RSS | PDA | Архив   Пятница 28 Апрель 2017 | 1433 х.
 

Ислам и киприоты

30.12.2010 13:38

На протяжении всей своей истории Кипр находился на перекрестке великих цивилизаций и культур, служил мостом, соединяющим Восток и Запад.

Несмотря на преобладание греческих черт и христианской религии, культурное наследие острова несет в себе следы влияния иностранных держав, владеющих островом в разные периоды многовековой истории. С завоеванием Кипра Османской Турцией, правившей островом с 1571 по 1878, связано с появлением там ислама, последователи которого составляют в настоящее время почти 20 % населения страны. Неотъемлемой частью культурного наследия острова являются мечети и другие места, священные для мусульман. Их сохранение  и защита имеют особое значение ля киприотов, поскольку проявление уважения к таким местам свойственно любой религии. Поскольку Кипр является членом ЕС, терпимость и уважительное отношение ко всем народам и их культурному наследию приобретают особое значение.

На протяжении всей своей истории Кипр был в роли сосуда, в котором перемешивались разные культуры, а также служил мостом для контактов и взаимодействия между Востоком и Западом. Кипр переходил от одних завоевателей к другим: к ассирийцам, персам, Александру Македонскому и его преемникам из египетской династии Птолемеев, а также римлянам. После распада в IV в. Римской империи Кипр оказался под управлением Восточной Византийской империи и стал ее провинцией. В период с VIII по X в. арабы и византийцы по разным причинам предпочитали, чтобы остров имел нейтральный статус.

Ислам на Кипре во время  вторжения арабов

Со времени появления ислама приверженцы этой религии старались распространить ее на как можно большей территории. Несмотря на то, что остров находился близко от уже исламизированных регионов, многочисленные военные экспедиции арабов (643-965 гг.) и их попытки распространить ислам на Кипре были безуспешны. Присутствие арабов и их влияние так и остались случайными. Арабы также понимали, что не смогут править островом постоянно. В результате обе стороны предпочли, совместно владея Кипром, сохранить за ним нейтралитет, разделив остро на две части или найти другой выход из создавшегося положения. После первых вторжений на остров на нем был оставлен 12-ти тысячный арабский гарнизон. Для военных были построены казармы, в которых проживали вместе греки-христиане и арабы-мусульмане. Отношения между нми зависели от многих факторов. Тем не менее все они должны были соблюдать нейтралитет и платить ежегодную дань обоим государствам.

Первые мечети в Пафосе появились в середине VII в. и предназначались для удовлетворения религиозных потребностей мусульман – как военных, так и  гражданского населения города. (Спустя несколько десятилетий после ухода гарнизона киприоты разрушили эти мечети). Так началась история ислама на Кипре. Первое его присутствие было относительно долгим, и именно в тот период были заложены основы мирного сосуществования христиан и мусульман на острове. «Мусульманским властям нравились христиане, которых они охраняли, и те относились к мусульманам по-свойски», - писал кипрский ученый Костас Киррис.

Турецкие мусульмане

Более шести столетий спустя после поражения арабов (963-964) ислам вновь появился на Кипре в 1570-1571 гг. вместе с османскими турками. Завоевав Кипр, султан оставил там небольшой отряд конных и пеших воинов и издал фирман(указ), согласно которому на остров в Малой Азии должны были быть перевезены 12 тыс. семей. Бедственные условия существование в период венецианского правления и годичная война нанесли серьезный урон местному населению Кипра. Мусульмане, принадлежавшие к касте военных и к новым правящим классам, селились в большом количестве в городах и административных центрах, а греко - киприоты и прочие христиане часто вытеснялись в сельскую местность. Для обеспечения безопасности всем немусульманам запрещалось находиться ночью в обнесенной стенами старой части Фамагусты. Тем не менее, турецкие общины можно было обнаружить разбросанными по всему острову, тогда как турки-киприоты проживали также в смешанных общинах в городах и сельской местности Кипра. Исторические данные свидетельствуют о том, что турко-кипрская община образовалась из двух ветвей: с одной стороны, потомков османских завоевателей и переселенцев из Анатолии, с другой – греков и других христиан, обращенных в ислам. Согласно данным на конец османского – начало британского периодов, мусульмане в общей численности населения острова составляли около 20 %.

Линовамваки

Тонкая грань, которая разделяла в то время одну веру от другой, определяла категория людей, известных как линовамваки ( термин означает хлопчато-льняной, отражал их двоякую природу). Большинство этих людей на публике были приверженцами ислама, но в частной жизни продолжали исповедовать христианство. Были случаи добровольного возвращения в христианство. Кипрская Православная Церковь пыталась линовамвак к этому принудить, запрещая им участвовать в религиозных обрядах, пока они не перейдут в христианство официально. Но такая политика способствовала отчуждению большинства линовамвакоев, и в результате их приверженность исламу только усилилась. Линовамваки просуществовали на Кипре до 50-х гг. XX в.


Мечети на Кипре

С приходом османских турок в на Кипр в XVI в. там начали появляться мечети. Делятся они на две категории: церкви, превращенные в мечети и новые мечети.


Для удовлетворения своих религиозных нужд новые правители Кипра стали превращать церкви в мечети. В большинстве случаев они просто воздвигали над ними минареты. Храмы, которые являлись великолепными образцами готической архитектуры, стали первыми местами, которые турки использовали для исповедания ислама. К таким относятся Кафедральный собор св. Софии (мечеть Селимийе) в Никосии и собор св. Николаоса (мечеть Лалы Мустафы) в Фармагусте, церковь св. Екатерины и церковь Девы Марии (мечеть Омерийе) в Никосии.  Со временем были построены новые мечети, некоторые из которых имеют как историческое, так и архитектурное значение. Среди них архитектурный комплекс Хала Султан Текке, расположенный на Ларнаке на берегу Соленого озера, является одним из наиболее известных мест на острове и считается главной святыней мусульман Кипра. Построенный в XVIII – начале XIX вв., комплекс сохранил до наших дней свой первозданный вид.  Среди других значимых культовых мест мусульман следует отметить мечеть Байрактар (мечеть знаменосца), мечеть Йени Джами (новая мечеть), мечеть в деревне Перистерона, а также мечети в городах Ларнака и Лимасол и другие.


В результате столкновений между общинами, произошедших в декабре 1963 года, киприотам в течение нескольких лет пришлось жить в чрезвычайных условиях. Многие турки-киприоты покинули свои деревни в более крупные общины или перебраться в город. Военная интервенция Турции, в результате которой 36,7 % территории Кипра оккупировали. Греки-киприоты покинули свои дома, расположенные на оккупированной части Кипра, а турки-киприоты перебрались в северную часть острова. В 1974 г произошло вторжения турецких войск на остров и правительство Кипра обратилось за международной помощью, которая могла бы предотвратить разрушении культурного наследия острова. Впервые с 1974 года духовные лидеры кипрских турок участвовали вместе с кипрскими греками в церемонии по случаю открытия мечети Байрактар в ноябре 2003 года. «Все киприоты: греки-киприоты, турки-киприоты, латинцы, мирониты и армяне могут и должны жить вместе, бок о бок, принимая и уважая религию и культурные обычаи других», - сказал на церемонии открытия мечети министр внутренних дел Андреас Христу.


Киприоты веками жили вместе в мире и согласии. Даже в трудные периоды напряженности и конфликтов простые люди не разрывали своих ежедневных контактов. После десятилетий полного разделения острова, навязанного Турцией, частичное снятие в апреле 2003 года незаконных преград, препятствующих передвижению через ооновскую линию прекращения огня 1974 года, позволило грекам-киприотам и туркам-киприотам снова общаться. Это яркий пример того, что киприоты хотят жить мирно друг с другом. Несмотря на болезненный и тяжелый опыт прошлого,  моральные травмы, причиненные изгнанием, никаких инцидентов не произошло. Напротив, встречаясь, представители обеих общин вспоминают из прошлого все положительное, в том числе совместную борьбу в профсоюзах. Несмотря на все трудности и преграды, целые группы жителей из обеих общин вместе отмечают религиозные и другие праздники.


       Религия и ее символика являются частью культурного наследия человечества. Кипр имеет богатую тысячелетнюю историю. На острове множество памятников, связанных с христианскими и мусульманскими вероисповеданиями, различными этническими группами и цивилизациями. Многим кипрским памятникам ЮНЕСКО присвоила статус Мирового наследия. Эти памятники отражают культурное достояние киприотов и Кипрское правительство уделяет огромное внимание сохранению и заботе за мечетями, церквями и другими памятниками. Сегодняшняя атмосфера на Кипре, где живут бок о бок представители различных народов, культур  и стран показывает: раздел острова, навязанный турецкой армией, является не чем иным, как пережитком прошлого.


Гульшат Башарова

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/organizations/14672/">ISLAMRF.RU: Ислам и киприоты</a>