RSS | PDA | Архив   Пятница 26 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Дамир Хайретдинов: «Словарь "Ислам в Центрально-Европейской части России" - опись прошлого и современности ислама в 19 регионах России»

27.08.2009 16:05

Недавно Издательский дом «Медина» выпустил в свет очередной 4-ый выпуск энциклопедического словаря из серии «Ислам в Российской Федерации». Предлагаем вашему вниманию интервью с ответственным редактором словаря кандидатом исторических наук Дамиром Зинюровичем Хайретдиновым.  

 

- Уважаемый Дамир Зинюрович! Не могли бы Вы рассказать, каков предмет исследования только что вышедшего словаря?

 

- 4-й том энциклопедического словаря посвящен территории центрально-европейской части России. Словарь описывает наиболее значимые явления, объекты, персоналии и историографию прошлого и современности ислама и мусульман в 19 регионах России: Белгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областях и Республике Мордовия.

 

Более точное определение географии – это Центральный федеральный округ (ЦФО) без Москвы и Московской области, плюс Вологодская область из состава Северо-Западного округа, а также два важных региона, входящие в состав Поволжского федерального округа – это Мордовия и Пензенская область.

 

- Такая «нарезка» регионов в словарь подобрана как-то специально?

 

- Помимо современного административно-территориального районирования (подавляющее большинство указанных регионов входят в состав ЦФО), на компоновку регионов в словарь повлияла их общность в историческом аспекте. Южные области в составе ЦФО составляли единый социо-географический комплекс во времена Золотой Орды, а некоторые из них – как Воронежская, Белгородская и Курская области – и в эпоху Хазарского каганата. В доордынский же период отмечаются такие мусульманские этносы, как буртасы – на территории Пензенской области, Мордовии, и волжские булгары, постоянные контакты с которыми фиксируются в Рязанской, Владимирской, Ивановской областях. Хотя монгольское нашествие значительно изменило этническую карту Восточной Европы, реликты прежней эпохи длительное время оставались на данной территории, свидетельством чего являются, например, Новохарьковский могильник, оставленный аланами – наследниками салтово-маяцкой культуры, или Болгорская волость под Тверью.

 

- То есть Вы хотите сказать, что словарь отражает, помимо прочего, и эпоху хазарской государственности?

 

- Совершенно верно.  Древнейшие этапы истории ислама и мусульман, их взаимоотношений с другими народами – славянами, угро-финнами и др., исследованы в настоящем издании благодаря статьям археологов. Это более 10 авторов из Владимирской области, Курска, Пензы, Рязани, Плёса Ивановской области, Тулы, Ельца Липецкой области и др. Такое масштабное привлечение специалистов из области археологии произошло впервые в рамках серии словарей «Ислам в РФ», и, в общем-то, само по себе является небольшой сенсацией. Дело в том, что, к сожалению, даже в соседних регионах иногда имеется весьма поверхностное представление о том, над чем конкретно работают коллеги из близлежащих областей. Археологии, пожалуй, это касается прежде всего: ведь многие памятники, даже раскопанные и изученные уже в течение длительного времени, до сих пор не описаны. Сказанное тем более верно относительно проблематики ислама в центрально-европейской части России: эта тема практически никем целенаправленно не изучалась, зачастую открыто игнорировалась, и уж тем более не исследовалась комплексно. Так что наш словарь стал пионером в этой проблематике.

 

- Как же удалось привлечь столь значительное число ученых?

 

- Основная заслуга здесь принадлежит нашему коллеге, эксперту Федерации мигрантов России Дмитрию Витальевичу Макарову, который лично объездил огромный регион, изучаемый в этом издании, и координировал научную работу при составлении словаря. Всего же в словаре представлено более 500 статей, написанных почти 50 авторами. Историки-архивисты (10 авторов) внесли весомый вклад в изучение позднефеодального и имперского времени (а также, относительно только Пензенской области – и советской эпохи). Этнологи представили свое видение процессов этногенеза тех или иных национальных групп, исповедующих ислам, описали их жизнь в недавнем прошлом и современности. Уникальны статьи о роли ислама в истории и культуре мордовского народа. Журналисты и публицисты, философы, преподаватели вузов, активисты мусульманских организаций  дополнили издание статьями о советском и нынешнем периодах бытования мусульманских общин.

 

- Возвращаясь к теме Хазарии: что интересного представлено в словаре по этой проблематике?

 

- Знаете, по хазарской теме вопросов больше, чем ответов. Зачастую при изучении эпохи Хазарского каганата ученые руководствуются, скажем так, неким заказом. Например, одна крупная исследовательница хазарской тематики полагает, что «менее всего в Хазарии пользовался популярностью ислам». Новые данные, представленные в нашем словаре, утверждают об обратном: на западной периферии каганата были мусульманские города и села, сохранились мусульманские могильники.

 

В целом, я полагаю, многие устоявшиеся выводы по доордынской эпохе, которые приняты в нашей историографии, в свете последних находок археологов на юге России и северо-востоке Украины, следует в корне пересматривать. 

 

- Кстати, кто такие буртасы, о которых Вы сказали выше?

 

- В словаре представлено более десятка статей, связанных с буртасской тематикой. Однако, несмотря на кажущееся обилие материалов, однозначного ответа на Ваш вопрос до сих пор не существует. Это связано с тем, что эту проблематику практически никто не изучает, за исключением считанного числа специалистов. Одним из них является соавтор словаря, доктор исторических наук Геннадий Николаевич Белорыбкин из Пензы.

 

Проблема этнической принадлежности буртасов решается так же, как и многие другие исторические сюжеты: исходя из ненаучных, околополитических предпочтений. На нее накладывается также и концептуальная несовместимость научных школ, сложившихся в столицах национальных республик. Так, в  Чебоксарах полагают,  что буртасы имеют отношение к предкам чувашей, в Саранске их однозначно рассматривают как один из мордовских этносов, в Казани…

 

- Почему такая пауза? Что интересного по этому поводу говорят в Казани?

 

- Видите ли, в Казани предпочитают вообще ничего дельного не говорить по поводу буртасов. То есть существует очень веское предположение о том, что буртасы – это непосредственные предки татар, точнее одной из групп татарской нации – мишарей. Это положение разделяется практически всеми учеными Татарстана, а также многими другими исследователями буртасского вопроса, в частности – Г.Н. Белорыбкиным. Но дальше в Казани происходит нечто совершенно непонятное.

 

Так, в огромном (956 страниц) II томе «Истории татар с древнейших времен» (Казань: АН Татарстана, 2006), полностью посвященному Волжской Булгарии, вопрос о буртасах тщательно, хотя и не очень умно, обходится стороной. Примерно то же произошло и на страницах огромного атласа «Tartarica» (Казань: , 200__  ). Ученые из Татарстана высказывают мнение, что буртасы – это лишь одно из пелеменных образований в составе Волжской Булгарии. При этом игнорируется тот факт, что в арабских, персидских и хазарских источниках буртасы указываются наряду с булгарами, при этом упоминается о военных действиях между ними. Создается впечатление, что некоторые круги в Казани как будто опасаются буртасской тематики, пытаются обойти ее молчанием.

 

- Что по этому поводу говорит словарь «Ислам в центрально-европейской части России»?

 

- В словаре приводится целый ряд мнений о буртасах, и очень-очень осторожно высказывается мысль о том, что этот народ, вероятно, был не тюркским, а тюркизированным. Изначальные же его корни, скорее, говорят о родстве с культурой Хорезма.

 

- То есть это – хорезмийцы, которые затем  были тюркизированы волжскими булгарами?

 

- Не совсем так. Они были тюркизированы, скорее, кипчаками и аскизами – выходцами с Алтая. О последних свидетельствуют археологические находки на Золотаревском городище (ныне – Пензенская область). На позднем этапе существования Волжской Булгарии буртасы, вероятно, вошли в ее состав на правах автономно существовавшего  государственного объединения, хотя окончательно говорить об этом рано – требуется огромная исследовательская работа по этому вопросу. Впоследствии буртасы сыграли немалую роль в истории Золотой Орды.

 

- Очень интересно. Тем не менее, пока оставим в сторону буртасов и поговорим о Золотой Орде: что принципиально нового об этом государстве, об этой эпохе сказано в словаре?

 

- Во-первых, границы Золотой Орды на севере доходили до Тулы, которая входила в состав доменных земель ордынских ханов. Собственно, в этой маленькой ремарке заключен большой сюрприз для любителей российской истории – например, ответ на вопрос о возможных причинах Куликовской битвы.

 

- ?

 

- Я не буду подробно цитировать словарь, где больше 400 страниц. Но еще раз замечу: сенсаций в нем много, потому что об истории ислама и мусульман в данном регионе практически никто ничего не знает. Многое из того, что представлено в издании, опубликовано впервые, и, в любом случае, инновацией является тот факт, что все эти материалы сведены в рамках единой концепции под одной обложкой.

 

Возвращаясь к теме Золотой Орды, замечу, что на территории ЦФО фиксируется целый ряд буферных административно-политических образований – таких, как Смоленская, Курская тьмы, Червленый Яр и др. Тогда же здесь возникают новые города и поселения, до сих пор недостаточно изученные – к примеру, Ахматовы слободы в Курской или г.Мохши – в Пензенской области.

 

- Мохши – это разве не название мордовского народа?

 

- Действительно, мокша – один из двух мордовских субэтносов. Но город Мохши на землях мордвы имел сложный национальный состав населения, помимо мордвы, там жили буртасы, а также золотоордынская знать. Кстати, некоторые особенности захоронения знати в мавзолеях города Мохши указывают на то, что эти сооружения были построены выходцами из Хорезма. Об этом говорят статьи Ю.А. Зеленеева и Е.Е. Бочкаревой.

 

Еще более интересно наличие в этом городе (точнее, сейчас это село Наровчат) урочища Мизгить, в котором некогда были мечеть и мусульманское кладбище. Но совершенно потрясает гипотеза двух ученых советского периода, А.А. Кроткова и В.И. Лебедева, что Соборная мечеть города была построена по приказу находившегося здесь несколько лет ордынского хана Узбека. Между прочим, ныне на месте этой мечети располагается крупный православный собор Покрова Пресвятой Богородицы.

 

- Потрясающе. А что делал здесь хан Узбек?

 

- Конечно, это только версия, но она основана как на данных одного средневекового источника («Шаджарат аль-атрак», или «Родословная тюрок»), так и на совокупных археологических данных по Мохши и другому золотоордынскому городу – Увеку (ныне – Саратовская область). Если хан со своим двором действительно был вынужден покинуть Сарай и бежать на север сразу после своего воцарения в 1313 г., реальной причиной этого были опасения мести со стороны родственников репрессированных эмиров, вельмож и сторонников старой веры. Кроме того, по В.И. Лебедеву, это было связано также со страшной засухой и голодом, разразившимися в те годы в Нижнем Поволжье. Не исключено, что принятие ислама в качестве государственной религии Золотой Орды произошло именно в городе Мохши. Во всяком случае, резкое возвышение этого города, факт строительства в нем огромных мечетей Кротков и Лебедев связывали с личностью хана Узбека и тем обстоятельством, что сюда переехала «мусульманская знать».

 

Здесь мы уже в третий раз можем упомянуть Хорезм: по общепринятому мнению ученых, главное воздействие на хана Узбека в деле принятия им ислама оказали суфийские шейхи из этого региона. Однако, как это ни печально, целенаправленных исследований в этой области пока не много; надеемся, что перевод с английского на русский язык книги Де-Виса «Islamization and Native Religion in the Golden Horde: Baba Tükles and conversion to Islam in historical and epic tradition», который сегодня осуществляется в Казани, поможет частично восполнить этот существенный пробел. В основном общественность привыкла считать первоначальной точкой распространения ислама в нашей стране Дербент или Булгар, забывая, что оба этих важных центра имели все же сугубо локальное значение. Именно 1312-1313 годы являются ключевыми с точки зрения распространения ислама по всей территории Золотой Орды и постордынских государства, то есть нынешних Российской Федерации, Казахстана, Украины, Белоруссии, стран Балтии и т.д. Так что предстоящий 700-летний юбилей этого события российским мусульманам нужно отмечать на высочайшем уровне, с привлечением высоких государственных сановников, иностранных делегаций – причем не только из мусульманских стран, но и таких наших соседей, как Украина, Белоруссия, Монголия, Китай, Индия, ведь все они в той или иной степени являются наследниками Pax Mongolica.

 

 

Продолжение следует...

 

Беседовал гендиректор ИД "Медина" Ильдар Нуриманов

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/rusinterview/russia/9611/">ISLAMRF.RU: Дамир Хайретдинов: «Словарь "Ислам в Центрально-Европейской части России" - опись прошлого и современности ислама в 19 регионах России»</a>