RSS | PDA | Архив   Понедельник 17 Февраль 2020 | 1433 х.
 

Мусульмане Кубы

15.11.2016 15:08

Как новое поколение мелких предпринимателей помогает распространению знаний о молодой религиозной общине

«Печать документов» – гласит написанное от руки объявление на фасаде дома на окраине Санта-Клары, университетского города в центре Кубы.

Этот импровизированный печатный центр 43-летний Хасан Хан (Hassan Jan) открыл у себя дома на втором этаже здания бывшей просторной виллы, поделенного на четыре тесных квартиры и стоящего среди многоквартирных домов советского вида.

В гостиной, отделенной от остальной квартиры занавеской, стоит небольшой диван, два кресла, аквариум с золотой рыбкой и неторопливый шумный принтер. Жалюзи на окнах мало защищают от жары.

Такого рода домашний микро-бизнес – явление, ставшее повсеместным на Кубе, с тех пор как в 2008 году здесь были приняты законы, благоприятствующие самозанятости населения.

Гостиная в доме часто превращается в мастерскую по ремонту телефонов или парикмахерскую – в зависимости от того, на что есть спрос в квартале. Хасан берет 1 песо за страницу (4 американских цента) и редко зарабатывает больше 1 доллара в день. Этого ему хватает только для того, чтобы прокормить жену Шабану и двоих детей.

На чернобородом и голубоглазом Хасане дишдаша – длинная белая рубаха, которую носят во многих мусульманских странах, и белая шапочка. На стене над компьютером рядом с резными часами XIX века висит фотография Запретной мечети в Мекке.

Хасан и Шабана принадлежат к немногочисленным кубинцам, принявшим ислам, впрочем их небольшое сообщество довольно быстро растет.

По подсчетам, на Кубе лишь несколько тысяч мусульман, официально это светская, а фактически – в основном, католическая страна. Большинство из мусульман – это иностранные студенты или рабочие.

Хаджи Иса – бывший Хорхе Элиас Хиль Виант, раньше работавший библиотекарем в культурной организации «Арабо-кубинский союз» в Гаване, считает, что на Кубе около тысячи мусульман, это обращенные и потомки иммигрантов.

«Это молодая община. Мусульмане из-за границы были и продолжают оставаться определяющим фактом создания и развития кубинских мусульманских общин… В 1990-х большое влияние оказали студенты из Африки, стран Западной Сахары, Йемена, Палестины, других арабских стран, позднее было много студентов из Пакистана», – говорит он.

По мнению Исы, тот факт, почему маленькие мусульманские общины на острове такие разные, объясняется тем, что они формировались под влиянием мусульман с разн