RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Мустафа Кямиль – символ египетского национального движения

17.06.2011 18:25

Мустафа Кямиль – выдающийся египетский лидер конца XIX – начала XX века, который пронес знамя национального движения через всю свою короткую жизнь. Именно его деятельность положила начало процессу отмены английского протектората и получения независимости Египтом в 1922 году.

 

«Если бы я не был египтянином, я бы хотел быть египтянином».

 

«Египет – рай земной...»

 

М. Кямиль

 

Личность М. Кямиля вызывала у его друзей, учителей и современников удивление. Уже будучи в школе, он блистал своим талантом в красноречии, способностью к наукам и мог привлечь внимание аудитории, обращаясь к национальным чувствам и зажечь их, пропагандируя девиз: «Надежда – путеводитель в жизни и проводник свободы».

 

М. Кямиль претворил в жизнь свою первую мечту, получив образование сразу в двух учебных заведениях – школе права в Каире, а также на юридическом факультете в Тулузском университете во Франции. В Тулузе он также показал себя с лучшей стороны, а самое интересное, закончил два курса за один год, что привлекло внимание французской газеты Gazette De Toulouse. В своем интервью этой газете в ноябрьском номере 1894 года он так объяснял свой феномен: «Причиной того, что я закончил два курса за один год... [было] мое сильное желание выйти из области искания знания в область практического действия и труда...»[1] Окончив школу права, М. Кямиль не стал обычным египетским чиновником, а посвятил себя борьбе за суверенитет Египта, используя все свои таланты и знания в юриспруденции.

 

Одной из областей, которую М. Кямиль использовал для своей борьбы, была журналистика. Уже на первом курсе школы права в 1891 г. он начал писать статьи в таких египетских газетах как «Аль-Ахрам», «Аль-Мауаид». Более того, в 1893 году он начал сам издавать журнал под названием «Аль-Мадраса» («Школа»), который выходил раз в месяц. В журнале освещались разнообразные темы, печатались статьи на патриотическую, литературную и научную тематику. Поразительно, но журнал издавался обычным египетским студентом М. Кямилем, которому в то время было всего 19 лет!

 

В 1900 году он основал газету «Аль-Лива’» («Знамя»), осознав, что ему нужна ежедневная газета, в которой он смог бы высказывать свое мнение. Заголовок этой газеты украшал лозунг «Египет для египтян». Эта газета стала рупором Партии отечества, лозунгом которой было выражение «полная эвакуация»[2]. «Аль-Лива’» стала первой газетой, в которой М. Кямиль смог выражать свои мысли и идеи, но не единственной. В 1907 году, после кровавых событий в местечке Диншауаи (июнь 1906 года), когда было убито несколько местных жителей-феллахов, М. Кямиль основал еще две газеты. Одна выходила на французском языке под названием L’Etandard Egyptien, а вторая – на английском: The Egyptian Standard. Необходимость издания газет на иностранных языках была вызвана желанием привлечь внимание мировой общественности к египетскому вопросу и проблемам египетского народа.

 

Мустафа Кямиль, к удивлению многих, сочетал свои бурные национальные чувства с религиозностью. Он был глубоко верующим человеком, уважающим принципы Ислама и призывающим к ним. В целях сплочения исламского мира и привлечения взоров мусульман к Египту в 1905 году М. Кямиль начинает издавать еженедельную газету «Исламский мир», в которой печатались статьи, волновавшие исламскую умму и исламские государства. Особенностью данной газеты также являлась перепечатка статей европейских газет об исламском мире.

 

Англичане и европейцы обвиняли М. Кямиля в радикализме в отношении религиозных вопросов, фактически объявляли его религиозным фанатиком. Естественно, ему не могли нравиться идеи Кассема Амина[3] об «освобождении» женщины. С точки зрения Ислама М. Кямиль мыслил правильно и действовал согласно традициям и обычаям, но с точки зрения обычного европейца того времени он мог показаться радикалом. Англичане постоянно упрекали египтян в излишней религиозности и фанатизме. М. Кямиль парировал эти обвинения, говоря, что такие слова произносятся лишь для отвода глаз от настоящей проблемы – ухода англичан из Египта.

 

Суверенитет страны не мог быть получен без давления мирового сообщества на английское правительство. М. Кямиль отлично понимал это и поэтому с 1895 года ездит в Европу, акцентируя внимание на Франции как одной из стран – конкуренток Великобритании. В Париже он познакомился с Джульеттой Адам[4], организовавшей салон, в котором собирались многие известные политические деятели и писатели республиканских взглядов. Он давал многочисленные интервью местным газетам и благодаря салону Дж. Адам выступал с речами перед французскими политиками. М. Кямиль сознавал, что французы, да и все европейцы, не понимают сущность египетского вопроса. Они благодаря английским политикам и газетам наивно полагали, что Египет нуждается в английском протекторате. М. Кямиль всеми силами бросился на искоренение этого стереотипа, разъезжая по всей Европе. В 1895–1905 гг. он неоднократно посещал крупные европейские столицы – Париж, Лондон, Вену, Берлин, Будапешт и др.

 

Переломным моментом в деятельности М. Кямиля стал инцидент в Диншауаи 13 июня 1906 года. В этот день несколько английских офицеров в стычке с местными феллахами-крестьянами убили четырех жителей деревни. В инциденте были виноваты английские военнослужащие, однако англичане обвинили и осудили жителей деревни, участвовавших в потасовке. Для М. Кямиля этот инцидент стал сигналом к действию.

 

Во французской газете Le Figaro он опубликовал большую статью под названием «К английскому народу и цивилизованному миру». В ней описываются события в Диншауаи, несправедливость и притеснения египетского народа со стороны англичан. Эта статья, как говорит Абд ар-Рахман ар-Рафи’и в своей книге, была одной из самых красноречивых и сильных. Значение этой статьи трудно переоценить, она получила широкий резонанс как в Европе, так и в Англии. Бо?льшая часть мира обратило свое внимание на Египет и его проблемы. Газеты из разных стран перепечатали статью М. Кямиля из газеты Le Figaro, чем сильно повлияли на читателей. Например, английская газета The Tribune советовала создать независимое египетское правительство[5]. Соединенные Штаты также не остались в стороне от египетского вопроса. The New York Times опубликовала статью о книге М. Кямиля «Египтяне и англичане» (1905), в которой была напечатана переписка М. Кямиля с высокими должностными лицами, а также раскрывается вся правда англо-египетских отношений[6].

 

Событие в Диншауаи и последующая публикация статьи «К английскому народу и цивилизованному миру» стали важной вехой развития национального движения в Египте. Если оно раньше имело вид стихийный (не было ни определенного руководителя, членов и координационного совета), то теперь представилась возможность придать ей организованный вид, чем и воспользовался М. Кямиль. В конце декабря 1907 года, за несколько месяцев до своей смерти, М. Кямиль официально основывает национальную партию Египта «Хизб уль-Ватан» (Партия отечества), лозунгом которой было: «Никаких переговоров с англичанами, пока они не покинут Египет».

 

В отличие от своих предшественников, которые пытались освободить Египет от засилья иностранцев, М. Кямиль понимал важную вещь: освобождение Египта как от англичан, так и от турок – в руках не политиков какого-либо ранга, а в руках простого народа. Именно к нему надо было обращаться, полагал М. Кямиль, что он и делал. Тем более ко времени начала деятельности М. Кямиля национальное самосознание египтян накалилось настолько, что они были готовы к сопротивлению. Он верил, что единственно правильный путь – это обращение за поддержкой к народу. Он желал светлого будущего своему народу, переживал за него. Особенно его тяготил тот факт, что население Египта является неграмотным и бедным. По данным доклада Египетской ассоциации социальных исследований 1938 года, бедные египетские семьи (а бедными были 90 процентов семей) в 5–6 человек жили в одной комнате, зарабатывали в среднем 9 египетских фунтов [в год], расходовали на питание 52 пиастра в месяц и постоянно не вылезали из долгов. В Египте была самая высокая смертность в мире: два ребенка из каждых четырех умирали, не достигнув пятилетнего возраста; 65 процентов населения болели малярией, в стране было больше, чем где-нибудь в мире, слепых, и люди существовали на пайке, почти не включавшем рыбы, яиц, молока, мяса, масла и даже пшеницы. 70–80 процентов феллахов страдали от бильгарциоза или анкилостомоза[7].

 

Проблему неграмотности М. Кямиль призывал решать открытием народных школ для детей и даже вечерних курсов для взрослых по всему Египту, где они изучали бы арабский язык и арабскую культуру. Одна из первых школ открылась в Каире в марте 1899 года, которую назвали в честь М. Кямиля. Он лично участвовал в составлении программы для этой школы, куда включил как и общеобразовательные предметы, так и «ахляк», т.е. предмет по нравственному воспитанию учеников. Еще одним проектом стало основание Египетского национального университета в 1906 году.

 

Мустафа Кямиль сделал многое для свое страны, положил многочисленные усилия для достижения ее независимости. Он неоднократно повторял свою любимую фразу: «О, моя страна! Моя любовь и мое сердце принадлежат тебе!» Однако, положив все силы на борьбу с иностранной оккупацией, М. Кямиль не уделял должного внимания своему здоровью. Уже с 1897 года он постоянно нуждался в лечении, врачи постоянно прописывали ему чистый горный воздух. Но у него не было времени для поездок на лечение, он весь погрузился в борьбу за свое отечество. Из-за своего недуга он скончался в самом расцвете сил в начале 1908 года, не достигнув 35 лет, покинув этот бренный мир очень рано, как и подобает великим «пассионарным» личностям.

 

Литература

 

1.abd ar-rahman ar-rafi’i ‘mustafa kamel – ba’is al-haraka al-wataniyya’. al-kahira, ‘dar al-ma’arif’, 1984.

 

2. Aldridge James. Cairo: Biography of a City. – Boston: Little, Brown, 1969.

 

3. The New York Times.

 

4. URL: www.egyptedantan.com

 

5. URL: www.arabicnews.com

 

[1] Moustafa Kamel, symbol of national movement. – URL: www.arabicnews.com (10.02.2000).

 

[2]Кассем Амин – один из лидеров современного арабского «ренессанса», известный как «освободитель» арабской женщины и как один из основателей современного арабского университета – Каирского университета.

 

[3]Джульетта Адам (урожденная Ламбер) – французская писательница и феминистка, основательница журнала Nouvelle Revue. Поддерживала политику реваншизма, критиковала Бисмарка. Считается одним из авторов скандальной серии книг, выходивших под псевдонимом Count Paul Vasili (князь Павел Василий).

 

[4]abd ar-rahman ar-rafi’i ‘mustafa kamel – ba’is al-haraka al-wataniyya’. P.222.

 

[5]The New York Times. 05.08.1906.

 

[6] Aldridge James. Cairo: Biography of a City. P. 176.

 

[7] abd ar-rahman ar-rafi’i ‘mustafa kamel – ba’is al-haraka al-wataniyya’. P. 149.

 

 

Р. Нагимзянов,

магистр ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова,

выпускающий редактор интернет-портала islamsng.com

 

Источник: «Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюркологии. Материалы III Всероссийской молодежной научно-практической конференции»

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/16465/">ISLAMRF.RU: Мустафа Кямиль – символ египетского национального движения</a>