RSS | PDA | Архив   Суббота 11 Май 2024 | 1433 х.
 

Депутат Свердловской Областной Думы Наиль Шаймарданов: «В Коране даны ответы на все вопросы!»

20.11.2009 18:06

Когда кто-либо говорит о сотрудничестве власти и мусульман на Среднем Урале, сразу же вспоминают имя заместителя председателя Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области Наиля Залиловича Шаймарданова. Именно он представляет законодательную власть региона на всех встречах с исламскими деятелями, принимает участие в ключевых для уральской уммы событиях и сам делает немало для развития ислама на уральской земле. Сегодня он в гостях у информационно-аналитического портала IslamRF.  

 

— Наиль Залилович, вы - не коренной свердловчанин, как ваша семья оказалась на Урале?

 

— Действительно, я родился в 1954 г. в деревне Игинчиляр Параньгинского района Марийской АССР. В 1937 г. многих жителей нашей деревни репрессировали. Поскольку отец был из бедняцкой семьи, нас репрессии не задели, но под их молот попали  мои родственники со стороны матери. Их сослали на Урал. Только в 1953 г. была разрешена переписка и мы узнали, что они живут в Нижнем Тагиле и ряде других городов Урала. В 1958 г. родители всеми правдами и неправдами получили паспорта (тогда колхозникам паспорта не выдавали) и сумели вывести нас из деревни. У меня осталось детское воспоминание, как нас тайно и в спешке вывозили из этой деревни под каким-то крытым пологом. Наша семья обосновалась в Челябинской области, в начале 1960-х гг., когда я был уже постарше, мы повстречались с теми из наших репрессированных родственников, кто остался жив, они были уже в годах, сильно изменились, но эта встреча была очень радостной.

 

— Сохранялись ли в вашей родной деревне традиции ислама?

 

— Да, несмотря на советскую власть, в деревне продолжали сохраняться многие исламские традиции. Моя бабушка по линии матери была абыстай и получила основательное духовное образование. Свои знания она передала нашей маме – Фатиме-ханум. Мама умела читать и переводить Коран, совершала пятикратный намаз, держала пост в месяц Рамадан. Даже если он приходился на период сенокоса. Вы понимаете, насколько это тяжело – когда целый день на солнцепеке занят физическим трудом без еды и воды. Менее сильный человек мог бы сказать себе: «Потом подержу пост, сейчас тяжело», но наша мама строго придерживалась всех норм ислама и своих пятерых детей воспитала в духе уважения к религии и почитания старших. Мы знали, что когда мама молится, нельзя шуметь, когда взрослые разговаривают, нельзя их перебивать, мама нас воспитала в атмосфере богобоязненности.

 

— Как складывалась ваша жизнь после переезда на Урал?

 

— В 1976 году я окончил Свердловский государственный сельскохяйственный институт и был направлен на работу в Лайский животноводческий комплекс. Это было суперсовременное по тем временам предприятие, построенное по технологиям итальянской фирмы «JJ», уже в то время оно было компьютеризировано и имело видео-наблюдение. Затем я отслужил в армии. И в период моей службы семья вынуждена была переехать в Свердловск (ныне Екатеринбург – прим. ред.). Я продолжал работать в области сельского хозяйства, когда меня пригласили в Областной совет профсоюзов курировать это направление деятельности. В 1990-е гг., мне дважды предлагали баллотироваться в Государственную Думу и Законодательное Собрание Свердловской области, я дважды отказывался, потому что не видел себя в этой роли. Но предложения оставались в силе, я начал присматриваться к этой деятельности и она меня заинтересовала. Когда же поступило предложение от движения «Преображение Урала» и его лидера Эдуарда Росселя, Федерация профсоюзов Свердловской области официально выдвинула меня кандидатом в депутаты в Областную Думу, так что с 1996 г. я занимаюсь депутатской работой. Одновременно я поступил в аспирантуру Уральского государственного экономического университета. Мы все прекрасно понимали, что полученное нами во времена СССР образование строилось на социалистических принципах, а нужно было хорошо разбираться в вопросах рыночной экономики. Это было для нас совершенно новым. Я сдал экстерном кандидатские экзамены, защитил диссертацию по формированию цены рабочей силы. Я очень благодарен своему  научному руководителю Николаю Никитичу Филиппову за поддержку, которую он мне оказывал во время написания диссертации. Та база знаний, которую я получил, пригождается мне и сейчас в моей работе в университете, где я возглавляю кафедру экономики труда и управления персоналом.

 

— Насколько мне известно, уже в начале 1990-х гг. вы активно включились в процесс национального и религиозного возрождения на Урале, всей семьей посещали курсы по основам ислама и арабского языка. Что вами двигало и как это происходило?

 

— В начале 1990-х гг. у всех народов России, в том числе у татар и башкир, произошел всплеск возрождения национального самосознания. В советское время представителей нерусской национальности называли на русский манер, меня, например, коллеги называли не Наиль Залилович, а Николай Михайлович, это было в порядке вещей. Национальность не играла столь большого значения. Но с распадом СССР все изменилось. Помню, ко мне пришли несколько человек, представителей татарской общины, и пригласили на меджлис. Слово это было для меня новым и непонятным. И как все новое, меня это заинтересовало. На меджлисе, так же как во всем Татарстане и Башкортостане, происходили бурные обсуждения того, как возродить национальную культуру, родной язык. Поскольку национальное и религиозное было тесно взаимосвязано, то в татарской среде начался рост интереса к исламу. Мне сказали, что студенты-арабы из Уральского политехнического института (ныне УГТУ-УПИ им. Б.Н. Ельцина – прим. ред.) организовали курсы по арабскому языку и основам ислама. Мы пошли на эти курсы всей семьей. Ребята неплохо знали русский язык и доходчиво объясняли, в чем суть религии. В моем сознании начали возникать знакомые с детства картины – как мать учила нас аятам из Корана, как совершала намаз. Если с детства мы усвоили лишь внешние формы ислама, то теперь постигли его внутреннюю суть. Эти занятия полностью перевернули наше мировоззрение в части понимания религии. С тех пор моя семья прикоснулась к этому богатейшему источнику мудрости. Ислам привлекателен своей открытостью, отсутствием секретов или каких-либо табу на все сферы жизни человека: касается ли это духовной, интимной или социальной жизни. Практически в отношении всех этих сфер ответы можно найти в Коране. Это и привлекает меня в исламе.

 

— Сегодня именно вы, как депутат, представляете региональные власти на всех национальных праздниках и официальных мероприятиях, связанных с исламом, татарской и башкирской культурой, это ваша личная инициатива или вас назначили ответственным за эти направления?  

 

— Я думаю, что здесь и то, и другое. Первоначально, когда я пришел в Думу в 1996 г. мне предложили возглавить комитет по законодательству, думая, что я юрист. Даже когда я объяснил, что вообще-то специализируюсь на сельском хозяйстве и экономике, предложение осталось, но я взял самоотвод и попросился в комитет по социальной политике. Видя, что я связан с татарской общиной и принимаю участие в национальной жизни, меня сделали куратором национальной проблематики.

 

— И каково на ваш взгляд развитие межнациональных взаимоотношений в нашей стране и в вашем регионе?

 

— Когда я работал в Федерации профсоюзов, мы никого не различали по национальному признаку. Когда ко мне обращался рабочий со своей проблемой, я никогда не смотрел на его национальность. Межнациональная толерантность и дружба народов, воспитанные в нас СССР, это огромная ценность, оставшаяся нам в наследство от советских времен. Мы живем в одной стране, у наших народов имеется ментальная и родственная близость, кто бы что ни говорил, русский народ является государствообразующим, а славяне доказали свою жизнеспособность великими свершениями за 1000 лет своей истории. Я с большим уважением отношусь к своему родному языку, горжусь тем, что я татарин и горжусь тем, что я могу об этом говорить в нашей стране, как и представители других народов и конфессий. В своем недавнем послании Федеральному Собранию Президент вновь подчеркнул, что культурное многообразие нашей страны – это ценность, которую надо беречь и развивать. Если в 1990-е гг. утверждение о том, что народы России живут в одной многонациональной семье, было лишь словами, то теперь, в 2000-е гг., это подтверждается конкретными делами. В национальных республиках волна национализма сошла на нет. Конечно, не все проблемы еще решены, но позитивные изменения  очевидны. То, что сегодня Россия развивает экономические и партнерские отношения со странами Востока и исламского мира, укрепляет мощь нашей страны. Мы возвращаем друзей, которые были у нас в разное время. Государство сильно, если его окружают друзья, а не враги.

 

— Вы являетесь активным участником ключевых для уммы России и Урала событий, начиная от учредительной конференции ДУМАЧР в Тюмени в 1999 г., и заканчивая международной конференцией «Россия и Исламский мир: Партнерство во имя стабильности», прошедшей 24 сентября 2009 г. в Колонном зале Дома союзов в Москве. Какие, на ваш взгляд, трудности испытывает сегодня мусульманское сообщество Уральского региона и как власти помогают эти трудности преодолевать?

 

—Когда говорят о взаимоотношениях органов власти и мусульман, почему-то забывают, что и у властей тоже есть определенные проблемы при работе с мусульманами: остро не хватает специалистов по работе с конфессиями. Сейчас на Урале есть мусульмане не только ханафитского мазхаба, но и представители самых разных течений. Нужны специалисты, которые разбирались бы в этих тонких материях. Мы постоянно говорим об этом с представителями исполнительной власти.

 

Что же касается конфесси, и я думаю, что это не только моя оценка: сегодня в России созданы хорошие условия для всех конфессий, со стороны государства нет притеснений, нет давления на верующих. Конечно, за период 70 лет советского правления многое было утеряно, утрачен кадровый потенциал и духовная преемственность между поколениями священнослужителей. Молодежь, которая училась в арабских странах, зачастую не воспринимается старшим поколением. Есть определенные столкновения чисто человеческих интересов. Для меня, например, очень болезненно, что сегодня в Свердловской области параллельно действует несколько мусульманских структур. Если РПЦ имеет единую монолитную вертикаль, то отсутствие организационного единства вызывает у мусульман нашего региона и страны в целом определенные сложности. Я, как представитель органов власти, всегда говорю: «Наша задача - оказать содействие всем религиозным организациям, признанным министерством юстиции. В ваши внутренние взаимоотношения мы вмешиваться не собираемся. Я не аятолла, не имам, я депутат, у меня ответов на вопросы спрашивать не нужно, все они есть в аятах Корана, где написано, что мусульмане должны быть едиными». Лично для меня равны лидеры всех религиозных организаций и всех конфессий. Со всеми мы работаем, все они к нам приходят и мы всегда им рады. Думаю, что те трудности, которые есть сегодня, абсолютно жизненное явление, со временем они будут преодолены. Когда мы встречались с Равилем Гайнутдином, он сказал замечательную фразу: «Под нашим духовным наставничеством находятся представители разных течений ислама, для нас они все едины». Вот прекрасный пример толерантности. Еще один пример, который я сам видел в прошлом году во время хаджа. Это Кааба. Никто никого не выводит за руку из-за того, что кто-то шиит или суннит, что ты держишь руки так, а не вот так. Кааба открыта для всех, никто никому не препятствует. Так и мечети России должны быть открыты для всех мусульман без деления на направления и мазхабы. Люди должны находить взаимопонимание в этом отношении.

 

— Вы являетесь председателем Попечительского Совета по строительству Соборной мечети Екатеринбурга и одним из организаторов марафона по сбору средств на ее строительство, который пройдет в дни Курбан-байрама, 28 ноября. Поможет ли эта акция построить соборную мечеть и сможет ли ее строительство сплотить уральских мусульман?

 

— Когда ко мне приходят и жалуются, что не могут собрать деньги на мечеть, что власти не оказывают содействие, я говорю: «Вы что же думаете, вы сказали «Мечеть будь!», выплывет джин из лампы и построит ее? Нет! Необходимо нам вместе приложить усилия». И я убежден, и да поможет нам Всевышний, мечеть будет построена! Согласно законодательству, власти не могут напрямую финансировать строительство религиозных сооружений. Но принятые Указ Губернатора, Постановление Правительства Свердловской области и ряд Постановлений Главы города Екатеринбург по строительству Соборной мечети, говорят о том, что власти едины в понимании необходимости строительства мечети, которая завершит формирование площади Согласия, единственной, кстати, в России, где будут соседствовать рядом храм, мечеть и синагога. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто построит ради Аллаха мечеть на этом свете размером даже с насест птицы ката, Всевышний возведет дворец в Раю». Человек не должен быть сторонним наблюдателем, внес ли он рубль, десять или сто рублей, это вклад в его будущее в ином мире. Если ты в это искренне веришь, окажи содействие тому, чтобы дом Аллаха в виде Соборной мечети Екатеринбурга скорее был построен, был достойным, и ты ощущал свой вклад в это общее дело. Разговоры о том, что строительство Соборной мечети прекращено, не имеют под собой оснований. Кризис приостановил участие в этом проекте ряда крупных спонсоров, но простые люди тоже могут помочь этому делу. Недавно мы разговаривали с экс-председателем областного правительства Алексеем Воробьевым. Он сказал, что нужно двигать этот процесс и своими руками. Крупные инвесторы сейчас находятся в сложном положении, а кто мешает провести субботник, привести в порядок территорию, поставить строительный вагончик, где можно поставить урну для пожертвований? Это уже шаг вперед. Средства, которые будут собраны на марафоне, - тоже значительный шаг вперед. Дорогу одолевает идущий. Мы надеемся, что марафон придаст новый импульс строительству, покажет, что даже в такое сложное время на Среднем Урале идет строительство мечети, и народ его поддерживает. У нас имеется острый дефицит молельных площадей. Как ни придешь в пятницу в мечеть, видишь, что люди молятся даже на улице, под дождем и снегом. Соборная мечеть способна разрешить эту проблему, поэтому мы призываем всех неравнодушных прийти 28 ноября в 14:00 в Свердловский государственный областной Дворец народного творчества (ул. Фестивальная, 12) на Марафон и внести свой посильный вклад в общее дело. Мы надеемся, что все мусульманские организации Свердловской области объединятся вокруг строительства главной мечети города и региона.

 

— Что бы вы хотели пожелать нашим читателям в преддверии Курбан-байрама?

 

— Хочу пожелать, чтобы у каждого было духовное спокойствие. К нему очень сложно прийти при тех проблемах и сомнениях, которые есть у современного человека. Этот замечательный праздник должен побудить всех нас взглянуть внутрь себя и объединить людей на духовной основе. Желаю всем людям, вне зависимости от вероисповедания, благополучия, здоровья, успешного выхода из кризиса, спокойствия, уверенности в завтрашнем дне, уважения друг к другу, а также как можно чаще протягивать друг другу руку для оказания помощи.

 

Беседовал Алексей Старостин

фото автора

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/10746/">ISLAMRF.RU: Депутат Свердловской Областной Думы Наиль Шаймарданов: «В Коране даны ответы на все вопросы!»</a>