Ильяс Тажиев вписал свое имя в историю культового зодчества российских мусульман
26.08.2016 11:56С прискорбием узнал новость о кончине известного архитектора Ильяса Ибрагимовича Тажиева и выражаю слова сочувствия и соболезнования членам его семьи, а также всем, кто ценил и любил талант мастера. Да упокоит Аллах душу Ильяса ага и сделает Рай последним его пристанищем. Воистину, все мы принадлежим Всевышнему и к нему наше возвращение!
Как уроженцу Нижегородской области из всех работ Ильяса Тажиева мне особенно близок прекрасный комплекс "Рашида" в селе Медяна. В ее архитектуре, а также в строгом и утонченном архитектурном облике Мемориальной мечети "Шухада" в честь воинов-мусульман, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны и других его работах прекрасно видны и его мастерство, и глубокое знакомство с мусульманскими традициями зодчества. Для истории архитектуры наследие Тажиева ценно тем, что в условиях открывшихся религиозных свобод, в том числе и свобод для культового зодчества, он был одним из немногих, кто не пошел по пути простого копирования, но создавал оригинальные, неповторимые проекты.
И первоначальный проект нашей величественной красавицы − Московской Соборной мечети (хотя позднее и усовершенствованный) создала группа архитекторов под руководством Тажиева. Отношения Ильяса Ибрагимовича и руководства ДУМЕР и СМР не всегда складывались безоблачно, причиной тому были и люди из окружения архитектора, настраивавшие его против муфтията. Но большой вклад мастера в развитие культового зодчества российских мусульман на современном этапе признал и муфтий шейх Равиль Гайнутдин, выразив свои искренние братские соболезнования и организовав помощь в погребальном процессе.
Знаменитый хадис гласит, что тому, кто построит на земле мечеть, Аллах возведет прекрасный дом в Раю. ИншаАллах, думаю это касается как тех, кто жертвует из собственных средств на строительство мечетей, кто физически выполняет эту сложную работу, так и тех, кто жертвует на эти благие цели свой профессионализм и талант.
И еще один хадис, который, как я считаю, служил бы прекрасной эпитафией на могиле усопшего: Аллах красив и любит красоту.
Дамир Мухетдинов