RSS | PDA | Архив   Суббота 21 Сентябрь 2024 | 1433 х.
 

Гавный редактор отдела энциклопедий ИД «Медина» Д.З. Хайретдинов о международной научно-практической конференции «Духовное наследие мусульманских народов России и ближнего зарубежья»

29.09.2010 15:23

По воле Всевышнего, мне посчастливилось принять участие в международной научно-практической конференции «Духовное наследие мусульманских народов России и ближнего зарубежья», прошедшей в Казани 23-24 сентября 2010 г. Следуя лучшей традиции отечественных журналистов-мусульман (http://www.islam.ru/pressclub/vslux/qazanmus/), попытаюсь передать свои чувства от прошедшего мероприятия: оно этого стоит.

 

Конференция открылась с торжественного заседания в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете, который в последние годы усиленно продвигает свой брэнд в рамках всемирного сообщества исламских вузов. Буквально в этом году ТГГПУ был принят в состав Федерации университетов исламского мира, которая работает в тесной координации с рядом международных исламских организаций. Среди спонсоров и организаторов конференции числились как раз эта Федерация и ИСЕСКО – исламский аналог ЮНЕСКО. Их представляли, соответственно, гость из Судана, руководитель Генерального секретариата ФУИМ д-р Мустафа Али и д-р Саид Хайбуллович Кямилев, который в течение многих лет отвечает за контакты российских мусульман с ИСЕСКО. Поскольку штаб-квартира ИСЕСКО (куда, кстати говоря, Российская Федерация вошла на правах наблюдателя в 2008 г.) находится в Рабате, еще одним знаковым гостем конференции стал посол Марокко в РФ Абдалькадр аль-Ашхаб, очень величественный и чрезвычайно благородного вида седовласый джентльмен, который под впечатлением своего знакомства с мусульманской Казанью специально для конференции написал касыду. К сожалению, наши мусульмане и вообще российские граждане, не привыкшие к этому высокому жанру, не смогли оценить этого по достоинству, тем более что и переводчик оказался не готов к этому. Но для понимающих арабский язык и культуру это стало первой своеобразной мини-сенсацией мероприятия.

 

Не будем перечислять всех высоких гостей и организаторов, отметившихся с приветственным словом – информация об этом имеется на соответствующих сайтах из Казани. Скажем лишь, и то совсем немного, про первый пленарный доклад, с которым выступила д-р Айсылу Билаловна Юнусова из Уфы. Лично мне показалось это знаковым в свете известного соперничества Казани и Уфы, тем более что на это несколько раз обратил внимание ведущий конференции любезный С.Х. Кямилев.  Итак, Айсылу-ханум, рассказавшая про архивные фонды Оренбурга и Уфы, и наглядно показавшая на экране ряд интересных документов нашего прошлого, сделала небольшую, но весьма важную ремарку. Хотя тема ее доклада не перекликалась с тематикой недавнего мероприятия в Казани (речь идет о форуме татарских религиозных деятелей, прошедшем 16 сентября), докладчик посчитала нужным обратить внимание слушателей на такой сюжет. На том форуме Главный советник департамента гуманитарной политики и общественных связей управления внутренней политики Администрации президента РФ Алексей Алексеевич Гришин призвал Духовные управления мусульман ввести специальные удостоверения для имамов, которые признавались бы государственными органами власти, с тем, чтобы муфтии несли затем персональную ответственность за этого имама. Айсылу-ханум показала гостям конференции слайд с фотографией аналогичного предписания царских (имперских) властей, прокомментировав его примерно такими словами: «Все это уже было в нашей истории – истории татар и башкир, и все это наши предки – предки башкир и татар – достойно вынесли, а затем списали в архив». Я, может, чуть утрирую концовку, но в целом мне показался очень неожиданным пафос А.Б. Юнусовой, которая никогда прежде не была замечена (мною – речь идет о субъективной оценке!) в таких панибратских мотивах, касающихся башкиро-татарской истории и современности. По реакции слушателей, в т.ч. иностранцев, я видел, что ее неоднократное и крайне жесткое обличение имперских властей в нарушении свободы вероисповедания мусульман воспринималось весьма живо и с огромным интересом. Создалось впечатление (оговорюсь: быть может – и ложное), что она своей речью кому-то давала понять: чем сильнее давление на татаро-башкирское сообщество, тем больше оно консолидируется, оставляя в прошлом свои известные разногласия. И, если мое прочтение доклада хоть в чем-то было верным, то становилось понятным изумление в глазах членов президиума конференции – которых, по-моему, мало затрагивала проблема неоцифрованных архивных фондов далекого Оренбурга. Восток, видите ли – дело тонкое…

 

Рабочие сессии конференции проходили в стенах гостиницы «Ибис», красивой, комфортной и теплой, как та птица, в честь которой была названа эта гостиничная сеть. Специфика докладов по источниковедению и археографии не позволяет обсуждать их с позиций публицистики, а именно в этом стиле мне хотелось бы подать свои заметки. Поэтому, с позволения читателей, опущу имена докладчиков и их темы, которые при желании можно будет найти в Интернете. Скажу лишь о том, что запомнилось крепче всего. Долго сидевший безгласно гость из Малайзии д-р Хасан Ахмед Ибрагим (Международный исламский университет, Куала-Лумпур) после какого-то выступления вдруг встал и задал вопрос. Простой, в общем-то, вопросик, вполне в духе арабо-мусульманского зарубежного дискурса. «Как, - говорит он, - оказывается, много было реформаторов в российском исламе – и Марджани, и Курсави, и Фахретдин… Я и не знал! А они на каком методе базировали свои реформы – шейха Мухаммада ибн Абдель-Ваххаба или Шаха Валиуллы? То есть, иначе говоря, они брали свое начало из ваххабизма аравийского или индийского?».

 

Зал впал в ступор! Не ответить гостю было нельзя – некрасиво! Но и грамотно ответить было невозможно: в России тему ваххабизма с недавних пор можно поднимать исключительно лишь в негативной коннотации! Как быть? Отвечающие, по сути, ушли в сторону, и гость остался не очень доволен ответом. Я все ждал, подойдет ли кто-нибудь к нему в кулуарах с тем, чтобы объяснить, что у нас не все темы исламского богословского жанра можно обсуждать вслух. Но, судя по его докладу, где он опять – в несколько ином контексте – затронул похожую проблематику, никто так и не решился открыть глаза уважаемому доктору на «особенности национальной охоты» в России, когда по команде «ваххабизм» господа Р.Силантьев и В.Якупов начинают стрельбу без правил.

 

Как и всегда, в кулуарах говорилось много больше и гораздо разнообразнее, нежели на заседаниях. Обсуждалось все и вся, от геополитики до обилия разноцветных хиджабов на головах студенток ТГГПУ и вообще жительниц Казани. Гости отметили и колоссальный вклад М.Шаймиева в дело мусульманизации Казани, и «впечатляющую» речь Р.Минниханова на том самом недавнем форуме. От Рустама Батрова я узнал так много по теме исламской философии, чего не смог бы и от ста муфтиев, вместе взятых. Игорь Алексеев поведал о новом, довольно опасном геополитическом проекте ставки на средневековье относительно мировой уммы. С гостями из СНГ я обсудил тему татар в новой истории среднеазиатских народов.

 

Да, особенностью конференции было большое число гостей из стран СНГ. Собственно, уже в прошлых годах команда нижегородцев во главе с Дамиром Мухетдиновым первой обратила внимание на этот существенный изъян, и сегодня в российским исламе стало доброй традицией приглашать ученых из Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и т.д. с целью восстановления разорванных связей. Их замечательные доклады, а прежде всего существенные по смыслу замечания и дополнения, значительно оживляли текущий своим чередом процесс выступлений. Ни одна оговорка, ни один неправильный термин, которые по привычке произносили наши, особенно молодые ученые, не остались без внимания Т.Н. Мардони из Душанбе, Р.Н. Шигабдинова из Ташкента, Ж.З. Зикирии из Астаны и др. – за что им большое спасибо!

 

После длительного зачитывания резолюции, которую – как мне рассказали по секрету – по настоянию арабских гостей писали и переписывали много раз на протяжении многих часов подряд, началась богатая культурная программа. Гости читали джума-намаз в великолепном Кул-Шарифе, далее нам показали фонды Отдела рукописей ИЯЛИ (где мы послушали старинные татарские мелодии, записанные на металлических пластинках)атарские песни на сей ИЯЛИ (где мы послушали , на протяжении многих часов подряд, началась богатая культурная программа и еще более богатый Отдел рукописей и редких книг библиотеки КФУ, где Шамиль Шихалиев сразу сделал небольшое научное открытие. Впечатление произвели и компьютерные классы РИУ, в т.ч. те, что оборудованы для видеосеансов с другими городами, и красивое чтение Корана учащимися центра по подготовке Коран-хафизов. Ресторан «Древняя Бухара», великолепные мунаджаты в исполнении замечательного ансамбля «Марджан», вкупе с комментариями уважаемого Рафика-эфенди Мухаметшина, обращенные через весь зал ко мне лично – все это произвело на меня неизгладимое и незабываемое впечатление. В том числе, быть может, и потому, что я привык к подобным программам в первопроходце таких форумов – Нижнем Новгороде, но ни разу не видел такого в славной Казани. Надеюсь, что зачин нижегородцев будет востребован и в последующем, Аллах бирс?! 

 

Далее было трогательное прощание с гостями конференции, и мерцание огней столь далекого от Москвы Кул-Шарифа в окне вагона поезда. Не говорю: «Казань, прощай» - но скажу: «До свидания!». Рафик-эфенди, Рустам, Динар – всем огромное спасибо за заботу и неустанные труды. Пусть Аллах будет доволен вами!

 

Дамир Хайретдинов, гость Казани.

 

Доклад Д.З. Хайретдинова, представлявшего на конференции ИД «Медина», читайте здесь:  Книжная ученость нижегородских татар как предмет исследования Издательского дома «Медина»

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/13736/">ISLAMRF.RU: Гавный редактор отдела энциклопедий ИД «Медина» Д.З. Хайретдинов о международной научно-практической конференции «Духовное наследие мусульманских народов России и ближнего зарубежья»</a>