RSS | PDA | Архив   Среда 10 Август 2022 | 1433 х.
 

Последний сибирский ишан Халил Халилов: легенды возвращаются

08.01.2008 13:03

На родине последнего сибирского ишана-суфия на старом каторжном тракте под Тобольском заработала мечеть.

В восемь утра дверь в новую мечеть деревни Турбинская оказалась открытой. В печи уже потрескивали дрова, обещая разогнать к джума-намазу накопившийся холод.

- Сразу видно, что взялись за дело основательно, - заметил, оглядевшись по сторонам, Фатых-хазрат Гарифуллин, глава Тюменского казыята. – Земляки ишана Халила долго запрягают, но быстро едут…

Хазрат привез документы и литературу для новой мечети, открывшейся накануне в праздник Курбан-байрам, поскольку община изъявила желание войти в состав регионального Казыятского управления ДУМАЧР.

Староста мечети Тимергали абый Шарипов и староста деревни Хатипа апа Нигматуллина, улыбаясь, и, приветствуя ранних гостей, зашли в помещение почти одновременно. Стараниями, в основном, этих двух человек заброшенное здание бывшего магазина превратилась в мечеть.

А еще раньше на этом самом месте находилось здание женского медресе, открытого ишаном Халилом Халиловым (годы жизни 1864-1931), последним шейхом Накшбандийского братства в Тобольской губернии.

Раньше многое было по-другому в деревне Турбинская, в бывших Юртах Турбинских.

Легенды и предания

С именем ишана Халила связано много сказаний. По одной из них, мусульманский просветитель состоял в большой дружбе с православным священником Канорадом из соседней деревни Худяково. Не раз духовные лица гостили друг у друга, часто встречались для богословских бесед и споров. Но однажды, в самом начале ХХ века, дружба дала трещину. В Тобольской губернии начался новый миссионерский этап по обращения сибирских татар в православие. В Сибирь прибыли десятки татар-кряшен, выпускников Казанской семинарии, которые, зная язык, надеялись с успехом вести миссию среди восточных соплеменников, в первую очередь среди мулл. Однако вчерашние семинаристы вряд ли могли убедить целого ишана-суфия в ошибочности его вероубеждений и, вероятно, поэтому миссия в Юртах Турбинских была возложена на худяковского священника.

Ишан Халил был тверд: нет, его аул был и останется в исламе.

- Хорошо, шейх, - сказал ему тогда Канорад. – Я не буду настаивать, если ты докажешь, что Бог твой слышит тебя и помогает тебе. 

Он принес ишану стакан кипящей воды (по другой версии, священник помолился, и вода в стакане закипела на глазах у шейха) и предложил выпить кипяток. Ишан пристально посмотрел на стакан, что-то сказал и вода внезапно охладела. Он залпом выпил ее.

Так миссия обошла стороной Юрты Турбинские. Ишан и священник возобновили прерванную дружбу. Возможно, это только красивая легенда, но, как известно, подобные истории не рождаются на пустом месте.

Деревня Турбинская находится по старому каторжному тракту в полста километрах от Тобольска, на берегу реки Турбы. Когда-то здесь, гремя кандалами, прошел Федор Достоевский. Мимо Юрт  прошли декабристы, а следом их, достойные восхищения, жены.

Еще раньше тут проплыли струги атамана Ермака. В Ремезовской летописи приводятся интересные подробности: «И приплыли к устью Турбы, к концу Долгого Яра… И увидели, что стоит огромное басурманское войско, ожидающее прихода Ермака. Казаки же совсем испугались и причалили к острову повыше Яра, поразмыслили, помолились святой Троице, пречистой Богородице и прочим святым с усердием».

Далее в летописи говорится, что находящаяся на ладье хоругвь вдруг «…сама собой снялась с места и пошла вперед вниз, вдоль левого берега». Воины Кучума сверху выпустили «стрелы без числа, словно дождь», но люди Ермака чудесным образом «проплыли, что и волоса с их головы не упало. Когда же приплыли, то хоругвь сама на свое место встала».  А в это время «виделся басурманам около противоположного берега во облаках, в ярком сиянии, царь величественный и самый прекрасный, и множество вооруженных воинов, летящих и несущих Его престол на плечах своих чудесным образом… По их же басурманским рассказам, когда кто-нибудь из сильных стрелял издали в него, то у тех руки цепенели и луки ломались».

Недалеко от того места, где произошла эта чудесная история, находится могила родного брата хана Кучума Ахмет-Гирея, убитого нукерами мстительного тестя, казахского хана Шигая за неласковое обращение зятя с его дочерью. А рядом в урочище Алтын кыр (Золотой скат), по преданиям, спрятаны сокровища Кучума.

Словом, вся округа здесь пронизана легендами и дефицита в исторических преданиях местное население не испытывает.

Мюрид Зейнуллы-ишана

О жизненном пути сибирского просветителя Халила Халилова обозревателю IslamRF.Ru рассказала родная внучка ишана пенсионерка Амина апа, ныне живущая в селе Тобол-Тура Тобольского района. Биографию деда она знает со слов своей бабушки Зарифы, пережившей мужа-ишана почти на тридцать лет.

Халил Халилов родился в 1864 году в Юртах Турбинских Тобольской губернии в семье крестьянина. Рано остался без матери. Новая жена отца не смогла заменить двум сыновьям мужа мать, поэтому вскоре братья Халил и Вали ушли от отца с мачехой жить к родственнице по линии матери. Повзрослев, будущий ишан уехал на юг, в казахские степи, где нанялся пасти скот к влиятельному баю. Кристально честный молодой человек пришелся по душе богачу и спустя время тот решил отправить юношу учиться в медресе в город Троицк, где молодой человек впоследствии стал мюридом шейха Зейнуллы Расулева.

Когда мюрид Халил из суфийского братства Накшбандия получил право на наставничество и звание ишана, до возвращения на родину или после, об этом история умалчивает. Вернулся он в Юрты Турбинские в зрелом возрасте. Ишан построил в родном ауле новую мечеть, открыл два медресе – женское и мужское. Организовал строительство моста через реку Турбу, построил водяную мельницу.  Юрты Турбинские менялись на глазах. С раннего утра до позднего вечера кипела работа. Строились новые двухэтажные дома. Своих учеников ишан отправлял овладевать кожевенным искусством и другими ремеслами в Тюменский округ, где жили лучшие мастера.

Слава об ишане стала распространяться на всю Сибирь. В его медресе приезжали учиться молодые люди с соседней Томской губернии, Зауралья. Самый богатый бухарец из Тобольска, потомственный дворянин, мусульманский «туз» Сибири Тохтасын Айтмухаметов, построивший несколько мечетей, в том числе каменную мечеть Тобольска, отдал замуж за ишана свою дочь юную Зарифу-ханум.

По воспоминаниям родственников, к мужу юную жену привезли вместе с ее куклами. Зарифа родила ишану четверых сыновей (их имена – Абдулхак, Хамза, Шамиль, Кучум) и четырех дочерей (имена - Хасана, Набида, Начия, Сакина). Зарифа стала второй женой шейха, от первой супруги детей не было.

Брат ишана Вали-Мухаммед Халилов служил муллой в Юртах Карбинских. В Госархиве Тюменской области сохранилось немало упоминаний о нем. В частности в одной из выписок ОГПУ по Уватскому району за 1928 год сообщается, что жители Карбинских Юрт «стращают» граждан, у которых сыновья в коммунистах и комсомольцах и «все указанное происходит со стороны муллы Халилова, который ведет работу через своих людей… В результате подобных действий муллы Халилова, в настоящее время наблюдается колебание среди комсомольцев и партийцев (конечно мало сознательных)». (ГАОПОТО. Ф. 3894. Оп. 1. Д. 37. Л. 4).

В том же году по инициативе шейха Халила в Тобольске был созван съезд мусульман, однако сам ишан не смог участвовать в нем из-за болезней. Брат его Вали-Мухаммед, как следует из протокола съезда, находился в составе рабочего президиума и был выбран «вторым мушавиром» Тобольского округа.

Дети ишана Халила были высланы новой советской властью в конце 20-х годов из Юрт Турбинских. Оставили с больным отцом только старшего сына Абдулхака, отца Амины апа.

- Деда я помню смутно, мне тогда лет пять-шесть было, он все время сидел, не мог ходить, - вспоминает  пожилая внучка ишана. – Его поднимали вместе с креслом и несли в мечеть. Он говорил и говорил вагазы, иногда при этом я сидела у него на коленях, народу в мечети всегда было много.

- Правда ли, что чекисты пытались выслать ишана Халила, но народ не позволил, все встали в его защиту? – спросил я Амину апа.

- Люди путают одно с другим. Деда, уже больного, хотели забрать жить в Ембаево, злого умысла тут не было. У нас сгорел дом. Ембаевские старейшины, узнав об этом, приехали в Турбинские, предложили деду переехать. Об этом узнали наши земляки, они выступили против, сказали, что построят ишану новый дом.

По словам Амины апа, ее дед избежал репрессии по случайности. Еще в гражданскую войну на том самом яру, где по Ремезову, стояли всадники Кучума, и в облаках в ярком сиянии явился царь величественный, был жуткий бой. Высоту занимали то белые, то красные. Когда измотанные сражением, голодные и оборванные бойцы спускались в Юрты Турбинские, шейх Халил одинаково лечил и кормил и красных и белых.  Говорят, что команду не трогать муллу-ишана дал сам Блюхер.

Амина апа рассказывает, что после смерти деда настали страшные времена. Вся библиотека ишана была уничтожена. Книги сожжены. Ходят разговоры, что часть книг успели вывести и закопать в лесах, где точно теперь уже никто не знает.

- Я помню времена, когда в деревню приходили муллы и люди прогоняли их прочь, - рассказывает Амина апа. – Мы росли в страхе, постоянно боялись упреков.

Братья Шариповы

Мечеть, построенная ишаном Халилом, сгорела в 70-х годах. Здесь в ту пору размещался колхозный клуб.

- Пожар случился ночью, - вспоминает староста мечети Тимергали-абый Шарипов. – Проснулась вся деревня. Я тоже побежал к мечети. К зданию было не подступиться из-за сильной жары. Спасти мечеть уже было невозможно. Люди поливали ведрами землю, чтобы не дать перекинуться огню на соседние дома. Ходили разговоры, что причиной пожара стало короткое замыкание. А здание было еще очень крепкое, простояло бы лет сто…

Тимергали Шарипов в те годы работал учителем в родной деревне. После окончания Тобольского пединститута, преподавал физику и математику. Кстати, Турбинская школа стоит на фундаменте дома ишана Халила, а клуб по соседству – на фундаменте сгоревшей мечети.

Сегодня в школе обучается 12 учеников – ровно в десять раз меньше чем в год, когда Тимергали Шарипов пришел сюда работать учителем. Тогда в Турбинских была восьмилетняя школа, сегодня – начальная. Тогда был колхоз-миллионер, сегодня работы в деревне нет никакой. Основная часть трудоспособного населения покинула Турбинские. В годы постперестроечного развала предприимчивые люди из Тобольска выкупили за бесценок и вывезли здешние крепкие дома. Из двухэтажек, построенных при ишане, сохранилась только одна, но и та догнивает, почти наполовину уйдя под землю.

…Первые прихожане, ими оказались родные братья Тимергалия-абый, Акрам и Баграм, пришли в мечеть в начале десятого. Четвертый брат Агзам живет в Тобольске. Возрождению ислама на родине ишана обязаны старшему из братьев Шариповых ныне покойному Акраму-бабаю. Именно он после заката советской державы организовал первые коллективные намазы. Сначала в одном из учебных классов в школе, потом в клубе.

- Затем мы решили организоваться в мусульманскую общину, - рассказала староста деревни Хатипа апа Нигматулина. – Я написала в районную администрацию, чтобы нам передали под мечеть бесхозное здание бывшего магазина. Ходатайство удовлетворили. Здание было в плохом состоянии. Потолок провисал, крыша протекала, печка за десять лет развалилась, через щели в стене была видна улица. В августе мы приступили к ремонту. Работала здесь вся деревня. Даже дети. Они помогали заготавливать дрова. В месяц Рамадан в мечети начали проводить намазы.

- Перед Курбан-байрамом установили на крыше полумесяц, - продолжает Тимергали  Шарипов. – Чтобы люди, приезжавшие на открытие мечети 21 декабря, видели, где она находится. Кстати, одной из самых желанных гостей на открытии стала внучка ишана Амина апа Халилова.

В планах турбинцев – строительство полноценного минарета. Имамом Турбинской мусульманской религиозной группы при ДУМАЧР стал тоболяк Ильфат Абдулин. Визит в новую мечеть Фатых-хазрата Гарифуллина совпал первым после хаджа приездом Ильфата-хазрата к своей общине. Поэтому им и мусульманскому активу бывших Юрт Турбинских было о чем поговорить за щедрым дастарханом.

Ибрагим Бекдаир, Тюмень

фото автора и из семейного альбома Амины Халиловой

На иллюстрациях:

Ишан Халил

Новая мечеть, открытая в бывшем здании магазина, на месте которого было женское медресе, построенное ишаном

Портрет Ишана Халила

Внучка ишана Амина апа Халилова. Фото 1939 и 2007 годов

Фатых Гарифуллин и три брата Шариповых, крайний справа – Тимергали, староста мечети

 

     Другие статьи по исламу в Сибири:

 В доме цыгана Будулая омичи теперь читают намаз. История мечетей Омска

Старинные мечети Тюменской области

Репрессии против тюменских имамов

Как мусульмане мечеть отстояли. «Магометанскому храму» Новосибирска вернут ее дореволюционный облик

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/1129/">ISLAMRF.RU: Последний сибирский ишан Халил Халилов: легенды возвращаются</a>