RSS | PDA | Архив   Четверг 9 Май 2024 | 1433 х.
 

От «Асара» Ризы Фахретдина до словарей «Ислам в РФ»

06.04.2011 15:37

5 апреля 2011 г. в Уфе состоялись II Фахретдиновские чтения. В них приняли участие муфтий ДУМ РБ Нурмухаммед-хазрат Нигматуллин, председатель совета по государственно-конфессиональным отношениям при президенте РБ В.П. Пятков, ректор Московского исламского университета М.Ф. Муртазин, директор исламского колледжа им. М.Султановой И.З. Малахов, директор научно-просветительского центра "Аль-васатыйя", член Общественной палаты РФ Ф.А. Асадуллин, ученые, студенты и аспиранты, общественные и исламские деятели различных регионов России. С приветственным словом от имени председателя Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина и пленарным докладом выступил главный редактор газеты "Ислам минбаре", к.и.н. Дамир Зинюрович Хайретдинов. Предлагаем вашему вниманию текст выступления Д.З. Хайретдинова (в сокращении).

 

Бисмиллях, ва-с-саляту ва-с-саляму аля расуллиллях.

 

Уважаемые участники конференции. Позвольте мне прежде всего выполнить поручение председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина, который просил меня передать участникам Фахретдиновских чтений его приветствия, пожелания крепкого имана и успехов в работе, и следующие слова: «Мы с вами – одна команда, мы вместе работаем над тем, чтобы мусульманская умма нашей страны обрела весомый статус и заняла достойное место в российском обществе. Такие важные региональные мероприятия, какими становятся Фахретдиновские чтения, являются логичным продолжением прошедшего в Москве в конце марта сего года Всероссийского мусульманского совещания, где были приняты решения о консолидации мусульманских структур в сфере образования и просветительства, о противодействии экстремистским тенденциям и распространению исламофобии в нашей стране. Ризаэтдин Фахретдин, как известно, был продолжателем идей известного богослова Утыз-Имяни, труды которого недавно пытались запретить усилиями одного районного прокурора, в то время как они являются богословским наследием и национальным достоянием российских мусульман. В этой непростой ситуации обязательным условием жизнедеятельности мусульманской уммы России становится грамотное просветительство, элементом чего и является ваша конференция. Еще раз желаю творческих успехов участникам II Фахретдиновских чтений. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение».

 

Далее позвольте перейти непосредственно к моему выступлению. Жанр энциклопедии, в которой раскрывались бы отдельные положения исламской религии, философии или истории, весьма популярен в мире – как на Западе, так и в мусульманском мире. Пожалуй, первыми энциклопедистами в этой сфере в России выступили такие именитые мусульманские богословы, как Шихабутдин Марджани и Ризаэтдин Фахретдин. Внимательный анализ главного труда Ризы-хазрата «Асар» не оставляет сомнений: перед нами – масштабная энциклопедия, в которой собраны по определенной схеме статьи, описывающие биографии тех или иных мусульманских деятелей нашей страны. И именно в силу того, что данные скрупулезно проработанные биографии практически не известны из других источников, кроме самого «Асара» и трудов Марджани, работа Фахретдина представляют собой важнейшую источниковедческую ценность.

 

В предисловии к одному из томов книги «Асар» Риза-хазрат пишет, что он не знает, кто заинтересуется этим трудом, но он все равно должен выполнить свой долг и составить его. Сегодня, после выхода в свет нового издания «Асара», мы наконец-то можем смело заявить о том, что бесценный труд Фахретдина не пропал в забвении: исследователи по истории российского ислама получили возможность активно использовать и татарский оригинальный текст кириллическим шрифтом, и его русский перевод. Более того: сама концепция «Асара» получила дальнейшее развитие с выходом в свет серии словарей «Ислам в Российской Федерации». Эта серия – подлинное воплощение в жизнь российскими мусульманами задумки Ризы-хазрата, его идеи скрупулезного описания персоналий, как и разных явлений, объектов, изданий, имеющих отношение к истории ислама в России.

 

Работа над выпуском в свет серии энциклопедических словарей началась в Издательском доме «Медина» в 2007 году. Она стали следствием многолетних исследований группы ученых, занимавшихся проблемами исламского богословия и истории ислама в России. Энциклопедические словари этой серии отличаются колоссальным объемом исследуемого в ходе составления материала. Книга «Асар», как и труды Марджани, явилась одним из основных источников при составлении словарей, поскольку несет в себе основной массив информации о дореволюционных имамах. По возможности сведения «Асара» подкрепляются материалами архивных источников. При этом мы должны осознавать  масштабность проводимой работы, поскольку информация об одном и том же человеке может содержаться в архивах самых разных, весьма удаленных друг от друга городов.

 

Выпуск словарей во многом способствовал дальнейшему упрочению позиций мусульманских общин, их социализации и расширению источниковой базы по историографии ислама в России. Так, в частности, путем археологических изысканий в Нижегородской области в 2007-2009 гг. было доказано,  что тюрко-мусульманские (ордынские или, возможно, булгарские) населенные пункты на юге этого региона на несколько веков древнее по сравнению с первоначальной датировкой нижегородских историков. В связи с изданием словарей значительно активизировалась жизнь мусульманских общин центрально-европейской части России и Урала, которые впервые узнали научные сведения о своей старинной истории, познакомились с бытованием своих предшественников в советское время и изучили опыт соседей в современности. Огромный интерес к изданию проявили интеллектуальные круги Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Москвы и других городов.

 

Многие положения исторической науки во всероссийском масштабе, и почти все положения относительно истории ислама в России, подлежат пересмотру с учётом новых данных, изложенных исследователями и представленных в наших словарях.

 

Например, официальная история многих регионов центральной или уральской части России начинается, как правило, с момента вхождения этих земель в состав Московского государства. Весь предшествующий исторический срез в учебниках по истории для школ и вузов и даже в научных изданиях просто игнорируется. Тем не менее, и археологические находки, и внимательный источниковедческий анализ раннесредневековых документов свидетельствует о богатейшей истории, мощной государственности, масштабном торговом и культурном взаимообмене коренных народов этих мест. Но всё это практически никем и никогда не изучалось… Скажем, школьники и студенты Свердловска и Челябинска скрупулёзно изучают историю вятичей и Киевской Руси IX-XII веков, но ровным счётом ничего не знают об истории своего родного региона этого же периода – хотя в трудах аль-Идриси упомянуты, как минимум, три «процветающих города» на Урале. Но они даже не локализованы современной наукой.

 

Здесь, в столице Башкортостана, позволю себе сделать несколько более подробных ремарок о томе «Ислам на Урале». В нем найдется материал, который заинтересует любого специалиста: и медиевистов, и археологов, и краеведов, и историков Нового времени, и политологов, которые специализируются на изучении современных процессов. Мне как этнологу особенно близки статьи, посвященные этническим общинам и процессам. Скажем, что мы можем представить себе, когда говорим об исламе в Ханты-Мансийском автономном округе? Я думаю, 99% слушателей однозначно выскажутся в том духе, что у этой религии не было и не могло быть предыстории так далеко на севере. Но вот открываем словарь и читаем: в 18 веке ханты принимали ислам и оказывали сопротивление православной миссии: «начаша себе нарыцати бесурманы… и воздвигоша кличи» - то есть минареты. Словарь «Ислам на Урале» - это более 700 статей почти 50 авторов. Тема истории и бытования ислама на Урале многогранна и мало изучена, и данный том является первым важным шагом в исследовании данной проблемы. Исследования, посвященные активно развивающемуся в наши дни исламскому сообществу и показывающие особенности сосуществования мусульман и православных на Урале, которые сумели выработать традиции добрососедства, присущие этому региону и сегодня, приобретают особую актуальность в наше неспокойное время. В целом серия словарей «Ислам в РФ» направлена на созидательный межнациональный и межконфессиональный диалог.

 

Словари «Ислам в РФ» описывают, помимо истории мусульманских общин, и их современность. Другой особенностью серии является большое число авторов – участников проекта, что позволяет соблюсти объективные подходы к изучаемым сюжетам. В этом – главное отличие представляемого труда от работ по исламской тематике, изданных в последние годы.

 

По планам, в рамках этой серии должно выйти 12 томов, в т.ч. отдельно «Ислам в Башкортостане» и «Ислам в Татарстане». На данный момент в свет вышли уже пять томов: «Ислам на Нижегородчине», «Ислам в Москве и Подмосковье», «Ислам в Санкт-Петербурге и на российском северо-западе», «Ислам в центрально-европейской части России», «Ислам на Урале»; в настоящее время идет работа над созданием словаря «Ислам в Поволжье».

 

На сегодня тема ислама в Поволжье ассоциируется для среднестатистического россиянина с «исламом в Татарстане и Башкортостане». Безусловно, роль этих двух республик в становлении ислама в Поволжско-Уральском регионе является выдающейся и во многом ключевой. Вместе с тем, и другие регионы Поволжья и Урала играли и продолжают играть важную роль и в историческом аспекте, связанном с данной темой, и в современности – роль, во многом не изученную или считающуюся периферийной. Так, скажем, если речь заходит о территориях за пределами Татарстана и Башкортостана, на Поволжский и Уральский регионы приходится считанное число научных исследований по этой проблематике. И хотя очевидно, что современные административные границы никак не должны влиять на  историографию башкирского и татарского народов, мы видим, что к сожалению, так оно и происходит...

 

Наши подходы несколько иные: нам одинаково интересны и малочисленные мусульманские общины Северо-западного и Центрального федеральных округов, и титульное население в границах мусульманских республик.

 

В заключение хотелось бы сказать вот о чем. Есть уникальные и есть локальные коды, которые воспринимаются миллионами людей определенной нации или религиозной принадлежности в соответствии со своей историей, в позитивном или, напротив, негативном ключе. Например, если сказать с трибуны или с экрана телевизоров слово «Кул-Шариф», это вызывает очень яркие эмоции у всех татар, так и или иначе связанных с Татарстаном. Или другой пример: «Караван-Сарай». Думаю, нет ни одного представителя башкирской нации, который не знал бы, о какой светлой и достойной странице его истории идет речь, когда мы говорим об этом комплексе.

 

Так вот наша задача – сделать эти коды еще более яркими, и наряду с ними ввести новые, которые заставят  читателя проявить интерес к своей истории и современности, по-новому взглянуть на наше богатое прошлое. Для башкирского читателя это должны быть такие слова и понятия, на мой взгляд, как башня Тамерлана и Кызыл-Мечеть на Бузулуке,  медресе «Хусаиния» в Оренбурге и «Расулия» в Троицке… Ибо только своевременное осознание мусульманской части нашего социума своей богатой и славной истории приведёт к возрождению России как великого Евразийского государства.

 

Серия словарей «Ислам в Российской Федерации» задумана как масштабное исследование российского исламского пространства, отталкивающееся в своей концепции на такие прецеденты, как «Асар» Ризаэтдина Фахретдина. Просим у Всевышнего, чтобы Он оказал нам Свою милость и поддержку в этом непростом, но чрезвычайно важном проекте.   

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/rusopinions/russia/15628/">ISLAMRF.RU: От «Асара» Ризы Фахретдина до словарей «Ислам в РФ»</a>