RSS | PDA | Архив   Суббота 21 Сентябрь 2024 | 1433 х.
 

Пора познать культуру осетин!

27.08.2008 14:05

    В эти августовские дни 2008 года преступный режим Саакашвили чуть было не подверг геноциду один из древнейших народов мира – алан, осетин. Только молниеносное вмешательство России спасло их от гибели.  

 

А что мы знаем о них, как наше сердце откликается на ценности осетинской культуры? Оказывается, недавно во Владикавказе вышел в свет роскошный по оформлению и глубокий по содержанию том, посвящённый культуре, этнологии Осетии. Именно сейчас он как нельзя вовремя поможет нам постичь глубины такой географически близкой и всё же такой неизвестной земли.

Слово доктору исторических наук, профессору из Владикавказа Л.Чибирову:

Он страстно любил культуру своего народа.

Вышла в свет первая книга избранных трудов Вилена Уарзиати.

Вилен Уарзиати ушёл из жизни в возрасте 42 лет, когда ему, вооруженному исследовательской культурой и яркими научными идеями, оставалось лишь, засучив рукава, творить. И всё же он оставил после себя то, что позволило прочно вписать его имя в ряд известных исследователей научного осетиноведения. Это его труды.

Вилен УарзиатиНа вопрос, в чём феномен Вилена Уарзиати как учёного, ответ напрашивается сам собой: в творческой индивидуальности, новаторском подходе к методике использования этнографических исследований и полевого материала. Вилена Уарзиати привела к этнографии страстная любовь к традиционной культуре родного народа. И этим объясняется та удивительная увлечённость, с какой он занимался любимым делом. Ему принадлежат более 90 научных публикаций по самым разным вопросам материальной и духовной культуры осетинского народа, народов Кавказа. Среди них три монографии, десятки статей в научных и научно-популярных изданиях, программные выступления на научных форумах.

Высказанное нами пару лет назад пожелание собрать воедино и издать разбросанные по разным научным и печатным органам труды Вилена Савельевича стало реальностью благодаря поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и известного общественного деятеля В. М. Лагкуева.

И вот перед нами первая книга избранных трудов – солидный фолиант объёмом 550 страниц – талантливого осетинского этнолога, профессора В. С. Уарзиати. Издательство «Проект-пресс» в лице его руководителя Ж. Г. Козыревой, составителей и оформителей книги В. Цагараева и Е. Кочиевой продемонстрировали свой общий высокий профессионализм в издательском деле и выпустили книгу, которая никого не оставит равнодушным.

Половину объёма увесистой книги Вилена Савельевича составляет самое значительное монографическое исследование «Праздничный мир осетин», изданное в Москве на двух языках уже после смерти автора. Монография была задумана как настольная книга для каждой осетинской семьи, и такой она стала. В ней популярно изложен тот материал о традиционной культуре, который должен знать любой представитель нации, любой краевед: круглогодичный цикл народных праздников и их исчисление, осетинское застолье со всеми своими нюансами, народные игры от новогодних коляд до танцев и джигитовок. В новом издании текст монографии сопровождается многочисленными иллюстрациями (преимущественно работы М. С. Туганова), фотографиями и другими материалами.

В основу работы «Средневековый герб алан-осетин» В. С. Уарзиати положен материал о древнем гербе алан-осетин, изображённом на грузинской рукописной карте 1735 года. Вилен Савельевич убедительно подтвердил положение Г. Д. Тогошвили о том, что на гербе алан-осетин запечатлен барс (барс, стерегущий мировую гору, то есть гору мироздания), который в свою очередь достаточно хорошо представлен в культуре индоиранцев, начиная с эпохи скифо-саков и до алан. Написанная в 1992 г. работа была настолько аргументированна, что вскоре герб алан-осетин был признан государственным гербом республик Северная и Южная Осетия.

Чрезвычайно интересным явлением этнической культуры осетин является знамя, которое, как этнический символ, исследуется В. С. Уарзиати. Рассмотрев знамя в историческом разрезе, учёный установил, что у предков осетин знамя было представлено несколькими разновидностями и различалось как по форме, размеру и цвету, так и декору. Опираясь на работы предшественников, В. С. Уарзиати развил положение о том, что с аланской эпохи базовыми стали три цвета, которые символизировали: белый – набожность и духовную чистоту, красный – отвагу и мужество, жёлтый – благодать фарна и изобилие, распознав в этих цветах трехфункциональную структуру древнеиранского общества.

О пиве, как традиционном напитке осетин, создано немало работ. Однако, на наш взгляд, по глубине разработки, разносторонности подходов к исследуемой теме, лучшей на сегодняшний день является включенная в книгу работа В. С. Уарзиати «Культура пива в ритуальной практике алан-осетин».

Второй раздел книги «История в фольклоре» состоит из статей, в которых исследуются легенды и народные песни. В процессе анализа народных героических песен о Есе Канукти и Мазуке Кантемурти автору удалось выявить и уточнить некоторые сюжеты из горской повседневности, идентифицировать главных действующих лиц, их исторические прототипы.

Третий раздел книги «Культурология» составляют очерки о выдающихся учёных и деятелях осетинской культуры. Об Андрее Шегрене, как корифее осетиноведения, написано немало. Статья В. С. Уарзиати отличается от них тем, что впервые подробно рассмотрен и проанализирован этнокультурный аспект его осетиноведческих исследований.

Статья о творчестве основоположника осетинской драматургии Е. Бритаева – свидетельство широкого научного диапазона учёного. Через призму анализа его драмы «Мир праху ряженому, да здравствует осетинский театр», В. С. Уарзиати даёт высокую оценку драматургу, который «первый из осетинской интеллигенции осознал насущную необходимость профессионального театра для нормального развития осетин и блестяще осуществил эту идею».

Статья о М. С. Туганове написана к 100-летию со дня рождения выдающегося деятеля осетинской культуры и посвящена характеристике его историко-этнографического наследия. И в этой области Махарбек Сафарович, как пишет автор статьи, «проявил себя тонким знатоком и первым высказал ряд оригинальных суждений, не потерявших своего значения для современного этнографического кавказоведения».

Таков краткий обзор работ, вошедших в первую книгу избранных трудов В. С. Уарзиати. Работы эти весьма ценные и представляют интерес не только для специалистов, но и широких читательских кругов. Книга должна стать настольной в каждой осетинской семье.

Творчество В. С. Уарзиати характеризует ещё одна завидная особенность. Исследуя ту или иную тему, он отдавался ей душой, работал над ней тщательно и чрезвычайно ответственно. Известен такой случай: прежде чем приступить к исследованию темы о геральдике алан-осетин, он несколько месяцев осваивал грузинский язык, ибо источники, содержащие сведения о средневековом гербе осетин, были сплошь грузинскими.

Книга очень богато иллюстрирована, её приятно держать в руках. Нередки случаи, когда любуешься красиво оформленной книгой, но разочаровываешься, познакомившись с её содержанием. Вспоминается, как про одну такую книгу Васо Абаев написал уничижительную рецензию под названием: «Блеск и нищета золотого тиснения». Подлинное удовольствие от книги читатель получает, когда в ней в гармоничном единстве находятся глубокое содержание и красивое обрамление. Первая книга избранных работ В. С. Уарзиати - издание из этого ряда.

Говоря об оформлении рецензируемой книги, хочется обратить внимание на одно важное обстоятельство. Оригиналы вошедших в книгу трудов учёного бедны иллюстрациями, а в некоторых они и вовсе отсутствуют. Внедрив в книгу богатый и интересный иллюстративный материал, составители руководствовались не только соображениями эстетического порядка. Иллюстрации в книге подобраны вдумчиво, в соответствии с тематикой книги и конкретным текстом исследования. Потому они не только украшают книгу, но и работают, помогают читателю глубже осознать и осмыслить авторскую идею, авторское видение проблемы.

Вместе с тем позволим себе высказать пожелания в адрес издательства. Поскольку задумано капитальное издание избранных трудов большого учёного, желательно было предпослать ему вступительную статью или предисловие специалиста-этнолога и вслед за биографическими данными дать профессиональную оценку значимости научных исследований учёного. Ведь имя и труды В. С. Уарзиати известны лишь узкому кругу учёных-гуманитариев. В вводной же части следовало познакомить читателя со структурой всего издания: перечень книг и содержание каждой из них. Нам кажется, не следовало давать двойные названия разделам, гнаться за модной научной терминологией (семиотика, ритуал, символ, миф, образ и т. д.). Все эти понятия с лихвой покрывает название «этнология».

Эти пожелания нисколько не умаляют очередной успех издательства «Проект-пресс». Пожелаем его коллективу, чтобы в скором будущем он порадовал нас очередным томом избранных трудов профессора В. С. Уарзиати.

Л. ЧИБИРОВ, доктор исторических наук, профессор.

Газета «Северная Осетия» № 148 за 16 августа 2007 года

 

На фото:

Первый том «Избранных трудов» Вилена Уарзиати

Вилен Уарзиати

Ссылки по теме:

Москва златоглавая: осетинский след

Вилен Уарзиати – Ислам у осетин

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/mosaique/4238/">ISLAMRF.RU: Пора познать культуру осетин!</a>