RSS | PDA | Архив   Воскресенье 8 Сентябрь 2024 | 1433 х.
 

Религиозные организации США в межкультурной коммуникации

16.06.2011 16:57

В настоящее время мы являемся свидетелями возрастания роли религиозных организаций во всем мире. Особенную специфику данный процесс получил в США, традиционно являющихся носителями «протестантского духа», готовыми к распространению своих ценностей во всем мире.

 

Религия всегда была и остается важнейшим фактором, определяющим политику, стратегию, национальную идентичность и культуру США. Она создает национальный характер, помогает формировать представления о внешнем мире и воздействует на восприятие событий, происходящих за пределами собственной страны. Религия объясняет как самоощущение американцев в качестве избранного народа, так и их убежденность в том, что они должны распространять свои ценности по всему миру. Конечно, не все американцы верят в такие вещи, а те, кто верит, часто яростно спорят друг с другом об их точном значении. Но адептов подобных идей достаточно для того, чтобы последние оказывали глубокое влияние на поведение страны и за рубежом, и у себя дома.

 

Согласно исследованию, проведенному в 2002 году Pew Global Attitudes Project, США – единственная из развитых стран, где большинство населения сказали, что религия играет «очень важную роль» в их жизни[1].

 

Американское правительство не ведет официальной статистики по религии. По данным Всемирной книги фактов ЦРУ на 2007 год, 51,3% населения США считают себя протестантами, 23,9% – католики, 12,1% не принадлежат к какой-либо конфессии, 1,7% – мормоны, 1,6% – другой христианской конфессии, 1,7% – иудеи, 0,7% – буддисты, 0,6% – мусульмане, 2,5% – другое или не указано, 4% – нет[2].

 

Примерно половина взрослого населения США (54%) относит себя к той или иной религиозной группе и посещает церковь, мечеть, храм, синагогу или любое другое место поклонения богу.

 

Свои храмы постоянно посещают 83% американских евангелистов, 75% мормонов, 70% адвентистов, 69% баптистов, 66% методистов, 64% пресвитериан, 62% мусульман, 60% христиан (не относящих себя к определенной номинации), 59% католиков, 53% иудеев, 45% протестантов и 28% буддистов. Любопытно, что каждый пятый американец, называющий себя атеистом или агностиком, признает, что либо он сам, либо кто-то из членов его семьи является прихожанином какого-либо храма[3].

 

Свобода вероисповедания, которую лелеют и превозносят большинство американцев, сделала возможным процветание религии во многих формах и ее глубокое влияние на формирование американского характера. Свобода вероисповедания укрепила и сделала жизнеспособным американское мировоззрение, придав ему жизнерадостность, ощущение того, что нет ничего невозможного, и зачастую давая мужество, необходимое для трудных, но необходимых общественных перемен.

 

Положения о свободе вероисповедания, содержащиеся в Первой поправке к Конституции США, которая считается важнейшим политическим заявлением о свободе вероисповедания и общественной справедливости в истории человечества, сформулированы всего лишь в 16 словах: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего ее свободное исповедание»[4]. Достаточно лишь взглянуть на опыт США, чтобы понять, насколько важна эта поправка для той заметной роли, которую религия играет в нашей стране, и для ее многообразия. В Соединенных Штатах около 500 000 церквей, храмов и мечетей любых форм и размеров. В США не менее 2000 различных конфессий, не говоря уже о бесчисленных независимых церквах и религиозных объединениях. Их влияние на американцев осуществляется через молельные учреждения: их посещает 60% населения[5].

 

Одним из результатов влияния религии на жизнь американцев стало тесное переплетение морали и политики. Практически любой кризис в истории США непременно рассматривается скорее в моральных, а не политических категориях[6]. То же самое происходит и во внешней политике, где постоянно возникают противоречия между «чистыми» целями и «грязными» средствами их достижения. Чаще всего национальные интересы требуют использования очень спорных с религиозно-этических позиций методов.

 

Результаты деятельности религиозных институтов впечатляют. Но чтобы оценить влияние религии в Америке, необходимо исследовать ее на двух уровнях: поверхностная религиозность, обусловленная, например, социальными причинами, и глубокая религиозность, вера, преобразующая человека изнутри, лучшим мерилом которой является способность служить другим людям.

 

Невозможно отрицать тот факт, что религиозные институты сохраняют силу в американском обществе или что религия оказала явно положительное влияние на формирование Америки. Однако когда мы пытаемся измерить глубину религиозных убеждений, то глубина веры оставляет желать лучшего, по крайней мере с точки зрения традиционной религии. Американцы верят в Бога, но этот Бог чаще утверждает и поддерживает их, не предъявляя к ним требований; они не полностью привержены ему. Они молятся, но часто это происходит бессистемно, и при этом они больше просят о чем-либо, а не благодарят, поклоняются, ходатайствуют за кого-то или о чьем-либо прощении. Они почитают Библию, но редко читают ее. Результатом этого стало плачевное состояние библейской грамотности среди американцев – они действительно в этом отношении неграмотны.

 

Религиозное невежество проявляется и в незнании и непонимании их собственных религиозных традиций, а также основополагающих положений их религиозной доктрины. В результате многие американцы не имеют глубокой связи со своими религиозными корнями и в результате этого становятся легкой добычей для различных, порой весьма причудливых религиозных движений. Они выбирают те верования и культы, которые наиболее удобны и предъявляют к ним наименьшие требования. Канадский социолог Реджинальд Бибби называет это «выбором религии из ассортимента».

 

Американцы хотят пожинать плоды веры, но не исполнять связанные с нею обязательства. Само по себе участие в жизни церкви не оказывает большого влияния на жизнь американцев. Исключительно глубокое влияние веры проявляется себя в мировоззрении, благотворительной деятельности, в ощущении счастья. Самый религиозный сегмент населения – «тайные святые», если хотите, – составляет небольшой процент населения, но их влияние значительно больше, чем можно было бы ожидать.

 

По мнению У.Р. Мида, именно протестантская «ветвь христианской религии в основном сформировала национальную идентичность страны и до сих пор остается (хотя уже в незначительной степени) религией большинства[7]. Более того, перемены в католицизме (вторая основная конфессия и самая крупная единая религиозная община в стране) представляют собой более смешанную картину и в меньшей степени воздействуют на внешнюю политику. И наконец, остальные религиозные группы в Соединенных Штатах оказывают на политику существенно меньше влияния.

 

На самом же деле тонкие богословские и культурные различия могут иметь и имеют весьма важные политические последствия. Следовательно, интерпретация влияния, которое оказывают на внешнюю политику Америки происходящие в ней религиозные перемены, требует более пристального рассмотрения теми, кто собрался в «большом молельном шатре американского протестантизма».

 

По мнению Дж. Гэллапа-мл., церковь или религиозные организации практически лидируют в списке важнейших институтов, пользующихся уважением в обществе. Они неизменно занимают это положение с тех пор, как 20 лет назад начали проводиться исследования на эту тему. Духовенство пользуется большим уважением. Вообще говоря, общество высоко оценивает его способность удовлетворять нужды прихожан и решать проблемы своих общин[8].

 

По мнению Кеннета Д. Уолда, церкви во многих отношениях важны для демократии. С одной стороны, церкви являются институтами, в которых люди приобретают навыки и развивают способности, позволяющие им эффективно участвовать в демократической политике[9]. Было продемонстрировано, что афроамериканцы более активны в политике, чем другие категории американцев, принимая во внимание их общественно-экономическое положение, во многом потому, что их церкви являются настоящими школами политической подготовки. В этих церквах люди учатся выступать с речами, они учатся, как руководить собраниями, они учатся, как организовывать кампании. Они осваивают целый набор навыков, непосредственно связанных с политическим процессом. Так что в некотором смысле эти церкви являются своего рода школами демократии. Для многих американцев, не принадлежащих к каким-либо другим организациям, дающим эти навыки, церковь играет очень существенную роль, способствуя их активному участию в демократической жизни.

 

Одним из наиболее примечательных аспектов религиозной жизни Америки является ее прочность. Несмотря на все драматические социальные перемены последней половины столетия – экономические депрессии, войны, движение за гражданские права, социальные волнения, технологические перемены, – религиозные верования и культовая деятельность американцев выглядит сегодня в основном так же, как и в 30-е и 40-е годы. Процентная доля населения, принадлежащего к той или иной церкви, близка к показателям 1930-х годов. (Конечно, надо отметить, что динамика этих показателей является различной для разных церквей и конфессий.) Это относится к посещаемости церквей, а также к области основных религиозных верований. Несмотря на эту последовательную верность традициям, американцы сохраняют высокую степень независимости в своей религиозной жизни и независимость от своих религиозных институтов.

 

Свобода вероисповедания, которую лелеют и превозносят большинство американцев, сделала возможным процветание религии во многих формах и ее глубокое влияние на формирование американского характера[10]. Свобода вероисповедания укрепила и сделала жизнеспособным американское мировоззрение.

 

Религиозные организации играют очень важную роль в американском обществе. Но гораздо более неочевидным и менее предсказуемым феноменом является уровень религиозности. Только глубокая приверженность представляет собой тот уровень религиозности, на котором она способна изменить жизнь людей и подвигать их на развитие связей с другими людьми.

Нынешнее влияние американских церквей на политику страны пока еще себя не исчерпало, что вызывает тревогу у секуляристов и либералов в Соединенных Штатах и за рубежом. Однако было бы более разумно реагировать на ситуацию с умеренным оптимизмом, чем с паническим ужасом. Религия в Соединенных Штатах слишком плюралистична для того, чтобы допустить господство какого-либо одного-единственного течения. Растущее присутствие и влияние нехристианских общин в стране – иудеев, мусульман, буддистов, индуистов и прежде всего секуляристов – будут по-прежнему ограничивать способность какой-либо одной религиозной группы навязать свои ценности всем остальным.

 

Некоторые представления о чрезмерном влиянии евангелистов на внешнюю политику просто-напросто преувеличены. После терактов 11 сентября, например, широко распространились опасения по поводу того, что евангелические христиане потребуют объявить священную войну против ислама.

 

Мусульмане и христиане никогда не придут к согласию по всем вопросам, а некоторые из их договоренностей могут не понравиться светским людям. Но стимулирование диалога между мусульманами и евангелистами может оказаться одним из лучших способов предотвратить угрозу войны цивилизаций.

 

[1] U.S. Stands Alone in its Embrace of Religion. – URL: http://pewglobal.org/reports/display.php?ReportID=167

[2] URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/us.html#People

[3]США. Религиозный ландшафт. – URL: http://www.washprofile.org/ru/node/5390

[4]Конституция США. Статьи в дополнение и изменение Конституции Соединенных Штатов, предложенные Конгрессом и ратифицированные отдельными штатами в соответствии с Пятой статьей Конституции. – URL: http://www.istorik.ru/library/do*****ents/usconstitution/text2.htm#8

[5] Хэйнс Ч. Корни американской свободы вероисповедания. – URL: http://www.infousa.ru/society/rjart2h.htm

[6]U.S. Policy in the Persian Gulf. Hearings before the Committee of ForeignRelations. U.S. Senate. 101 Congress, 2nd Session. December 6, 12, 13. 1990. Part 2. – Washington D.C.: GPO, 1991. – P. 62–67.

[7] Мид У.Р. Божья страна? // Россия в глобальной политике. – URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/22/6338.html

[8]Гэллап Дж. Останутся ли жизнеспособными американские церкви в следующем столетии? – URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Life_church/Article/gell_ostli.php

[9] Разделение и взаимодействие религия и политика в США (интервью с Кеннетом Д. Уолдом). – URL: http://www.infousa.ru/society/rjart7h.htm

[10] Вся власть религии. – URL: http://www.washprofile.org/ru/node/885

 

А. Царевский,

магистрант ННГУ им. Н. И. Лобачевского

 

Источник: «Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюркологии. Материалы III Всероссийской молодежной научно-практической конференции»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/organizations/16439/">ISLAMRF.RU: Религиозные организации США в межкультурной коммуникации</a>