зур // Башкортостан, 2007. – 31 май).

 • В номере от 7 июня под рубрикой «Исламдын тогро улдары» («Верные сыны Ислама») приводятся различные исторические сведения, в том числе и из  башкирских легенд, которые говорят в пользу того, что башкиры еще во времена Волжской Булгарии стали мусульманами (Исламдын тогро улдары // Башкортостан, 2007. – 7 июнь. (спецвыпуск «Башкортостан-Башкорт иле»)). В период насильственной христианизации они гибли тысячами, и несмотря ни на какие посулы, не сменили свою мусульманскую религию, как татары. Автор материала приводит цитату из С.Г.Рыбакова «С религиозной стороны, башкиры — верные сыны Ислама. Но однако им чужд религиозный фанатизм, как татарам».

В одном из последних номеров газеты «Башкортостан» также сообщается, что 14 июня в уфимской мечети «Ихлас» состоится презентация новой книги депутата Государственного собрания РБ, председателя правления Общества башкирских женщин Гузель Ситдыковой (hунгы хэбэрзэр // Башкортостан, 2007. – 6 июнь.).

5 июня в Москве председатель оргкомитета, министр финансов России А. Л. Кудрин и Президент Республики Башкортостан М. Г. Рахимов провели третье заседание организационного комитета по подготовке и проведению празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России, — пишет газета «Республика Башкортостан». Среди прочих объектов в Уфе  будет реставрирована Первая Соборная мечеть.

Вопросам проповеди традиционной для мусульманских народов Поволжья религиозно-правовой школы (мазхаба) Абу-Ханифы было посвящено отстоявшееся 4 июня в Уфе заседание Совета улемов Духовного управления мусульман (ДУМ) РБ, сообщает «Башинформ».

В своем докладе имам-хатыб уфимской мечети «Ихлас» Мухамет-хазрат Галлямов обратил внимание на значение личности Абу Ханифы в развитии Ислама. Он отметил, что мазхаб Абу-Ханифы представляет собой "прямой путь в исламе". Муфтий Нурмухамет Нигматуллин сказал:

— Мазхаб Абу Ханифы — это наш путь в Исламе, это путь межнационального и межрелигиозного мира и спокойствия в России.

Члены Совета улемов приняли решение издать брошюру, в которой были бы доступно изложены основы религиозного поклонения по ханафитскому мазхабу. На эту же тему планируется в начале июля провести семинар для имамов мечетей Башкортостана.

Заместитель муфтия Башкортостана Аюп-хазрат Бибарсов рассказал участникам совещания о задержании в Уфе Саида Байбурина. Задержанный, по словам священнослужителя, выдавал себя за имама мусульманской религиозной организации "Фаляк". Аюп-хазрат отметил, что его никто такими полномочиями не наделял. Заммуфтия также рассказал о том, что задержанный, представляясь имамом организации "Фаляк", распространял в интернет-изданиях ложную информацию об открытии им мусульманских детских лагерей и детских садов.

Саид Байбурин был задержан 16 мая. При проведении досмотра автомобиля, за рулем которого он находился, были обнаружены 400-граммовая тротиловая шашка и героин. В настоящее время Саид Байбурин содержится под стражей.

Духовное управление мусульман РБ опровергает информацию о том, что человек, при задержании которого обнаружены тротил и героин, является священнослужителем.

Это уже второй отказ ДУМ РБ от Саида Байбурина. В предыдущем сообщении особо подчеркивалось, что «Духовное управление мусульман РБ последовательно выступает против любых проявлений экстремизма».

6 июня, адвокат уфимского имама Саида Байбурина, Авджаева Светлана Ивановна приступила к своим обязанностям, она также до сих пор является адвокатом пятигорского имама Антона Степаненко.

Светлана Ивановна сообщила корреспонденту ИА Islamnews: «Мне не дают ознакомиться с материалами следствия уже в течение двух суток, мотивируя тем, что дело находится на проверке в прокуратуре республики». Все необходимые документы ею предоставлены, однако Авджаевой не позволяют встретиться и со своим подзащитным. У Светланы Ивановны 6 июня должна была состояться встреча по данному вопросу с начальником Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Юсуповым Рустемом Рафисовичем, но без объяснения причин он уехал за 20 минут до встречи.

Однако, даже не ознакомившись подробно с делом, Светлана Авджаева считает его сфабрикованным. Как стало известно адвокату, С.Байбурина, который ехал вместе с женой и сыном, остановили работники ДПС якобы с целью проверить не находится ли машина в угоне, предложив затем проследовать во двор ГУВД, где его ожидали с видеокамерой, что само по себе странно.

Авджаеву также смущает обнаруженный правоохранительными органами тротил под задним сидением в машине (которая стоит не в гараже и доступна любому), так как ни один психически нормальный человек не посадит свою жену и двухлетнего сына на место, под которым находится 400 граммов взрывчатки.

На вопрос корреспондента ИА Islamnews, почему в России идут гонения на лидеров мусульманских общин. Светлана Ивановна ответила: «Возможно дело в коммерческой политике государства: если верующих будет становиться больше, то многие сегменты рынка могут пострадать — продажа алкоголя, табака, казино, эротическая индустрия и т.п., что в свою очередь неблагожелательно отразится на финансовом состоянии многих олигархов».

Информационное агентство «Башинформ» также рассказывает о впечатлениях  муфтия ДУМ РБ о встрече  с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, которая состоялась недавно в особняке МИД России в Москве в рамках общей встречи с лидерами мусульманских общин России.

В беседе с корреспондентом агентства "Башинформ" муфтий Нурмухамет Нигматуллин отметил, что лейтмотивом приема, организованного главой МИДа, была идея всестороннего сотрудничества между Министерством иностранных дел и мусульманским сообществом. По словам собеседника корреспондента, опыт международной деятельности мусульман России может оказать помощь российской дипломатии в построении отношений со странами исламского мира.

Агентство напоминает, что во встрече Сергея Лаврова с мусульманскими деятелями приняли участие председатель Центрального духовного управления мусульман России Шайхулла (Талгат) Таджуддин, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, представители МИД России и государственных организаций.

В минувшую субботу в деревне Кучаш Калтасинского района РБ состоялась закладка первого камня мечети, — сообщает 4 июня «Башинформ». В церемонии принял участие глава администрации муниципального района Калтасинский район Алексей Косолапов.

Алексей Косолапов поздравил аксакалов и всех жителей деревни с торжественным событием и выразил надежду на то, что строительство мечети, объединившее столько заинтересованных людей, поможет им еще больше укрепиться в своей любви к родному краю, району, многонациональной республике.

Имам-мухтасиб мусульман Калтасинского района Ибрахим-хазрат освятил начало строительства чтением Корана. К жителям Кучаша также обратились председатель исполкома районного общества татар Резеда Асадуллина и ветеран труда, председатель первичной ветеранской организации Блюда Вагазова. Они были едины в мысли, что будущая мечеть станет священным местом для всех жителей близлежащих деревень.

В районе в дружбе и согласии живут люди разных национальностей. Администрацией района совместно с национально-культурными центрами ежегодно проводятся религиозные праздники. Марийцы и удмурты сохранили веру в языческих богов, имеют свои священные места, обустраивают их и собираются в священных рощах.

Республиканский конкурс чтецов Корана прошел в минувшие выходные в уфимском медресе имени Марьям Султановой, — сообщает 4 июня агентство «Башинформ». В нем приняли участие более 300 человек.

200 детей и 100 взрослых соревновались в знании священной книги мусульман. Жюри, членами которого были имамы мечетей республики, преподаватели медресе имени М.Султановой и исламского университета Аль-Азхар, оценивали не только количество сур, которые знают наизусть участники конкурса, но и выразительность и красоту чтения Корана.

Отдельно оценивались выступления детей в различных возрастных номинациях, мужчин и женщин. Открытием конкурса стало выступление Ибрагима Абдуллы из Уфы. Пятилетний мальчик выучил наизусть более одного джуза (1/30 части) Корана.

Победителем самой престижной номинации стал Руслан Рахимов. Он выучил половину Корана. Члены жюри отметили, что Руслан может свободно их толковать и переводить смысл. В общей сложности призерами конкурса стали почти 50 человек. Они получили ценные призы — спортивное снаряжение и бытовую технику. Остальным участникам достались книги и сувениры.

Главный приз — персональный компьютер — достался мусульманской общине Бураевского района.

Согласно данным, предоставленным центром исследований "СоциоМаркет", 80 процентов жителей Уфы считают себя верующими людьми.

Поскольку во всероссийской переписи населения вопрос о конфессиональной принадлежности отсутствовал, сведения о ней можно получить только руководствуясь данными социологических исследований. На вопрос "К какой из религий вы себя относите?" 45 процентов опрошенных ответили, что считают себя православными христианами, 26 процентов — последователями ислама, 3,5 процента отнесли себя к иным исповеданиям. Почти шесть процентов верующих Уфы затруднились ответить на вопрос о своей конфессиональной принадлежности.

В опросе приняли участие 1147 респондентов, география выборки — Уфа, время проведения опроса — с 10 по 20 мая.

Торжественное открытие соборной мечети Стерлитамака состоится 15 июня в 12 часов.

— Хвала Аллаху, мы завершаем строительство новой прекрасной мечети в год празднования 450-летия вхождения Башкирии в состав России. Уверен, наш храм станет еще одним символом мира, согласия, добра и любви на нашей земле, — заявил корреспонденту агентства "Башинформ" имам-мухтасиб Стерлитамака Ришат-хазрат Рафиков .

Мечеть возвели за три года. В ней располагается молельный зал на 800 человек, мусульманская библиотека и медресе. Храм получил имя "Халид бин Уалид" в честь сподвижника пророка Мухаммеда (САВ), который прославился в деле призыва к Исламу.

В поселке Советское Советского района Саратовской области также начато возведение мечети, — передает электронная газета «Интертат» . К зданию бывшего общежития ПМК общей площадью 150 кв.м. будет пристроен минарет высотой 7 метров. В апреле уже начаты ремонтные работы.

Как сообщил руководитель инициативной группы мусульман, занимающейся строительством, Джума Ситимов, пустующее здание, списанное еще в 1982 году, передала местной общине последователей Ислама администрация этого муниципального образования. На покупку строительных материалов уже затрачено 22 000 рублей из тех 40 000 рублей, которые удалось собрать жителям села.

Мусульмане поселка обратились за помощью в строительстве к своим единоверцам по всей стране. "Мечеть будет выполнять просветительские функции, помогать вернуться людям к своим корням", — считает Д. Ситимов. По его словам, возведение дома Аллаха "станет примером в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения". "Просим Аллаха прибавить нам чувства соучастия и заботы в вопросах возрождения и укрепления Ислама", — добавил он.

Газета "Мусульманский вестник", выпуск которой наладили местные мусульмане, сообщает, что житель поселка Марат Бисенов поступил в минувшем году в Казанский исламский колледж. Мусульмане Советского надеются, что именно он, получив религиозное образование и вернувшись в родные края, станет имамом в строящейся мечети.

Руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед Махметов сообщил, что в данное время строительство новых мечетей ведется еще в девяти населенных пунктах Саратовской области.

В Соборной мечети Саратова глава Духовного управления мусульман Саратовской области (ДУМ СО) Мукаддас-хазрат Бибарсов принял делегацию деловых кругов Исламской Республики Иран, — передает «Муслим-пресс».

Высокие гости прибыли в Саратов для участия в IX-м заседании Международного совета делового cотрудничества ТПП стран Каспийского региона «Деловой Каспий».

«Во время встречи в мусульманском храме муфтий Поволжья и глава иранской делегации Асаддула Азгоролади подчеркнули, что наши страны на протяжении десятков лет сотрудничают на взаимовыгодной основе, — сказал руководитель пресс-службы ДУМ СО Ахмед Махметов. — Стороны также отметили, что арабо-мусульманские государства, в отличие от западных стран, всегда открыты для диалога с Россией. Многомиллионная мусульманская община России и ее духовные лидеры готовы и дальше способствовать развитию связей между нашей страной и исламским миром».

Преодолеть стену непонимания между простыми гражданами и органами власти призвал участников заседания Общественно-консультативного совета при мэрии Саратова глава Духовного управления мусульман Поволжья (ДУМП) Мукаддас Бибарсов. Выступая перед собравшимися, он привел слова известного мусульманского мыслителя аль-Газали о главном принципе устройства сильного государства — справедливости.

М. Бибарсов сказал, что иногда подумывает «о том, чтобы сложить с себя сан муфтия и возглавить какое-нибудь протестное движение», поскольку религиозные организации ограничены законодательными рамками и зачастую не могут в полной мере способствовать решению проблем населения.

Как рассказал «Ислам.Ру»  руководитель пресс-службы ДУМП Ахмед Махметов, в ДУМП обращаются люди всех национальностей и конфессий. «Когда мы помогаем им в решении проблем, то не делим людей по религиозному признаку. Мы стараемся решать вопросы, но при этом всегда оговариваем, что не вмешиваемся в дела государства», - сказал он.

В ходе заседания также были утверждены Положение Общественно-консультативного совета и приняты новые члены. Возглавил совет мэр Саратова Николай Романов. Основная задача органа — осуществление взаимодействия между властями и общественностью через национальные, культурные, религиозные организации. М. Бибарсов отметил, что такая форма сотрудничества населения с властью «безусловно, необходима».

• 10 июня в Саратовской области начинает свою работу детский мусульманский лагерь для мальчиков и девочек от 10 до 15 лет, организованный ДУМ Поволжья и администрацией Волжского района.

С 10 по 21 июня в лагере будут отдыхать около 120 мальчиков, а с 21 июня по 1 июля — такое же количество девочек.

Ахмед Махметов, руководитель пресс-службы ДУМ Поволжья сообщил корреспонденту ИА Islamnews http://www.islamnews.ru/index.php?name=News&file=article&sid=5481: «Лагерь будет действовать в качестве просветительского и оздоровительного центра для детей-мусульман из Саратова и Саратовской области. Каждый день мальчикам и девочкам будут преподавать ахляк (нравственность), сиру (жизнеописание пророка Мухаммада) и Коран в доступной для детей игровой и облегченной форме. Программа, разработанная специальной летней комиссией от ДУМ Поволжья, будет насыщена викторинами, конкурсами, состязаниями и спортивными соревнованиями. Например, будет проведен конкурс на чистоту комнаты или состязание в лучшем произнесении исламской речевки».

Программу летнего лагеря разработал Али Хабибуллин, историк по образованию, бывший педагог с большим стажем работы в школе, активный прихожанин Саратовской Соборной мечети. Хабибуллин постоянно организует и проводит городские молодежные мероприятия. В лагере он будет исполнять обязанности завуча по воспитательной и организационно-методической работе с мальчиками. Для девочек предусмотрен свой завуч.

Ахмед Махметов отметил: «Главное для детей, проводящих свое свободное время в лагере, — это отдых, общение, а также положительный пример преподавателей и вожатых, целью которых является привить любовь к исламу, находя индивидуальный подход к каждому ребенку».

ДУМ Поволжья также планирует организовать этим летом семейный отдых, выезды молодежи на природу, поездки с экскурсиями в соседние города.

7 июня, в Саратове завершили работу недельные курсы повышения квалификации имамов. Помимо классических уроков по фикху (шариатскому праву), хадисоведению, чтению Корана, имамы прошли специальные тренинги по работе с населением, посвященные методам организации «мозгового штурма» при решении вопросов и выработке креативного мышления.

Курсы посетило 42 слушателя в возрасте от 23 до 70 лет из различных районов Саратовской области. Они изучали также основы стратегического планирования деятельности имама и обсуждали способы налаживания взаимоотношений с односельчанами.

В ходе занятий проводились встречи с юристами и журналистами. С лекциями перед учениками курсов выступали муфтий Поволжья Мукаддас Бибарсов, имам села Средняя Елюзань Пензенской области Рифат Абузяров, выпускник «Аль-Азхара» Ильяс Ильясов.

Как сообщил «Ислам.Ру» глава пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед Махметов, такая обширная программа курсов явилась следствием «установки» М. Бибарсова, заявившего, что имам должен быть современным, передовым и социально активным. По мнению руководителя курсов, директора медресе «Шейх Саид» Расима Кузяхметова, такие мероприятия необходимо проводить 2-3 раза в год.

Торжественная церемония закладки первого камня на месте строительства новой Соборной мечети Уинского района Пермского края состоялась  8 июня, в селе Уинское Пермского края. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в Духовном управлении мусульман Пермского края.

После закладки камня на этом же месте была проведена первая Пятничная служба, возглавил которую муфтий Пермского края Мухаммедгали-хазрат Хузин. После Пятничной службы с проповедью муфтия состоялся праздничный обед и концертная программа с исполнением духовных песнопений.

Успешно завершены весенне-полевые работы — как раз время для народного гулянья. На свой национальный праздник в честь окончания сева татары в этом году собрались в Канаше. Живописная поляна городского парка культуры и отдыха приветливо встретила гостей, которые съехались со всей республики и соседних регионов. Татары, русские, чуваши — Сабантуй стал праздником дружбы народов, проживающих в Чувашии.

Альбир-Хазрат Крганов, председатель Духовного управления мусульман Чувашии поздравил всех с торжеством и отметил, что этот день для мусульман Канаша стал двойным праздником. Ровно 15 лет назад в городе была открыта мечеть. Об этом пишет официальный сайт партии «Единая Россия» http://edinros.ru/news.html?id=121098.

Заключенные исправительной колонии №5 г. Пензы обратились к общественности с просьбой повлиять на администрацию заведения и помочь в получении помещения для совершения намаза. По словам одного из осужденных, мусульманам поочередно выделялись полуразрушенные помещения, которые отбирались сразу же по окончании ремонта.

«В 2004 году здесь была мечеть. Затем администрация превратила ее в склад, а нам для молитв дали запущенную комнату. Мусульмане сделали в ней ремонт. Через год комнату отобрали и предоставили другую, снова непригодную. Сделали ремонт и там, но недавно и ее забрали. Сейчас мусульмане совершают намаз в шумных комнатах среди других осужденных, сидя и без направления на Киблу», — рассказал «Ислам.Ру» http://www.islam.ru/rus/2007-06-05/ один из свидетелей происходящего.

По его словам, представители местного духовного управления мусульман «в последний раз были в ИК-5 пару лет назад» и до сих пор «обещают зайти».

В ульяновских школах уже в сентябре будут введены «Основы православной культуры». В связи с этим ульяновская «Молодежная газета» 8 июня публикует материал Любовь Виноградовой под названием «Нужно ли навязывать православие?».

Необходимость срочного изучения школьниками ОПК начальник городского управления образования Людмила Соломенко мотивирует увеличением процента детской и подростковой преступности, проявлениями жестокости в семьях и общим нравственным упадком. В том, что основы православия будут обязательными и для детей, воспитывающихся в исламских семьях, чиновница ничего страшного не видит.

«Нам это кажется, по меньшей мере, странным», — пишет журналист газеты. Далее цитируем автора. «Аргументируя необходимость введения ОПК, руководитель ульяновских епархиальных педагогических курсов Людмила Григорьева привела статистические данные, согласно которым 80% родителей и почти 100% детей в области выступают за введение данного предмета. Интересно, где проводили опрос уважаемые «статистики»? В центре Ульяновска? А в Старую Кулатку они ездили? Или в Цильнинский район — туда, где большую часть населения составляют представители татарской национальности, исповедующие Ислам? Видимо, нет. Иначе они бы знали, что во многих селах области люди даже с трудом говорят по-русски... Национальный и религиозный аспекты мы считаем самыми главными аргументами против введения ОПК. Для многих граждан, не только принадлежащих к другим конфессиям, но и придерживающихся светских взглядов, введение обязательного изучения ОПК - это ущемление их прав и прав их детей. Введение ОПК вызовет совсем не нужное сейчас России обострение межконфессиональных и межэтнических отношений.

Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин уже высказался, что преподавание данного предмета нарушает Конституцию РФ. Утверждение, что каждый россиянин должен знать православную культуру и православную историю России, он назвал «навязыванием всему обществу идей превосходства одной культуры и одного народа над остальными». «Этим решением закладывается бомба на десятилетия вперед, которая неизбежно приведет к возникновению конфликтов», — сказал Гайнутдин. И это сказал человек, по своей должности обязанный быть терпимым. Думаем, что реакция других мусульман будет еще более резкой», — говорится в материале, опубликованном на страницах ульяновской «Молодежной газеты».

Подготовил Азат Ахунов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/389/">ISLAMRF.RU: Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 4-10 июня 2007 года</a>