RSS | PDA | Архив   Пятница 10 Май 2024 | 1433 х.
 

Мусульмане Тюмени просят у Бога дождя

22.06.2009 17:56

После трех недель засухи на юге Тюменской области, наконец, появились тучи. По странному совпадению кратковременные дожди прошли сразу после проведения мусульманами обряда, который в татарских деревнях региона называют "Кук курбан".  

 

К этому можно относиться по-разному, однако корреспондент портала islamrf.ru стал сам свидетелем того (а также зафиксировал на фото), как сразу после коллективного дуа (мольбы) на ясном небе появились тучи, а когда народ уже сел за праздничную трапезу, прямо на них с неба хлынул ливень.

 

Традиция проведения Кук-курбанов в Сибири имеет давнюю историю и зафиксирована в различных источниках. Обряды проводились и в советское время.

 

- "В 50-60-е годы, когда муллой был мой дед, Кук-курбан проводился и в городе, - вспоминает пенсионерка Фариха-апа, внучка муллы Мирзачана Ханафиева. - В Заречном микрорайоне Тюмени на берегу Туры старики читали Коран. Вся Зарека собиралась на курбан. Народ в те годы был очень дружный. Кто лук принесет, кто вермишель, скидывались, чтобы купить овец. В больших казанах на берегу готовилось угощение. В те  годы, когда все мечети были закрыты, такие встречи поддерживали в людях веру, напоминая им, что они - мусульмане".

 

Далеко не в каждой из полутораста татарских сел и деревень сегодня проводятся обряды Кук-курбан, но есть населенные пункты, где ежегодно в пору засухи и жары появляются объявления с приглашением народа на жертвоприношение в честь ниспослания дождя. Одним из таких населенных пунктов является поселок Юрты Андреевские Тюменского района, где за века сложилась своя традиция Кук-курбана.

 

Мероприятие проводится местной мусульманской организацией на окраине поселка у озера Андреевское (по местному Интряй). Пока на походных казанах, установленных прямо на санях, готовится угощение, группа аксакалов во главе с муллой поселка пенсионером Юнусом Тилимбаевым отправляется на моторной лодке на остров посреди озера Андреевское, к могиле средневекового шейха-миссионера.

 

Как ни пытались выпускники современных медресе отвратить пожилых людей от чтения Корана на астанах (некрополях шейхов), старики остаются верны традициям: сев на траву у астаны, они начинают читать по очереди суры Корана, после чего возносят дуа, прося при этом у Бога счастливой доли для покоящегося здесь человека.

 

Интересно, что имя захороненного на острове шейха до сих пор вызывает споры. Одни утверждают, что покойного звали Халиль, другие - Гали. Тобольский ученый-краевед Игорь Белич в 1978 году со слов одного из старожилов записал, что на острове находится астана Аптерай-авлия. Так тот якобы слышал от своего отца-муллы.

 

Информация об астане на острове озера Андреевское отсутствует в известных старинных рукописях "сачара", повествующих об истории принятии ислама тюрками Сибири. И это тоже объяснимо, поскольку в рукописи перечислены только 30 некрополей, местонахождение более 300 мест захоронений шейхов остается неизвестным, поэтому не исключено, что одно из них оказался на острове.

 

- Когда я был ребенком, приезжал к этой астане вместе с дедом, - рассказал мулла Юнус Тилимбаев. - Помню, дед мне говорил, что когда он был маленьким, он также посещал остров вместе со своим дедом.

 

По воспоминаниям пожилых людей, в советское время райисполком намеревался построить на острове профилактории, но, видя, как решительно на защиту астаны настроены старики Юрт Андреевских, партийное руководство отказалось от планов. В те годы некрополь окружал полусгнивший деревянный сруб.

 

К возвращению аксакалов на берег, у озера собирается и стар и млад. Звучит азан, поскольку подошло время зухр-намаза. После коллективной молитвы перед собравшимися выступают мулла Юнус Тилимбаев, председатель местной мусульманской организации Тимергали Гайнутдинов, активисты общины. Они говорят об исламе, о необходимости и далее идти по стопам предков, соблюдая традиции. Люди почему-то уверены, что дождь не заставит себя долго ждать. Так оно потом и оказывается. Небо разрезают вспышки молний, грохочет гром.

 

Когда ливень усиливается, один из участников Кук-курбана говорит, что теперь бы дождь вовремя прекратил. Несколько лет назад после проведения обряда в соседней деревне Муллаши дождь не прекращался в течение недели, и тогда глава Тюменского района Валерий Бугаев толи в шутку толи всерьез обратился к мулле Муллашей с просьбой: "Пожалуйста, проведите обряд в честь прекращения дождя, урожай гибнет, я готов выделить вам не овцу, а целого быка".

 

Дождь хлещет так, что народ бежит к машинам. Кто-то накидывает на себя предварительно припасенный дождевик.

 

За последнюю неделю в Тюменском районе дважды прошел дождь. Можно назвать это совпадением, но факт остается фактом: первый ливень грянул после дуа в Юртах Андреевских, второй раз дождь обильно пролил землю в минувшую суббота - через час после Кук-курбана в селе Большие Акияры.

 

Калиль Кабдулахитов, фото автора

 

На фото:

1. Намаз на берегу

2. Первая партия отправляется на остров к шейху

3. Чтение аятов Корана у астаны

4. Справа подходят тучи

5. Тучи над головой, начинается долгожданный дождь

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/reportages/umma/9207/">ISLAMRF.RU: Мусульмане Тюмени просят у Бога дождя</a>