Владимир Попов: каллиграфия ради мира!
07.05.2008 12:39![](/images/news/big/2769.jpg)
Владимир Александрович Попов известен как художник-каллиграф и ветеран Великой Отечественной войны. В этом году ему исполнится 84 года. Он Народный художник и Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, Заслуженный художник Российской Федерации, участник взятия Берлина, награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, многими медалями.
![Владимир Попов](/article_images/2861.jpg)
От нижегородских мусульман приветствовали воинов Абдулбари Муслимов (заместитель председателя ДУМНО по учебно-воспитательной работе) и Седула Суражудинов, председатель Дагестанского общественного центра. Командиру части Сергею Михайловичу Лузину был вручен Тафсир Корана Абдуллы Юсуфа Али. Встречи с солдатами-мусульманами 28-го отдельного дисциплинарного батальона МВО и представителями ДУМНО теперь станут регулярными. Раз в месяц сюда будет приезжать имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети Ахмет Абдулин.
А сотрудничество Попова с издательством «Медина» длится уже не первый год: культурологический альманах «Мавлид ан-Набий» второй раз украшается туграми Пророка Мухаммада, созданными специально для этого издания, а также 25 туграми Посланников Аллаха.
Самую высокую оценку творчества Попова дал директор Государственного Эрмитажа: «Вы удивительно красиво делаете очень важное дело — придаете новый межцивилизационный аспект традициям мусульманской каллиграфии. Да поможет Вам Бог! Искренне Ваш, Михаил Борисович Пиотровский».
— Как сочетаются опыт ветерана Великой Отечественной войны с каллиграфией? — спросим мы у самого мастера.
— Каллиграфия — это прославление Создателя, и потому она всегда действует как свидетельство мира и призыв к миру! Да, я в 18 лет пошел на фронт, воевал как разведчик, участвовал во взятии Берлина, закончил боевой путь в Потсдаме, получил более 15 наград, включая медаль «За боевые заслуги», два ордена Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды. Но я не стал милитаристом, а эти награды я надеваю только на 9 мая и на встречи с ветеранами, ибо ненавижу войну и считаю, что каждый должен делать все, от него зависящее, чтобы человек не применял насилия к другому человеку.
— А каким же образом именно каллиграфия, а не другие жанры искусства, способствует миротворчеству?
— Несомненно, многие жанры способны служить миру — таково в целом предназначение искусства. Я отметаю то псевдоискусство, которое внедряется так называемой поп-культурой, где царят культ извращения и насилия. В подлинном пейзаже, натюрморте, портрете художники всех времен и народов воспевали Красоту. А это, как мы знаем, один из сифатов (атрибутов) Творца. «Аллах Сам прекрасен и любит красоту!» В этом смысле изображение прекрасного в мире — всегда прояснение Божественного замысла. И хорошее искусство всегда в конечном счете ведет к Богу.
Но каллиграфия — уникальное духовное искусство. Оно выросло как росток из графики того языка, на котором говорили многие Пророки, сам Мухаммад и на котором был дан Коран. Звуковое воплощение Корана — это таджвид, чтение нараспев, великое мистическое искусство. Каллиграфия — это мистическое чтение для глаз. Не все умеют читать глазами. В странах с традициями Ислама детей обучают азам каллиграфии — так воспитывают стремление к гармонии, и даже если ребенок не станет художником, то будет понимать каллиграфию и наслаждаться ею. Это очень важно — так очищается душа. И я был просто потрясен, когда в Тегеране общался с молодежью, обучающейся каллиграфии.
— Но у нас глубокие исламские искусства были утрачены…
— Да, это трагедия. Физически уничтожали носителей традиции. Например, в Дагестане просто убивали тех, кто владел арабским языком, выпускник казанского медресе Бакы Урманче, обучившийся каллиграфии в молодости в Казани, ставший позднее классиком татарского искусства, скрывался в сталинское время в Средней Азии…
— Но как же вы в 70 лет освоили такую трудную эстетику и технику?
— Это чудо. Ведь до этого я всю жизнь проработал как реалист. Арабского я не знаю (контужен на войне и к языкам неспособен) — пользуюсь советами знатоков. При этом, как видите, люблю фантазировать именно с арабскими буквами — такой гибкости и музыкальности нет нигде в ином языке. У арабов есть понятие «увайси» — человек, получивший дар свыше не от учителя прямо, а как — ведомо лишь Аллаху.
— Вы обращаетесь к своему воинскому прошлому?
— Да, встречи с молодежью, которая приходит служить в нашу часть, побудили написать и издать в Казани на свои средства брошюру «Путь солдата. 1941–1945–2005 годы». Музею дивизии я подарил ряд полотен на военную тему (включая холст «Звезда ветерана»), выполнил карту-схему боевого пути, а в музее Володарского района, что близ части, провел четыре выставки (включая каллиграфию).
Корень слова «Ислам» — «слм» — имеет значение «мир», и оно многогранно. Потому я хочу средствами каллиграфии выразить именно это — ведь это суть Ислама.
Джаннат Сергей МАРКУС
Фото автора
Материал опубликован в еженедельной
всероссийской газете мусульман
«Медина аль-Ислам», №18 (67), 3–9 мая 2008, с. 6.
07.05.2008
Ссылки по теме:
05-05-08 Новому президенту России – мусульманскую тугру!11-04-08 Всероссийский конкурс арабской каллиграфии проведут в Казани
21-03-08 В России объявлен конкурс по арабской каллиграфии
13-03-08 На Спартакиаде мусульманской молодёжи в Казани Владимир Попов покажет свою каллиграфию
Владимир Попов: каллиграфия – моя жизнь!
Как испортить исламскую каллиграфию? — «Made in London»
Каллиграфия Наджипа Наккаша — прославление Аллаха и Его Пророка