RSS | PDA | Архив   Пятница 3 Май 2024 | 1433 х.
 

Миру — мир мусульман

08.02.2008 13:42

В начале сентября с ожидаемым размахом прошел III Международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар». В хрониках и новостных лентах остались мнения участников фестиваля о важности обмена опытом деятелей культуры и искусства России и мусульманских стран, впечатления о показе творческих достижений мусульманских кинематографистов и представителей других конфессий, создающих фильмы, которые популяризируют общечеловеческие духовно-нравственные ценности, и стремление создать объективное представление об Исламе и мусульманах. А вот о том, что, выражаясь кинематографическим языком, осталось «за кадром», наш специальный корреспондент побеседовал с генеральным директором фестиваля президентом телевидеокомпании «Исламский мир» Зауди Мамирговым.

Зауди Мамиргов— Зауди Мухтарович, нынешний «Золотой минбар» отличается от того, каким был в самом начале пути: фестиваль повзрослел, приобрел постоянных поклонников, свой стиль. Теперь, когда «Золотой минбар» уже имеет некий статус, процесс его организации легче или, наоборот, тяжелее?

— Первый «Золотой минбар» прошел удачно, второй еще более удачно, расширилась география фильмов-участников, повысился качественный уровень представленных работ. Когда начинали работать над третьим фестивалем, казалось, мы уже знаем, как и что делать, могли заранее планировать. Но всегда появляются моменты, которые нельзя предвидеть. Например, когда возникают трудности с растаможиванием фильма из-за того, что не хватает какой-нибудь бумажки, или гость не может получить российскую визу из-за того, что на момент окончания фестиваля его паспорт будет просрочен на три дня, или копия фильма, которую прислали на конкурс, оказалась некачественной и она во время показа может «зависнуть», и прочее.

Гораздо легче стало в том плане, что кинематографисты, зная о существовании в Казани такого фестиваля, сами присылают свои фильмы на конкурс. Вместе с тем мы набираемся опыта — еще шире стала география, стало больше творческих вечеров и мастер-классов, добавилось и различных культурных мероприятий. Хотя с каждым годом наша деятельность расширяется, взваливаешь на свои плечи больше труда, но работать все равно легче и приятнее.

Разумеется, по мере того, как растет престиж фестиваля, повышается и ответственность. Но и удовлетворения получаешь больше от того, что ты принял участие в таком огромном, значимом мероприятии.

— А какую планку дирекции фестиваля ставит перед собой дальше? Каким, как вы думаете, должен быть следующий этап развития «Золотого минбара»? Это привлечение еще более интересных режиссеров, нашумевших фильмов, звезд или что-то другое?

— Мне хочется не того, чтобы приезжали нашумевшие режиссеры или фильмы, а чтобы фильмы, которые покажут у нас, потом нашумели в мире. Вот это задача каждого фестиваля — чтобы фильм имел большую, мощную прокатную историю уже после участия на фестивале, чтобы фестиваль «открывал» такие киноработы. Тогда в глазах мировой кинематографической общественности мы станем значимыми. «Золотой минбар» будут ждать, будут ждать его результатов. Тогда, так же как после Каннского фестиваля или вручения «Оскара», продюсеры будут покупать эти фильмы для дальнейшего проката. Мы стремимся, чтобы наш фестиваль стал не просто показом экзотических фильмов, а чтобы лучшие фильмы после него мгновенно расходились по всему миру.

— В таком случае, в перспективе скольких лет на «Золотом минбаре» может открыться кинорынок?

— Мы планировали открыть его в первый же год проведения фестиваля, мы уже специально для этого учредили организацию «Этнофильм дистрибьюшн». Договорившись предварительно с продюсерами, мы пытались продать свои фильмы на отечественные телеканалы. Но наши телеканалы отвечают, что «формат не тот». Пока что наши телеканалы живут показами американских боевиков или же российских сериалов, мыльных опер. И мы пришли к выводу, что в России пока еще рано делать кинорынок такого этнического кино.

Но я уверен, что в ближайшие две-три года российский зритель насытится сериалами, даже российскими, в которых «менты» борются с преступностью, а режиссура построена так, что зритель волей-неволей сочувствует преступнику, человеку, который грабит, обманывает государство. Я думаю, что очень скоро все мы прозреем и поймем, что все это — жвачка, абсолютно бесполезная для наших сердец и ума, что нам нужны другие фильмы. Это произойдет в ближайшие несколько лет, тогда уже кинорынок «Золотого минбара» будет поставлять фильмы для России и всего мира.

— С чем связано приглашение на фестиваль Катрин Денев?

— Мы знаем, что она не мусульманка и особо ни в чем мусульманском себя не проявила, но Катрин Денев — это имя, имя хорошей актрисы, и ее присутствие должно дать толчок для средств массовой информации проявить интерес к фестивалю. Вы же понимаете, если сюда приедет египетская звезда Сафия Аль-Амри, она мало кому известна, хотя во всех арабских странах ее очень хорошо знают и любят. Но для российской прессы ее имя ничего не говорит. Чтобы дать пищу для начала пиар-кампании, мы пригласили Катрин Денев. После того как журналисты обратят внимание на «Золотой минбар», начнут говорить о нем, всем остальным также станет интересно, люди будут интересоваться, что это за фестиваль, искать информацию о нем, будут говорить: «Это тот самый фестиваль, на который приезжала Катрин Денев».

— Вы открыто об этом говорите? Ведь и журналисты прекрасно понимают, что мировая знаменитость Денев приглашена ради пиара как приманка для журналистов, и у них может возникнуть сомнение, что «Золотой минбар» сам по себе как культурное явление может чем-то похвастать и что фестиваль не вызывает ни у кого интереса без привлечения громкого имени, не имеющего отношения к мусульманскому кино?

— Нам всего три года, и для начала мы должны заявить о себе, хотя бы таким образом. Московский международный кинофестиваль приглашает Ани Жирардо, Эмира Кустурицу и других звезд, ведь это делается для того же пиара.

— Это правда, но дирекция Московского международного фестиваля об этом никогда открыто не скажет…

— А мы мусульмане, и прямо об этом говорим. Те средства, которые мы тратим на привлечение звезд мирового масштаба, мы абсолютно не считаем исрафом, потому что цели, которые выдвигает фестиваль, — это создание объективного представления в обществе об Исламе и мусульманах, они оправдывают вложенные средства. Вы знаете, что происходит в мире: мусульмане воспринимаются как террористы, экстремисты, фундаменталисты и так далее. А мы говорим, что мы, мусульмане — вот такие, какими показаны в наших фильмах.

— Я с первого же года наблюдаю за развитием фестиваля, и у меня сложилось впечатление, что в жюри сложно подобрать людей, имеющих достойный творческий багаж и в то же время каким-то образом причастных к мусульманской культуре, к мусульманскому кинематографу. Особенно это касается личности председателя жюри. Верно ли это впечатление?

— У нас много прекрасных мусульманских кинематографистов — режиссеров, драматургов и так далее, достойных работать в жюри нашего фестиваля. Сложность заключается в другом: известный человек — занятый человек, ему абсолютно некогда. Поэтому мы очень благодарны членам нашего жюри, которые согласились целую неделю работать на нашем фестивале. Эти люди — прекрасные специалисты своего дела, все они известные люди в кинематографической общественности.

— Какова дальнейшая судьба фильмов, показанных на фестивале? Могут ли их найти в продаже те, кто не попал на сам фестиваль?

— Наша телевидеокомпания (ТВК «Исламский мир». — Д. А.), которая занимается тиражированием и дистрибуцией фильмов исламского содержания, хотела бы закупать права на лучшие фильмы-участники и распространять их. В прошлом году мы купили права на фильм «Слеза холода», победивший на фестивале. Но буквально в течение двух дней после его выхода в продажу пираты сумели его растиражировать и распространить нелегальные копии по всей стране, продавая за копеечную цену. В результате мы не можем оправдать вложений в фильм. Пираты полностью перекрывают этот рынок. Из-за этого, возможно, не скоро появятся люди, готовые купить права на фильм и распространять его.

— «Исламский мир» мы также знаем как организатора исламского телевидения в Интернете. Каковы перспективы этого проекта?

— Это первое в России интернет-вещание исламского направления на русском языке. Этот проект изначально задуман как призывающий к Исламу, рассказывающий о нашей религии, и транслируем мы фильмы религиозного содержания. Ведь на других каналах, даже в случае выделения нам времени, мы не сможет показывать фильмы, призывающие к Исламу. А такие фильмы должны быть. «Призывай к Господу с мудростью и увещеванием», — сказано в священном Коране. Современные люди не хотят читать, их не заставишь, потребитель привык получать информацию через ТВ, ему проще посмотреть фильм по Интернету, чем купить книгу. Поэтому мы решили, что раз по государственной программе предполагается, что в каждом селе, в каждой школе будет Интернет и потенциально каждый житель России будет иметь доступ в глобальную сеть, мы эту аудиторию не можем оставить без внимания. Глупо было бы со стороны мусульман не использовать современные средства массовой информации для призыва к Исламу.

В дальнейшем на ИсламТВ будут детские, женские, информационно-аналитические передачи. Мы подготовили студию, оборудование для нее закупил Совет муфтиев России. В дальнейшем сетка вещания будет предлагать передачи и для тех, кто не знает ничего об Исламе, и для продвинутых мусульман.

 

Диляра АХМЕТОВА

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», №34,
15–21 сентября 2007 — с. 6.

 

08.02.2008

 

Ссылки по теме:

08-02-08 В Грозном пройдет международный кинофестиваль «Ноев ковчег»

26-09-07 Фильмы, которые вдохновляют

Исламская культура в России: возрождение или имитация?

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/1448/">ISLAMRF.RU: Миру — мир мусульман</a>